Задания для урока-зачета по теме «Серебряный век русской поэзии»


Задания для урока-зачета по теме «Серебряный век русской поэзии»
1 вариант
1.Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизреченного», недосказанность, замена образов.
2. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
1).Основным принципом эстетики футуризма является «искусство для искусства», «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
2).Ключевым понятием символизма является символ – однозначное иносказание, в отличие от аллегории – многозначного иносказания.
3).В начале своего творческого пути молодые поэты, будущие акмеисты, были близки к футуризму.
4).Футуристами культивировался образ поэта-борца, поэта-революционера.
5).Поклонение высоким чувствам, мечте, Прекрасной Даме, мотивы призрачности жизни объединяют поэтов В. Брюсова и К. Бальмонта.
3.Укажите фамилию поэта, автора стихов «Фантазия», «Камыши», «Я-изысканность медлительной речи»
Бальмонт
Брюсов
Хлебников
Ахматова
4.Укажите название литературного течения, с которым связано творчество Н.Гумилева.
5.какой из названных поэтов не может быть поэтом символистом?
Брюсов
Мережковский
Бальмонт
Маяковский
6. К какому литературному направлению были близки Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый? Дайте его определение.
7.Прочтите два стихотворения – поэта-символиста и поэта-футуриста. Только ли различия вы найдёте? Нет ли общего в описании города у этих поэтов?
В. Я. Брюсов
Вечерний прилив
Кричат афиши, пышно-пестрые,
И стонут вывесок слова,
И магазинов светы острые
Язвят, как вопли торжества.
Там спят за стеклами материи,
Льют бриллианты яркий яд,
И над звездой червонцев - серии
Сияньем северным горят.
Прорезан длинными колодцами
Горящих улиц, - город жив,
Киша бессчетными уродцами,
Вечерний празднует прилив.
Скрыв небеса с звездами чуткими,
Лучи синеют фонарей -
Над мудрецами, проститутками,
Над зыбью пляшущих людей.
Кадрилей нарушая линии,
Меж пар кружащихся - звеня,
Трамваи мечут молньи синие,
Автомобили - сноп огня.
Позор, под музыку колесную,
Вознес смычок, как дирижер,
И слил толпу многоголосную
В единый и священный хор:
"Мы славим, Прах, Твое Величество,
Тебе ведем мы хоровод,
Вкруг алтарей из электричества,
Вонзивших копья в небосвод!"
Владимир Маяковский
Адище города
Адище города окна разбили
на крохотные, сосущие светами адки.
Рыжие дьяволы, вздымались автомобили,
над самым ухом взрывая гудки.
А там, под вывеской, где сельди из Керчи —
сбитый старикашка шарил очки
и заплакал, когда в вечереющем смерче
трамвай с разбега взметнул зрачки.
В дырах небоскребов, где горела руда
и железо поездов громоздило лаз —
крикнул аэроплан и упал туда,
где у раненого солнца вытекал глаз.
И тогда уже — скомкав фонарей одеяла —
ночь излюбилась, похабна и пьяна,
а за солнцами улиц где-то ковыляла
никому не нужная, дряблая луна.
Задания для урока-зачета по теме «Серебряный век русской поэзии»
вариант
1.Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, отрицавшее художественное и нравственное наследие, проповедавшее разрушение форм и условностей искусства ради слияния его с ускоренным жизненным процессом.
2. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки.
1).Бескрылый дух, землёю полонённый,
Прости, Господь! Ужель с полдневным жаром,
Себя забывший и забытый бог…
Когда от туш исходит тяжко дух,
Один лишь сон – и снова окрылённый,
И там, как здесь, над смолкнувшим базаром,
Ты мчишься ввысь от суетных тревог.
Лишь засверкают стаи липких мух?
2). ПлатфоРма – гРядка блещущих огней
Осенний дождь цаРапает метлою
Лицо стены толпящихся людей
ДоРожному пРипавших АНАЛОЮ.
