Методическая разработка для учителей начальных классов по сплочению классного коллектива Когда мои друзья со мной
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИРКУТСКОГО РАЙОННОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
« БУРГАЗСКАЯ НАЧАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«КОГДА МОИ ДУЗЬЯ СО МНОЙ»
ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Комплекс социально-развивающих занятий по профилактике асоциальных проявлений детей начальных классов.
Составил: учитель начальных классов
Грабун Ирина Васильевна
2014 год
Методическая разработка «Когда мои друзья со мной» для учителей начальных классов / сост. Грабун И.В. – МОУ ИРМО «Бургазская НОШ» 2014 г. – 58 с.
Методическая разработка составлена с целью оказания методической помощи учителям начальных классов, организующих воспитательную работу, направленную на формирование сплоченности классного коллектива.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Цель данных методических материалов заключается в оказании методической помощи учителю начальных классов, организующих воспитательную работу, направленную на формирование сплоченности классного коллектива.
Настоящая методическая разработка представлена пояснительной запиской, комплексом диагностических методик, призванных изучить особенности классного коллектива, и тренинговыми занятиями по формированию сплоченности классного коллектива.
Начиная или продолжая работу с ученическим коллективом, классному руководителю всегда очень важно знать, как относятся друг к другу члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе, каковы основные особенности взаимоотношений в классе. Для этой цели можно использовать предлагаемые диагностические методики.
Определив особенности классного коллектива, необходимо спланировать воспитательную работу, которая способствовала бы коррекции межличностных отношений. Для этого можно использовать тренинговую технологию. Структура занятий тренинга представлена следующими компонентами:
Разминка. Цель: настроить детей на предстоящую деятельность, создать положительный эмоциональный настрой.
Основное содержание занятия представляет совокупность психотехнических упражнений, направленных на решение задач формирования сплоченности класса.
Рефлексия занятия предполагает осмысление результатов занятия.
Количество составленных занятий 10. Продолжительность занятий 1 академический час. Периодичность проведения занятий 1 раз в 2-3 недели. Занятия ориентированы на формирование сплоченности классного коллектива младших школьников.
КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Методика определения стадии развития детского коллектива А.Н. Лутошкина
Цель методики состоит в выявлении степени сплоченности детского коллектива – школьного класса, творческого кружка, спортивной секции, клуба, школьного детского объединения и т.д.
Описание методики. В методике представлены несколько ступеней развития коллектива, обоснованных А.Н.Лутошкиным. Предлагаемая методика служит для определения, на какой стадии развития находится школьный коллектив.
Процедура проведения
Педагог объясняет школьникам, что любой коллектив (в том числе и их собственный) в своем развитии проходит ряд ступеней и предлагает им ознакомиться с образными описаниями различных стадий развития коллективов. Далее педагог просит ребят определить, на какой стадии развития находится их коллектив.
Образное описание стадий развития коллектива
1 ступень. «Песчаная россыпь». Не так уж редко встречаются на нашем пути песчаные россыпи. Посмотришь – сколько песчинок собрано вместе, и в то же время каждая из них сама по себе. Подует ветерок – отнесет часть песка, что лежит с краю подальше, дунет ветер посильней – разнесет песок в стороны, пока кто-нибудь не сгребет его в кучу. Бывает так и в человеческих группах, специально организованных или возникших по воле обстоятельств. Вроде все вместе, а в тоже время каждый человек сам по себе. Нет «сцепления» между людьми. В одном случае они не стремятся пойти друг другу навстречу, в другом – не желают находить общих интересов, общего языка. Нет здесь того стержня, авторитетного центра, вокруг которого происходило бы объединение, сплочение людей, где бы каждый чувствовал, что он нужен другому и сам нуждается во внимании других. А пока «песчаная россыпь» не приносит ни радости, ни удовлетворения тем, кто ее составляет.
2ступень. «Мягкая глина». Известно, что мягкая глина – материал, который сравнительно легко поддается воздействию и из него можно лепить различные изделия. В руках хорошего мастера (а таким может быть в группе и формальный лидер детского объединения, и просто авторитетный школьник, и классный руководитель или руководитель кружка) этот материал превращается в красивый сосуд, в прекрасное изделие. Но если к нему не приложить усилий, то он может оставаться и простым куском глины. На этой ступени более заметны усилия по сплочению коллектива, хотя это могут быть только первые шаги. Не все получается, нет достаточного опыта взаимодействия, взаимопомощи, достижение какой-либо цели происходит с трудом. Скрепляющим звеном зачастую являются формальная дисциплина и требования старших. Отношения в основном доброжелательные, хотя не скажешь, что ребята всегда бывают внимательны друг к другу, предупредительны, готовы прийти друг другу на помощь. Если это и происходит, то изредка. Здесь существуют замкнутые приятельские группировки, которые мало общаются между собой. Настоящего, хорошего организатора пока нет, или он не может себя проявить, или просто ему трудно, так как некому поддержать его.
3 ступень. «Мерцающий маяк». В штормящем море мерцающий маяк и начинающему и опытному мореходу приносит уверенность, что курс выбран правильно. Важно только быть внимательным, не потерять световые всплески из виду. Заметьте, маяк не горит постоянным светом, а периодически выбрасывает пучки света, как бы говоря: «Я здесь, я готов прийти на помощь».
Формирующийся в группе коллектив тоже подает каждому сигналы «так держать» и каждому готов прийти на помощь. В такой группе преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, дружить. Но желание – это еще не все. Дружба, взаимопомощь требуют постоянного горения, а не одиночных, пусть даже очень частных вспышек. В то же время в группе уже есть на кого опереться. Авторитетны «смотрители маяка» – актив. Можно обратить внимание и на то, что группа выделяется среди других групп своей «непохожестью», индивидуальностью.
Однако встречающиеся трудности часто прекращают деятельность группы. Недостаточно проявляется инициатива, редко вносятся предложения по улучшению дел не только у себя в группе, но и во всей школе. Видим проявления активности всплесками, да и то не у всех.
4 ступень. «Алый парус». Алый парус – символ устремленности вперед, неуспокоенности, дружеской верности, долга. Здесь живут и действуют по принципу «один за всех и все за одного». Дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью. Командный состав парусника – знающие и надежные организаторы и авторитетные товарищи. К ним идут за советом, обращаются за помощью. У большинства членов «экипажа» проявляется чувство гордости за коллектив, все переживают, когда кого-то постигнет неудача. Группа живо интересуется тем, как обстоят дела в соседних классах, отрядах, и иногда ее члены приходят на помощь, когда их просят об этом.
Хотя группа сплочена, однако она не всегда готова идти наперекор «бурям», не всегда хватает мужества признать ошибки сразу, но это положение может быть исправлено.
5 ступень. «Горящий факел». Горящий факел – это живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, ответственность каждого не только за себя, но и за других. Здесь ярко проявляются все качества коллектива, которые характерны для «Алого паруса». Но не только это. Светить можно и для себя, пробираясь сквозь заросли, поднимаясь на вершины, спускаясь в ущелья, пробивая первые тропы. Настоящим коллективом можно назвать лишь такую группу, которая не замыкается в узких рамках пусть и дружного, сплоченного объединения. Настоящий коллектив – тот, где люди сами видят, когда они нужны, и сами идут на помощь; тот, где не остаются равнодушными, если другим группам плохо; тот, который ведет за собой, освещая, подобно легендарному Данко, жаром своего пылающего сердца дорогу другим.
