Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему Употребление существительных в речи. Средства художественной выразительности.

Урок русского языка в 6 классе.
Тема урока:  
Употребление существительных в речи. Средства художественной выразительности.
Цель урока:

·        актуализация теоретического материала по теме «Речь», углубление знаний по теме «Использование существительных в речи. Средства художественной выразительности»; частичный анализ текста
Задачи урока:
закрепление умения узнавать метафоры и сравнения, определять их роль в тексте;        показать, как умелое использование существительных в речи придает ей выразительность и красоту;
воспитывать умение работать в паре; осуществлять взаимоконтроль;

·        способствовать умению уместно и правильно употреблять имена существительные в своей речи.
Тип урока: совершенствование умений и навыков
 
Оборудование:

·        Тематические тесты

·        Раздаточный материал
Интерактивная доска






Ход урока

I.                  Орг.момент. Приветствие учителя и учащихся.
II.                Актуализация опорных знаний. Тестовая разминка.
Работа в парах с интерактивными тестами.

А1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная
корня?
п..лено, к..рова, с..рока, в..стибюль
з..рница, б..лет, лед..ход, к..лесо
цв..товод. пл..тформа. выб..рать. х..дить
в..допровод, прихв..рнуть,с..нокос, подб..жать
А2. В каком случае написание слова не зависит от его значения?
пол..скать
прим..рять
отв..рить
скр..пить

А3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте котор пишется О ?
выр..сти
прик..сновение
р..сток
пол..жение
А4. В каком из слов есть непроизносимая согласная?
окрес..ности
ужас..ный
по..черк
искус..ный
А5. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Е ?
пч..лы, реш..тка, ш..ссе
ж..лтый, ж..лудь, ш..колад
пш..нная (каша), ш..рты, капюш..н
ш..рстка, ч..лка, расч..ска

(Взаимопроверка при помощи ключа:
№ задания
Ответ

А1
4

А2
4

А3
2,3,4

А4
1

А5
4

Оценивание:
О ошибок – «5»
1 ошибка – «4»
2 ошибки – «3»
3 ошибки – «2»

 
III.           Сообщение темы и цели урока
- Ребята, мы сегодня отвлечёмся от орфограмм, членов предложения, правил и проведем урок развития речи, на котором будем больше говорить, чем писать. Согласны? Обратите внимание на тему урока. Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься, какие задачи стоят перед нами? Давайте попробуем сформулировать задачи при помощи опорных слов.

·        Продолжить изучение темы

·        Уметь находить

·        Повторить основные понятия темы
 
IV.            Повторение и обобщение теоретического материала.
а) Словарная разминка «Узнай слово» (основные понятия текста)
Кто лучше и правильней? ( учитель выдает жетоны)
 - По лексическому значению определить задуманное слово:

·        Относительно законченное связное высказывание, которое состоит из нескольких предложений (текст).

·        То, о чем говорится в тексте (тема текста)

·        То, что говорится о предмете речи (идея, основная мысль)

·        Часть текста, которая начинается с красной строки (абзац)

·        Части общей темы (микротемы)

·        Описание, повествование, рассуждение – это(типы речи)
             б) стили речи , их особенности:

·        Какой практический прием помогает нам различить типы речи?

·        Какие стили речи вы знаете?

·        Что мы учитываем при определении стиля речи? (задачу, цель высказывания)

·        Если цель нашего высказывания – общение, то перед нами (какой?) стиль? Если сообщение, то? Если воздействие, то?
V. Закрепление. Работа с текстами ( в паре).
1)    Лингвистический эксперимент ( проблема) .
 Задание : прочитайте тексты. Определите тему, основную мысль текстов. Укажите стиль речи и тип речи каждого текста. Подсчитайте и выясните, в каком стиле речи чаще употребляются глаголы, а в каком – имена существительные и прилагательные.  Сделайте вывод.
а)     Дождь – жидкие атмосферные осадки в виде капель диаметром 0,5 – 6 мм. Различают ливневый дождь – крупнокапельный, кратковременный, выпадающий из кучевых облаков, и обложной дождь – с менее крупными каплями, продолжительный, выпадающий из слоистых облаков.
б)     он бывает разный. Иногда хлещет как из ведра, обрушится на землю сплошным потоком, закачает деревья, заставит низко пригнуться ветки кустарника, прибьёт к земле траву. А потом, пошумев и побуянив, стремительно двинется дальше.
         Бывает дождь совсем иной. Он начинается почти незаметно и идёт долго, не   переставая, нудно барабаня по крышам домов, над которыми низко нависло тоскливое серое небо.
 
