Урок литературы на тему Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина Цыганы


Министерство образования Республики Башкортостан
МОБУ «Башкирская гимназия-интернат»
г.о. город Нефтекамск








Урок внеклассного чтения
по теме

Проблема человеческой свободы
в поэме А.С. Пушкина «Цыганы»



Нурисламова Римма Асгатовна,
учитель первой квалификационной категории












Ноябрь 2012 г.

Тема: Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы»
Цели: * Показать мастерство Пушкина в изображении характера цыган, своеобразие разрешения проблемы человеческой свободы в поэме.
* Продолжать развивать умение учащихся давать характеристику героя на основе текста, определять авторскую позицию.
* Продолжать развивать навыки учащихся слушать, воспринимать и интерпретировать поэтическое произведение.
* Способствовать формированию понимания личной свободы, формированию музыкального вкуса.
Оборудование: Медиадоска, презентация, проектор, цыганская музыка, тексты произведения
Ход урока.
1. Приветствие. (Слайд 1)
Здравствуйте,дорогие ребята. Добрый день, уважаемые гости.
Давайте совершим необычное для урока литературы путешествие с великим Александром Сергеевичем Пушкиным. Сегодня мы с вами отправимся к цыганам, окунёмся в мир этого вольнолюбивого народа, вместе с цыганами пройдёмся по степям Бессарабии, посидим у ночного костра, послушаем цыганские песни. Заодно попытаемся выяснить, почему именно в этой поэме Пушкин поднимает тему человеческой свободы.

(Слайд 2)
Запишите тему урока (открывается слайд 2): Проблема человеческой свободы в поэме А. С. Пушкина «Цыганы».
Кстати, о заглавии произведения. Нормой произношения является «цыгане». Почему же Пушкин выбрал в качестве заглавия такую форму слова? Вот что пишет об этом сам поэт в статье "Опровержение на критики":
"Кстати о грамматике. Я пишу цыганы, а не цыгане, татаре, а не татары.
Почему? Потому что все имена существительные, кончающиеся
на -ан и -ян, -ар и -яр, имеют во множественном именительный на-аны,
-яны, -ары и -яры, а родительный на -анов, -янов, -аров, -яров". Но все же пушкинская норма не была принята.

- Итак, где же происходят события? ( в цыганском таборе). Ученица рассказывает о жизни в цыганском таборе
Учитель: Да, Пушкин изображает молдавских цыган. Поэма написана в период романтической лирики и романтических поэм А.С. Пушкина, который охватывает 18201822 гг. Расскажите о романтическом периоде в жизни Пушкина (И.Курбанов)
- Как вы думаете, почему Пушкина так заинтересовала жизнь этого народа?
3.Учитель: У Пушкина были особые отношения с цыганами. Дело в том, что, находясь в южной ссылке среди незнакомого ему народа, он изучил его историю, фольклор, литературу и даже язык постиг настолько, что понимал разговорную речь. Он знал много цыганских песен и очень любил их. Содержание одной из песен молдавских цыган Пушкин изложил так: «Мы люди смирные, девы наши любят волю – что тебе делать у нас». Эти слова он хотел предпослать поэме в качестве эпиграфа. Поэма Пушкина достаточно биографична. Об этом нам расскажет __________________Ученица рассказывает:

