Семинар по теме: «Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс. Технология развития критического мышления уч-ся»..


Семинар по теме: «Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс. Технология развития критического мышления уч-ся».
Цель: дать представление о технике развития критического мышления (ТРКМ) как технологии, ориентированной на компетентностное обучение.
Участники: педагоги школы
Регламент: 1 час
Форма проведения: семинар-практикум в технике «зигзаг»
Обеспечение: информационные материалы по теме семинара, демонстрационная доска.
Ход семинара:
Информационный блок.
Одной из приоритетных идей образования в последние годы стала идея формирования ключевых компетенций, т.е. системы формализованных критериев, характеризующих не просто умения, а умения, проявляемые в конкретных жизненных ситуациях. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь. В информационном обществе полученные знания имеют тенденцию к потере важности и актуальности в пользу способностей приобретать новые знания. Как научить этому учащихся? Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т.е. реализовывать ключевые компетенции? Компетенция как таковая не может быть определена через некоторую сумму знаний и умений, т.к. значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать в данной ситуации имеющиеся знания и опыт. Непроявленная компетенция рискует так и остаться скрытой возможностью. Приобретение компетенций базируется на опыте и деятельности обучающегося. Чтобы научиться работать, нужно работать. Чтобы научиться общаться, нужно общаться. Нельзя научиться пользоваться компьютером, не прибегая к практике, нельзя выучить иностранный язык, не разговаривая на нем. Современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знания от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными. Именно в этом контексте зависимость общества от школы будет возрастать. Педагогическому сообществу необходимо осознать, что и от него требуется иной подход к организации образовательной среды и иные образовательные технологии. С одной из них – технологией развития критического мышления учащихся – мы познакомимся сегодня.
Практический блок.
Задания: *Прочитайте текст «Технология развития: технология критического мышления», определите новые для себя понятия( участники семинара читают предложенный каждому из них текст, определяют новые для них понятия и термины) *Обратите внимание на доску:
Знаем Хотим знать Узнали
*Давайте определим, что мы знаем по теме исходя из вступительного слова ведущего и из прочитанного текста (участники называют известные им сведения и факты, а ведущий записывает их в первую колонку) * Что хотим узнать? (Очевидно, участники скажут, что им неизвестны понятия «базовая модель урока», «модельные уроки», «кластер», «синквейн». Ведущий заносит их во вторую колонку) *Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы воспользуемся приемом взаимообучения. Участники делятся на группы по 4 человека, причем каждому присваивается номер: 1, 2, 3 и 4. Разделим материал, подлежащий изучению, на 4 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за первую часть, вторые – за вторую и т.д. Сформируем группы первого состава: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера – 2-ю группу, все третьи номера – 3-ю группу, все четвертые – 4-ю группу. Каждая г7руппа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее объяснению остальным участникам семинара. Время работы 15 минут. *Все участники собираются вместе и формируются в группы второго состава (в каждой группе по одному участнику с номером 1, 2, 3, 4. Задача каждого участника, дать информацию своей порции учебного материала, т.е. научить друг друга. Время работы 20 минут. *Все участники вновь собираются в одной аудитории для проведения рефлексивной стадии. Переходим к третьей колонке таблицы: «узнали». Запишите, какую информацию вы получили в ходе семинара. Задания: *Составьте синквейн по теме «Технология развития критического мышления» (задания выполняются в паре или группах)
3. Подведение итогов.
Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов и стратегий. Готовы ли вы, попробывать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия».
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках.
да нет
Пошаговое выполнение: - заполните левую и правую колонки таблицы, приведя 3-4 аргумента «за» и «против» тезиса заголовка; - обменяйтесь мнениями со своими коллегами; - используя их аргументы, которые кажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы; - когда аргументы иссякнут, сделайте выводы.
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Информационно-методический материал для 1 группы.
