«Реализация компетентностного подхода через внедрение современных педагогических технологий»
«Реализация компетентностного подхода через
внедрение современных педагогических технологий»
Ковальчук А.М.
Учитель физики и математики
КГУ «Костряковская средняя школа» ООАФР
Компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Таким образом, когда приоритетные позиции занимает достижение высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся, их высокой мотивации, целенаправленности, дифференциации и более высокого развития их творческих способностей, закономерным становится обращение к современным образовательным технологиям.
Однако ни одна из технологий отдельно не может полностью и всесторонне обеспечить развитие такого интегрального феномена, как познавательные, творческие способности. На уроках использую различные технологии для создания собственной педагогической системы. При этом стараюсь обеспечить:
• опору на достигнутый уровень интеллектуального развития;
• учет пробелов в развитии познавательных способностей;
• соответствие методов обучения зоне актуального развития и творческой самостоятельности школьников при дифференциации учебного процесса;
• учет интересов школьников при организации работы в зоне творческой самостоятельности;
• опору на типологические особенности учащихся при отборе содержания и методов обучения;
• оптимальный психологический климат учебного процесса
В своей работе использую различные технологии. Проблемное обучение позволяет вызвать у учащихся дополнительный интерес к предмету, потребность в познании, в овладении способами человеческого познания и мышления. Активизация познавательной деятельности в обучении позволяет добиться активной работы мысли учащихся. Уровневая дифференциация помогает справиться ученикам с заданиями различной сложности, предоставляет им возможность самим определиться со степенью трудности. Групповые технологии приучают работать коллективно, на конечный результат. Элементы развивающего обучения способствуют самостоятельному поиску дополнительной информации, расширению кругозора. Учебный процесс ориентирую на личностное развитие учащихся при компетентностном подходе, на формирование положительной Я-концепции личности ученика, которая способствует успеху, эффективной деятельности, положительным проявлениям. Из всех технологий, реализующих личностно-ориентированный подход, остановлюсь на обучении в сотрудничестве. Учителю трудно оказать помощь каждому конкретному ученику. Эту ответственность ученики в состоянии взять на себя сами, если будут работать в небольших группах и отвечать за успехи каждого, если научатся помогать друг другу.
Вместе учиться
легче
интереснее
эффективнее
Это относится не только к интеллектуальному развитию, но и к нравственному.
Важно формирование коммуникативных умений.
Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто что – то выполнять вместе:
1 вариант – обучение в команде.
Поощрение одно на всю группу
Задание одно на всю группу
Группы не соревнуются
Группы зависит от каждого члена (каждый должен быть готов к любому виду тестирования, контрольной проверке)
Каждый зарабатывает баллы путем улучшения своих собственных предыдущих результатов – равные возможности для любого ученика
1.1 Организация обучения в сотрудничестве в малых группах.
В группе по 4 человека – разного уровня обученности.
Закрепление:
Задание группам:
Выполняется по частям (каждый ученик свою часть)
Вертушка (вслух, контроль всей группы)
После выполнения заданий:
Общее обсуждение (если задания одинаковые)
Рассмотрение заданий каждой группой (если задания разные)
Тест на проверку понимания и усвоения нового материала. Выполняется индивидуально. Дифференцирование сложности.
Оценки суммируются в группе.
1.2 Командно – игровая деятельность.
Вместо индивидуального тестирования турнир (еженедельно).
«Турнирные столы» - дифференцированные.
Победитель каждого стола приносит команде одинаковое количество баллов.
Команда, набравшая большое количество баллов, объявляется победителем (награждение).
1.3 Индивидуальная работа в команде.
Учащиеся получают индивидуальное задание по результатам проведенного ранее тестирования.
Члены команды помогают друг другу.
Итоговые тесты выполняются индивидуально и оцениваются учениками.
Т.к. учащиеся самостоятельно следят за успешностью усвоения, у учителя высвобождается время для индивидуальной работы.
2 вариант – «Пила».
Группы по 6 человек
Каждому члену группы – задание, которое является частью большого задания.
«Встреча экспертов».
В группах каждый докладывает о своей части задания.
Учащиеся заинтересованы в том, чтобы все добросовестно выполнили свою задачу, т. к. это может отразиться на их итоговой оценке.
Отчет делает
– либо каждый (сумма результатов)
– либо вся команда
Учитель может попросить любого ученика ответить на любой вопрос.
3 вариант «Учимся вместе».
Группы 3 – 5 человек.
→ Задание каждой группе – часть большой темы.
Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли:
- отслеживание правильности выполнения заданий партнерами;
- мониторинг активности;
- мониторинг культуры общения.
