ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

ВОСПРИЯТИЕ ЛИТЕРАТУРЫ СКВОЗЬ ПРИЗМУ
ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

Шахриярзаде Альбина Абдулхаликовна

В настоящее время школа находится в поиске обновления содержания образования и обогащения методов преподавания. Воспитать в учащихся любовь к искусству, развить в них художественное эстетическое восприятие окружающего мира,формировать в них духовно-нравственное начало –это одно из важнейших задач литературы в школе.
Поскольку театр как предмет изучения в школе - «это особое явление, которое формирует личность ребенка, его жизненную позицию, морально - эстетические нормы поведения, то синтетическая природа театрального искусства делает его особым средством воздействия на природу человека, а самой синтетической способностью его, вероятно, является эстетическая, т.е. способность воспринимать, творить гармонию»
Использование театрального искусства в жизни школы становится все более популярным благодаря своей позитивно-творческой эмоциональности и педагогической эффективности, так как это сказывается на формировании художественного восприятия учащимися окружающего мира.
В результате приобретения театрального мастерства у детей появляется сопутствующее ему развитие вкуса и расширение кругозора. Через театр создаются замечательные условия для вхождения школьников в культуру, то есть решается проблема становления ребенка как личности .
Знакомя детей с языком искусства в школе, мы вводим их в лабораторию творчества, открываем пути художественного познания мира, воспитываем эстетическое отношение к явлениям окружающей действительности, мобилизуем их внутренние духовные силы.
В результате включения ребёнка в театрально-творческую деятельность происходит полихудожественное развитие личности на трёх уровнях:
- природно-адаптационный уровень связан с познанием мира через движение и звучание, когда, пробуя свои возможности в области различных искусств, необходимых для создания театрального образа, ребёнок проявляет себя через сферу чувств и действий; Требование единства этики и эстетики, которые К. К. Станиславский выдвигал как наиважнейшее в работе профессионального театра,
в детской театральной самодеятельности приобретает первостепенное значение, ибо оно непосредственно связано с основной целью и направленностью занятий искусством в общеобразовательной школе.
социально-адаптационный уровень связан с включением личности в пространство других индивидов, что предполагает самые различные способы общения от постижения духовных и материальных ценностей, накопленных человечеством за всю историю его существования, до непосредственного общения со сверстниками, принимающими участие в создании спектакля. В данном случае личность осваивает мир не только через действия и чувства, но, прежде всего, на понятийной и образной основе.
- И, наконец, интегральный уровень, являющийся результатом освоения мира в процессе познания творческой деятельности и общения , выражающийся в способности к синестезии и метафорическому мышлению.
Знакомство учеников с теорией действия, точнее открытие языка действий, является самым сущностным образовательным компонентом на занятиях по литературе. Гегель утверждал, что ничто великое в мире не совершалось без страсти. Человеческая мысль, совесть, энергия, личные ощущения аккумулировались в произведениях искусства. Крупицы фантазии, воображения, интуиции, философского освоения реальности складываются в памяти человека и создают художественный мир.
Художественный образ существует не только в самом произведении, но и в момент работы над ним, в единстве переживания и осмысления, во взаимосвязи чувственного и рационального, и, наконец, в слове самого учителя. Воспитание ребенка происходит лишь в тот момент, когда он фокусирует в себе нравственные приобретения других людей , осознаёт себя героем, может родиться тысячу раз в облике ярких, горящих людей, прожить жизнь разных героев с их страстями. Чем больше будет прожито жизней, тем быстрее взрослеют и мужают дети.
Учитель должен развивать в детях образное мышление, говорить с ними на художественном языке. Возможно, даже сопоставить художников произведения с картинками художников, прослушивать музыку, фильм дальнейшим обсуждением.
Главная роль учителя - быть посредником между ребенком и автором, наладить общение между людьми разного возраста, порой разделенными веками. Беседа произойдет лишь тогда, когда будет понята точка зрения Мастера, когда ребенок выкажет свою оценку не на произведение, а на явление, когда эти взгляды будут сопоставлены.
Чаще всего после такого « разговора» в душе ребенка происходит новое духовное приобретение, он «впитывает» в себя опыт мудрых, взрослеет и становится богаче. Сухомлинский писал «ты человеком родился, но человеком должен стать».
