Конспект урока по МХК Серебряный век русской культуры
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Подпорожская детская школа искусств»
Разработка урока
«Серебряный век русской культуры»
подготовила Сергеева Ольга Юрьевна,
преподаватель теоретических дисциплин
Подпорожье
Цель урока: проследить взаимосвязь «эпоха – личность – творчество» на примерах произведений мастеров русского модернизма.
Задачи:
- выявление особенностей «серебряного» периода русской культуры;
- расширение рамок познания;
- работа над созданием единой картины мира;
- работа над пониманием ценности человеческой личности;
- формирование умения учащихся адекватно воспринимать и оценивать произведения искусства;
- развитие творческих способностей;
- развитие коммуникативных способностей.
Тип урока: повторительно-обобщающий.
Форма урока: проблемная дискуссия.
Эпиграф урока: «Мы любим всё, но любим через себя» (С. Дягилев
Возрастная категория: 10-11 класс.
Учебно-художественное пространство урока:
Репродукции К.А.Сомова; М.А.Врубеля; В.Э.Борисова-Мусатова; М.В.Нестерова; А.П.Рябушкина; Л.С.Бакста; М.В.Добужинского; Н.Н.Сапунова.
С.П.Дягилев. Текст для работы.
Оборудование: мультимедийное оборудование, дидактические материалы (презентация, текст для работы, кроссворд).
Ход урока
I. Введение в тему урока:
Учитель: Рубеж веков в истории – время всегда загадочное, удивительное и напряжённое, время роковых событий и фатальных совпадений. И мы, перешагнувшие из века двадцатого в век двадцать первый, можем оценить это в полной мере. Однако рубеж XIX и ХХ веков был для России не менее судьбоносным, именно ему мы обязаны тем необыкновенным взлётом отечественной культуры.
«Стык веков» оказался благоприятной основой периода, называемого «Серебряным веком» русской культуры. «Век» продолжался недолго – около двадцати лет, но он дал миру замечательные образцы философской мысли, продемонстрировал жизнь и мелодию поэзии, воскресил древнерусскую икону, дал толчок новым направлениям живописи, музыки, театрального искусства.
Стремление деятелей Серебряного века обнаружить искомый Абсолют в сфере духовной привело к возникновению определённого отношения к искусству. Искусство представлялось им не источником наслаждения (callogedia), но являлось фактом жизнестроения, инструментом создания нового языка, включающего поэтику, риторику и стилистику, с помощью которого возможно мистическое познание, проникновение в тайны бытия. В их творчестве находит своё подтверждение одна из главнейших культурологических идей ХХ века – идея творчества новой жизни, нового «Я». В этом контексте понятие «личность Серебряного века» может рассматриваться нами не только как исторически локализованный и закреплённый феномен культуры ХХ века, но и трактоваться в более универсальном понимании, связанном с установками сознания, способом отношения к миру.
Современный человек, сознающий себя одной из культурных составляющих, не может мыслить вне «силового поля» культуры, вне её границ, всякий раз оказываясь участником непрекращающегося «спора» классицизма и постмодернизма, авангарда и концептуализма, неотрадиционализма и откровенного китча. Именно в диалоге культур – суть современной логики мышления. Но этот масштабный и непрекращающийся диалог невозможно представить вне «монологического» сознания каждого конкретного художника, поэта, философа, музыканта.
Постановка и обсуждение проблемы:
1. Какие события произошли в мире, какие открытия были совершены в науке в этот период?
2. Какие события скоро произойдут?
II. Активизация знаний учащихся:
Работа с текстом: «Первыми набрались уверенности в себе, чтобы вырваться из рамок келейного искусства, не критики и поэты, а художники, музыканты и люди, влюблённые в оперу, театр и балет. Именно они основали первый русский модернистский журнал Основатели не принадлежали к новому среднему классу Москвы, ярким представителем которого был Брюсов, это была космополитическая группа петербургских любителей изящных искусств, тесно связанных кровными узами и патронажем с дворянством и царским двором. Они поставили перед собой задачу «выхолить русскую живопись, вычистить её и, главное, поднести её Западу, возвеличить её на Западе», и у них хватило смелости задаться вопросом: «Можем ли мы сказать новое слово в европейском искусстве, или наша участь – лишь не отставать от вас?» (С. Дягилев)».
