Литературное чтение 2 класс Тема: Художественные приемы в авторском поэтическом тексте. С. Есенин «Зима». 
Литературное чтение 2 класс
Тема: Художественные приемы в авторском поэтическом  тексте. С. Есенин «Зима».
Результаты деятельности:
Личностные  результаты -
учебно -познавательный интерес к изучению нового учебного материала;
научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Межпредметные результаты:
Р. Контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания.
К.Взаимодействовать или сотрудничать в группе, в паре.
П.Поиск и выделение информации в предложенном тексте.
Предметные результаты: учить детей давать свою оценку прочитанному, оценивать товарища, находить олицетворение, эпитеты, сравнение.
Цель урока:
-Познакомить с произведением С.А.Есенина  «Зима». 
-Учить, вслушиваясь в поэзию слова, определять чувства и настроение автора, сочувствовать и сопереживать ему.
-Продолжить работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением.
-Развивать поэтический вкус, образное мышление и умение связно рассказывать о своих впечатлениях, строить связный рассказ по картине Шишкина.
-Слушать музыкальное произведение и рассказывать о своих впечатлениях.
- Учить заботиться о птицах.
-Развивать навык выразительного чтения, как средства выражения своего понимания произведения.
-Воспитывать любовь к природе и русской словесности.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» 2 класс, . 
Портрет С.А.Есенина.
Картины зимней природы, игр детей зимой.
Музыкальная пьеса Г.В.Свиридова на слова С.Есенина
Раздаточный материал: лист самооценки
Карточки с литературными терминами.
Ход урока: (Технологическая карта урока)
Этап
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
УУД, формирующиеся на данном этапе
1.Организационный момент
-Сегодня мы совершим увлекательно путешествие. А в какое время года - догадайтесь сами. (слайд 1)
  Определение времени года через загадку: 
 Запорошила дорожки,
 Разукрасила окошки.
 Радость детям подарила.
 И на санках прокатила.
 Как махнула рукавом
Все покрыла серебром.
 - Какое это время года? (Зима)  
Совершить путешествие в сказку нам поможет внучка Деда Мороза. Как зовут ее? (слайд 2)
- Правильно, это Снегурочка. Посмотрите на репродукцию картины В.М. Васнецова. Какой изображена Снегурочка? Какое время года изобразил художник?
Дети обращают внимание на свои рабочие места и места соседей.
В.М. Васнецов на своей картине изобразил время года – зиму. Снегурочка на его картине очень красивая, нежная. Она гуляет по зимнему лесу, любуется его красотой. Если закрыть глаза, будет слышен скрип снега под ее ногами
Регулятивные: настраиваются на работу по предложенному плану.
2. Работа с картинами 
(Слайд 3) –Рассмотрите репродукции  картин русского художника И.И. Шишкина «Зима в лесу, иней»  и  «Зимний лес»
- Какие чувства у вас возникли?  Что вы себе представили?
 -Поделитесь своими чувствами.
 -В чём различие картин?
- Подберите слова, которыми можно описать деревья в зимнем лесу.
- Какие чувства у вас пробудила музыка Вивальди? 
 - Зима – волшебное и удивительное время года. Зима может быть суровой и величественной, радостной и торжественной, веселой и холодной, неуютной.
 - Нашей Снегурочке очень нравится путешествовать с вами, ребята, ей очень нравится, как вы выражаете свои чувства и эмоции.
 - Мы с вами увидели и услышали, как изображают зимушку художники и композиторы. Скажите, пожалуйста, а кто еще может воспевать красоту зимней природы?
- На картине «Зима в лесу, иней» мы видим, как ласково солнце касается прямых стволов деревьев. Легко представить, что сам идешь по сосновому бору, чувствуешь прикосновение к щеке горячего солнечного луча, ощущаешь под ногами колючую сосновую шишку и вдыхаешь душистый запах смолы.
- На картине «Зимний лес» изображен лес, оцепеневший от мороза, засыпанный снегом и погруженный в тяжелый зимний сон. Одинокая нахохлившаяся птица на ветке одного из гигантов леса, только подчеркивает суровость и безлюдность этого застывшего в ожидании весны места, когда все зацветет и зазеленеет.
Когда звучала музыка, то настроение менялось. Оно было то торжественное, радостное, то грустное, тревожное. Потому что зима – изменчивое время года; то идет снег, воет вьюга, то выглядывает солнце, искрится снег на морозе.