Технология развития критического мышления стала известна в России с 1997г. Технология развивается в рамках проекта института «Открытое общество» под названием «Чтение и письмо для развития критического мышления». В настоящее время проект реализован более чем в 16 странах мира и в 5 российских регионах. Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.д.)
Педагоги давно обсуждают, что важнее: фактологические или же практические и концептуальные знания. Те, что считают, что фактологические знания важнее, обычно полагают, что существует определенный набор фактов, который, если будет запомнен, подготовит уч-ся к активному участию в социальной системе. Другие же считают, что концептуальные знания и практический опыт важнее, и утверждают, что одних только знаний недостаточно. Более того, они полагают, что знания только тогда имеют ценность, когда они воспринимаются в концептуальных терминах и могут быть применены на практике творчески и критически.
Никто не сомневается в важности фактологических знаний. Люди должны очень много знать, для того, чтобы успешно реализоваться в своей повседневной деятельности. Однако мнение о том, что существует набор знаний, который даст уч-ся практическую подготовку к будущему по мере ускорения изменений в обществе, становится все менее и менее популярным. Ведь из 100% того, что мы знаем сегодня, лишь 10-15% будет актуально завтра. Теперь, когда электронные системы связи охватывают практически все страны мира, школа и дом становятся своеобразными информационными центрами с доступом к мировой информации.
Для того чтобы успешно действовать в изменяющемся мире, уч-ся должны уметь просеивать информацию и сами принимать решения о том, что для них сегодня важно, а что нет. Уч-ся должны научиться критически и продуктивно оценивать тот информационный поток, который буквально сдавливает их со всех сторон. Чтобы хорошо управляться с информацией, необходимо овладеть практическими и определенными мыслительными навыками. Вот здесь и выходит на сцену новая для многих технология – технология развития критического мышления уч-ся. Основа технологии – трехразовая структура урока: вызов, осмысление и рефлексия. Технология представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией через чтение и письмо. Она представляет собой совокупность разных приемов и техник, ориентированных на поддержание интереса уч-ся к процессу обучения, пробуждение исследовательской и творческой активности; она представляет ученику условия для осмысления материала и помогает ему обобщить приобретенные знания.
Рассмотрим стадии технологического цикла:
Вызов. В классе на стадии вызова уч-ся могут получать задания, потом методом мозговой атаки составлять список того, что они знают или думают, что знают. Мозговая атака может производиться индивидуально с каждым уч-ся, парами или в групповой форме организации деятельности. Важно, чтобы учитель говорил как можно меньше, а ученики как можно больше. Роль учителя состоит в том, чтобы выступать в роли проводника, заставляя уч-ся размышлять. На этой стадии формируется как бы мотив к обучению. Что происходит на стадии вызова? Во-первых, обучаемый активно участвует в вызове того, что он знает по обсуждаемой теме. Это заставляет его анализировать собственные знания на подступах к той теме, которую он начнет разбирать во всех подробностях. Во-вторых, происходит активизация самого уч-ся. Обучение в данной технологии не пассивная, а активная деятельность. Как часто на традиционных уроках обучаемые пассивно сидят, слушая учителей и делая вид, что активно мыслят. Для того, чтобы обучаемые сознательно и критически подходили к пониманию новой информации, они должны принимать активное участие в процессе обучения. Участие становится активным только тогда, когда уч-ся начинает целенаправленно мыслить и выражать свои мысли словами, т.е. демонстрация знаний себе и другим происходит при активной мыслительной деятельности при помощи устной или письменной речи. Таким образом, полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут стать базой для усвоения новых знаний. Третья цель стадии вызова – определение цели предполагаемой темы. Следует различать цели учителя и цели учащихся. Цели, выбранные учеником, более сильны и мотивированы.
Осмысление. На этой стадии обучаемый вступает в контакт с новой информацией или идеями. Форма контакта может быть разной: чтение текста, выполнение опытов, аудирование и т.д. Существует ряд методических приемов, которые обеспечивают активность учащихся и поддерживают их интерес к теме урока. Среди них отметим такие как «пометки на полях», «двойные дневники» и другие. Главная задача смысловой стадии состоит в том, чтобы поддержать у учащихся активность, интерес и инерцию движения, созданные во время фазы вызова. Немаловажной задачей является поддержание усилий обучающихся по отслеживанию у них собственного понимания.
