Статья Работа по сплочению коллектива
Основной задачей воспитателя является – сплочение ученического коллектива: «как воспитывать каждого и целиком всех». Есть старая мудрая поговорка: «Посеешь поступок - пожнёшь привычку, посеешь привычку - пожнёшь характер, посеешь характер - пожнёшь судьбу». К ней, опираясь на современную психологию, можно добавить: «Посеешь коллектив - пожнёшь личность». Одним из коллективов, где ребенок находится в течение значительной части своей жизни, является школьный класс, а нашей школе группа. Но и конечно очень важно, какие отношения у детей, какой психологический климат сложился в группе.
Детская группа является формой жизнедеятельности и общения детей в школе. Правильно организованный детский коллектив (не любая группа детей, а коллектив в строгом смысле этого слова как содружество личностей) - это такая группа, отношения в которой специально построены педагогом с воспитательной целью. Взаимодействуя с детьми, педагог должен изучать, знать и учитывать особенности каждого ребёнка, приспосабливаться к ним и каждого включать в активную воспитывающую деятельность. Для воспитания детей необходима разнообразная совместная деятельность. Без неё нет упражнения и развития их способностей, не налаживаются необходимые социальные привычки и не образуется настоящий дружный коллектив. Основными способами сплочения детской группы являются увлечение и включение её в совместную деятельность. Совместная деятельность воспринимается детьми, стремящимися к новым впечатлениям, как предстоящая радость. Она привлекает их, возбуждает подъём настроения и сил, объединяет и сплачивает.
Создание и сплочение организованного, дружного классного коллектива – задача лишь начального этапа работы воспитателя, за которым следует этап постоянного развития и совершенствования всех сторон коллективной жизни, преодоления возникающих в ходе этого развития противоречий, постоянного возрастания роли коллектива в формировании личности каждого ребенка. В постоянном развитии, изменении надо видеть и личность каждого воспитанника, и коллектив класса, чтобы направить это развитие и руководить им. Умелая, педагогически целесообразная организация классного коллектива является одним из чрезвычайно важных и действенных средств такого руководства. Для создания доброго семейного климата в группе мы ставили задачи воспитательной работы в группе 6 класса:
-Установить благоприятный климат в группе, способствовать сплочению коллектива.
-Помочь детям в социализации, в осознании социальных ролей сильного и слабого пола.
-Формировать нравственную культуру детей.
-Способствовать развитию коммуникативных умений, доброты и взаимопонимания.
-Основные направления работы по сплочению детского коллектива в группе 6 класса:
-Организация совместной деятельности учащихся. Практикумы «Умей работать сообща».
-Постановка общественно значимой и привлекательной для учащихся цели. Анкетирование в начале учебного года о пожеланиях детей.
-Создание органа внутри коллективного самоуправления. Собрание «Говорить легко, делать трудно».
-Поддержание, стимулирование и незаметная корректировка отношений в класс. Час откровенного разговора «Я и мой класс», игра «Давайте познакомимся».
-Планомерная смена поручений учащихся в самоуправлении. Собрание по распределению поручений.
-Установка традиций класса. Проведение чаепитий ко дню рождения, чаепития по окончанию четверти. Изготовление подарков и открыток друг другу.
-Поощрение сотрудничества учащихся при выполнении общих дел, стимулирование добровольной взаимопомощи и помощи.
-Предупреждение и пресечение конфликтных ситуаций, сплетен, нездоровых группировок.-Совместное обсуждение ситуаций, анализ.
-Проведение психологических игр.
Например, «Венок дружбы».
Взяться за руки и передать, как эстафету, рукопожатие. Начинает воспитатель: «Я передам вам свою дружбу, и она идёт от меня к Наташе к Лене и т.д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет».
"Паутина"
Инструкция: Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Я хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре. Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой. Кроме того, каждый из нас может выразить свои добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам. Сейчас я покажу вам, как должна протекать эта игра. Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Постарайтесь выбрать не самого популярного в классе.