Основные отличия работы в малых группах по методике обучения в сотрудничестве от других форм групповой работы:
1) Взаимозависимость членов группы.
2) Личная ответственность каждого за собственные успехи и успехи своих товарищей.
3) Совместная учебно-познавательная, творческая и прочая деятельность учащихся в группе.
4) Социализация деятельности учащихся в группах.
5) Общая оценка деятельности группы (не всегда в баллах) складывается из оценки формы общения и академических результатов работы.
Типы взаимозависимости участников совместного обучения:
1) Зависимость от единой цели, задачи, которая осознается учащимися и которую они могут достичь только совместными усилиями.
2) Зависимость от источников информации, когда каждый ученик владеет только частью общей информации, необходимой для решения поставленной общей задачи. Данная зависимость может быть реализована на уровне разделения труда, ролевых функций.
3) Зависимость от единого учебного материала.
4) Зависимость от одного комплекта оборудования, разделенного между учащимися группы.
5) Зависимость от единого поощрения – все члены команды поощряются одинакова, либо не поощряются никак.
Цели:
- единый результат от всей группы
- подпись каждого члена группы под каждой сдаваемой от группы работы
- таблица результатов деятельности всех членов группы по каждой теме для варианта 1.3
- каждый член группы заполняет рабочий лист, но учитель берет для анализа один от группы на свой выбор, оценивает
Источники информации:
- учебный материал организуется по типу «пила»
- письменное задание, в котором каждый должен предложить свое решение
- распределение ролей
- ограничение материала
Поощрения:
- бальная оценка
- похвала учителя
- поощрение группы путем:
Выделения дополнительного времени для чтения
Предоставления свободного времени
Присвоения определенной атрибутики
Записи индивидуальных и групповых достижений в специальный журнал
Способы обеспечения индивидуальной ответственности за общий результат:
- выделение одного из учащихся группы для отчета по заданию группы
- распределение материала и видов деятельности между учениками по типу «пила»
- оценка, которую получает группа, является как бы исходной, ее можно улучшить, если каждый ученик группы сможет что-то добавить к сказанному, сделанному
- выбор учителем по одному ученику из каждой группы для выполнения проверочной работы, теста, отметка идет в зачет группе
Умения работать в сотрудничестве приобретаются постепенно.
Этапы организации обучения в малых группах:
1. При подготовке к уроку выделить одно-два задания, которые потребуют после обычного объяснения определенных действий со стороны учащихся для усвоения нового материала. Можно ориентировать это задание на контроль понимания и осмысления либо на проверку его усвоения и закрепление. Задание должно быть одно на группу. Нужно иметь в виду, что в группах расход времени на выполнение задания может быть больше, чем при выполнении индивидуальных заданий.
2. Разбить класс заранее при подготовке к уроку на группы, поначалу группы не стоит делать большими. В каждой группе должны быть сильный, средний и слабый ученики, мальчики и девочки. Предоставьте ученикам возможность самим определить функцию каждого при выполнении задания.
3. Если дается задача, то можно предложить всем ее решить с последующим обсуждением вариантов решения. В результате на проверку предоставляется один вариант решения, и любой ученик должен уметь дать пояснения, либо группа по очереди объясняет решение (первую часть – один, следующую – другой, и т. д.).
4. Учащиеся других групп могут задавать отвечающему любые вопросы по обсуждаемому материалу, дополнения членов данной группы поощряется учителем.5. Оценка ставится одна на всю группу.
6. Обсудите – насколько активно каждый ученик группы принимал участие в работе, как партнеры помогали друг другу.
7. Чтобы избежать обид по поводу подбора групп, необходимо пояснить, что в дальнейшем состав групп будет меняться.
8. Необходимо интегрировать работу в группах в обычный урок разнообразными способами.
9. В начале урока должна четко прозвучать цель, причем не только познавательная, но и социальная – ответственность, вклад в общее дело.
10. На протяжении всей работы необходимо следить за активностью учащихся и помогать любой группе, если потребуется.
11. Постепенно можно усложнять задачу, если учащиеся принимают такой вид деятельности.
Описание любого метода не означает полного его копирования. Педагогическая практика – процесс творческий. Педагогические технологии сами по себе – не гарантия успеха. Необходимо органичное сочетание современных технологий и личности педагога.
Использование всех перечисленных технологий позволяет мне повысить практическую, а именно компетентностную направленность обучения, что подтверждается результатами моей деятельности. Владея современными педагогическими технологиями, проявляю гибкость при использовании методов и средств обучения, умею модифицировать свои профессиональные действия. Главное - педагогический позитив, вера в успех, ориентация на формирование позитивного эмоционального климата на уроке, на личностное развитие ребенка.