Обработка полученных данных
На основании ответов школьников педагог может определить по пятибалльной шкале (соответствующей пяти ступеням развития коллектива) степень их удовлетворенности своим классным коллективом, узнать, как оценивают школьники его спаянность, единство в достижении общественно значимых целей. Вместе с тем удается определить тех ребят, которые недооценивают или переоценивают (по сравнению со средней оценкой) уровень развития коллективистических отношений, довольных и недовольных этими отношениями.
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.
Описание методики. Методика является визуально-словестной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.
Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных:
1) Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка: отношение к семейному окружению (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому и пр.
2) Переменные, характеризующие самого ребенка и проявляющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения.
Всего выделяют 12 признаков: - отношение к матери, - отношение к отцу, - отношение к матери и отцу как семейной чете, - отношение к братьям и сестрам, - отношение к бабушке и дедушке, - отношение к другу, - отношение к учителю, - любознательность, - стремление к доминированию, - общительность, - отгороженность, - адекватность.
Отношение к определенному лицу выражается количеством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответствующего отношения.
Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.
Процедура проведения. Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.
Процедура проведения обследования по методике Рене Жиля возможна в двух основных вариантах:
1) для школьников, начиная с 23-го классов, т.е. уже хорошо читающих, что делает возможным самостоятельное выполнение методики после общей инструкции. В этом случае необходимо много расходуемых тестовых тетрадей и дополнительное время для переноса результатов на бланк регистрации результатов;
2) для дошкольников и самых младших школьников вопросы методики необходимо читать вслух, давать необходимые вербальные разъяснения. В этом случае ответ ребенка может быть чисто вербальным или в виде указания, т.е. без расходования тестовой тетрадки к методике. Возможно заполнение экспериментатором листа регистрации результатов одновременно с ответами ребенка. Для этого используются специальные трафареты-посредники уменьшенные схематизированные копии заданий методики, в которых каждый вариант ответа зашифрован цифрой. На эти цифры опирается диагност при шифровке и расшифровке данных.
При проведении методики с учащимися 1-х классов необходимо ориентироваться на требования к процедуре опроса на примере опроса детей старшего дошкольного возраста.
1. Опрос следует проводить без посторонних лиц, особенно родителей.
2. Вопросы задаются в устной форме. В случае затруднения желательны разъяснения, образные примеры. Следует стараться обязательно получить ответ.
3. Во всех случаях, когда ответ настораживает или не совсем ясен, стоит продолжить расспросы, даже если это заранее не предусмотрено. В ряде случаев полученная таким образом дополнительная информация может существенно повлиять на общую оценку ответа.
4. До конца опроса не следует углубляться в родственные или другие отношения ребенка с называемыми им людьми, чтобы не фиксировать его внимание на некоторых из них: это лучше выяснить после. Желательно проверить полученную от ребенка информацию у родителей, поскольку дети нередко слабо ориентируются в родственных отношениях.
5. Если вопрос включает в себя картинку, то следует положить перед ребенком рисунок, а перед собой трафарет, затем задать вопрос. Экспериментатор показывает и называет ребенку тех людей, у которых есть подписи на картинке. В протокол заносятся номер (из трафарета) указываемой ребенком фигуры, или стула, или комнаты, против которого записывается имя или роль (друг, мать и т.п.), названные ребенком, а также высказывания испытуемого. Такой способ обследования дает возможность многократного использования материала методики.
6. Как правило, ребенок отвечает на все вопросы за 15 30 мин, не проявляя заметных признаков утомления. Если же он начал отвлекаться, следует сделать перерыв, но закончить опрос лучше в тот же день. В исключительном случае можно закончить обследование ребенка по этой методике на следующий день.
Проведите тестирование, а затем обратитесь к ключу для оценки полученных результатов.
Стимульный материал к методике представлен в приложении 1.
Тестовый материал
1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.
4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).
5. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?
6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.
7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.
8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.
9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже.
10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.
11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.
14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.
15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз. Где ты на этот раз?
16. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.
17. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
18. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.
19. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.
20. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста? младше тебя? старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.
21. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.
22. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.
23. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.
24. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? пожалуешься учителю? ударишь его? сделаешь ему замечание? не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.
25. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.
26. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.
27. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.
28. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.
29. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.
30. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.
31. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.
32. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
33. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь: Будешь плакать? Пожмешь плечами? Сам будешь смеяться над ним? Будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.
34. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: Плакать? Жаловаться? Кричать? Попытаешься отобрать? Начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.
35. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен. Что будешь делать: Плакать? Продолжать играть дальше? Ничего не скажешь? Начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.
36. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
37. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: Ничего не ответишь? Надуешься? Начнешь плакать? Запротестуешь? Попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.
38. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.
39. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?
40. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.
41. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?
Обработка результатов
Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 – «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.
Ключ
№
шкалы
Значение шкал
Номера заданий
Общее количество заданий
1
Отношение к матери
1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42
20
2
Отношение к отцу
1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42
20
3
Отношение к матери и отцу как родительской чете
1-4, 6-8, 14, 17, 19
10
4
Отношение к братьям и сестрам
1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40, 42
20
5
Отношение к бабушке и дедушке
1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41
15
6
Отношение к другу (подруге)
1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40
20
7
Отношение к учителю (авторитетному взрослому)
1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40
15
8
Любознательность
5, 22-24, 26, 28-32
10
9
Лидерство
20-22, 39
4
10
Общительность
16, 22-24
4
11
Закрытость, отгороженность
9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42
15
12
Социальная адекватность поведения
9, 25, 28, 32-38
10
Методика предполагает качественный анализ ответов испытуемого. Поэтому интерпретировать результаты необходимо исходя из ответов респондента на вопросы соответствующих шкал.
Социометрическая методика Дж. Морено
Цель методики. Методика предназначен для диагностики эмоциональных связей, то есть взаимных симпатий между членами группы, и решения следующий задач:
1.Измерение степени сплоченности – разобщенности группы;
2.Выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам симпатииантипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
3. Обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с неформальными лидерами.
Описание методики. Методика позволяет сделать моментальный срез внутригрупповых отношений. При социометрическом исследовании ученического коллектива его участникам предлагается выбрать товарищей, к которым они испытывают наибольшие (наименьшие) симпатии, хотели бы вместе жить и работать (например, отдыхать в одном лагере, быть в одном отряде и т.д.). Количество производимых выборов может быть ограниченным, скажем тремя или пятью, или неограниченным (зависит от количества учащихся в классе).
Учащимся предлагается ответить на один или несколько вопросов:
Кого бы вы хотели пригласить на встречу Нового года?
Кого бы вы не хотели пригласить на встречу Нового года?
Кого из членов вашего класса вы хотели бы видеть в составе вновь организованного класса?
Кого из членов вашего класса вы не хотели бы видеть в составе вновь организованного класса?
Кто, по вашему мнению, выберет вас?
Кто, по вашему мнению, вас не выберет?