Вывод: В научном стиле речи больше имен существительных и прилагательных, так как главная информация передается именно этими частями речи. Глаголы же часто употребляются в художественном
2) Устная работа:
- Какие средства придают тексту образность, особую эмоциональность? Как по-другому называются эти слова?
А) (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение,)Б) тропы
- Определите понятие по лексическому значению

·        Наделение неживых предметов человеческими чувствами, мыслями, поступками (олицетворение)

·        Образное использование переносного значения слова на основе сходства в чем - либо двух предметов, или скрытое сравнение (метафора)

·        Сопоставление одного предмета или явления с другим (сравнение)

·        Определение, придающее выражению образность и эмоциональность (эпитет)
 
Молодцы, помните средства, изученные на уроках русского языка и литературы.
Презентация на интерактивной доске.
- Сегодня  мы продолжим работу над метафорами и сравнениями  и постараемся углубить наши знания об использовании их в речи.
 

1) Прочитайте и докажите, что в них есть метафоры и сравнения. Выпишите их.
1)     Продирается месяц сквозь тучи, словно желтое око совы.
2)     Грязное бельё тумана заволакивало серые силуэты крыш, брезжил рассвет.
3)     Дымом половодье зализало дым. Жёлтые поводья месяц уронил.
4)     Лишь у Васьки синим чертополохом  цвела радость.
5)     Осень – рыжая кобыла – чешет гриву.
6)     Как метель, черёмуха машет рукавом.
7)     Воробушки игривые, как детки сиротливые, прижались у окна.
2) Прочитайте стихотворение. Найдите в нём сравнения и выпишите их (в стихотворении 6 сравнений).
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
(И.А. Бунин)

- Всмотритесь в языковую форму сравнений. Всегда ли в них есть союзы, какие это союзы, какая падежная форма не требует союза? (Т.п. ед. ч.)
2) Проверка устно ( по ходу готовности групп)
 VII Вывод:  
Давайте подведем итог:

·        Что вы скажите о роли существительных в речи? (Насыщение текста именами существительными является ярким средством языковой изобразительности.)

·        Зачем используются сравнения и метафоры в тексте?
Запись на доске:  Существительные в переносном значении используются для создания метафор и сравнений, которые делают речь более яркой, красивой, выразительной, эмоциональной.
 VIII.            Творческое задание
Продолжите текст, рассказав в нем о других названиях бабочек, их особенностях. Необходимо сохранить форму текста (диалог).
Крапивница и лимонница
  - Терпеть не могу непонятных имен! Почему ты Лимонница, если у нас лимоны не растут даже? Вот я. У меня на крапиву аппетит, поэтому я Крапивница! У нее на капусту аппетит – она Капустница! Просто все и понятно!
  - А меня Лимонницей не за аппетит назвали, а за красоту! У меня платье прекрасное, лимонного цвета. Да только вам, обжорам, этого не понять
                                                                                                    Н. Сладков
Материал для справок: голубянка красивая - бабочка безвредная и очень красивая; она вся нежно-голубого цвета, сама похожа на цветок; мешочница – самка этой бабочки всю жизнь проводит в мешке; стеклянница – у этой самки прозрачные, как у осы, крылья, покрытые невидимыми чешуйками.
В каком стиле речи у вас получился текст?
Какой тип речи вы использовали?

IX. Чтение собственных текстов, которые получились у учащихся.
Поощрение и оценивание учащихся учителем.
X. Д/З. Выполнить задания к тексту № 10 ( с 1- 10)
 
 










Начало формы













Рисунок 3