Постановка и обсуждение проблемы:
1. Назовите художественное объединение начала ХХ века, о котором идёт речь?
2. В чём проявилось влияние этого объединения на культурную жизнь России того времени?
3. Можем ли мы говорить об историческом значении художественного опыта мастеров этого объединения?
III. Работа по теме урока:
Учитель: Рубеж XIX и ХХ веков для России окрашен в тревожный цвет: чувствовалось, что наступают новые времена, несущие большие перемены во все сферы российской действительности и, естественно, в искусство. Русская интеллигенция в большинстве своём понимала, что век буржуазного развития России не стал веком гармонии, напротив, он разрушал красоту, ничего не давая взамен. Он отразил в себе непростую и неоднозначную совокупность проблем и творческих исканий.
В 1897 году в Петербурге несколько молодых людей с широким кругозором и культурными интересами стали собираться для бесед, обсуждения прочитанных книг, выставок, спектаклей, чтения докладов. Большинство из них принадлежали к потомственным художественным семьям и с детства росли в атмосфере искусства. Так образовался кружок единомышленников, в который вошли А.Бенуа, К.Сомов, Е.Лансере, Л.Бакст, С.Дягилев. Позже присоединились М.Добужинский, Б.Кустодиев, А.Остроумова-Лебедева, А.Головин, И.Грабарь, В.Серов.
А.Н.Бенуа можно назвать идейным вдохновителем кружка, а позже – объединения «Мир искусства». Это был человек необычайно широких интересов и дарований: учёный, историк культуры, несравненный знаток искусства и быта излюбленных им эпох. Практическим организатором объединения стал С.Дягилев, обладавший не только большим пониманием искусства, но и энергией и деловой хваткой. Именно он смог организовать и редактировать журнал, ставший идейным центром русского искусства в первые годы ХХ столетия.
Морально и материально помогали издавать журнал известные в России конца XIX века меценаты: княгиня Тенишева и знаменитый Савва Мамонтов – промышленник по профессии и художник в душе. Соединение усилий и средств двух этих лиц сделало рождение журнала реальностью. Получивший название «Мир искусства», журнал имел профиль литературно-художественного альманаха, в котором сотрудничали художники, писатели, философы.
Учитель: На предыдущих уроках мы уже говорили о творчестве многих художников, писателей, поэтов, композиторов, архитекторов, скульпторов, театральных деятелей этого удивительного периода в истории русской культуры. Постарайтесь обобщить всё, что вы знаете и выделить те темы, которые кажутся вам наиболее важными и типичными.
Проверка индивидуальных заданий (опережающее домашнее задание – сообщения учащихся об особенностях мировоззрения и творческих исканий русской интеллигенции на рубеже веков).
1-й ученик: Эпоха конца XIX – начала ХХ веков – один из самых своеобразных и ярких периодов развития русской культуры. Неприятие современной действительности и остро ощущаемое нарастание революционной ситуации обуславливали общее настроение и весь пафос творческой деятельности русской интеллигенции, характер эстетических поисков.
Проблема личности в условиях буржуазной цивилизации, судьба человеческого в человеке – вот то, что, прежде всего, волнует наиболее чутких и мыслящих русских художников на рубеже веков. Мир словно распадался в их восприятии на части. Воспринимаемое глазом и слухом стало казаться обманчивым и в то же время особенно ярким, многозначным. Многим казалось, что буйство неведомых стихий готово охватить мироздание словно накануне Страшного суда.
2-й ученик: Ненавистная русским интеллигентам капиталистическая цивилизация воплощается в образе современного города, который ассоциируется с неким чудовищем. «Машина съедает жизнь, машина одухотворяется, человек же превращается в машину к машине – в привод к колесу», - пишет Андрей Белый. Современный город предстаёт в образе дракона у Валерия Брюсова, является коварным змеем, вампиром в творчестве Владимира Соловьёва.
Посмотрите на картину М.Добужинского «Мужчина в очках». На фоне окна изображён человек в обвисшем на сутулых плечах пиджаке. Наш взгляд скользит по непривлекательному пейзажу окраины Петербурга: пустырь, огороды, вдалеке – ряд домов и дымящие фабричные трубы. От пейзажа веет какой-то механической усталостью и серостью. Мужчина ушёл в себя, отвернувшись от всего неприглядного за стенами его дома. В его лице нет ничего, кроме усталости и опустошённости. Мерцают стёкла очков, мы не видим его взгляда. Возникает ощущение пустых глазных впадин. Художник, связав портрет мужчины с пейзажем, говорит нам, что человек одинок в этом скучном и страшном мире. Ему враждебен огромный капиталистический город, который стирает его индивидуальность. Образ города, созданный Добужинским близок Петербургу Достоевского, одного из любимых писателей «Мира искусства».