Фаза рефлексии. Она необходима не только для того, чтобы учитель получил обратную связь, но и для того, чтобы сами учащиеся закрепили новые знания, перестроили свои представления, включив в них новые понятия. Именно в этой фазе заключается учение, которое долго служит человеку. Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения в словесной или письменной форме. Известно, что только в процессе вербализации тот хаос мыслей, который был в сознании учащихся в ходе предыдущих учебных стадий, структурируется и превращается в новое знание. На стадии рефлексии эффективны такие методические приемы как кластер, синквейн, сигналы, пятиминутные эссе, концептуальная таблица и ряд других.
Информационный материал для группы 2.
Методический прием 1. Разбивка на кластеры (опорные конспекты) Эта педагогическая стратегия, которая помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Она требует выделения лишь тех структур, которые дают возможность стимулировать размышления о связях между идеями. Эта нелинейная форма мышления. Она более тесно связана с тем, как работает наш мозг. Разбивка на кластеры используется как на этапе вызова, так и на этапе рефлексии. Это служит для стимулирования мыслительной деятельности до того, как определенная тема будет изучена более тщательно. Разбивка на кластеры может применяться и в качестве средства для подведения итогов того, что учащиеся прошли в качестве стимулирования появления новых ассоциаций или графического изображения новых представлений. Это письменный род деятельности, который может служить мощным инструментом на начальном этапе обучения письменной речи, особенно среди тех учащихся, которые писать не любят. В основном это та стратегия, которая дает доступ к собственным знаниям, пониманию или представлениям об определенной теме. Поскольку эта деятельность связана с письмом, она также может служить средством информирования пишущего о знаниях и связях, которых он, по-видимому, даже и не осознавал. Разбивка на кластеры очень проста и легко запоминается:
Напишите ключевое слово или предложение в середине большого листа бумаги или на классной доске, или на другой поверхности, которую можно использовать для письма.
Начните записывать слова или предложения, которые приходят вам на ум в связи с данной темой.
По мере того как у вас возникают идеи и вы записываете их, начните устанавливать те связи между идеями, которые вам кажутся подходящими.
Выпишите столько идей, сколько придет вам на ум, пока не закончится время или пока не будут исчерпаны все ваши идеи.
Нужно выполнять лишь несколько правил:
Записывайте все, что приходит на ум. Не судите о качестве этих мыслей, просто записывайте их.
Не обращайте внимания на орфографию и другие факторы, сдерживающие письмо.
Не переставайте писать, пока не выйдет время. Если идеи вдруг перестанут приходить вам на ум, то порисуйте на бумаге, пока у вас не появятся новые идеи.
Постарайтесь построить как можно больше связей. Не ограничивайте количество идей или их поток и связи между ними.
Пример учителя очень важен. Если учитель, как и ученик, делает разбивку на кластеры, учащиеся видят, что этот вид деятельности считается важным. Кроме того, это исключит для учащихся возможность задавать вопросы учителю и тем самым мешать думать другим. Разбивка на кластеры – это гибкая стратегия. Она может осуществляться как индивидуально, так и в группе. При групповой деятельности она служит в качестве каркаса для идей группы. Это дает возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый из них продуцирует. Независимо от того, делается это в группах или индивидуально, важно помнить три правила: а)не переставайте писать во время отведенного времени; б)не судите о том, что вы думаете; в) не обращайте внимания на орфографию. Мы считаем, что разбивка на кластеры, проводимая индивидуально – это приятный отдых после групповой мозговой атаки, поскольку это делается быстро и дает возможность всем учащимся, а не только тем, которые всегда первыми поднимают руки, принять активное участие в мыслительном процессе. Однако опыт учит нас, что когда разбивка на кластеры проводится индивидуально, то должна выбираться такая тема, о которой учащиеся знают достаточно много, так как в этой ситуации они лишены группового опыта, дающего им доступ к дополнительной информации. С полученными индивидуальными разбивками на кластеры надо знакомиться попарно или всей группой.
