Реализация компетентностного подхода в образовательном учреждении

«Реализация компетентностного подхода в образовательном учреждении».


Кулешова Т.Г., педагог-психолог.
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4
имени. Ю.А. Гагарина», город Котлас.

«Главным звеном в цепи кризисных явлений и проблем, с которыми столкнулось человечество на пороге третьего тысячелетия, является кризис педагогической компетентности.
Глобальная угроза наших дней – отставание способности человека адаптироваться к изменениям в окружающем его мире от темпов этих изменений. В сегодняшнем мире знания обновляются в среднем каждые шесть лет. Традиционное базовое формальное образование, получаемое в начале жизни, не успевает за изменениями мира, принципиально не может обеспечить человека на всю жизнь знаниями, умениями, навыками и качествами необходимыми ему для эффективного выполнения социальных ролей». (Проект Концепции развития образования взрослых (2000 г.)).
Компетентность формируется в деятельности и всегда проявляется в органичном единстве с ценностями человека, так как только при условии ценностного отношения к деятельности, личностной заинтересованности достигается высокий профессиональный результат. Компетентность же включает в себя совокупность взаимосвязанных качеств личности, необходимых для эффективной деятельности. Компетенция рассматривает личность педагога как личность с его ценностями, направленностями, особенностями.
Виды компетенций следующие:
Концептуальная компетенция – это способность понимать теоретические основы профессионально- педагогической деятельности, владение основными общими подходами, философией и методологией педагогики. (Педагог должен знать педагогику как науку).
Ценностно-этическая компетенция педагога – принятие норм и ценностных установок педагогической работы, её гуманистической направленности, социальной ответственности, значимости педагогической деятельности для развития общества, поддержки детства и развития человека, особенно ребенка. Ценностные ориентации – важнейшая характеристика личности любого человека, поскольку определяет его отношение к себе и окружающему миру, которое проявляется в его поведении и общении. Ценности и ценностные ориентации являются необходимыми профессиональными характеристиками. Они влияют на все стороны человеческой психики: от познавательной активности до мотивации каждого поступка человека. Ценности, наиболее значимые для педагогов, можно определить с помощью методики М.Рокича, предназначенной для изучения ценностных ориентаций личности и основанной на прямом ранжировании списка ценностей. Достоинством методики является: универсальность, удобство, экономичность в проведении обследования, гибкость. Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на наиболее значимые приоритетные ценности педагогического коллектива в целом. Наиболее приоритетными ценностями коллектива нашей школы являются: здоровье, счастливая семейная жизнь, любовь.
Профессиональной направленности личности учителя исследовалась опросником – утверждений. Данная методика применяется для исследования педагогической деятельности. В основу положена концепция внешней и внутренней мотивации. Цель методики – выявить соотношение показателей внешней и внутренней мотивации педагогов к профессиональной деятельности. Внешняя мотивация – это когда для личности имеет значение деятельности сама по себе. Если же в основе мотивации профессиональной деятельности лежит стремление к удовлетворению иных потребностей: мотивы социального престижа; зарплата. То в данном случае принято считать о внешней мотивации. Внешние мотивы делится на положительные и отрицательные. Положительные внешние мотивы - более эффективны и желательны. Наилучший, оптимальный мотивационный комплекс – это активности учителя мотивированная самим содержанием педагогической деятельности, стремление достичь в ней определенных позитивных результатов, при этом должна быть выражена низкая эмоциональная нестабильность. И наоборот, чем больше деятельность педагога обусловлена мотивами избегания (деятельности), порицания, тем выше уровень эмоциональной нестабильности. Результаты диагностических исследования по данной методики следующие: внешняя положительная мотивация - 65%, внешняя отрицательная мотивация – 35%.
Адаптивная компетенция. Адаптивная компетенция педагога – это умение предвидеть противоречивость педагогических процессов, характер возможных социально - педагогических изменений, разнообразие развития ситуации, неоднозначность событий и поведения людей и заранее быть к ним готовым. Если педагог способен меняться в новой социальной и образовательной ситуации, готов к профессиональному развитию, то можно говорить о наличии у него сложившейся адаптивной компетенции. Адаптивная компетенция требует от педагога способности к творчеству, коммуникабельности, работоспособности, исполнительности, уверенности в себе. Сформированность адаптивной компетенции может быть диагностирована с помощью методики - опросника «готовность к саморазвитию». Данная методика позволяет определить два показателя: желание познать себя, готовность меняться. Результаты диагностики среди учителей школы показали: 81,8 % - хотят знать себя и готовы меняться, 13,6 % - хотят знать себя, но не готовы меняться, 4,5 % - не хотят знать себя, не хотят меняться.
По результатам диагностических исследований можно сделать следующий вывод: наиболее приоритетные ценности педагогического коллектива - это ценности
специфически – личностные – направленные на личность и личностные отношения. Внешние положительные мотивы по показателям превышают внутренние мотивы, это говорит о желании удовлетворения иных потребностей или избегания, порицания. Методика «готовности к саморазвитию» подтверждает, что педагоги желают познать личностные особенности и готовы меняться, т. е. о сформированности адаптивной компетенции. Педагоги нашего коллектива способны меняться в новой социальной и образовательной ситуации, готовы к профессиональному развитию и росту. Те изменения, которые происходят сейчас в образовательной среде, ими принимаемы и допустимы.






Примечание.
1. Концепции развития образования взрослых в России (проект). – М., 2000 г.
2. Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография/ под ред. Проф. И.А. Козырева и проф. Н. Ф. Радионовой. – СПб., 2004.
3. Диагностика базовых компетенций педагогов. АО ИППК. И.П.Панфилова, канд. пед. наук И.В. Дьячкова, др.- Архангельск, 2006 г










15