С кем из членов вашего класса вас связывают дружеские отношения?
Кто из членов вашего класса был у вас в гостях в прошлом месяце?
С кем из членов вашего класса вы согласились бы жить в одной квартире в первую очередь? Во вторую очередь? В третью очередь?
Кого из членов вашего класса вы бы (не) позвали на день рожденья?
Обработка результатов
Полученные данные заносятся в социометрическую матрицу. Слева по вертикали и сверху по горизонтали в социометрической матрице перечисляются фамилии членов исследуемой группы в одном и том же порядке, например, в алфавитном или под шифром с соответствующими номерами (см. рис.1). В строках социометрической матрицы, где указаны фамилии членов группы, цифрами от 1 и выше каким-либо определенным цветом, например синим, отмечаются выборы, сделанные данным членом группы. Соответствующие цифры проставляется в клетках пересечения его строки со столбцом, где указана фамилия выбираемого им человека.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Рис. 1. Пример оформления социометрической матрицы.
Крайние правые столбцы и нижние строки социометрической матрицы являются итоговыми. В них вносятся суммарные данные о количестве выборов и отклонений, полученных и сделанных каждым из членов группы. Подсчетом количества синих цифр в строке каждого члена группы устанавливается число сделанных им выборов, и соответствующие данные записываются в первый правый столбец социометрической матрицы. Сведения о сделанных отклонениях получаются тем же путем, но за счет определения количества красных цифр, имеющихся в строке, относящейся к соответствующему испытуемому. Эти сведения заносятся во второй правый столбец социометрической матрицы.
Для того, чтобы определить, сколько выборов получил член группы, надо посчитать количество синих цифр, имеющихся в столбце с фамилией этого члена группы и результат записать в первую нижнюю строку социометрической матрицы. Аналогичным образом определяется и отмечается в матрице во второй ее нижней строке число полученных отклонений. В заключение устанавливается общее число всех выборов и всех отклонений, сделанных членами данной группы, и эти результаты вписываются в те клетки социометрической матрицы, которые расположены в правом нижнем ее углу (в табл. они отмечены знаками математической суммы).
Просматривая нижние строки заполненной социометрической матрицы, можно определить лидера в данной группе. Им будет тот из ее членов, который получил наибольшее число выборов. По количеству отклонений можно также определить того, кто вызывает к себе наибольшие антипатии. На его долю придется наибольшее число отклонений.
Полученные ответы обрабатывают и представляют в виде социограмм специальных рисунков, которые наглядно показывают систему сложившихся в коллективе личных взаимоотношений. Социограммы бывают двух видов: групповые и индивидуальные. Групповые социограммы представляют в целом картину личных взаимоотношений, сложившихся в коллективе, а индивидуальные только систему отношений одного ученика с остальными (см. рис.1). Групповые социограммы, в свою очередь, имеют два варианта: масштабную социограмму и социограмму-мишень. Социограмма-мишень представляет собой систему концентрических окружностей, количество которых равно максимальному числу выборов, полученных кем-либо из учеников в данном классе.
Рис. 1. Пример групповой социограммы
При помощи социограммы-мишени можно судить не только о том, кто и какое место занимает в коллективе, но и о том, какие взаимоотношения в ученическом коллективе сложились между ребятами.
Для более детального анализа положения отдельных учеников в системе личных отношений, например в классе, обращаются к индивидуальным социограммам (см. рис. 2). Они отражают положение выбранного по каким-либо признаком ученика в совокупности всех его личных отношений.
Рис. 2. Пример индивидуальных социограмм.
Представляемые на социограммах данные нередко для получения более подробной информации о положении человека в системе внутригрупповых отношений дополняются числовыми показателями индексами. Наиболее известный из них индекс групповой сплоченности, которую характеризует систему групповых отношений в целом. Его формула выглядит следующим образом:
Где С показатель групповой сплоченности на эмоционально-межличностном уровне;
К общее число взаимных выборов, сделанных членами данной группы;
максимально возможное число взаимных выборов в данной группы;
показатель К устанавливается по социометрической матрице, а показатель определяется, в свою очередь, по формуле:
где n число членов в изученной группе.
Достаточно представительную и разносторонюю информацию о положении человека в системе групповых взаимоотношений можно получить, например, при помощи следующих дополнительных социометрических индексов:
Разницы между числом выборов, сделанных данным членом группы, и количеством сделанных им же отклонений. Этот индекс свидетельствует об отношении данного человека к группе в целом.
Разницы между числом полученных выборов и количеством полученных отклонений. Это оценка отношения группы к данному человеку.
Количество взаимных выборов, имеющихся у данного человека с остальными членами группы. Это индекс положительных взаимосвязей данного человека с остальными членами группы.
Количество полученных взаимных отклонений. Это индекс взаимной неприязни, проявляемой в отношениях данного человека с другими членами группы.
Первые два индекса могут принимать как положительные, так и отрицательные значения? третий и четвертый индексы также можно перевести в показатели, имеющие плюсы и минусы: если соответствующие индексы окажутся выше среднего их значения по группе, то им можно приписать знак «+» (в случае, если речь идет о взаимных выборах) или знак «_» (если дело касается взаимных отклонений).
Социометрическая методика «Выбор в действии»
Цель методики: см. Социометрическая методика Дж.Морено.
Описание методики. Диагностическая методика «Выбор в действии» является модификацией социометрической методики Дж.Морено и предназначена для изучения взаимных симпатий (антипатий) и уровня сплоченности у детей дошкольного возраста, учащихся 1-х классов.
На каждого испытуемого заготавливается по три предмета, например по три картинки. До начала опыта дети не знают, в чем он будет заключаться. Им говорят только: «Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в неё, надо хорошо запомнить, где кто сидит за партой». Дети запоминают, где кто сидит, после чего воспитатель (учитель, психолог) выводит детей из комнаты (класса). В дальнейшем те, кто участвовал в эксперименте, и те, кому это предстоит, не общаются между собой.
Эксперимент продолжается следующим образом. Воспитатель (учитель, психолог) обращается к ребенку: «Мы играем в игру «У кого больше?». Вот тебе три картинки. Можешь положить их по одной трем детям из группы (себе класть нельзя). Выиграет тот, у кого окажется больше всего картинок. Никто не будет знать, кому ты положишь картинки. Даже мне можешь не говорить, если не хочешь».
Ребенок берет картинки и выкладывает их по одной в конверты, лежащие на столах. На каждой картинке ставится порядковый номер, под которым каждый ребенок фигурирует в списке.
После того как все члены группы осуществили выбор, воспитатель фиксирует сделанные выборы и приглашает детей ознакомиться с результатами. В запасе всегда следует иметь несколько лишних картинок, чтобы положить по 12 картинки тем детям, которые не получили их от сверстников. Это делается втайне от детей.
Данные, полученные в проведенных экспериментах, представляются в социометрической матрицы, на которой видно:
1) кто кого выбрал,
2) взаимный ли это выбор,
3) сколько выборов получил каждый ребенок (это число служит показателем его положения в группе),
4) при проведении экспериментов через определенные промежутки времени таблица показывает изменение отношений в классе,
5) при изучении осознания взаимоотношений на таблицу наносятся ожидаемые выборы.