Методический прием 2. Синквейн. Способность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах – важное умение. Оно требует вдумчивой рефлексии, основанной на богатом понятийном запасе. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях, что позволяет описывать или рефлектировать по какому-либо поводу. Слово «синквейн» происходит от французского, означающего «пять». Таким образом, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк. Когда вы знакомите учащихся с синквейнами, сначала объясните им , как пишутся такие стихотворения. Каждому участнику будет дано 5-7 минут на то, чтобы написать синквейн. Затем он повернется к партнеру, и из двух синквейнов они составят один, с которым оба будут согласны. Это дает им возможность поговорить о том, почему они это написали и еще раз критически рассмотреть данную тему. Кроме того, этот метод требует, чтобы участники слушали друг друга и извлекали из произведений других те идеи, которые они могут увязать со своими. Затем вся группа сможет ознакомиться с парными синквейнами. Если имеется проектор, то часто бывает полезным показать пару синквейнов. Каждый из них может быть представлен обоими авторами. Это может породить дальнейшую дискуссию. Правила написания синквейна:
В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).Название.
Вторая строчка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными). Описание.
Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами. Действия.
Четвертая строчка – это фраза из 4-х слов, показывающих отношение к теме. Чувство.
Последняя строчка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы. Повторение сути.
Образцы:
Вулканы Преподавание Чтение
Раскаленные докрасна Сложное, тяжелое Свободное, активное
Вырывающийся изнутри Бросающее вызов, укрепляющее, полезное Участвующее, делящее, обучающее
Природная огненная топка Связывающее новое с уже известнымСвечение в темноте
Ад Обучение Просвещение
Синквейны являются быстрым, но мощным инструментом для рефлектирования, синтеза и обобщения понятий и информации.
Методический прием 3. Знаем/хотим узнать/узнали (З-Х-У). Этот прием называется З-Х-У (Что мы знаем? Что хотим узнать? Что мы узнали?) и применим для чтения (или прослушивания лекции) на протяжении одного урока. Он также хорошо направляет исследовательскую деятельность учащихся, которая длится несколько дней. Разделим доску или большой лист на три широких колонки, озаглавленные соответственно: «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Учащимся предлагается воспроизвести в тетрадях такую же таблицу. Затем называем темы и спрашиваем учащихся, что они об этом уже знают. Обсуждение продолжается, пока не выявятся главнейшие сведения, в справедливости которых учащиеся не сомневаются. Их мы заносим в колонку «Знаем» ( и просит сделать то же самое в тетрадях). Попросите учащихся сгруппировать предложенные идеи по категориям. Когда выявятся категории, предложите учащимся добавить в каждую еще какие-то идеи. На этом этапе учащиеся наверняка в чем-то усомнятся. Спорные идеи и вопросы следует занести в колонку «Хотим узнать» попросите учащихся дополнить этот список: что еще они хотят узнать по этой теме. Все возникшие соображения записываются на доску и в тетради. Если снова поработать с отдельными категориями, список вопросов наверняка расширится. Теперь, если учащимся предстоит читать текст, следует еще раз обсудить вопросы, которые они сами поставили, и нацелить их на чтение текста. Если же задумано исследование более широкого плана, обсудите, где участники могут почерпнуть необходимую информацию. Если называется библиотека – какие конкретные книги или периодику надо посмотреть? Как учащиеся их отыщут? Если в качестве источников информации называются люди – как их найти? Как к ним подступиться? Как взять интервью? Как записать их ответы и в каком виде изложить потом классу? Когда чтение закончено, переходим к колонке «Узнали» - и просим учащихся записать, что они почерпнули из текста, причем расположить ответы надо параллельно соответствующим вопросам из второй колонки, а прочую новую информацию, о которой не спрашивали, расположить ниже. Поработав индивидуально, учащиеся обмениваются своими соображениями по колонке «Узнали» со всей группой. Итоги заносятся в третью колонку на доску. Теперь учащиеся сравнивают полученные записи колонок. Это выводит учащихся на новый цикл.