3). Ждал я и жду я зари моей ясной,
Неутомимо тебя полюбила я…
Встань же, мой месяц серебряно-красный,
Выйди, двурогая,-Милый мой-Милая…
3. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
1). Акмеистов интересует потусторонний мир, красота жизни во всех её чувственных проявлениях.
2)Подобно другим модернистским течениям, футуризм был однороден, не распадался на группировки.
3). На первый план у символистов вышли темы экзистенциальные: Петербург, экзотика восточных стран, Любовь, Жизнь, Смерть, Бог.
4). Символизм возник в Англии во второй половине XIX века, а в Россию пришёл в начале XX.
5). Поэтов, дебютировавших в 1890-е годы, называют младосимволистами (Ф. Сологуб, В. Брюсов, Н. Гумилёв, О. Мандельштам и др.)
4.Какой из этих авторов не может быть поэтом акмеистом?
Ахматова
Гумилев
Мандельштам
Маяковский
6. Стилевые черты какого литературного направления стали предметом пародии в стихотворении В.Соловьева?
…Призрак льдины огнедышащей
В ярком сумраке погас,
И стоит меня не слышащий Гиацинтовый Пегас.
Мандрагоры имманентные
Зашуршали в камышах…
7. О каком литературном направлении идет речь?
Литературное течение, которое возникло в начале 1910-х годов и генетически было связано с символизмом. Молодые поэты посещали в 1900-е годы «ивановской среды» - собрания на петербургской квартире Вяч. Иванова, получившей в их среде название «башня».Задания для урока-зачета по теме «Серебряный век русской поэзии»
3 вариант
1 К какому литературному направлению были близки Д. Мережковский, З. Гиппиус, К. Бальмонт, А. Белый? Дайте его определение.
2. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки.
1).Один лишь сон – и в тяжком пробужденье
Ты будешь ждать с томительной тоской
Вновь отблеска нездешнего виденья,
Вновь отзвука гармонии святой.
2).На поле за горкой, где горка нижает
Где красные луковки солнце сажает
Где жёлтая рожь спорыньёй поросла,
Пригнулась, дымится избёнка седая,
Зелёные брёвна, а крыша рудая,
В червонную землю давненько вросла.

3).Для (внимательных) миоповЛижущих отвратный крупЖадною (ухваткой) эфиопов.
Звёзды-черви - (гнойная живая) сыпь!!
3.Кто из названных поэтов является поэтом футуристом?
Мандельштам
Брюсов
Хлебников
Ахматова
4.В стихотворении К.Бальмонта «Фантазия» есть следующие строки:
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать…
Какой прием использует автор а приведенных строках:
Параллелизм
Сравнение
Олицетворение
Метафора
5.О каком поэте идет речь?
«Рано проявились таланты будущего поэта. В детстве он любил рисовать, сочинять, мечтал о путешествиях, выделяя из прочих предметов географию. Еще будучи студентом Царскосельской гимназии выпустил первый свой сборник «Путь Конквистодора»»
6. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
1).Шумный успех имела ранняя книга Н.С. Гумилёва «Дохлая луна».
2)Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного «самовитого» слова была характерна для символистов и особенно для А. Ахматовой.
3)О.Э. Мандельштам был самым ярким поэтом-футуристом.
4).Традиция называть эпоху конца XIX – начала XX века в России «Серебряным веком» (или «русским культурным романтизмом») возникла в русском зарубежье.
5).Акмеизм (от греч. akme – высшая степень чего-либо; расцвет, вершина, остриё) возник в 1899 году в «кружке молодых», изначально чуждых символизму поэтов.
7.Укажите название литературного течения, с которым связано творчество О.Мандельштама.
Задания для урока-зачета по теме «Серебряный век русской поэзии»
вариант
1.«Символизм можно назвать…»поэзией намеков»,-писал В.Брюсов в предисловии ко второму выпуску «Русских символистов». Если символизм-«поэзия намеков», то как по аналогии можно определить
Акмеизм -
Футуризм-
2.Укажите фамилию поэта, автора стихов «Кинжал», «Творчество», «Работа».