3-й ученик: В дополнение к теме города я хочу прочитать стихотворение Бальмонта «В домах». В нём особенно ясно ощущается неприятие автором современного города и тоска по разорванной связи человека и природы.
В мучительно-тесных громадах домов
Живут некрасивые бледные люди,
Окованы памятью выцветших слов,
Забывши о творческом чуде.
Всё скучно в их жизни.
Полюбят кого,
Сейчас же наложат тяжёлые цепи.
«Ну, что же, ты счастлив?» - «Да что ж,
Ничего»
О да, ничего нет нелепей!
И чахнут, замкнувшись в гробницах своих.
А где-то по воздуху носятся птицы.
Что птицы? Мудрей привидений людских
Жуки, пауки и мокрицы.
Всё цельно в просторах безлюдных пустынь,
Желанье свободно уходит к желанью.
Там нет заподозренных чувством святынь,
Там нет пригвождений к преданью.
Свобода! Свобода!
Кто понял тебя,
Тот знает, как вольны разливные реки.
И если лавина несётся губя,
Лавина прекрасна навеки.
Кто близок был к смерти и видел её,
Тот знает, что жизнь глубока и прекрасна.
О люди, я вслушался в сердце своё,
И знаю, что ваше – несчастно!
Да, если бы только могли вы понять
Но вот предо мною захлопнулись двери,
И в клеточках гномы застыли опять,
Лепечут: «Мы люди, не звери».
Я проклял вас, люди. Живите впотьмах.
Тоскуйте в размеренной чинной боязни.
Бледнейте в мучительных ваших домах.
Вы к казни идёте от казни!
4-й ученик: Неудивительно, что многие художники, творчество которых пришлось на конец столетия, отвратили свой взор от прозы повседневности, обратив его к художественной фантазии и историческому прошлому России, к мифологическим сюжетам и значительным событиям, а также к человеческим лицам. Во всём этом они находили пищу для размышления и материал для творчества.
Утрата целостного мироощущения сопровождалась тягой к природе в её первозданности. Стоило поэту или художнику оглянуться вокруг, как ему становилось жутко от оторванности человека от всей остальной природы. Во вновь обретённом контакте с природой надеется художник духовно обогатиться. Тема природы особенно проникновенно звучит в картинах Нестерова.
«Нестеровский» пейзаж – это берёзки, вербы, рябины – тоненькие, стройные; это некрупные цветы, это замёрзшие воды, это голубое до прозрачности небо, это главы церквушки на небесном фоне – всё негромкое, неяркое, нежное. И никаких бурных проявлений природных сил: ни сильного ветра и снега, ни бури, ни половодья. Такой типичный среднерусский пейзаж переходит из картины в картину, чуть видоизменяясь, но в основе своей сохраняющийся и дарящий зрителю умиротворение, «благолепное» настроение, тишину и покой.
Убеждённый поборник возрождения религиозной живописи, Нестеров многие годы посвятил созданию церковных фресок и работ на религиозные темы, в которых пытался воплотить идею о христианском пути русского народа.
5-й ученик: Начало ХХ века оказалось переломным для живописи, которая с молниеносной быстротой, не только догнав, но во многом опередив основные европейские художественные школы, совершила переход от старых принципов аналитического реализма к новейшим системам художественного мышления. Это вызвало к жизни рождение новой живописной художественной формы, что проявилось в стиле «модерн». Новая живописная манера диктовалась темами картин, над которыми работали художники, и представляла собою сочетание стилизованных узоров с гибкими, будто текучими линиями и яркими цветовыми пятнами.
В мире, где человеку грозит превращение в придаток машины, как защитная реакция нарастает жажда обновления. Это побуждает художника прибегать к иронии как скрытой форме самоутверждения, к различным формам эстетической игры. Так, Сомов «забавляется» своими бесконечными маскарадами и галантными сценами, Бакст – оперно-балетными интерпретациями полуфантастических Востока и Эллады, Сапунов – великолепными натюрмортами со сверкающими фарфоровыми вазами и пышными бумажными розами.
