Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классеОбраз ратного подвига и тема защиты родной земли
Разработка урока по изобразительному искусству в 6 классе
Учитель гимназии №363 Фрунзенского района
Виноградова Людмила Николаевна
Тема урока
«Образ ратного подвига и тема защиты родной земли в искусстве»
Методы: направленная дискуссия, вопросы открытого типа
Цель: развитие визуального мышления
Задачи:
Воспитывать чувство патриотизма и любви к родине, интерес учеников к изображению богатырей в русском искусстве.
Развитие духовно-нравственной и эмоциональной сфер личности через восприятие и анализ произведений искусства;
Развивать графические умения и навыки, глазомер, зрительную память, мышление, образные представления, фантазию, творческое воображение, наблюдательность;Стимулированть познавательный интерес, жизненно необходимую потребность самостоятельного общения с искусством;
осуществлять метапредметные связи (литература, искусство, музыка, история).
Тип опроса: индивидуально-фронтальный.
Оборудование урока:
Для учителя: презентация с репродукциями картин художников, рисунки с изображением богатырей, таблица элементов костюма богатыря, наброски воинов , коней выполненные художниками, стихи, музыка, материал для рефлексии.
Для обучающихся:
План урока
Организованное начало урока, постановка цели
Демонстрация компьютерной презентации
Дискуссия с вопросами открытого типа. Обобщение по итогам дискуссии.
Практическая работа учащихся. (Наброски воинов, богатырей)
Подведение итогов урока. Выставка работ.
Рефлексия.
Ход урока.
Организованное начало урока, постановка цели
- Я рада приветствовать вас, ребята! Пожалуйста, садитесь.
Сегодня на уроке вы познакомитесь с картинами художников, на которых изображены русские богатыри, защитники родины. А также попробуете сами создать образ древнерусского воина-защитника.
Я желаю вам прекрасного настроения, новых и интересных открытий. Мы начинаем!
2. Демонстрация компьютерной презентации
Повторение ранее изученного.
Слайды 2-3
- Мы с вами на предыдущих уроках много говорили о красоте и своеобразие архитектуры Древней Руси .Какие вы знаете древние города?
Ответы обучающихся (Старая Ладога, Копорье, Новгород)
Слайды 4-5
- Чтобы люди в городах мирно жили, кто их должен защищать от набегов кочевников?
Ответы обучающихся
Слайды 6-7
Рассматривание иллюстраций.
- Как выглядели древние Русские воины.
- Как одевались воины в древней Руси, готовясь к бою?
- Какое снаряжение было у русского воина?
Ответы обучающихся (шлем, кольчуга, щит)
Защита воина в древней Руси. По древнерусским понятиям защитное снаряжение без шлема называлось доспехами. Позднее этим термином стали называть все защитное снаряжение воина. Главным элементом русских доспехов длительное время была кольчуга. Она использовалась с Х до XVII века.
Кольчуга изготовливалась из металлических колец, которые были склепаны или сварены между собой. В Х-ХI веках она имела форму длиннополой рубахи с короткими рукавами. С XII века вид кольчуги изменился, у нее появились длинные рукава, а для защиты шеи и плеч – кольчужная сетка- бармица. Весила кольчуга 6-12 килограммов.
Все детали изготовлялись ремесленниками- кузнецами.
- Почему одни доспехи были простыми другие украшены серебром,
золотом, драгоценными камнями?
Ответы обучающихся (кроме боевых доспехов, были и парадные. они принадлежали царям и воеводам)
Английский посол Фледчер писал: «лошади покрыты богатой сбруею, седла из золотой парчи, узды украшены золотом, с шелковой бахромою». Такие парадные доспехи для людей и коней в 17в. изготавливались мастерами Оружейного приказа.
- Какие виды оружия русского воина вы знаете?
Ответы обучающихся (основным оружие воинов был меч)
Посмотрите внимательно и опишите особенности конструкции меча.
Ответы обучающихся (прямой, широкий, с двух сторон острый, рукоять имела крестовину)
- Как хранили мечи?