Правила составления социометрической матрицы аналогичны правилам составления матрицы в социометрической методики Морено.
Далее следует переходить к выявлению взаимных выборов. Эта взаимность на таблице обозначается знаком «+». В суммирующих нижних графах таблицы подводятся общие итоги эксперимента для каждого ребенка.
Статусная структура группы – количественное отношение статусных категорий с точки зрения представленности «звёзд», «предпочитаемых» и т.д. Статусная структура характеризуется особым диагностическим показателем – уровнем благополучия взаимоотношений (УБВ). УБВ группы может быть высоким – в I и II статусных категориях людей больше, чем в III и IV Средний уровень фиксируется тогда, когда в двух первых и двух последних группах число лиц примерно одинаково. Низкий УБВ отмечается при преобладании в группе лиц с низким статусом.
ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ
«КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»
ЗАНЯТИЕ 1
I.Разминка
Упражнение «Добрый клубок»
Цель: повышение работоспособности детей, создание позитивного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в круг и передают по кругу клубок ниток, произнося при этом свое имя и слова приветствия ребенку, стоящему слева.
II. Основная часть
Упражнение «Установление правил»
Цель: регламентирование работы на основе добровольного принятия обязательств. Совместно вырабатываются правила поведения на занятии:
говорить по одному
не перебивать того, кто говорит
не применять физическую силу
никого не оскорблять, не дразнить.
Правила в виде пиктограмм записываются на листе ватмана, который постоянно висит на доске во время всех последующих занятий.
Упражнение «Какая рука у соседа»
Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.
Дети стоят в круге, держась за руки. Участник, поворачиваясь к соседу справа, говорит тому, какая у него рука (мягкая, теплая, нежная).
Упражнение «Трио»
Цель: установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.
Трое играющих встают плечом к плечу. Первый человек ставит левую ногу в картонную коробку (или на лист бумаги). В ту же коробку ставит правую ногу второй играющий, свою левую ногу он ставит в другую коробку, и туда же ставит правую ногу третий человек. Задача игроков – пройти всем вместе некоторое расстояние. Потом к ним может присоединиться четвертый человек, пятый.
Комментарий: предложите ребятам определить на опыте, сколько человек смогут ходить вместе?
Упражнение «Аппликация»
Цель: развитие навыков эффективного общения.
Ребятам предлагается набор геометрических фигур, вырезанных из цветной бумаги. Коробка с ними ставится посреди круга. Каждому нужно выбрать по несколько заготовок и составить из них какую-то картинку. Фигурка выкладывается на парте. Ее можно наклеить на лист обоев, предварительно договорившись о том, где что наклеивается, «чтобы было красиво». Аппликация остается в помещении группы.
Упражнение «Охота за сокровищем»
Цель: развитие навыков эффективного общения.
Участники игры свободно двигаются по классу и беседуют друг с другом. Задача играющего – найти одно свое сходство и одно различие с каждым, с кем он поговорит. Чем больше людей он опросит и чем интереснее будут сходства и различия, тем лучше.
Для каждого участника игры понадобится вот такая карточка:
№ п/п
Имя
Сходство
Различие
1.
2.
10.
Комментарий: перед началом игры учитель может привести примеры сходств и различий (и я и он живем в одном доме, но у меня есть собака, а у него никто из животных не живет; и она и я хотим стать ф отомоделями, но я люблю миндальные пирожные, а она – мороженое).
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания»
Учитель заранее готовит «дары». В качестве «даров» могут выступить
сладости, конфеты, орешки печенье и пр.
наклейки, небольшие открытки, тематические картинки и пр.
«Дары» кладутся в красивую вазу или коробку которая стоит на ритуально оформленном столе в центре зала.
Педагог предлагает каждому взять несколько «даров» и подойти к другому со словами: «Я приношу тебе этот дар в знак своей признательности за»
Данный ритуал завершает каждое тренинговое занятие.
ЗАНЯТИЕ 2
I.Разминка
Упражнение «Сделай как я»
Цель: создание положительного настроения, повышение сплоченности группы.
Дети встают в шеренгу. Ведущий, показывает несложные движения, которые остальные участники повторяют. В роли ведущего попеременно выступают все участники.
II. Основная часть
Упражнение «Перечисли правила»
Цель: закрепление правил и принятие детьми ответственности за их соблюдение.
Каждый участник получает листок бумаги. Задача - пиктографически изобразить правила работы группы, принятые на прошлом занятии. По завершении каждый представляет результаты своей работы. Правила комментируются детьми по принципу объяснения их целесообразности. Некоторым детям может понадобиться помощь ведущего.
Упражнение «Пазлы»
Цель: способствовать сплочению классного коллектива.
Группа делится произвольно на команды по 5 человек и каждому члену команды выдается по пазлу. Ведущий заранее разрезает лист бумаги, с какой-нибудь яркой крупной картинкой на части и таким образом получаются пазлы для этого упражнения). Задача команды - собрать картинку, как можно быстрее.
Упражнение «Несколько мячей»
Цель: способствовать сплочению классного коллектива.
Играющие достаточно свободно встают в круг. Задача – перекидывать мячик или игрушку от одного человека к другому так, чтобы он побывал в руках у каждого игрока только один раз. Как только играющие запомнили порядок перебрасывания, ведущий вводит в игру второй мячик. Теперь по кругу идут два мяча. Если ребятам удается поддерживать ритм и не сбиваться, в игру вводится третий мяч.
Комментарий: для этой игры понадобятся несколько небольших мячиков или мягких игрушек. Со сколькими мячами удастся играть вашему классу?
Упражнение «Кубики»
Цель: способствовать сплочению классного коллектива.
Не говоря ни слова, играющие должны вместе построить из кубиков какое-нибудь сооружение. Заранее договариваться о том, что это будет, нельзя.
Упражнение «Построимся»
Цель: Повышение настроения, сплочение классного коллектива.
Ведущий предлагает поиграть в игру, где основное условие состоит в том, что задание выполняется молча. Разговаривать и переписываться при этом нельзя, можно общаться только с помощью мимики и жестов. «Посмотрим, сможете ли вы понять друг друга без слов?» В первой части упражнения дается задание участникам построиться по росту, во второй части задание усложняется - нужно построиться по дате рождения. Во втором варианте по окончании построения участники поочередно озвучивают свои дни рождения, при этом происходит проверка правильности выполнения упражнения
Упражнение «Мне нравится...»
Цель: создание атмосферы принятия, понимания, развитие навыков общения, активного слушания, эмпатии.
Дети садятся в круг. В центр круга садится кто-либо по желанию. Каждый по очереди называет, что ему нравится в этом ребенке. Таким образом, в кругу должны побывать все желающие.
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 3
I.Разминка
Упражнение «Ласковое имя»
Цель: развитие у участников чувства доверия друг к другу, формирование атмосферы взаимной поддержки.
Дети становятся в круг. Один из детей по желанию выходит в центр круга, а остальные называют варианты его имени. Тот участник, чей вариант понравится стоящему в центре круга, становится в центр круга.
II. Основная часть
Упражнение «Назови слово»
Цель: развитие познавательных процессов, формирование уверенности в себе.