3. Одним из основоположников какого литературного направления был В.Я. Брюсов? Дайте его определение.
4.Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
1).А. Блок был приверженцем кубофутуризма.
2).Оптимальной для футуристов читательской реакцией на их творчество были похвала и сочувствие.
3).Для поэтического языка символистов было характерно активное словотворчество (создание неологизмов).
4). Главное значение в поэзии акмеизма приобретает художественное освоение многообразного и яркого потустороннего мира.
5). Литературное направление, названное акмеизмом (адамизмом), просуществовало более двадцати лет.
5. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки.
1).Жарбог! Жарбог!
Скрипят железные крюки и блоки,
Я в тебя грезитвой мечу,
И туши вверх и вниз сползать должны. /1910/
2).В тумане утреннем неверными шагами
Я шёл к таинственным и чудным берегам.
Боролася заря с последними звездами,
Ещё летали сны – и, схваченная снами,
Душа молилася неведомым богам./1884/
3). Здесь груды валенок и кипы кошельков,
И золото зеленое копчушек.
Грибы сушеные, соленье, связки сушек,
И постный запах теплых пирожков.

Я утром солнечным выслушивать готов
Торговый разговор внимательных старушек:
В расчеты тонкие копеек и осьмушек
Так много хитрости затрачено - и слов. /1911/
6. Какое название получило это время?
На рубеже 19 и 20 веков всего лишь за 2 десятилетия русская поэзия дала миру таких поэтов, которыми бы гордилась любая страна, когда поэзия превратилась в огромную поэтическую вселенную. 
7.кто автор этих строк? Кому они посвящены?
Зверю - берлога, Страннику дорога, Мертвому - дроги.
Каждому свое.
Женщине лукавить, Царю - править, Мне славить Имя твое.
Задания для урока-зачета по теме «Серебряный век русской поэзии» 5 вариант
О каком литературном направлении идет речь?
В октябре 1911 года слушатели «Поэтической академии» основали новое литературное объединение - «Цех поэтов». Наименование кружка, образованное по образцу средневековых названий ремесленных объединений, указывало на отношение участников к поэзии как к чисто профессиональной сфере деятельности.
2.Кому из поэтов принадлежат эти строки?
...Между двух снов:
Спасайте, спасайте! Что спасать?
- «Россию», «Родину», «Отечество», не знаю, что и как назвать, чтобы не стало больно и горько и стыдно перед бедными, озлобленными, темными, обиженными!
Но - спасайте! Желто-бурые клубы дыма уже подходят к деревням, широкими полосами вспыхивают кусты и травы, а дождя Бог не посылает, и хлеба нет, и то, что есть, сгорит.
3. Укажите фактические ошибки в следующих высказываниях:
1).Творчество Н.С. Гумилёва оказало огромное влияние на молодого В.Я. Брюсова.
2).В литературном объединении «Цех поэтов» К. Бальмонт стал «первой скрипкой!.
3).Символизм - первое из постмодернистских литературных направлений в России.
4).«Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода Современности» предлагали акмеисты.
5). Тяга футуристов к эпатажу проявлялась в массовых театрализованных действиях, вызывающем поведении и одежде, культивировался образ поэта-мечтателя.
4. Определите, представитель какого литературного направления мог создать строки.
1). Я конквистадор в панцире железном,
Я весело преследую звезду,
Я прохожу по пропастям и безднам
И отдыхаю в радостном саду.
Как смутно в небе диком и беззвездном!
Растет туман... но я молчу и жду
И верю, я любовь свою найду...
Я конквистадор в панцире железном.
И если нет полдневных слов звездам,
Тогда я сам мечту свою создам
И песней битв любовно зачарую.
Я пропастям и бурям вечный брат,
Но я вплету в воинственный наряд
Звезду долин, лилею голубую. /1904/

2).Та са мае
ха ра бау
Саем сию дуб
радуб мола
аль.
