Урок литературы на тему: Образ Петербурга в поэме А.С.Пушкина Медный всадник
Урок литературы 7 класс
Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»
(путешествие по литературным местам)
Цель урока
Показать интерес А.С.Пушкина к историческому прошлому России; раскрыть образ Петербурга, отраженный в поэме «Медный всадник»
Задачи:
Расширение кругозора учащихся через привлечение материала смежных предметных дисциплин.
Развитие навыков анализа художественного текста.
Развитие навыков грамотной устной речи, художественного чтения, систематизации материала, умения прослеживать причинно-следственные связи.
Развитие умения применять знание литературоведческой терминологии при анализе текста.
Развитие умений работы с картой
Оборудование:
тексты поэмы А.С.Пушкина "Медный всадник",
фотография скульптуры Э.Фальконе,
музыкальный фрагмент из балета «Медный всадник» (Р.Глиэр)
иллюстрации А.Н.Бенуа к поэме «Медный всадник»
презентация.
карта Санкт-Петербурга
Ход урока
1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на путешествие по страницам «Медного всадника»
(Звучит музыкальный фрагмент, на слайде видеоряд достопримечательностей Петербурга. Изображение останавливается на памятнике Фальконе. Звучат слова эпиграфа).
Какая дума на челе!
Какая сила в нем сокрыта!
А в сем коне какой огонь!
Куда ты скачешь, гордый конь,
И где опустишь ты копыта?
Учитель:
- Как вы думаете, ребята, о чем сегодня на уроке пойдет речь? (ответ учащихся)
- Правильно, мы будем говорить о Петербурге Александра Сергеевича Пушкина, пройдем по некоторым его улицам и остановимся у памятника, фотографию которого вы видите перед собой на слайде. Как называется этот памятник? (ответы учащихся)
-Итак, тема сегодняшнего урока - «Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» (запись темы)
- Что вы чувствовали во время виртуального путешествия по Санкт-Петербургу? (учащиеся дают ответы)
- И не случайно вы испытали такие эмоции, глядя на достопримечательности северной столицы, потому что Санкт -Петербург – это город-памятник с удивительной историей, запечатленной в архитектурных формах. Знаете ли вы, какая музыка звучала в начале урока? (ответы учащихся)
- Только что прозвучала музыка композитора Глиэра «Гимн великому городу», это произведение является официальным гимном Санкт-Петербурга
-Ребята, кто-нибудь из вас был в Санкт-Петербурге? (ответы учащихся)
Петербург не может оставить равнодушным никого, кто в нем хоть раз побывал. Давайте посмотрим на город глазами знаменитого художника Бенуа.
(Группа учащихся работала над проектом «Открытки с репродукциями». Ребята показывают свою презентацию и рассказывают об одной из страниц, посвященных художнику А.Н. Бенуа»)
Учитель:
«Медный всадник» - эмблема великого города, его символ, самый выразительный скульптурный памятник Санкт-Петербурга. Этот памятник словно дважды родился, попросим группу историков рассказать нам о своей поисковой работе.
(рассказ группы учащихся, занимавшихся поиском исторических фактов создания памятника)
Учащиеся рассказывают, что первым рождением можно считать открытие памятника в августе 1782 года при Екатерине II, которая торжественным открытием памятника и надписью «Петру I Екатерина II» подчеркивала продолжение славных дел Петровых. Автора этого творения , гениального скульптора Фальконе тогда в городе не было (Фальконе покинул город, устав от враждебного отношения двора к его детищу). Вторым рождением памятника можно считать болдинскую осень 1833 года, когда была создана А.С.Пушкиным поэма «Медный всадник»
Учитель:
Ребята, есть некая аналогия в судьбах поэта и скульптора. Работа Фальконе, воплощенная в бронзе и граните, была помимо его воли ограждена высокой решеткой. Поэма Пушкина подверглась жесткой цензуре Николая I и вышла в свет только после смерти поэта.