Дети перебрасывают мяч друг другу, называя при этом слова на указанную букву. Например, на букву «А».
Упражнение «Мои школьные трудности»
Цель: вербализация личных целей участия в группе.
Ведущий предлагает собрать «копилку трудностей» первоклассника: «Что может быть трудным в школе?», «Что может расстроить в школе?». Затем получают по листу бумаги, разделенный на четыре части. Необходимо представить себя художником и нарисовать иллюстрации к четырем выбранным трудностям. Законченные работы комментируются. Группа помогает каждому выступающему, даются советы, как поступить ребенку, попавшему в ту или иную ситуацию. По завершении рисунки остаются в пространстве группы.
Упражнение «Кочки»
Цель: развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды.
Каждому участнику выдается листок бумаги А4. Все собираются на одном конце комнаты и ведущий поясняет, что впереди - болото, листы - это кочки, все участники - лягушки, а ведущие - крокодилы. Задача группы - не потеряв ни одной лягушки, добраться до противоположного конца комнаты. Наступать можно только на кочки. Крокодилы могут топить (забирать) оставленные без присмотра кочки. Наступать можно только на кочки. Если лягушка оступилась, или не все лягушки смогли перебраться на другой берег, потому что не осталось кочек, то выиграли крокодилы, и т.д
Упражнение «Рисунок на спине»
Цель: развитие коммуникативных навыков, ответственности, сплоченности внутри команды. Осознать, насколько важно настроиться на понимание другого человека, а также само желание понять другого. Демонстрация возможности адекватного обмена информацией без использования слов, развитие и навыков невербального общения.
Участники делятся произвольно на три команды и строятся в три колонки параллельно. Каждый участник смотрит при этом в спину своего товарища. Упражнение выполняется без слов. Ведущий рисует какую-нибудь простую картинку и прячет ее. Затем эта же картинка рисуется пальцем на спин каждого последнего члена команд. Задание - почувствовать и передать как можно точнее этот рисунок дальше. В конце, стоящие первыми в командах, рисуют, то, что они почувствовали, на листах бумаги и показывают всем. Ведущий достает свою картинку и сравнивает.
Участникам предлагается обсудить в командах ошибки и находки, которые были в процессе упражнения. Сделать выводы, затем, с учетом этих выводов повторить упражнение. При этом первые и последние члены команд меняются местами. Обсуждение в общем кругу. Что помогало понимать и передавать ощущения? Что чувствовали первые и последние члены команд в первом и во втором случае? Что мешало выполнять упражнение?
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 4
I.Разминка
Упражнение «Аплодисменты по кругу»
Цель: переживание чувства радости, создание атмосферы принятия.
Дети сидят в круге. Ведущий подходит к одному из них и хлопает в ладоши. Затем они оба выбирают следующего участника и аплодируют ему. Таким образом, игра продолжается, пока не будет охвачены все дети.
II. Основная часть
Упражнение «Зеркало»
Цель: формирование желания общаться, быть активным.
Дети разбиваются на пары. Один показывает разные выражения лица, а другой повторяет. Затем меняются ролями.
Упражнение «Мультфильм о нашем классе»
Учащимся класса предлагается создать мультфильм о своём классе. Для того, чтобы мультфильм получился, ребятам предлагается подготовить один кадр к мультфильму. Ребятам раздаются фломастеры, листы бумаги (по одному листочку).
Ребята работают самостоятельно, без подсказки и коррекции учителя. Кадры склеиваются, и ребятам предоставляется возможность озвучить каждый кадр. Это упражнение интересно тем, что позволяет получить очень много информации о классе.
1 Какие сцены и факты из жизни класса чаще всего повторяются.
2.Какие имена чаще всего называются в кадрах мультфильма.
3.Какая эмоциональная окраска фильма (злой, добрый, смешной, и т.д.)
4.Какие проблемы поднимает мультфильм.
Упражнение «А вот бы...»
Цель: развитие фантазии, доверительных отношений.
Дети стоят в кругу. Ведущий произносит фразу: «А вот бы..». Дети продолжают ее: «Стать невидимкой, найти волшебную палочку...» и т.д.
Упражнение «Шарики»
Цель: способствовать сплочению класса, ломка пространственных барьеров между участниками.
Участники, объединившиеся в тройки, получают задание: сначала как можно быстрее надуть 3 воздушных шарика, а потом добиться, чтобы они лопнули, зажав их между своими телами. При этом нельзя наступать на них, использовать какие-либо острые предметы, ногти, детали одежды.
Упражнение «Хорошие и плохие поступки»
Цель: . Осознание детьми связи между поступками и самоуважением. Выделение самого понятия самоуважение и обнаружение его связи с взаимоуважением. А это необходимое условие полноценного общения, без которого невозможно развитие сплоченности.
Участников делят на две команды, случайным образом. Каждой команде выдается лист ватмана, фломастеры или маркеры и бумага А4. Задача одной команды - написать как можно больше поступков, которые позволяют человеку уважать себя больше. Соответственно задача другой - написать как можно больше поступков, из-за которых уважение человека к себе теряется. По желанию, каждая команда может подкрепить слова рисунками соответствующих поступков.
Каждая команда представляет свою тему. Дальше идет общее обсуждение, в конце ведущий суммирует все сказанное. Очень важно обратить внимание на то, что у каждого есть выбор между теми и другими поступками, но каждый раз, выбирая то или другое поведение, мы приобретаем или теряем уважение к себе.
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 5
I.Разминка
Упражнение «Комплимент»
Цель: формирование умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.
Дети сидят в круге. Приветствуют друг друга и говорят что-нибудь приятное любому участнику группы. Если кто-то из детей не получил комплимент, то психолог его сам или просит об этом детей.
II. Основная часть
Упражнение «Выбери партнера»
Цель: Формирование навыков невербального общения.
Детям предлагается выбрать себе партнера и дать ему понять, что выбрали именно его, но так, чтобы больше об этом никто не догадался. Разговор рекомендуется строить с помощью глаз. Дети ищут глаза другого, учатся общаться с помощью глаз. Причем преимущественно не движением глаз, а изменением их выражения. Дети учатся передавать информацию с помощью этих приемов невербального общения. После дети делятся своими впечатлениями и переживаниями.
Упражнение «Иностранец в школе»
Цель: дать возможность участникам включиться в работу по теме занятия, эмоционально «размяться».
Ребятам предлагается представить, что в школу приехал иностранец, который не знает русского языка, и никто не знает того языка, на котором говорит он. Он хочет узнать что-нибудь о нашей школе. Нужно рассказать о школе без слов, при помощи жестов. Водящий «рассказывает», «иностранцы» угадывают . Ведущий контролирует выполнение правил.
Упражнение «Диалог и Мини- лекция».
Цель: Логическое мышление.
Ведущий предлагает каждому участнику подумать минуту и ответить на вопрос - Что такое самоуважение? Все желающие могут высказаться. Затем ведущий подводит итог и рассказывает о том, какое значение имеет самоуважение психологического комфорта человека и от чего зависит самоуважение, о чувствах, таких, как хвастовство, которые маскируют низкую самоценность, о желании быть идеальным человеком и к чему это может привести.
