Мастер-класс по сплочению классного коллектива
Мастер-класс
Смоленская Е.Н., классный руководитель 6»Б» класса МБОУ Горской СОШ
( из опыта работы по сплочению классного коллектива)
«Классное руководство – это не просто обязанность. Это бесконечное творчество!!!»
Слайд.1. Здравствуйте! Я – учитель физической культуры, и, кажется должна проводить свой мастер-класс в спортивном зале. Но сегодня на нашем педагогическом марафоне я без привычного спортивного костюма и спортивного инвентаря, потому что тема моего мастер-класса универсальна. Она не потеряет своей значимости ни в спортзале, ни на стадионе, ни в предметном кабинете, ни в актовом зале.
Слайд 2. Вовсе не случайно я начинаю свой мастер класс с фрагментов фильма «Легенда №17». Ведь здесь представлен удивительный процесс – формирование из отдельных замечательных хоккеистов команды. А какие крылатые фразы в этом фильме: Слад 3 «Можешь ты что-то или не можешь – это решать всегда тебе. Неважных матчей не бывает. Какой бы ни была твоя цель, ты сможешь её достигнуть если только захочешь потрудиться.
А что такое команда? Правильно, это группа единомышленников, объединенных единой целью. И от того, насколько сплоченной будет команда, зависит и успех общего дела. Но не только в спорте и на уроках физкультуры нам необходимо уметь сплотить команду?
Слайд 4.Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) ставят перед учителем и классным руководителем задачу формирования у ребят универсальных учебных действий, в том числе коммуникативных. А это взаимодействие, диалог, сотрудничество, умение взять на себя ответственность за товарища.
Будучи классным руководителем 6 «Б» класса я столкнулась с проблемой подросткового возраста. У учащихся как бы переплетаются черты детства и черты юности. Это значит, что они откликаются на необычное, захватывающее, нестандартное и тогда они делают с удовольствием. Из своей методической копилки я представлю те технологии, которые помогают мне развить у моих ребят навыки коммуникации.
Слайд 5. Это технология коллективно творческой деятельности. Главный принцип - «Мы провели, мы решили, мы сделали». Один раз в триместр классный час мы начинаем с игры «Атомы и молекулы». Ребята двигаются под музыку и по моей команде соединяются в молекулу, число атомов в которой я называю.
Слайд 6. В конце игры класс разбивается на 4 группы (в классе 20 человек). Но называть эти группы по-старинке (спортивный сектор, культмассовый, учебный, трудовой) мы не стали. Очень хорошо зарекомендовала себя такая форма как чередование деятельности (или «чередование постоянных поручений»). Такая работа включает в себя область повседневных дел, таких как: дежурство по классу, выпуск газеты, работа с подшефным 2Б классом, подготовка классного часа и т.д. Допустим, первую неделю одна группа дежурит, вторая занимается газетой, третья готовит классный час, четвертая работает с подшефными. Дети с высокими и низкими статусами оказываются в одной инициативной группе, где каждый может проявить себя в различных видах деятельности. На следующей неделе они меняются местами. При такой организации в активную деятельность вовлекается максимальное количество ребят, работа не надоедает своим однообразием.
Слайд 7. Важным этапом организации коллективных творческих дел является выбор команды. Оптимальным решением для такой команды является объединение лидеров микрогрупп. Мы его называем Совет старейшин, который состоит из 4 человек. Они выбирают председателя Совета старейшин. Совет так же имеет определенные временные рамки (один триместр). Именно у такого «Совета» много достоинств:
- максимальное количество ребят проходит школу организатора;
- смена социальных ролей;
- члены «Совета» работают более интенсивно, у них нет времени на раскачку;
- постоянный анализ работы предыдущего «Совета», дает возможность не повторять ошибки.
Моя задача как классного руководителя:
- учить ребят распределять работу в «Совете»;
- помочь составить план коллективных дел;
- поддерживать авторитет Совета.
Особое внимание необходимо уделить председателю «Совета». Проговаривать с ним все вопросы, которые будут решаться на заседаниях «Совета», помогать проводить эти заседания, анализировать каждое заседание «Совета».
Со временем моя позиция, я надеюсь, будет меняться. По мере накопления ребятами организаторского опыта - меньше «учить» больше «консультировать».
Кроме этого каждый участник микрогруппы может предложить любое на его взгляд интересное дело. Затем проводится обсуждение предложений и выбор самых привлекательных и интересных. Здесь ребята сами предлагают и экскурсии, поездки, конкурсы, соревнования, проекты.
Слайд 8. Реализовывая эти дела мы с классом совершили интересную экскурсию в Клин на фабрику елочных игрушек, где ребята приняли активное участие в мастер классе по росписи елочных игрушек, оздоровительную поездку в Рязанский Аквапарк, вечер-встречи с ветераном ВОВ и много других
Слайд 9. они представлены на слайдах.