Надо отметить, что анализ художественного произведения не может полностью исчерпать образ художника. Каждый воспринимающий вносит в процесс восприятия свой индивидуальный и неповторимый смысл. Особенность языка искусства - в его символическом характере, в художественных обобщениях. Понять произведение - это выявить смысл, идейное содержание.
Мастер предлагает нечто, а воспринимающий должен в самом себе развернуть его мысль. Если человек пытается понять образ, дорисовать его, домыслить - он уже соавтор, он уже приобщен к творчеству. Художественный текст является одним из основных аспектов развития учащихся средствами театра. Взаимодействие театра с литературой мыслится как структурообразующая связь.
Необходимым художественно выразительным средством для раскрытия литературных образов, помогающих создать эмоциональный настрой, является театр.
Драматическое произведение дает ученику возможность воссоздавать в воображении целый культурный пласт, связанный с историей развития общества. Драматургия приобщает школьников к пониманию ценностного смысла культуры, развивает способность к рефлексии, оценке окружающего мира, людей и самих себя, что помогает культурному самоопределению человека.
Изучая литературные тексты, ученики через собственное критическое творчество идут к сотворчеству понимающих , которые открывают бесконечные возможности для самораскрытия, так как творческое понимание продолжает развиваться.
При изучении художественных произведений могут использоваться разнообразные виды творческих работ, направленные на углубление восприятия текста и способствующие развитию воображения и речи школьников. К числу основных видов творческих текстов, используемых на уроках чтения, в настоящее время можно отнести три: иллюстрирование, рассказывание и драматизация. Для каждого из этих видов характерно наличие поисковой ситуации, в результате которой осуществляется перевод известного содержания (текста художественного произведения) в новую форму: иллюстрацию, рассказ в - импровизацию, сценку, спектакль. Эти три вида отличаются друг от друга характером деятельности, последовательностью выполнения действий и конечным результатом.
Выполнение любой творческой работы в первую очередь требует от учеников глубокого знания текста художественного произведения. А это значит, что учащимся должен быть хорошо знаком текст, они должны научиться быстро ориентироваться в нем, т.е. научиться тщательно отбирать из него весь материал, относящийся к данной творческой работе; выбирать сценку для драматизации. Надо найти такой эпизод, к которому можно нарисовать картину. С этой целью используется приём выборочного чтения и выборочного пересказа.
Также задания способствуют более внимательному и вдумчивому прочтению текста, тщательному отбору каждого слова, каждой реплики, имевшей отношение к предложенным иллюстрациям. Всё это требует от учащихся умения воссоздать в воображении прочитанное. У многих детей воссоздающее воображение бывает на очень низком уровне. Чтобы развивать эти способности на уроке, большое внимание нужно уделять формированию у детей умения представить, т.е. воссоздать в воображении прочитанное.
Вначале, конечно, нужно иллюстрацией заниматься коллективно. Не надо забывать, что продуманное и последовательное накопление художественных впечатлений - основа эстетического воспитания средствами театра.
К.С. Станиславский отмечал,- что с той же силой, с какой театр влияет на зрителей, облагораживания их, он может принимать и портить вкусы, и призывал помнить о детях, остро и на всю жизнь воспринимающих первые сценические впечатления.
Большое место в репертуаре для младших школьников занимают и народная и классическая литературная сказка. Идея народных сказок, их смысл в активной борьбе со злом, уверенности в победе, прославление труда, защите простого человека. В них воплощена извечная мечта народа о торжестве правды. Счастливые сказочные эпилоги дают ребёнку реальное ощущение победы высоких идейных и нравственных ценностей, служат тем наглядным выражением разумности и справедливости бытия, в котором ребёнок черпает необходимую для начала жизненного пути уверенность.
Очень эффективна групповая работа при изучении произведений, которые можно читать по ролям . Организация групповой работы активизирует учебную деятельность детей, повышает эффективность урока. Даже самые застенчивые смело выходят к доске, отвечают на вопросы, хорошо запоминают и пересказывают прочитанное . Они глубоко и полно понимают текст.
Наряду с работой над формированием у учащихся умения представить прочитанное продолжается работа и над выработкой у них умения словесно оформить возникшие представления.