Методический прием 4. Взаимообучение Общеизвестно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда и возник прием взаимообучения, который был разработан, чтобы дать всем учащимся возможность оказаться и в роли учителя и направлять остальных в работе над текстом. Этот прием лучше всего применим в работе с информационным текстом. Взаимообучение происходит в группах из 4-7 человек. Всем им раздаются экземпляры одного и того же текста. Учащиеся по очереди играют роль «учителя» - роль, которая требует от них выполнения 5 определенных действий. Когда все члены группы прочитали абзац (про себя), «учитель» делает следующее:
Суммирует содержание абзаца
Придумывает вопрос по тексту и просит учащихся на него ответить
Растолковывает то, что для других осталось неясным
Дает прогноз возможного содержания следующего абзаца
Дает задание на чтение следующего абзаца
Этот прием работает наилучшим образом, если настоящий учитель несколько раз продемонстрирует каждой группе в отдельности, как им следует действовать, оказавшись «учителями», а уж потом передаст бразды правления в руки учащихся.
Информационный материал для группы 3
Методический прием 5. Разработки для самостоятельных занятий.
Такие разработки, которые помогают направить исследовательскую деятельность учащихся в отсутствие учителя, допустимы, когда они получили задание самостоятельно прочитать текст. При сквозном чтении – благодаря листку с вопросами – внимание учащихся привлекается к определенным деталям, разбросанным по тексту. После чтения организуется небольшое групповое обсуждение. Разработки для самостоятельных занятий помогают развивать критическое мышление, если они отвечают следующим требованиям:
- помогают учащимся заметить достаточно тонкое движение мысли, которое они вряд ли отследили бы сами, - но отнюдь не заменяют при этом тщательного чтения текста;
- стимулируют критическое и иное мышление высокого ряда на всех этапах работы;
- служат трамплином для дискуссии или письменной работы, т.е. не замыкаются сами на себе.
Листок с вопросами помогает учащимся на стадии осмысления, они получают его перед чтением довольно длинного отрывка. По замыслу ответы, например, на первые два вопроса собираются по крупицам на протяжении всего текста, а третий вопрос поощряет к мышлению более высокого порядка на основе материала, собранного ими для ответа на первый и второй вопросы.
Методический прием 6. Двойные дневники.
Двойные дневники дают возможность учащимся тесно увязать содержание текста со своим личным опытом, удовлетворить свою природную любознательность. Особенно полезны двойные дневники, когда учащиеся получают задания прочитать какой-то большой текст дома, вне учебной аудитории. Чтобы сделать двойной дневник, участники семинара должны проведя вертикальную линию, разделить чистую страницу пополам. Слева они записывают, какая часть текста произвела на них наибольшее впечатление. Быть может, она вызвала какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из их собственной жизни. Или просто озадачила. Или вызвала в их душе резкий протест. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило из записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Какой вопрос возник в связи с ней? Итак, читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать подобные пометки в своем двойном дневнике. Некоторые учителя предпочитают оговаривать заранее, сколько записей (как минимум) должен сделать ученик при чтении.
Методический прием 7. Техника проведения дискуссии.