Упражнение «Друг к дружке»
Цель: формирование доброго, внимательного отношения друг к другу, развитие тактильного восприятия.
Учащимся предлагают свободно перемещаться по аудитории и выполнять команды учителя. Когда он скажет: «Друг к дружке», они должны найти себе пару. После того как найдут пару, учитель дает задания: «теперь пожмите друг другу руку, прикоснитесь друг к другу нога к ноге, нос к носу, голова к голове, ухо к уху, щека к щеке» и пр. Далее предлагается снова двигайтесь по залу и искать новую пару. Игра продолжается в новых парах.
После выполнения упражнения необходимо обсудить на что направлена данная игра.
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 6
I.Разминка
Упражнение «Понять состояние»
Цель: развитие у детей умения понимать эмоциональные состояния людей через мимику, походку, позу.
Дети сидят в круге, выбирается водящий. Он показывает любое эмоциональное состояние с помощью мимики, походки, позы. Остальные угадывают это состояние. Угадавший становится водящим.
II. Основная часть
Упражнение «Пылесос и пылинки»
Цель: развитие умения управлять своими движениями, подчинять их команде ведущего.
Дети представляют, что они пылинки. Заработал пылесос, и пылинки закружились. Пылесос выключили и пылинки остановились.
Упражнение «Сочинение сказок»
Цель: вербализация и проработка школьной тревожности в безопасной форме.
Участники разбиваются на пары. Каждая пара получает набор картинок. Необходимо придумать сказку по этим картинкам, расположив их в произвольном порядке. Обязательное условие: сказка должна закончиться хорошо. По завершении работы сказки представляются другим участникам группы.
Упражнение «Поймай комара»
Цель: разрядка остаточного напряжения.
По помещению как будто летает комар (участники на выдохе произносят звук «ззз»). Комар то приближается, то удаляется (показывается силой голоса).
Упражнение «Гусеница»
Цель: игра способствует раскрепощению участников.
Правила игры:
- нельзя отказываться от предложения водящего;
- нельзя разъединяться.
Ход игры: дети становятся в круг, выбирается водящий по желанию. Он выбирает любого участника из круга и задает вопрос «Будешь моим хвостиком?» Участник из круга пролазает между ног водящего и становится сзади, беря водящего за талию. Так, все по очереди. В итоге получается огромная гусеница.
Упражнение «Молекулы»
Цель: игра способствует раскрепощению участников, снятию напряжения, повышению настроения, развивает внимание, сосредоточенность, слуховое восприятие.
Правила игры:
- составить молекулы из названного числа;
- хаотично передвигаться по классу.
Ход игры: дети хаотично передвигаются по кабинету, занимаются каждый своим делом, можно даже шуметь, но когда ведущий называет число (любое) ребята должны образовать молекулу.
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 7
I.Разминка
Упражнение «Ветер дует на....»
Цель: развитие у детей умения замечать особенности людей, называть их, устанавливать доверительные отношения с окружающими.
Дети сидят в круге, приветствуют друг друга. Ведущий предлагает игру. Ветер дует на того, кто .... Любит читать, любит мороженое, помогает маме ... Если ребенок узнал себя, то должен встать. Роль ведущего выполняют все дети.
II. Основная часть
Упражнение «Кто пройдет лучше»
Цель: развитие уверенности в себе, создание позитивного настроения.
Дети встают в шеренгу напротив ведущего и имитируют ходьбу по разным поверхностям, которые предлагает ведущий (по льду, снегу, грязи, горячему песку, луже).
Упражнение «За что меня должны уважать»
Цель: данная игра формирует у участников правильное и адекватное отношение к самому себе, позволяет выявить проблемы, которые могут быть у участников.
Правила игры:
- заставлять участвовать нельзя;
- мешать высказываниям водящего запрещается.
В ребята сидят в кругу. В центре стоит стул, куда садятся все желающие по очереди. Сидящему в центре дается задание: ему необходимо сказать ребятам, за что должны уважать его окружающие.
Упражнение «Школа для животных»
Цель: помочь развитию гибкости поведения в ситуации урока.
Каждый участник рисует себя в образе какого-нибудь животного. Характер животных обсуждается. Затем моделируется ситуация урока (учителем может быть кто-то из участников). Учитель ведет урок, а остальные ведут себя в соответствии со своей ролью (трясутся от страха, ни на что не обращают внимания и т.д.). После этого рисунки произвольно перераспределяются, учитель сменяется, каждый демонстрирует доставшееся поведение.
Упражнение «Групповой рассказ»
Цель: Сплочение коллектива, развитие умения слушать других, строить свои действия в соответствии с их поведением.
Все сидят в кругу. Каждый произносит от одной до пяти фраз, чтобы получился интригующий рассказ. Сочиняется сказка. Если упражнение удается, то половина группы сочиняет рассказ, а другая половина проигрывает его, по ходу разыгрывая действия рассказа в бессловесных ролях.
Упражнение "Лицо".
Цель: развивать позитивное представление о своем физическом "Я" на основе внешности как характеристике тела; обучать использованию тактильного контакта как способа выражения симпатии к другому человеку.
Дети изображают человека в различных эмоциональных состояниях (радости, грусти, обиды, гнева) и отвечают на вопрос: "Можно ли по лицу человека узнать, в каком эмоциональном состоянии он сейчас находится: грустит, или радуется, или испытывает еще что-то?"
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 8
I.Разминка
Упражнение «Настроение»
Цель: создание между участниками доверительных отношений.
Дети встают в круг. По очереди они говорят, с чем можно сравнить их настроение. Затем прощаются друг с другом.
II. Основная часть
Упражнение «Да- нет»
Цель: формирование быстроты реакции при ответе на вопросы, создание хорошего настроения.
Выбирается водящий. Каждый из детей должен задать ему вопрос, предусматривающий ответ «да» или «нет». Водящий должен отвечать молча, кивком головы.
Упражнение «Школа для людей»
Цель: закрепление позитивного отношения к классу.
Разыгрывается урок ИЗО, на котором дети рисуют на тему: «Что мне нравится в классе». Устраивается выставка рисунков, которые комментируют авторы и зрители.
Упражнение «Дом, в котором я живу»
Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники и друзья, и родители, и родственники. Такое упражнение поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 9
I.Разминка
Упражнение «Волны»
Цель: создание положительного настроения
Дети встают в круг. Ведущий спрашивает, как выглядит море в разную погоду. Дети изображают волны разной высоты, взявшись за руки. Море во время ветра... Море во время шторма...
II. Основная часть
Упражнение «Морские коньки»
Цель: развитие равновесия, создание радостного настроения от подвижных игр.
Дети изображают морских коньков, подгибая одну ногу, вытягивая руки вдоль туловища. Прыгая на одной ноге, надо толкать друг друга плечами, чтобы заставить встать их на обе ноги.
Упражнение «За что меня любит учитель»
Цель: создание рабочей атмосферы, повышение самооценки
Все ребята сидят в кругу. Каждый по очереди говорит, за что его любит учитель. Если возникает затруднение, помочь могут одноклассники или учитель.
Упражнение «Театр - экспромт»
Цель: игра направлена на работу в коллективе, помогает разрешить трудности, связанные с застенчивостью. Развивает творческие способности, воображение и фантазию участников. Удовлетворяет потребности детей в отдыхе. Игра является не только ролевой, но и творческой и развлекательной.