6-й ученик: Почти все названные художники работали в качестве театральных художников-декораторов. Обращение к миру театра было отнюдь не случайным: декорации к спектаклям, эскизы костюмов открывали возможность синтеза искусств – характерного признака стиля модерн.
Тема карнавала, театрального действа – одна из любимых тем художников этого времени. Она является нам в многочисленных эскизах театральных костюмов и декораций, и в портретах современников, изображённых в различных костюмах, например, «Царевна-Лебедь» Врубеля. Фантастические костюмы и декорации замечательных живописцев – Бакста, Бенуа, Рериха, Коровина, Добужинского поражали буйством фантазии, точностью художественного стиля.
«Мирискусники» подняли оформление спектаклей на высоту большого искусства. Отныне все элементы спектакля – декорации, костюмы, освещение, мизансцены – стали являть собой целостный образ. Театральная декорация была реформирована. Художник-декоратор стал равноправным творцом спектакля, наряду с композитором, режиссёром, хореографом.
7-й ученик: Представители русской интеллигенции стремились к гармонии в мире через гармонию в искусстве. Они считали особенно важным слияние различных видов искусства. Основой для этого слияния им представлялась музыка. Стремление соединить живопись и музыку вызывает особый интерес к декоративной живописи. Это проявилось в увлечении художников темой Востока, которая была очень популярной в искусстве Серебряного века.
Среди всего того, что впитало в себя искусство Врубеля, Востоку, с его художественным наследием, принадлежит особое место. Поразительное богатство орнаментов, сияние красок Востока привлекали художника. В изобретении живописных и декоративных эффектов фантазия Врубеля была неисчерпаема.
8-й ученик: Одна из тем этого времени – тема дальних странствий, экзотических стран. В связи с этим необходимо вспомнить поэзию Николая Гумилёва, в которую он ввёл экзотическую африканскую тему. Ей свойственны необыкновенно пластичные, яркие образы, вызывающие в памяти краски Гогена, неподдельная страстность, своеобразный, часто меняющийся ритм.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озёр.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полёт.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю весёлые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжёлый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав
Ты плачешь? Послушай далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
9-й ученик: Как и в пору «золотого», пушкинского, века, литература рубежа XIX –XX веков претендовала на роль духовного и нравственного пастыря русского общества. В начале ХХ века выдающиеся произведения создают классики русской литературы: Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, В.Г.Короленко, А.И.Куприн, И.А.Бунин, Л.Н.Андреев, А.М.Горький, М.М.Пришвин.
В литературе того времени зарождается новое направление – символизм. Символисты любили воспевать таинственность природы и человеческой судьбы. В их творчестве символизм перестаёт быть чисто эстетическим явлением, только искусством. Он приобретает религиозно-философское измерение, теснее смыкается с мистикой и оккультизмом. Более сложным и многомерным становится символ. К старшему поколению русских символистов принадлежали Д.С.Мережковский, З.Н.Гиппиус, В.Я.Брюсов, К.Д.Бальмонт, Ф.К.Сологуб; к младшему – А.А.Блок, А.Белый, В.И.Иванов, С.М.Соловьёв.
Символизм как поэзия и искусство получил наиболее яркое и полное воплощение в творчестве А.Блока. Теме России, любви к ней посвящены лучшие его стихи, в том числе «Русь», «Скифы», «Родина». Значительное место занимает тема революции. Ей он посвятил многие философско-эстетические работы.
Акмеизм представляют, прежде всего, три имени: Н.С.Гумилёв, О.Э.Мандельштам, А.А.Ахматова. Он возник как поэтическое объединение «Цех поэтов», противопоставив себя символизму. Сторонники акмеизма отвергали неясность и намёки, многозначность и безмерность, отвлечённость и абстрактность символизма. Они реабилитировали простое и ясное восприятие жизни, восстановили в поэзии ценность гармонии, формы и композиции. В то же время они сохранили высокую духовность поэзии, стремление к подлинной художественности, глубокому смыслу и эстетическому совершенству.