Эффективность воздействия искусства на детей во многом зависит от постановки художественного и эстетического воспитания в школе. Мастерство педагога проявляется в том, насколько он способен увлечь своих воспитанников искусством, научить их чувствовать и сопереживать, научиться разговаривать с ними на языке более возвышенном, чем обычный общепринятый язык учащихся.
На мой взгляд, ведущее место в этом отношении занимают как раз уроки литературы. А необходимыми художественно-выразительными средствами
для раскрытия литературных образов, помогающими создать эмоциональный настрой, является театр.
Развивать нужно, в первую очередь, художественные, эстетические и литературные способности ребенка. Только так ребенок формируется как личность. Ввести театр в духовный мир детей чрезвычайно важно именно в определённый период их этнического формирования и развития.
Не одно искусство не входит жизнь ребенка так радостно, так волнующе и празднично, как театральное, которое наполняет и одухотворяет школьника. Немногие искусства способны произвести такое сильное впечатление, как театр.
Он приносит радость соучастия и сотворчества, радость непосредственно приобщения к прекрасному и познание нового. Именно с театром бывают часто связаны самые яркие и светлые впечатления детства.
Ставя ребёнка-зрителя в положение «третьего творца», театр пробуждает в нём художническое, творческое начало, дремлющее в душе каждого человека.
Необходимо дать детям возможность наиболее полно и разнообразно выражать свои чувства, ибо выражение оформляет мысль, углубляет чувство.
Работа по спектаклю - своеобразное творчество, которому противопоказаны рецепты. Учитель, включаясь в эту работу, и сам становится участником творческого процесса, сам многое осмысляет заново вместе с детьми.
Продуманная система этнического воспитания даёт возможность растить грамотных людей, способных в полной мере наслаждаться искусством, сохранять и развивать в ребёнке важные особенности творческой личности, способствует идеальному и нравственному становлению человека. И эта сторона вопроса особенно актуальна в современном мире. Дети, которые посещают театральные коллективы, очень внимательны к окружающим, они больше сопереживают другим, у них активизируются образное мышление, они толерантны. В них сильно развито чувство коллектива и ответственности. Вместе с тем, возможность театра как модели мира, проецирующей внутри себя не только мужественность структур человеческих отношений, но её потенциальное движение к восстановлению нарушившихся «бытия и человека, общества и личности, разнообразного и случайного, личного и разного - в целостность даёт выход на интегрирование методов творчества других искусств» (Г. Гачев). В результате ребёнок способен почувствовать себя частицей мироздания, стать сопричастным силам мира, в историческом времени и пространстве, освоив при этом присущие человечеству материальные и духовные ценности
Мой педагогический опыт показывает, что детям легче всего осваивать школьные произведения в процессе репетиций. Эти дети в качестве рабочего эффекта обучения приобрели или развили некоторые очень важные для социальной успешности качества инновации: умение презентовать свои ЗУН во взрослом социуме; быстро принимать и осваивать новые предлагаемые обстоятельства действия и новые задачи; ориентироваться в непрерывно меняющейся ситуации; использовать знания, навыки и умения, полученные в одной области, для решения задач в другой; тактично брать на себя лидерские функции; навыки импровизированного поведения.
Все эти навыки с освоенной риторической культурой помогут детям стать успешными в любой социальной и в гуманитарной деятельности.


































Список использованной литературы

Понимание себя и мира через художественное произведение. Демиденко В. // Искусство в школе. 1960. № 6

Феномен театрального творчества школьников // В сб.: Проблемы художественно-эстетической подготовки современного учителя. Ершова А. П. - Иркутск. 1997. С. 251.


Рождение театра. Немирович-Данченко Л.И. М. Издательство «Правда». 1989.

Театр в эстетическом воспитании младших школьников. Михайлова А. Я. М. «Просвещение». 1975.


Искусство переживания - В кн.: «Статьи. Речи. Беседы. Письма» Станиславский К. С. М. 1953. С.473.

Творчество-восприятие-творчество .Чухман. С. // Искусство в школе. 2008. № 3. С 39.


Театр в школе. Ширева В. Г. / Издательство Академии педагогических наук РСФСР. М. 1958.

Театральная деятельность и развитие личности Пеня Т. Г. // Искусство и образование. М. 2001. С. 23-27.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215


13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315





15