Подготовка к делам особый разговор. В свой работе я часто употребляю такой термин как «инициативная группа», и «прое
·ктная группа».
Слайд 10. Инициативная группа создается тогда, когда до предстоящего дела очень мало времени. В состав инициативной группы входят представители от каждой микрогруппы, пожелавшие готовить и проводить данное дело. Собравшись все вместе, ребята (с моей помощью или без неё) пишут сценарий, готовят костюмы, репетируют или выполняют иную работу, причём самостоятельно распределяют задания, подключают других к работе. После проведения обязательно подводим его итоги, «по горячим следам» и обязательно благодарим всех за проявленную инициативу. Такие инициативные группы создавались по подготовке к участию в соревнованиях: «Юные друзья полиции», « Весёлые старты», Новогодний огонёк. Команда нашего класса заняла вторе место в соревнованиях «Весёлые старты», 1 место в соревнованиях ЮДП. Новогодний огонёк с масками, играми, танцами прошёл на «Ура».
Слайд 11. Схема работы проектной группы отличается от работы инициативной группы нюансами, позволяющими не только подключить к подготовке и проведению дела всех ребят, но и способствует раскрытию личности каждого ребёнка. Такие проекты у нас тоже были. Это проекты «Толерантность», «Скиппинг», «Мой прадед» - Волощенко Егора, Пряничный домик» - проект Насти Ивановой, новенькая девочка, которая смогла проявить себя, свою креативность и влиться в коллектив. Эти проекты мы отправляли для участия в международных и всероссийских конкурсах и получили дипломы за 2 и 3 места. Для участия в муниципальном конкурсе в этом году мы разработали проект «Время читать».
В повседневных делах и заботах незаметно подходим к финишу – окончанию триместра Вместе подводим итоги работы с позиции: «Что получилось? Что не получилось?» и определяем уровень развития микрогруппы с помощью эталонов для сравнения.
Группа «Песчаная россыпь»: вроде все вместе, и в тоже время каждый отдельно
«Мягкая глина». В такой группе отношения разные и доброжелательные и конфликтные.
«Мерцающий маяк». В такой группе проявление активности идёт всплесками, да и то не у всех.
«Алый парус» Такая группа отличается дружбой, заинтересованностью делами друг друга, требовательностью. Не всегда хватает мужества признавать свои ошибки.
«Горящий факел» Отличное взаимопонимание, сотрудничество и готовность бескорыстно придти на помощь.
Слайд 12. Для развития личности каждого ребёнка, формирования универсальных учебных действий, я применяю очень часто при проведении классных мероприятий КЕЙС-МЕТОД ( обучение, воспитание на основе реальных ситуаций).
Например, при разборе конфликтной ситуации, сложившейся на одном уроке, я предлагаю ребятам игру, когда один из учеников выполняет роль учителя, другой виновника конфликта, остальные очевидцы. Причём, виновник конфликта – это ученик, не являющийся таковым на самом деле. Мы разыгрываем ситуацию, сложившуюся на уроке, и каждый участник высказывает своё мнение по поводу поведения той или иной стороны. Ищем выход и альтернативное поведение. Такая работа помогает увидеть себя со стороны, проанализировать своё поведение объективно, услышать мнения товарищей.
Слайд 13. Участникам предлагается выбрать по 5 качеств (хороших качеств), которые свойственны (на их взгляд) лично им. Записать их на листочке бумаги в столбик, первым будет то качество, которое проявляется в большей степени. Затем участникам предлагается игра. Все танцуют, двигаясь хаотично, после остановки музыки, каждый выбирает себе партнёра который рядом с ним и рассказывают друг другу о своих качествах. Затем снова двигаются, останавливаются, рассказывают о себе другому участнику. В конце такой рефлексивный метод. Каждый пишет на листочке всё, что ему ещё не хватает, что нужно в себе развить, а на другом - всё плохое, что есть в нём и потом этот листочек они комкают и бросают в мусорную корзину.
Значение кейс метода:
Учащиеся учатся самостоятельно определять собственную позицию и находить конкретные пути решения, , следовательно, они будут лучше готовы к встрече с жизнью.
По мере взросления, в детях будут открываться новые грани их самобытности, и надо будет продумывать новые формы деятельности; каждый год будут меняться и наши требования, и интересы детей, усложняясь в зависимости от уровня развития коллектива и об этом нужно помнить все время
А теперь попробуем все встать глубоко вдохнуть, поднять руки вверх, потом опустить.
Я предлагаю каждому мысленно положить на левую руку все то, с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на правую руку – то, что получил на этом занятии нового. И если правая рука перевесит левую – это здорово! Затем, все одновременно сильно хлопаем в ладоши и кричим – СПАСИБО!
Заголовок 115