10-й ученик: Неудовлетворённость настоящим обращала взгляды творческой интеллигенции в прошлое. Художники часто обращались к историческому и художественному наследию Древней Руси. Поэтичность, лирическая задушевность, целомудренная сдержанность радостно-просветлённого отношения к миру – вот те стороны древнерусского мировосприятия, которые особенно близки художнику Андрею Петровичу Рябушкину. Разгадывая и воссоздавая на картинах давно ушедший быт, Рябушкин стремился не только верно передать его, но и показать эстетические представления и вкусы людей того времени. Даже в самом художественном строе своих картин художник хотел приблизиться к изображаемому времени.
В его картинах и люди, и пейзаж взаимосвязаны не какими-то событиями, а правдой в изображении обыденной жизни, где есть место и для поэзии, и для бодрого ритма, и для радости бытия. Красиво выглядят деревянные и каменные строения, киот с иконами, костюмы и узоры на тканях.
За основу своих работ Рябушкин брал декоративный строй русских фресок, но был далёк от подражания древнерусским живописцам и от стилизации рисунка и цвета. Так художник нашёл ту меру, которая не создаёт имитации полотна под произведение XVII века, но делает определённой изображаемую ситуацию. Это явилось новым творческим открытием, поскольку по-новому зазвучала задача историко-бытового жанра.
11-й ученик: На рубеже веков особенно ярко звучит одна из вечных тем – тема любви. Ведь именно в любви многие художники и поэты видят ту силу, которая помогает сохранить в человеке человеческое. Она является связующим звеном между настоящим, прошедшим и будущим.
С темой любви связан образ женщины, которым пронизана русская живопись этого времени. Изумительные по поэтичности женские образы оставил нам художник В.Э.Борисов-Мусатов в небольшой серии картин-панно. Вся серия стала воплощением темы «Вечной женственности», к которой неоднократно обращались и другие символисты. Правда, не следует забывать и о том, что каждый художник трактовал эту тему по-своему.
Девушки на картинах Борисова-Мусатова, как правило, не поражают зрителя какой-то особенной неземной, утончённой красотой; иногда они тоскуют, иногда радуются жизни и яркому солнцу, но всегда производят впечатление чего-то нереального, видения, которое вот-вот исчезнет. «Мусатовские девушки» отсылают нас по цепочке к тургеневским девушкам, к усадьбам в произведениях И.А.Гончарова и А.С.Пушкина, к идее вечной женственности в русской культуре, к образу Богоматери, ведущей безмолвную молвь заступничества.
12-й ученик: Тема любви звучит и в поэзии Николая Гумилёва. Его могучая деятельная натура способна нежно и преданно любить. Любовь – неотъемлемая её часть. Какая свежесть и сила чувства звучит в строках:
Только усталый достоин молиться богам,
Только влюблённый – ступать по весенним лугам!
На небе звёзды, и тихая грусть на земле,
Тихое «пусть» прозвучало и тает во мгле.
Это – покорность! Приди и склонись надо мной,
Бледная дева под траурно-чёрной фатой!
Край мой печален, затерян в болотной глуши,
О нету прекраснее края для скорбной души.
Вон порыжевшие кочки и мокрый овраг,
Я для него отрекаюсь от призрачных благ.
Что я: влюблён или просто смертельно устал?
Так хорошо, что мой взор, наконец, отблистал!
Тихо смотрю, как степная колышется зыбь,
Тихо внимаю, как плачет болотная выпь.
IV. Этап проверки усвоения и обобщения знаний:
1. Кроссворд (приложение №1).
V. Рефлексия:
Учитель: В конце первого десятилетия ХХ века у А.Бенуа родилась идея познакомить с русской культурой западную публику. Первым шагом стало открытие в Париже выставки «Два века русской живописи и скульптуры», которая поразила французов собранием икон новгородской, московской и Строгановской школ, великолепным мастерством русских портретистов XVIII-XIX вв.
Затем С.Дягилев знакомит зарубежную публику с русской музыкальной культурой. Концерты Ф.Шаляпина, оперы и балеты, показанные в 1909-1914 гг. и получившие название «Русских сезонов», стали событием в мировой культурной жизни. Успех был невиданный. Бенуа писал: «Каждый участник «русского сезона» чувствовал, что он выносит перед лицом мира лучшее, что есть русского, саму свою большую гордость и что нельзя ему посрамить этот палладиум: русскую духовную культуру, русское искусство, после того, как посрамлена и затоптана в грязь вся русская действительность».