Красоту природы могут еще воспевать поэты.
Регулятивные: проявляют способность регулировать свои действия.
Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.
Личностные: осуществляют самоорганизацию.
3. Формулировка темы урока учениками.
  - Каких поэтов, описывающих красоту зимы, вы знаете?
 - Как вы думаете, о чём будет сегодняшнее произведение?
- Сегодня мы будем знакомиться со стихотворением, посвященном удивительному времени года – зиме. А вот с чьим стихотворением?
- Попробуйте услышать фамилию русского поэта в стихотворении: (Слайд 4)
В этом имени – слово есень.
 Осень, ясень, осенний цвет. 
 Что-то есть в нем
 От русских песен –
 Поднебесье, тихие веси,
 Сень березы 
 И синь – рассвет.
 Что-то есть в нем
 И от весенней
 Грусти, юности и чистоты 
- Услышали вы фамилию поэта? 
Вывешиваю портрет С.А.Есенина. (Слайд 5)
 - Сформулируйте тему нашего урока.
 - Как вы считаете, какие цели урока? Что мы будем делать на уроке? Девизом нашего урока будет фраза Мало уметь читать, надо уметь думать. Как вы её понимаете?
 - А какие стихотворения этого автора вам уже известны?
Тютчев, Пушкин, Аким, Бальмонт, Есенин и др
Сегодня мы познакомимся с произведением С.А. Есенина 
Учиться читать выразительно, определять чувства автора, продолжим работу над образными средствами языка: эпитетами, метафорами, сравнением, олицетворением, будем учиться строить связный рассказ о своих впечатлениях.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; прогнозируют результаты усвоения изученного материала.
Познавательные: определяют автора.
Коммуникативные: обмениваются мнениями; слушают друг друга.
Личностные: осознают свои возможности в учении;  
4. Беседа о С.Есенине.
 - Я предлагаю вам поближе познакомиться с С.А. Есениным и его творчеством. (слайд 6, 7)
  - Поэт Сергей Александрович Есенин известен каждому русскому человеку. Его стихи очень любят. Родился Сережа Есенин в селе Константинове, Рязанской области. Село раскинулось на высоком холмистом берегу реки Оки. Детство поэта было счастливым и вольным. Он жил в семье своего деда, целые дни он проводил на природе. Вот тогда и начала формироваться тонкая и чувствительная душа поэта. Из воспоминаний детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.
5. Работа над произ-
ведением.
Физкультминутка.
«Снежин-
ки»
А)Работа с текстом до чтения. 
- Откройте учебники на с. 4
- Читая название стихотворения, глядя на иллюстрацию, давайте предположим, о чем это стихотворение?
- Зима вступила в свои права. Какими звуками может быть наполнена она? (воем ветра, скрипом снега, шумом метели) 
 - Слушаем музыку зимы. (Слайд 8)
( Включение звукового эффекта - метель.)
- Предположите, какое стих. по настроению? 
- Изображать природу можно по-разному: 
 художник использует краски, композитор звуки, а поэт - слово, Сергей Есенин нарисовал картину зимы словами. 
Б)Первичное восприятие. Учитель читает стихотворение. (слайды 10-14)
- Какими впечатлениями вам хочется поделиться после чтения стихотворения? Что вам понравилось или огорчило?
- Какое настроение у вас возникло?
- Почему?
- Оправдались ли наши предположения? Посчитайте сколько строф? Как по -другому можем назвать строфу? (шестистишие - секстина)
Словарная работа.
 - Все ли слова вам были понятны?
- Здесь мы встретили слово стозвоном. Это слово придумал Есенин. Чтобы понять его, я вам открою секрет. Если в сильный мороз вы подойдете к сосне, то услышите, как дерево звенит от мороза. Теперь вы сможете объяснить выражение стозвон сосняка? (Слайд 15)
  Сосняк – сосновый лес. - Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности) (Слайд 16)
   Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.
(Слайд 17)
(Слайд 18)
Мы снежинки,мы пушинки,
(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево.)
Покружиться мы не прочь.
(Поворот на 360 градусов.)
Мы снежинки-балеринки,
(Наклоны туловища вправо, влево.)
Мы танцуем день и ночь.
(Приставной шаг вправо и влево.)
Мы деревья побелили,
(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)
Землю бархатом укрыли
(Приседание с разведением рук.)