… /1913/
3).Смерть и Время царят на земле,
Ты владыками их не зови,
Всё, кружась, исчезает во мгле,
Неподвижно лишь солнце любви.
18 сентября 1887
5.Укажите название литературного течения, с которым связано творчество С.Городецкого.
6. О каком поэте идет речь?
Русь для… - достояние предков, Россия - не более как горестное воспоминание "отцов", которые потеряли родину, и у которых нет надежды обрести ее вновь, а "детям" остается один путь - домой, на единственную родину, в СССР. Столь же твердо …смотрела и на свое будущее. Она понимала, что ее судьба - разделить участь "отцов". У нее хватало мужества признать историческую правоту тех, против которых она так безрассудно восставала.
7.Назовите настоящие имена и фамилии следующих поэтов и писателей?
Игорь Северянин
Федор Сологуб
Анна Ахматова
Андрей Белый
Задания для урока-зачета по теме «Серебряный век русской поэзии»
Вариант
1.Представители какого литературного направления называли себя будетлянами? Расскажите об этом направлении.
2.Сравните футуристические стихотворения и отрывок из произведения В.Тредиаковского.
В. Хлебников
Где прободают тополя жесть
Осени тусклого паяца,
Где исчезает с неба тяжесть
И вас заставила смеяться,
Где под собранием овинов
Гудит равнинная земля,
Чтобы доходы счел Мордвинов,
Докладу верного внемля,
Где заезжий гость лягает пяткой,
Увы, несчастного в любви соперника,
Где тех и тех спасают прятки
От света серника,
Где под покровительством Януси Живут индейки, куры, гуси,
Вы под заботами природы-тети
Здесь, тихоглазая, цветете.
В. Тредиаковский
То славий, с пламеня природна,
В хврастинных спутавшись кустах,
Возгласностию, коя сродна,
К себе другиню в тех местах
Склоняет, толь хлеща умильно,
Что различает хлёст обильно.
Всё ли понятно в этом отрывке? Охарактеризуйте его лексику. Одинакова ли природа затруднённого ритма, синтаксиса, звучания в приведённом отрывке и стихотворениях футуристов?
3. Назовите автора этого стихотворения.
Я шел во тьме дождливой ночи…Я шел во тьме дождливой ночиИ в старом доме, у окна,Узнал задумчивые очиМоей тоски.– В слезах, однаОна смотрела в даль сырую…Я любовался без конца,Как будто молодость былуюУзнал в чертах ее лица.Она взглянула. Сердце сжалось,Огонь погас – и рассвело.Сырое утро застучалосьВ ее забытое стекло.
4.Дайте краткую характеристику футуризма. Назовите самых ярких представителей этого литературного направления.
5. Назовите автора этого стихотворения.
Не с теми я, кто бросил землюНа растерзание врагам.Их грубой лести я не внемлю,Им песен я своих не дам.Но вечно жалок мне изгнанник, Как заключенный, как больной. Темна твоя дорога, странник, Полынью пахнет хлеб чужой.А здесь, в глухом чаду пожараОстаток юности губя,Мы ни единого удара Не отклонили от себя. И знаем, что в оценке позднейОправдан будет каждый час... Но в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.
6.Какой из этих сборников стихотворений принадлежит А.Блоку?
«Капитаны»
«Вечер»
«Стихи о Прекрасной Даме»
«Послушайте»
7.О каком поэте и поэме идет речь?
«Милая, вы его совсем не знаете. Публика, знающая его только по выступлениям, понятия о нем не имеет. В жизни это совсем другой человек. В сущности, он очень застенчивый. Скандалист на эстраде, он в жизни самый скромный человек из всех наших писателей. Говорят, он очень боится одиночества, и поэтому много выступает, всегда стремится быть на людях. Слышала, что он тяжело пережил любовную драму. Влюбился с первого взгляда в молодую девушку и даже посвятил ей целую поэму».