Задание: необходимо выбрать роль и без репетиции по ходу чтения текста выполнять действия. В итоге должна получиться небольшая сценка.
Роли: котенок, солнце, две сороки, ветерок, петух, бумажка, щенок, ведущий.
Ведущий читает текст, а участники исполняют свои роли.
Текст: «Сегодня котенок впервые вышел из дому. Было теплое летнее утро, солнце раскидывало свои лучи во все стороны. Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор. Котенок медленно сполз с крыльца и стал подкрадываться к птицам. Сороки стрекотали не умолкая. Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели. Ничего не вышло. Котенок стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений. Дул легкий ветерок и гнал по земле бумажку. Бумажка громко шуршала. Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил. Бумажка улетела, подгоняемая ветром. И тут котенок увидел петуха. Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору. Затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню. Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост. Но та так больно клюнула котенка, что он заорал истошным криком и побежал обратно на крыльцо. Тут его ожидала новая опасность. Соседский щенок, припадая на передние лапы, громко залаял на котенка, а потом попытался его укусить. Котенок в ответ громко зашипел, выпустил когти и ударил щенка по носу. Щенок убежал, жалобно поскуливая. Котенок почувствовал себя победителем. Он начал зализывать рану, нанесенную курицей. Потом он почесал задней лапой за ухом, растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне. Так закончилось первое знакомство котенка с улицей».
Упражнение «Фотография»
Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить свое фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
ЗАНЯТИЕ 10
I.Разминка
Упражнение «Слон»
Цель: Повышение сплоченности группы.
Все участники, используя подручные материалы (ручки, карандаши, ветки, шишки и др.) за ограниченное время (можно не ограничивать) должны выложить на полу изображение слона. Задание выполнять в полной тишине.
Упражнение «Паровозик»
Цель: Сплочение классного коллектива.
Участники делятся на группы и встают паровозиком, закрывая глаза игроку, стоящему впереди. Таким образом, открытые глаза остаются у последнего игрока, а свободные руки – у первого. Перед паровозиком ставиться задача: достать предмет, который ведущий помещает в комнате после того как играющие закрыли глаза. Видит местонахождение предмета только последний, который и будет руководить, направлять паровозик. Все команды по цепочке должны передаваться впереди стоящим. Игра продолжается до тех пор, пока первый игрок не возьмёт в руки искомый предмет.
II. Основная часть
Упражнение «Угадайка».
Участники должны внимательно посмотреть на своего соседа и угадать, что нравится в нем его маме.
Дети по очереди проговаривают вслух свои догадки. После этого они выбирают правильно угадавших. (Хотя чаще всего дети, о которых говорят, затрудняются отметить правильность или неправильность отгадок.) После первого круга можно организовать второй, в котором дети угадывают, что нравится в соседе его друзьям, далее третий круг что нравится учительнице в школе. Ведущий должен быть готов оказать детям помощь в угадывании, особенно в третьем круге.
Упражнение «Щепка»
Цель: способствовать осознанию детьми членами данной группы.
Нам надо представить себя берегами реки. Ребята, давайте построимся в две шеренги - вы берега реки.
Правила игры:
- водящий не должен открывать глаза;
- наличие полной тишины;
- каждый, стоящий в шеренге, обязательно должен дотронуться до водящего.
Ход игры: группа выстраиваются в две шеренги. Выбирается водящий по желанию. Он закрывает глаза и превращается в щепку. «Плывет» вдоль двух берегов. Задача участников дотрагиваться до «щепки», помочь ей доплыть до конца. Так, пока все желающие не поучаствуют.
Упражнение «Волшебное слово»
Цель: способствовать осознанию детьми членами данной группы.
Правила игры:
- дается всего две попытки;
- можно использовать различные средства для того, чтобы участники ему поверили.
Ход игры: группа встает тесным кольцом, взявшись за руки. Выбирается водящий по желанию, он становится в круг. Водящий должен сделать что- то, чтобы другие участники впустили его к себе в круг. Он может говорить хорошие слова, комплименты, использовать мимику, петь, танцевать. В общем, все что захочет. Так, пока все желающие не поучаствуют.
Упражнение « Свеча »
Цель: способствовать осознанию детьми членами данной группы.
Правила игры:
- обязательно очень плотный круг;
- водящему необходимо закрыть глаза и расслабиться;
- участникам обязательно нужно очень ласково обращаться с водящим.
Ход игры: дети становятся в очень плотный круг, выбирается водящий по желанию. Он становится в центре, закрывает глаза и падает. Участники, находящиеся в кругу передают его друг другу. Так, пока все желающие не поучаствуют.
Упражнение « Волшебный стул »
Правила игры:
- водящий должен постоянно сидеть в центре и смотреть на того, кто ему в данный момент говорит;
- водящий обязательно должен молчать.
Ход игры: желающий садится на стул в центре круга образованного другими участниками. Каждый участник должен сказать водящему что-то о его характере, поведении, в общем, что-то о нем прямо в глаза. Так, все желающие.
III. Рефлексия
Упражнение «Ритуал прощания» (см. занятие 1)
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
Настоящая методическая разработка представлена комплексом диагностических методик, призванных изучить особенности классного коллектива, и тренинговыми занятиями по формированию сплоченности классного коллектива.
Однако, проведение диагностического обследования и использование тренинговой технологии в воспитательном процессе предъявляет ряд требований к педагогу. Необходимо отметить, что данные виды деятельности призван осуществлять психолог, но, к сожалению, на сегодняшний день не все школы имеют возможность обеспечить профессиональное психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса. Особенно остро данная проблема стоит в условиях малокомплектной школы.
В данном разделе мы приводим ряд рекомендаций для учителей начальных классов по проведению психодиагностического обследования и проведения тренигововых занятий.
Рекомендации для учителей начальных классов
по проведению диагностического обследования
Архиреева Т. В., Новиков А. С. определяя требования к процедуре проведения диагностического обследования, указывают на то, что проведение психодиагностического обследования включает ряд шагов:
установление контакта с ребенком или группой детей;
инструктирование;
протоколирование;
первичную обработку данных;
предварительные интерпретационные выводы.
Эти шаги имеют отличия при проведении индивидуальной и групповой диагностики.
а) Проведение индивидуальной диагностики.
Данный этап работы начинается с установления контакта с клиентом или специальных шагов по его поддержанию, если такой контакт уже установился. Можно спросить обследуемого о его настроении, о его желании работать. Если клиент, с которым проводится диагностика, не настроен на ее проведение, важно выявить, что именно вызывает у него протест и придти к соглашению с ним. Возможны как перенос времени проведения обследования, так и замена методик.
Далее осуществляется инструктирование обследуемого, после чего он приступает к выполнению диагностических методик. Психолог в это время наблюдает за деятельностью и поведением обследуемого и заполняет протокол индивидуального обследования.
б) Проведение групповой диагностики. Процесс одновременного диагностического исследования группы взрослых или подростков не вызывает особых трудностей. Сложности при работе с такими группами чаще всего возникают при отсутствии собственной мотивации участия в диагностическом исследовании. Но психологу важно помнить, что у человека есть право на личную тайну, а соответственно на отказ участвовать в исследовании. Задача психолога при этом объяснить, для чего проводится диагностическое исследование, как его результаты могут помочь самому испытуемому, где они будут использованы.