(Слайд 4)
4. Ученик: Около трёх лет пробыл Пушкин в Кишинёве. Жил он в доме своего начальника Ивана Никитича Инзова, человека доброго, прямого, честного. Инзов полюбил его как сына, и Пушкин тоже привязался к нему. Службой Инзов его не обременял. Пушкин много ездил, навещал знакомых, однажды несколько дней провёл в цыганском таборе в молдавских степях. Об этом он написал в эпилоге поэмы. Пушкин был влюблён в цыганку, которая была брошена своей матерью на попечение отца. Эта цыганка убежала из табора, а позднее была убита ревнивым цыганом. Автобиографичность отразилась и в именах: Сравните имена: Алеко – Александр. А девушку, в которую по преданию был влюблён Пушкин, звали Земфирой.
Вы видите портрет Пушкина, выполненный Василием Андреевичем Тропининым в 1827, в год расцвета творческих сил Пушкина. Портрет является самым известным творением крепостного художника. Бытует версия о том, что заказал портрет Тропинину близкий друг поэта Соболевский, который “был недоволен приглаженными и припомаженными портретами Пушкина, какие тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение поэта, как он есть, как он бывал чаще, и он просил Тропинина “нарисовать ему Пушкина в домашнем его халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большом пальце одной руки”.
А автором портрета генерала Инзова является английский художник Джордж Доу (1781-1829), который был известен в Европе как модный портретист, мастер репродукционной гравюры;
5. Учитель: Давайте прочитаем начало поэмы.
Чтение
(Слайд 5.)
6. Настроимся на цыганский лад и послушаем музыку.
(Слайд 6)
-Какие картины возникли в вашем воображении?
(Цыганы кочуют по степям Бессарабии, они ночуют в изодранных шатрах под звездами, несмотря на это их сон мирный, жизнь в таборе идет своим чередом. Они привыкли к воле, их не смущают бескрайние степи, вечное движение, непогода, они просто живут.)
-В чем привлекательность такой жизни?
(Они свободны, вольны. Их ничто не тяготит, не держит на одном месте. Они в постоянном движении. Их жизнь полна романтики.)
-Кто из героев поэмы олицетворяет эту вольную жизнь, является символом вольности?

(Земфира) (Слайд 7)
-Расскажите о ней подробнее
(Она юная, хрупкая, и в то же время полная жизненных сил девушка. Она – дитя природы, свободная птица, живет сердцем, чувствами, она своенравна, естественна. Она как вольный ветер. Не стремится к свободе, а живет в ней, не задумываясь о будущем, не заглядывая вдаль.)
-И все-таки романтиком автор считает другого героя. Кого?

(Алеко) Каков он, Алеко? (Слайд 8)
-Давайте вспомним, а что значит романтический герой? (можно читать по тетрадям)
(Это необычный человек в необычных обстоятельствах. Человек, не похожий на других, с особенно сильными чувствами, отвергающий законы, которым подчиняются другие. Если любит, то любит до беспамятства. Если ненавидит, то ненависть у него не имеет границ.)
-Алеко похож на такого героя?
(Да, он жаждет свободы, он сменил жизнь цивилизованного человека « на бродящую бедность и волю», как говорит старый цыган. Он с презрением отвергает общество, где люди стыдятся любви, мысли гонят, просят денег и цепей. Он стремится к свободной жизни «естественного» народа, далекого от цивилизации, т. к.. считает, что цыгане свободны от страстей и пороков просвещенного общества, от корыстолюбия и тщеславия.)
- Давайте послушаем диалог Земфиры и Алеко, подтверждающий эти мысли.
(Чтение диалога наизусть учениками.)
Слайд 9
-Скажите, как Алеко попал в цыганский табор?
(Именно Земфира приводит его в табор, объясняя отцу, что Алеко тоже хочет быть цыганом. И тут же называет себя его подругой)
-А как отец реагирует на это? Зачитайте.
(По ответу мы видим, что цыган рад гостю. Он приглашает Алеко остаться под «сенью шалаша», пробыть в нем столько, сколько он сам захочет. Старик не противится мгновенному увлечению дочери, он предоставляет ей полную свободу, как и Алеко. Они вправе сделать выбор своего жизненного пути.)
И они сделали этот выбор, Алеко остался в таборе, он живет жизнью цыган, он волен. И так пролетели 2 года.
- Но свободен ли Алеко, счастлив ли он, доволен жизнью?
(Нет, он видит, что все складывается не так, как он задумывал. Земфира изменилась. Она уже не так относится к нему. В нем растет чувство тоски и тревоги.
-Почему несчастлив Алеко?
(Его разлюбила Земфира.)
-Об этом песня Земфиры. Давайте прочитаем диалог Алеко и Земфиры, когда она поет песню, по ролям.
-Так почему же страдает Алеко, ведь он сам выбрал жизнь, полную свободы, где каждый волен поступать так, как ему вздумается? (Он не смог до конца отбросить условности того мира, в котором раньше жил, и смирить свои страсти, он, так стремящийся к свободе, стал тюремщиком другого сердца, злым ревнивцем (моя Земфира) и поэтому страдает. )
(Слайд 9) Вы видите иллюстрацию «Алеко, убивающий Земфиру» Ксении Александровны Клементьевой (1896-1984). Это автолитография, выполненная в 1939 г.
Что такое литография? Это способ печати, при котором краска под давлением переносится с плоской печатной формы на бумагу
Ксения Александровна Клементьева (1896-1984) - автор цикла иллюстраций «Земфира в таборе». График, живописец. Училась в Тбилисской АХ (1922), в Высших художественных мастерских в Баку (1923).