Поводом к созданию поэмы послужило самое страшное наводнение за всю историю города (7(19) ноября 1824 года), когда Нева причинила городу много бед. Пушкин в день наводнения не был в городе, но он писал своему брату Льву : «Этот потоп с ума мне нейдет, он вовсе не так забавен, как с первого взгляда кажется». Через девять лет, изучив газетные публикации, свидетельства очевидцев Пушкин создает поэму «Медный всадник»
Давайте попробуем отыскать в поэме отражения свидетельств очевидцев
(у учащихся на столах хроники очевидцев, учащиеся работают с ними и текстом поэмы)
Документальные свидетельства наводнения
Отрывки из поэмы
«Около 10 часов утра, при постепенной прибыли воды, толпы любопытных устремились на берега Невы, которая высоко вздымалась пенистыми волнами и с ужасным шумом и брызгами разбивала их о гранитные берега»
Ужасный день!
Нева всю ночь
Рвалася к морю против бури,
Не одолев их буйной дури...
И спорить стало ей невмочь
Поутру над ее брегами
Теснился кучами народ,
Любуясь брызгами, горами
И пеной разъяренных вод.
«В одно мгновение вода полилась через края набережных из реки и всех каналов и наводнила улицы Погреба, подвалы и все нижние жилья наполнились водою»
воды вдруг
Втекли в подземные подвалы,
К решеткам хлынули каналы,
И всплыл Петрополь, как тритон,
По пояс в воду погружен
Учитель:
Вы нашли в поэме то, что было документально отражено в хрониках тех лет. Вода поднялась на 4,1 метра выше ординара. Напоминание об этом сохранилось до наших дней. Черту, которой отмечен уровень воды в ноябре 1824 года, можно увидетьи у Синего моста на водомерном обелиске, и на стене Невских ворот Петропавловской крепости, и на фасадах некоторых домов.
На слайде появляется фотография дома князя Лобанова-Ростовского на Адмиралтейском проспекте,12
Учитель:
Ребята, какой архитектурный элемент вы видите у крыльца этого дома? (львы)
Сегодня эти львы не кажутся столь высокими, как раньше (из-за наслоение брусчатки, асфальта), а раньше на них можно было спастись от воды. Известна история с некоим Яковлевым, который просидел на льве несколько часов во время наводнения. Исторические реалии запечатлены в поэме .Герой поэмы Евгений сидит на льве и видит памятник (найдите и зачитайте этот фрагмент).
В то время Сенатскую площадь называли Петровой (после открытия памятника), сада у Адмиралтейства не было, а дом Лобанова-Ростовского был построен Монферраном в 1820 году, когда Исаакиевский собор только возводился.
(учащиеся зачитывают отрывок «Тогда, на площади Петровой, где дом в углу вознесся новый)
Учитель:
-Каким выглядит Евгений на мраморном льве? (жалким подобием памятника)
-Нева преградила бедному чиновнику путь к возлюбленной, проиллюстрируйте отрывком из поэмы ( там – Увы! Близехонько к волнам, почти у самого залива – забор некрашеный, да ива и ветхий домик»)
(путешествие по карте города, на столах карты)
Учитель:
Представим себе, как это было. Вода спала, и Евгений бежит на Васильевский остров. Напротив Медного всадника должен был находиться Исаакиевский мост, но его снесло течением Невы. Евгений бросается к лодке («И перевозчик беззаботный его за гривенник охотно чрез волны страшные везет»
Лодка пристает к берегу и короткий путь по берегу Невы, по Кадетской линии («Достиг он берега. Несчастный знакомой улицей бежит»)
Где же мог находиться домик, который искал Евгений? Историки и пушкинисты сошлись во едином мнении, что домик, скорее всего, находился в селении Галерной гавани, а это селение первым приняло удар стихии и больше всего пострадало от разрушительного наводнения. Чем ближе Евгений к своей цели, тем разрушительнее видит он перед собой картину («И вот бежит уж он предместьем, и вот залив, и близок дом..»)
Но дома нет, Евгений возвращается к исходной точке, к дому со львами. Медный всадник – центр притяжения. Потеряв все, Евгений бунтует, он грозит тому, кто не смог защитить его.
Подведение итогов урока.
Что нового вы сегодня узнали?
Сегодня мы с вами прошли по маршруту героя поэмы А.С. Пушкина, побывали на улицах, познакомились с архитектурой и увидели, как исторические реалии нашли отражение в художественном произведении.
Домашнее задание:
- Образ Петра I в поэме.
- Творческое задание. Составить экскурсионный маршрут –карту «По страницам «Медного всадника»