Ответы обучающихся (в деревянных- ножнах)
- Какие еще виды старинного оружия вы знаете?
Ответы обучающихся (топоры, дубины, секиры, пики, палицы утыканные гвоздями и стрелы с колчаном)
- Какое впечатление произвели на вас произведения мастеров, изготовивших воинское оружие и доспехи?
Слайд 8
Рассматривание картины В. М. Васнецова «Богатыри».
- Давайте посмотрим на картину художника. Как бы вы назвали эту картину?
Ответы обучающихся (Защитники Родины)
- Кто может назвать фамилию художника и названия картины?
Ответы обучающихся (В. М. Васнецов)
- Какая главная идея картины?
Ответы обучающихся (Мощь российского государства, защита Родины от врагов)Послушайте стихотворение по этой картине.
Читают 3 ученика. (Индивидуальное д.з.)
У трёх дорог, что три судьбы даря,
Легли с Руси до половецкой дали,
На конях борзых три богатыря
Во чистом поле стражею стояли.
Катились тихо волны ковыля,
И долу гривы опускали кони,
Но был тревожен молодец Илья,
С курганов глядя в степь из-под ладони.
В любой момент Добрыня был готов
Свой меч калёный выхватить из ножен,
И булавой пудовою врагов
Мог встретить добрый молодец Алёша.
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с русским искусством.
Посмотрите, какие сильные люди жили на Руси в древности.
Слайд 9
Перед вами картина художника- внимательно рассмотрите ее. Пауза.
Что вы видите на картине?
Что происходит на этой картине?
Кто видит что-то такое, о чем еще никто не говорил?
Как вы думаете, кто эти люди ?Что мы можем сказать об их одежде?
Как вы думаете, где и когда происходят события, изображенные на картине?
Что осталось рамками этого произведения?
Как вы думаете, какое настроение (состояние) хотел передать художник?
Как бы вы назвали эту картину
Чем отличается это произведение от картины В. М.Васнецова?
Слайд 10
Что вы видите на картине?
Что происходит на этой картине?
Можете ли вы подробнее сказать о происходящем?
Как вы думаете, кто этот человек?
Что еще мы можем сказать об этом человеке? (обратите внимание на рубаху и головной убор этого человека)
Как вы думаете, что заинтересовало художника в этом сюжете?
Как вы думаете, боится ли воин противника?
Что осталось «за кадром» этого произведения?
Как бы вы назвали эту картину?
Дискуссия с вопросами открытого типа. Обобщение по итогам дискуссии.
Слайд 11
Внимательно рассмотрим теперь обе картины
Есть ли между ними общее?
-Я вам дам подсказку: бой состоялся 10 августа 1380 г. под руководством московского князя Дмитрия Донского. Художники изобразили сражение за Родину, закончившееся победой русских воинов над татарами. Сила и подвиг одного человека дала духовную силу всему народу и сыграло важную роль в победе всего народа над татаро-монгольским игом.
Ответы обучающихся (бой на Куликовом поле)
Учитель подводит итог дискуссии
Картина Михаила Авилова называется «Поединок на Куликовом поле» (1943г)
Картина Павла Рыженко называется «Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле» (2005 г)
Сюжет один: бой русского боготыря Пересвета с татарским воином Челубеем, названным «бессмертным». Художники по разному подошли к одной теме.
Практическая работа «Зарисовки воинов»
Слайд14 Посмотрите как художники делают наброски воинов, выполненые тушью в технике «силуэта»- мы видим двух богатырей: победителя и побежденного.
Слайд15 Эти наброски выполнены с тональной прорисовкой
Указания учителя: Зарисовки воинов должны быть выполнены карандашом с боевыми доспехами. подробной детализацией.
Приступайте к работе.
Подведение итогов урока. Выставка работ.
Критерии оценки: композиционное решение; правильность пропорций человека; точность изображения доспехов и оружия; аккуратность выполнения работы.
Рефлексия.
Что делали на уроке?
Какие новые знания получили?
Что чувствовали во время выполнения задания?
Д.з. Подобрать исторический и изобразительный материал для творческой работы «Защитники Родины».