Многое было ново и необычно в этих балетах – фантастические костюмы и декорации замечательных живописцев – Бакста, Бенуа, Рериха, Коровина, Добужинского поражали буйством фантазии, точностью художественного стиля; новаторская хореография Фокина; несравненное исполнительское искусство выдающихся танцоров – Вацлава Нижинского, Анны Павловой, Тамары Карсавиной, Иды Рубинштейн. Дягилев открыл публике композитора Игоря Стравинского. На его музыку «мирискусники» поставили балеты «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».
Впечатления от гастролей были так сильны, что отозвались в изобразительном искусстве и моде того времени. Так, после премьеры оперы «Шехерезада» весь Париж оделся по-восточному.
До начала Первой мировой войны Дягилев и его друзья показали в Париже 22 балета и 10 опер. «Мирискусникам» удалось, по словам Дягилева, «возвеличить русское искусство на Западе».
Обращение к эпиграфу урока: Сергей Павлович Дягилев в одной из статей написал: «Мы любим всё, но любим через себя». Что он хотел этим сказать? Любить через себя – то есть через своё видение, через призму современного мироощущения. «Мирискусники», обращаясь к историческим сюжетам, не собирались реставрировать прошлое. Создавая картину, иллюстрации, декорации, костюмы на историческую тему, они творили новый миф о старых временах.
Произведения, созданные «мирискусниками», являются ярчайшими проявлениями русского Серебряного века в искусстве. Их многогранное творчество оказало воздействие на архитектуру, книгоиздательство, книжную графику, декоративно-прикладное искусство, театр, музыку, балет, искусствоведение, музейное дело, художественную критику. Каждый из «мирискусников» был яркой и неповторимой личностью, но совместными усилиями им удалось создать то крупное и значительное явление в истории русской культуры, получившее удивительное название – «Мир искусства».
Вообще, Русский модернизм – явление закономерное, вызванное глубинными процессами русской культуры. Представители творческой интеллигенции, подвергая критическому осмыслению существовавшие ранее художественные принципы, искали иных способов освоения мира. Формировалась необходимость, говоря словами Валерия Брюсова, «найти путеводную звезду в тумане».
Вобрав дух своего бурного времени, модерн возник и сложился под влиянием эстетики символизма. С одной стороны, модерн стремился вобрать в себя всё то, что уже было накоплено человечеством в сфере художественного творчества, а с другой – сказать совершенно новое слово в искусстве, выработать новые формы и образы, создать единый интернациональный стиль.
Большое значение для развития и самоутверждения стиля модерн имели организация многочисленных выставок, издание популярных художественных журналов, архитектурные сооружения в новом вкусе. Приметы нового стиля легко узнавались в музыкальных сочинениях и театральных спектаклях. Предметы повседневного быта (мебель, посуда, обои, ткани) и мода того времени наглядно демонстрировали черты стиля модерн.
Накануне Октябрьской революции Россия догнала, а в некоторых направлениях и превзошла Европу. Впервые в истории именно Россия стала определять мировую моду не только в живописи, но также в литературе, музыке, театре.
Литература:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура. – М., 2007.
2. Дмитриев С.С. Очерки истории русской культуры начала ХХ века. – М., 1985.
3. Мастера искусства об искусстве // Под ред. А.А.Фёдорова-Давыдова. – М., 1970. Т.7.
4. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX – начала ХХ века. – М., 1991.
5. Рапацкая Л.А. Искусство Серебряного века. – М., 1996.
6. Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – начала ХХ века. – М., 2001.
7. Сарабьянов Д.В. Искусство модерна. – М., 2001.
Приложение
Кроссворд
Правильно заполнив горизонтальные строки, вы прочтёте в выделенных рамкой клетках по вертикали название «серебряного периода» в русской культуре.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Вопросы:
1. Композитор-символист, автор поэмы «Прометей».
2. Поэт, принадлежавший к творческому объединению «Цех поэтов».
Духовное явление Серебряного века, охватывающее символизм и акмеизм.
Направление в поэзии, противопоставившее себя символизму.
Как называли художников объединения «Мир искусства»?
Русское религиозное возрождение начала ХХ века.
Название известной поэмы А.Блока.
Философ и мыслитель, представитель русского религиозного возрождения.
Русский поэт, представитель первого поколения символистов.
Ответы:
Скрябин.
Цветаева.
Модернизм.
Акмеизм.
Мирискусники.
Богоискательство.
«Двенадцать».
Флоренский.
Брюсов.
13PAGE 15
13PAGE 141015