Тонкая грань проходит между дискуссией содержательной и динамичной и дискуссией, выливающейся в бесконечный монолог учителя. Как организовать первую? Лучше всего проходят дискуссии, тему и направленность которых задают сами ученики и их природная любознательность. Роль учителя – критико-стимулирующая. Существуют четыре шага или приема, которые использует учитель, чтобы дискуссия не буксовала и осталась при этом в руках учеников. 1. Утверждение. Это способ отреагировать, подтвердить понимание или выразить недоумение по поводу сказанного. Утвердительные фразы звучат менее жестко, чем вопросы, и поэтому часто побуждают к более свободному ответному высказыванию. Вы можете сказать: «Насколько я понимаю, вы говорите__________», или: «Мне это напомнило_____________, ранее сказанное», или: «Погодите-ка, вы утверждаете, что_________, но Дмитрий только что сказал________», или: «Мне непонятно________» 2. Вопросы. Учащиеся будут с большим энтузиазмом обсуждать свои вопросы, а не вопросы учителя. Поэтому старайтесь их провоцировать на эти вопросы. Вот несколько подсказок: Какие вопросы могут возникнуть по содержанию этого текста? Что осталось неясным в этом тексте? С чем вам хотелось бы согласиться, а с чем нет?
3. Сигналы. Поскольку комментарий учителя зачастую оказывается чересчур весомым, лучше руководить дискуссией с помощью жестов и сигналов и ничего не произносить вслух. Недоуменное выражение лица учителя – для учащихся сигнал: требуется разъяснение. Руки, как бы взвешивающие два предмета («что перетянет»), подают сигнал, что нужно сравнить предложенные идеи и решить, с какой из двух они согласны. 4. Молчание. Когда вопрос задан, дайте время на размышление. Молчание, длящееся три, четыре или пять секунд, - могущий стимул заполнить паузу. Если ее не заполняет учитель, добровольцы всегда найдутся.
Методический прием 8. Оставьте за мной последнее слово.
Это один из приемов для стимулирования размышления после чтения. Он дает основу для обсуждения текста любого плана: как повествовательного, так и описательного. Особенно хорош для вовлечения в общую дискуссию самых тихих и неактивных учащихся. Прием состоит в следующем:
Учащихся просят во время чтения текста найти несколько отрывков, которые они считают особенно интересными или достойными комментария.
Учащийся выписывает цитату на карточку или листок, не забыв пометить страницу.
На обратной стороне карточки учащийся пишет свой комментарий. Он может не согласиться с мыслью, содержащейся в цитате, развить ее или сделать что-то – по своему усмотрению.
На следующий день учащиеся приносят карточки с цитатами на урок, и учитель вызывает кого-нибудь из них прочесть написанное.
Когда цитата прочитана, учитель приглашает остальных учащихся как-то на нее отреагировать или ее прокомментировать.
В заключении учитель просит учащегося, который выбрал цитату, прочитать к ней комментарий. Вот тут –то и вступает в действие главное правило: «За ним последнее слово». Никакого продолжения дискуссии не будет. Учителю в любом случае надо воздержаться комментария.
После этого учитель вызывает следующего учащегося с его цитатой и круг начинается сызнова.
Информационный материал для группы 4
Методический прием 9. Десятиминутное сочинение и другие свободные письменные задания. После чтения текста и общего обсуждения можно предложить учащимся организовать свои мысли с помощью десятиминутного эссе. Учащиеся пишут свободное эссе непрерывно без остановки. После свободного эссе можно просмотреть написанное, выделить основополагающие идеи, написать новое сочинение, используя эти идеи как стержень, отметая все лишнее.
Методический прием 10. Пятиминутное эссе. Этот вид письменного задания применяется в конце урока, чтобы помочь учащимся подытожить свои знания по изучаемой теме и дать учителю почувствовать, что происходит в головах его учеников. Конкретно учащихся просят выполнить следующие два задания: написать, что они узнали по данной теме, и задать один вопрос, на который они не получили ответа. Учитель сразу же собирает работы и может использовать их при планировании следующего урока.
Модельные уроки.