Проведение групповой диагностики с детьми младшего школьного возраста имеет определенные сложности, связанные с возрастными особенностями детей. Не вызывает особых трудностей при работе с такими детьми лишь проведение проективных рисуночных методик. В отличие от них использование опросников вызывает затруднения, что может привести к получению недостоверных результатов. Для того чтобы получить достоверные данные при проведении групповых тестов-опросников с детьми младшего школьного возраста, можно воспользоваться такими советами.
Во-первых, опросник не должен включать более 30 пунктов.
Во-вторых, желательно воспользоваться заранее заготовленными бланками. В них должна быть нумерация пунктов и желательны варианты ответов, для того чтобы ребенок просто обводил нужный вариант, или рядом с номером пункта должна быть клетка, в которой будет записан ответ. Ребенок в дан-ном возрасте не всегда может удержать глазами строчку, поэтому если не будет обозначена клетка, которую нужно заполнить, возможно смещение вниз или вверх записей ответов.
В-третьих, если диагностическое обследование проводится с учащимися первого класса, то бланк ответов ребенка следует подписать заранее, до проведения диагностики. Это должен делать взрослый. Инструктирование группы детей младшего школьного возраста перед диагностическим обследованием также имеет свою специфику. Важно не просто сказать, как ребенок может ответить на вопросы теста, но где и как он должен записать ответ. Можно предложить детям перед ответом на первый вопрос поставить точку рядом с номером 1 – там, где он будет записывать ответ. При этом психолог проверяет, правильно ли ребенок отметил место, где он будет записывать ответ. При проведении диагностического обследования могут возникнуть сложности, связанные с поведением детей. Во избежание недисциплинированности можно до начала исследования обговорить с детьми правила их поведения. Такими правилами могут быть:
сначала ребенок выслушивает вопрос или задание, только после этого записывает ответ;
после того, как ребенок записал ответ, ему нужно поднять руку вместе с ручкой, поставив локоть на стол;
пока выполняется тест, дети не разговаривают друг с другом и не смотрят в записи другого, так как это может помешать тому ответить искренне. Можно предложить высказать свои впечатления после обследования.
В процессе диагностического обследования нужно хвалить детей как за соблюдение ими оговоренных правил, так и за их попытки следовать правилам. Такое поощрение стимулирует детей вести себя дисциплинированно, при этом степень достоверности результатов теста также повышается. Проведение диагностического исследования в группе детей дошкольного возраста нежелательно, оно возможно лишь в крайних случаях.
Рекомендации для учителей начальных классов
по проведению тренинговых занятий
Для эффективного проведения тренинга большое значение имеет просторное помещение, где стулья выставлены в круг (тренинговый круг), чтобы участники сидели лицом к друг другу (это способствует свободному общению, удобству проведения упражнений и разминок, доверительной обстановке, наличию интереса и внимания со стороны участников).
Количество участников тренинга не должно превышать 20 – 25 человек (это оптимальное количество участников, при котором возможно создание атмосферы доверия и постоянное поддержание внимания всех участников).
Необходимо создание и поддержание дружелюбной доверительной атмосферы в течение всего тренинга.
Необходимо поощрять участников тренинга и следить за тем, чтобы все принимали в нем участие.
Педагог-тренер не должен навязывать своего мнения, в то же время, ему необходимо подвести класс к поставленной цели занятия.
Педагог-тренер должен соблюдать временные рамки каждого упражнения.
На первом занятии тренинга важно принятие «соглашение» (правила работы группы) каждым учащимся.
Для эффективного проведения занятий рекомендуем использовать представленную нами структуру: разминка, основная часть, рефлексия.
ЛИТЕРАТУРА.
Вачков, И.В. Методы психологического тренинга в школе [Текст]. Лекции 1-8 – М: Изд-во Педагогического ун-та «Первое сентября», 2005 г.
Игры – обучение, тренинг, досуг. [Текст] / Под ред. Петрусинского В. В. – М.:1994
Кипнис, М. Тренинг коммуникации [Текст] – М: «Ось-89», 2007 г., – 128 с.
Немов Р.С. Психология. В 3 кн. [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 1998. - С.264.
Немов Р.С. Путь к коллективу [Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2003. - 467 с.
Пилипко, Н.В. Приглашение в мир общения. Развивающие занятия по психологии для младших классов. [Текст]– М: «Перспектива», 2006 г.
Рожков, М.И. Организация воспитательного процесса в школе [Текст] / М.И. Рожков, - М.: Просвещение, 2000. -29 с.
Фопель, К. Энергия паузы. Психологические игры и упражнения: Пер.с нем. / Практическое пособие для педагогов и психологов.[Текст] – М., 2002
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Стимульный материал к методике «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Тестовое задание 1
Тестовое задание 2
Тестовое задание 3
Тестовое задание 4
Тестовое задание 5
Тестовое задание 6
Тестовое задание 7
Тестовое задание 8
Тестовое задание 14
Тестовое задание 15
Тестовое задание 16
Тестовое задание 17
Тестовое задание 20
Тестовое задание 22
Тестовое задание 23
Тестовое задание 24
Тестовое задание 26
Тестовое задание 28
Тестовое задание 29
Тестовое задание 30
Тестовое задание 31
Тестовое задание 32
Тестовое задание 40
Тестовое задание 41
Тестовое задание 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Групповая социограмма
Условные обозначения
ОГЛАВЛЕНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
3
КОМПЛЕКТ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ МЕТОДИК ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ КЛАССНОГО КОЛЛЕКТИВА
Методика определения стадии развития детского коллектива А.Н. Лутошкина
Методика «Межличностные отношения ребенка» Рене Жиля
Социометрическая методика Дж. Морено
Социометрическая методика «Выбор в действии»
5
5
8
14
19
ТРЕНИНГОВЫЕ ЗАНЯТИЯ «КОГДА МОИ ДРУЗЬЯ СО МНОЙ»
ЗАНЯТИЕ 1
ЗАНЯТИЕ 2
ЗАНЯТИЕ 3
ЗАНЯТИЕ 4
ЗАНЯТИЕ 5
ЗАНЯТИЕ 6
ЗАНЯТИЕ 7
ЗАНЯТИЕ 8
ЗАНЯТИЕ 9
ЗАНЯТИЕ 10
22
22
24
26
28
30
32
33
35
36
38
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
41
ЛИТЕРАТУРА
45
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
46
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
58
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
13 EMBED Equation.3 1415
звезды
предпочитаемые
пренебрегаемые
отвергаемые
Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 9Рисунок 10Рисунок 11Рисунок 15Рисунок 16Рисунок 17Рисунок 21Рисунок 22Рисунок 23Рисунок 27Рисунок 28Рисунок 29Рисунок 33Рисунок 45Рисунок 48Рисунок 54Рисунок 78Рисунок 84Рисунок 93Рисунок 96Рисунок 105Рисунок 108Рисунок 111Рисунок 114Рисунок 117Рисунок 120Рисунок 129Рисунок 132