И от стужи сберегли.
(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз.)
В)Работа над лексикой стих. и выразительным чтением.
- А теперь понаблюдаем, как Есенин рисует словами картины зимней природы. Здесь вам понадобиться фантазия и воображение. Мы будем анализировать стихотворение и выяснять, какие средства выразительности использовал автор.
Чтение 1 строфы.
Прочитайте, что делает зима?
- Это живой предмет?
- А что с ним делает Есенин? 
- Этот прием называется олицетворение.
- Когда вы прочитали слово мохнатый, какой лес вы себе представили? (Слайд 19)
- Почему поэт использует именно слово «сосняк», а не «сосновый лес»? (сосняк – собирательное, народное, Есенин долгое время жил в сельской местности)
- Обратите внимание на выражение с тоской глубокою. Почему облака тоскуют? Как названы облака?
- Этот литературный прием называется  олицетворение.
- Чтобы выразительно прочитать эту строфу, надо обратить внимание на глаголы. Назовите их. 
- Как мы будем читать эти строки? 
При чтении помните,что нужно выделять основные слова, как бы нажимаю на них.
Чтение 2 строфы.
- Обратите внимание на ударения.
- Опишите словами, какую картину представили.
- Почему автор сравнивает метелицу с ковром шелковым?
- Красивую картину мы увидели, но автор добавляет «но больно холодна». Почему? Слайд 9
- Вспомните образ снежной королевы. Красивая повелительница в блестящем наряде, но холоден и суров ее взгляд. При чтении этих строк выделите интонацией это противопоставление.
- Первое название этого стих. было «Воробышки». Прочитайте про них.
- С кем сравнивает воробьев? Почему?
- Этот прием называетсясравнение.
- С каким чувством прочитаем эти строки? 
- Возьмите в руки снежинки, которые мы изготовили на уроке труда. Покружитесь, как снежинки под музыку
Покружилась звездочка 
 В воздухе немножко,
 Села и растаяла 
 На моей ладошке 
Чтение 3 строфы.
- Что вы представили? 
- Как надо читать строки о пташках?
-  Подберите синонимы к слову ОЗЯБЛИ. (На экране появляются слова – синонимы Замёрзли, Застыли, Продрогли, Окоченели).
- Все слова, которые употреблены для большей выразительности со словом пташка, называются эпитеты.
- Что такое ставни? 
- Бешеный рев вьюги – это какой рев?
Выразительное чтение 3 строфы.
 Чтение 4 строфы.
- Все ли так грустно и страшно в стихотворении?
- Что хорошего?
- Как прочитаем слова о весне?
- Зачем автор упоминает о весне?
Почему поэт использует эпитет «нежные» по отношению к ним? 
 - Где нашли приют воробышки, прячась от вьюги? 
 - «Мёрзлое окно» - объясните значение этого выражения) 
 - О чём мечтают воробышки? 
 - Как вы думаете, какой сон им снится? Попробуйте нарисовать словесную картинку. 
 - На кого похожа весна у Есенина? 
 - В стихотворении автор использует образ зимы и образ весны. 
 - Для чего автор вводит в своё произведение образ весны? 
- Какую интонацию вы выберете для чтения этой строфы? (с надеждой, верой) 
- С каким чувством будем читать о весне, о воробьях, о вьюге? (обсуждение и чтение)
Ответы детей.
Ответы детей.
4 строфы
(много разных звуков в лесу – сто звонов – сложное слово, состоит из двух корней- сто звон)
Дети отдыхают, выполняют танцевальные движения
(плавно, негромко, немного грустно)
Выразительное чтение 1 строфы.(2 ученика)
Детки сиротливые.
Они бедные, мамы, папы нет, жалко их.
Выразительное чтение 2 строфы.
Ответы детей.
Ответы детей.
(он спрятал их от холодной вьюги)
(у мёрзлого окна)
(окно, покрытое морозными узорами
(чтобы лучше, полнее и ярче показать их различие, что всё равно весна победит зиму, всё в природе меняется; грусть и тревога сменится на радость – есть надежда; он успокаивает птичек) 
Регулятивные: проявляют способность к самоорганизации, к самоконтролю.
Личностные: развивают познавательные интересы, нравственные мотивы.
Познавательные: знакомятся с новой информацией; проявляют умение в её применении.
6.Работа над выра-
зительным чтением стихотворения.