Модель 1. Работа с повествовательным текстом, или так называемое чтение со стопами. Учитель сообщает учащимся, что они вместе будут читать текст, и просит ребят не смотреть этот текст, когда его раздадут, потому что они будут читать его в группе и не стоит забегать вперед. После вступительной беседы об авторе и рассказе ученикам предлагается читать текст определенными кусками, на которые учитель разбил текст заранее. После прочтения первого абзаца учитель просит ответить на вопросы, затем так же обсуждается второй кусок и т.д. После прочтения всего текста и ответов на вопросы, учитель предлагает ученикам какие-либо две цитаты для сравнения, подходящие по теме, таким образом завязывается дискуссия, где учащиеся могут свободно высказывать свои взгляды. И в конце такого обсуждения преподаватель просит письменно ответить на вопросы. При подготовке такого урока у учителя могут возникнуть трудности с вопросами, которые, естественно, должны стимулировать критическое мышление. Вопросы должны быть составлены так, чтобы при ответе на них учащиеся анализировали и интерпретировали информацию, анализировали идеи, строили собственные предложения, этого от них требует поисковая деятельность.
Модель 2. 6 шляп критического мышления. Необходимо разъяснить, что это такое:
1-я шляпа – красная: эмоциональное восприятие текста, непосредственная читательская реакция.
2 –я шляпа – белая: изложение фактов, описаний, статистики.
3-я шляпа – черная: критическая, негативная( обращает внимание на то, что плохо, чего не хватает).
4-я шляпа – желтая: апологетическая (обращает внимание на то, что есть положительного).
5-я шляпа – синяя: аналитическая, поисковая.
6-я шляпа – зеленая: изобретательская, творческая.
Метод позволяет произвести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере. Главное – «держать жанр», линию, строго придерживаться того направления, которое задаст каждая шляпа. Можно использовать на уроке все шесть шляп или некоторые из них.
Модель 3. Зигзаг. Класс делится на четверки, которые меняются на каждом уроке, с тем, чтобы возникали неожиданные комбинации. Весь материал данного урока делится на четыре части и раздается по одному на участника группы. После распределения, ученики рассаживаются иначе: все первые номера в одну группу, все вторые в другую и т.д. Теперь их задача: изучить материал, обсудить его и объяснить своим партнерам по изучению в группе второго состава. По завершении работы формируются группы 3-его состава, в составе которых есть учащиеся с номерами 1, 2, 3, 4.
Технология развития: «Технология критического мышления»
По мере развития экономики, социально-политической и культурной жизни интеллектуальный труд будет рассматриваться как мастерство выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, критически анализировать, моделировать, делать выводы, принимать продуманные решения. Очевидно, что эти умения должны формироваться в учебной среде, в том числе через технологию критического мышления.
Критическое мышление (КМ) означает вовсе не негативность суждений или критику, а разумное рассмотрение разнообразия подходов. КМ – это способность ставить новые вопросы и анализировать информацию с тем, чтобы применить полученные результаты как к стандартным, так и нестандартным ситуациям. Для людей, мыслящих критически, понимание информации является отправной точкой, а не завершающим этапом обучения.
Чтобы хорошо управляться с информацией, надо владеть практическими мыслительными навыками, формирование которых может происходить в специальной технологии обучения через базовую модель учебного занятия, специфические приемы и т.н. модельные уроки.
Базовая модель предлагает 3 стадии: *вызов (учащиеся должны использовать свои предыдущие знания по теме, делать прогнозы по содержанию информации); *смысловой этап (учащиеся интегрируют идеи, изложенные в тексте со своими собственными идеями) *рефлексия (интерпретация обретенных идей и информации собственными словами) Среди методических приемов, направленных на формирование КМ, можно назвать: а) синквейн б) прием «знаем/хотим узнать/узнали» в) взаимообучение г) пятиминутное эссе и др. К модельным урокам относятся: * чтение со стопами * 6 шляп критического мышления * зигзаг
Важно помнить, что КМ не формируется в результате передачи рецептов. КМ предусматривает набор ряда учебных условий. Так, необходимо: * дать возможность учащимся размышлять * принимать разумные идеи и мнения * способствовать активности учащихся в учебном процессе * стимулировать рефлексию * активировать мышление Позиция учителя: он не просто механический проводник информации, но и партнер в учебном процессе. Позиция обучающихся: они учатся активно, часто в режиме взаимообучения.