Продолжаем. Мудрый старик, узнав, что Земфира разлюбила Алеко, и увидев, что в душе Алеко происходит смятение, рассказывает ему историю о самом себе, преподает ему урок доброты.
-Что это за история? Зачитайте.
-Зачем ее рассказывает старик?
(Чтобы Алеко понял, что воля, не скованная законами, жизнь дикого человека не так уж безоблачна. «Страсти роковые» приносят беды и страдания и им. Он объясняет, что нет на земле силы, которая могла бы удержать любовь.
Цыган милосерден, он прощает Мариулу, желая только счастья любимой.)
-Что говорит Алеко, выслушав рассказ старика. Зачитайте.
(Что он не такой. Ничего его не остановит. Он не простит измены. Он готов даже спящему, т. е. беззащитному человеку отомстить. Алеко не умеет и не хочет ценить свободу других людей. Он не задумываясь посягает на нее.
-Какую жестокость совершает Алеко, когда видит Земфиру с ее новым возлюбленным? (Он убивает)(Слайд 10) Вы видите иллюстрацию «Алеко у тела Земфиры», выполненную в 1862 г. художником XIX века Константином Александровичем Трутовским (1826-1893).
Как цыганы поступают с Алеко? (изгоняют из табора)

(Слайд 11)
Итак, мы видим, что герои попадают в сходные ситуации, но как по-разному решается сходный конфликт. Сопоставляя героев, автор показывает два разных понимания свободы эгоиста Алеко и Старика.
_Так как же понимают свободу главные герои?

(Слайд 12)
(у Алеко свобода сочетается с эгоизмом. Это и жизнь на воле, и в то же время полное подчинение ему. Он может быть свободным, а Земфира – нет. Она должна подчиняться ему.
Для Земфиры свобода – веселая беззаботная жизнь, которая ни к чему не обязывает. Она ничего не требует и хочет, чтобы и от нее ничего не требовали.
Для Старика свобода – это покой, это жизнь в согласии с собой и с другими. Он понимает свободу, как умение прощать и понимать других.)
(Слайд 13)
-А какова авторская позиция по отношению к своим героям?
Он любит своих героев, он соглашается со стариком, он с сожалением расстается с Алеко. Любуется Земфирой. И всем своим произведением показывает, что цивилизованному человеку нельзя жить в мире, где нет законов. Появление Алеко в нетронутом просвещением (диком) мире привело к кровавой драме.

(Слайд 14)
А. С. Пушкин не дает прямого ответа на вопросы: что значит быть свободным?
Может ли человек быть свободным?
Он предоставляет право решить это самому читателю.
-Как думаете вы, читатели, что значит быть свободным?

(Слайд 15)
Запишите пожалуйста этот вопрос в тетради и попробуйте письменно ответить на него. Это – домашнее задание.
-Вспомните, какие композиторы положили в основу своих музыкальных произведений сюжеты Пушкина?
Произведения Пушкина вдохновили многих композиторов.
Среди них Сергей Рахманинов, который тоже был вдохновлён гением Пушкина.
Опера «Алеко» была экзаменационной работой Рахманинова при окончании консерватории. Эта опера была написана девятнадцатилетним Рахманиновым за 17 дней. Экзаменационная комиссия во главе с Чайковским поставила Рахманинову высшую оценку. Премьера состоялась 9 мая 1893 года в московском Большом театре и имела огромный успех. До сих пор ведущие театры мира ставят оперу «Алеко».
(Слайд 16)

(Слайд17)
- Ребята, спасибо вам за урок. Оценки.








13PAGE 15







15