- Какое удивительное стихотворение! Сколько образов, настроений рисует С.А.Есенин! Попробуйте при чтении передать настроение поэта, а также выразить свои чувства.
- Давайте подумаем теперь, как мы будем читать это стихотворение? 
 - С каким чувством будем читать? 
 -Все ли одинаково? 
 - В каком темпе будем читать это стихотворение: быстро или неторопливо? 
 - А где будем делать небольшие остановки при чтении? 
- Приготовьтесь прочитать стихотворение целиком. Кто лучше прочитает? (Чтение каждого ученика обсуждается, оценивается.)
Выразительное чтение и самооценка по плану: (Слайд 20)
1. Выразительно ли ты читал.
2. С чувством ли читал.
3.Эмоционально ли читал.
4. Соблюдал ли нужную интонацию.
5. Правильно ли выдерживал паузы.
6. Правильно ли ставил логические ударения.
7. Не было ли ошибок в словах.
(О вьюге, зиме - с чувством тревоги, печали; о воробьишках - с чувством жалости, нежности и о весне - с радостью.)
(Неторопливо, потому что надо показать, как нам жалко бедных птичек зимой.)
(В конце каждой строки и там, где стоят знаки препинания.)
Читают самостоятельно 2-3 раза. Работа в парах- читаете друг другу.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; умеют работать по предложенному плану.
Познавательные: овладевают приёмами чтения текста, умением находить необходимую информацию в дополнительной литературе.
Коммуникативные: работают в парах; умеют оформлять свою мысль в устной  речи; строят высказывания.
7. Творческая мастерская
 - Мы с вами выяснили, что это стихотворение. А что такого есть в стихотворении, чего нет в прозе. 
РИФМА
 Что же такое рифма? (это созвучное окончание строк)
 - Найдите и  прочитайте в этом стихотворении рифмы. (по рядам) (слайд 21)
1 группа  – 1 и 2 строфа
2 группа – 3 и 4 строфа.
   -А теперь я вас всех превращаю в поэтов, попробуйте сочинить свои стихи о зиме, рифмуя данные слова (слайд 22)
       зима
       замела
       на земле
       в серебре
Дети находят рифмы в произведении.
Проверка творческих работ по желанию.
8.Рефлек-сия деятельно-
сти
- Как вы считаете, с какой целью писал Есенин стихи о природе?
- Что на уроке произвело на вас наибольшее впечатление?
- Что вы не знали, а сейчас знаете?
- Пригодятся ли вам знания, полученные сегодня на уроке, в дальнейшей жизни? Как?
Сергей Александрович с нами говорил сегодня о великой жизненной силе, которая держит в мире эти крохотные серые комочки – воробьи и не даёт им сгинуть в стихиях и катаклизмах планеты.
 - У десятков поэтов - свои воробьи, своё к ним пристрастие, своё отношение. Живи, удивительный дружок - воробей, радуй всех своим присутствием на земле. А мы будем помогать тебе выживать.
- Вот уже несколько лет в России проводится Акция "Покормите птиц!" В ней участвуют тысячи взрослых и детей, делают кормушки. А 15 января стали называть "Воробышкин день". Принимайте активное участие в акции, помогайте птицам холодной и голодной зимой – подкармливайте их.
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: осваивают умение находить необходимую информацию, проводить анализ, делать сравнение.
Коммуникативные: слушают друг друга.
Личностные: проявляют учебную активность.
9. Домашнее задание
(слайд 24)
По выбору: подготовить выразительное чтение стих.; выучить стих. наизусть ; нарисовать иллюстрацию к стих, написать мини-сочинение «Воробышки».
10.
Оценочная деятель-ность
(слайд 25)
Оцените свою работу на уроке сами. У вас на столах лежат предметные картинки с изображением воробьёв и кружочки красного и зеленого цвета. На доске изображено дерево. Возьмите картинку воробья и  прикрепите ее к дереву с помощью этих кружочков. Зелёным, если вы оцениваете свою работу удачно. Красным  -  если вы не очень довольны своей работой. 
СПАСИБО ЗА УРОК!
Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий.
Познавательные: расширяют свой кругозор; осваивают умение создавать художественный образ берёзы.
Коммуникативные: слушают друг друга.
Личностные: осознают свои возможности в учении; стремятся хорошо учиться.
13 PAGE   \* MERGEFORMAT 14415
Заголовок 215