Технология развития критического мышления – три фазы.
Фаза Деятельность учителя Деятельность учащихся Возможные приемы и методы
Стадия вызова Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до ее изучения, задает вопросы, на которые хотел бы получить ответ Составление списка «известной информации»; рассказ-предположение по ключевым словам; графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т.д.
Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах - группахСтадия осмысления (реализации) Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» Ученик читает (слушает текст), используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на полях или ведет записи по мере осмысления новой информации Методы активного чтения: *маркировка с использованием значков «?», «+», «-« (по мере чтения ставятся на полях); *ведение различных записей типа двойных дневников; *поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы и т.д.
Непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал учебника), работа ведется индивидуально или в парах
Стадия рефлексии Вернуть уч-ся к первоначальным записям-предположениям, внести изменения, дополнения, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации Уч-ся соотносят «новую» информацию» со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления *заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации *возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям *ответы на поставленные вопросы *организация устных и письменных круглых столов *организация различных видов дискуссий *написание творческих работ(синквейны, эссе) *исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
Творческая переработка, анализ, интерпретация и т.д. Изучение информации, работа ведется индивидуально – в парах - группах
Формирование компетенций во время применения «Технологии критического мышления».
Готовность к их решению
Интеллектуальные умения
Умения видеть проблемы

Умение Умение Умение Умение
анализировать аргументировать отказаться от найти нестандартное проблему свою позицию стереотипов решениеУмение рефлексировать на собственную интеллектуальную деятельность
Анализ положительных и отрицательных последствий своего решения
Обнаружение ошибок
Готовность отказаться от принятого решения
Открытость для новых идей
Умение делать объективные выводы
Понимание неоднозначности мира
Знаем Хотим знать Узнали
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках.
да нет
Знаем Хотим знать Узнали
Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих уроках.
да нет
Анализ анкетирования по итогам обучающего семинара «Внедрение компетентностного подхода в учебный процесс. Технология развития критического мышления учащихся».

Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на моих уроках
да нет
1.Частично. Не в каждом классе. Не с каждым ребенком 1 1. Нехватка эмоций 1
2. Значительно повышает познавательный интерес 14 2. Ограничено применение при урочной системе 7
3. Позволяет найти внутрипредметную и межпредметную связь 2 3. Не дает навыков и достаточно знаний для сдачи ЕГЭ 1
4. Развивает самостоятельность мышления 5 4. Нехватка времени 3
5. Дает хорошие навыки проведения дискуссии 5 5. Нет информации о результативности технологии 3
6. Дает навыки самовыражения 2 6. На уроках физ-ра практически не применима2
7. Дает навыки получения и пользования информацией 4 7. Не дает глубоких знаний 3
8. Не требует больших затрат 1 8. Могут возникнуть проблемы с дисциплиной 6
9. Доступность 3 9. Для применения необходимо несколько лидеров в классе 1
10. Заставляет на уроке работать каждого 1 10. Невозможно применять на уроках математики в 10-11-х классах 1
11. Развивает речь 2 11. Порождает нигилизм 1
12. Требует высокой интеллектуальной культуры 2
Участники анкетирования подчеркивали такие достоинства Технологии развития КМ как: повышение познавательного интереса, самостоятельность мышления, навыки самовыражения, проведения дискуссии, получения и пользования информацией, развитие речи, внутрипредметные и межпредметные связи. Но при этом ими были также высказаны опасения о результативности технологии, о возможных проблемах с дисциплиной, об ограниченности применения при урочной системе. Анкета также показала, что один семинар не способен дать полной информации о технологии. Поэтому в решение педагогического совета было записано о необходимости продолжить изучение технологии, провести заседания ШМО по технологиям компетентностного обучения, открытые уроки с применением этих технологий.