Разработка урока русского языка в 7 «Б» классе. ТЕМА: Морфологический разбор причастия


Разработка урока русского языка в 7 «Б» классе.
ТЕМА: "Морфологический разбор причастия"
Пояснительная записка.
Урок по теме "Морфологический разбор причастия" разработан на основе учебно-методического комплекта Э.Сулейменова, О.Алтынбекова, Г.Мадиева "Русский язык",- Атамұра, 2012 г.
Используемая технология: технология деятельностного метода.
Методы работы на уроке: систематизация материала, проблемный, самооценка, возврат к ключевым словам.
Формы работы: индивидуальная работа, фронтальная работа, работа в парах, работа в группах.
Задания разработаны автором: Макушевой Е.Г – учитель высшей категории, второго (основного) уровня. Стаж работы – 12 лет.
Разработка урока.
Цель: создание условий для усвоения выполнения морфологического разбора причастия.
Задачи:
предметные УУД:- повторить изученное о причастии;
- закрепить порядок морфологического разбора причастия;
- развивать умение применять полученные знания при морфологическом разборе причастия;
- отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки;
- способствовать развитию умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания;
метапредметные:
способствовать формированию УУД:
- регулятивных: формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; контролировать и оценивать учебные действия;
- познавательных: формировать умения структурировать знания, учить делать выводы и обобщения; применять алгоритм; поиск и выделение необходимой информации;
- коммуникативных: развивать навыки взаимодействия со сверстниками и учителем, умения выражать свои мысли, совершенствовать рефлексивные способности;
личностные УДД:- воспитывать патриотические чувства; (уважение к истории страны- способствовать воспитанию положительной мотивации к учению
Результат. Умеют выполнять морфологический разбор причастия.
Оборудование: учебник «Русский язык» (под ред. Э.Сулейменова, О.Алтынбекова, Г.Мадиева), тетрадь, карта урока; раздаточный материал (карта самооценки (приложение 1.), эталон морфологических разборов (приложение 2), тест (приложение 3), презентация Microsoft Office PowerPoint , мультимедийное оборудование. ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭМОЦОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА УРОКЕ.
Основные понятия: причастие, вид, действительные и страдательные причастия, причастный оборот.
Межпредметные связи: история, литература, искусство.
Используемая технология: технология деятельностного метода.
Форма организации учебной работы: фронтальная, работа в группах, работа в парах.
Тип урока: закрепление ранее изученного.
Предварительное домашнее задание: повторить теоретические сведения по теме "Причастие".
Ход урока.
Мотивация к учебной деятельности. Психологический настрой.
Организационный момент.
- Приветствие.
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Будем грамотно писать,
На вопросы отвечать.
- Откройте тетради, запишите число и классная работа.
Следующим этапом нашего урока будет работа в группах, проверим, что вы запомнили, как поняли. Все свои записи в тетрадях, учебники вы можете использовать при выполнении заданий.
(Класс делится на три группы по 6-7 человек)
По тому, как мы любим витамины, делимся на яблоки, апельсины и мандарины.
Материал слайда 1.
Вот свойство моё обязательное:
Склоняюсь я как прилагательное,
На все вопросы его отвечаю,
Глагол по значению напоминаю.
(П.Чесноков.)
- О чём пойдёт речь на уроке, вы сможете определить, прочитав стихотворение П.Чеснокова? (О причастии.)
Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном учебном действии.
Обратите внимание, у вас на партах лежат листы самооценки. Не забывайте в течение всего урока себя оценивать.
Карта самооценки.
Задание Моя оценка
1. Орфографическая разминка. Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1-2 ошибки - "4";
3-4 ошибки - "3";
Более 4 ошибок - "2".2. Проверка теоретических знаний.3. Работа с текстом.Знание орфографических и пунктуационных норм Оценка4. Письменный морфологический разбор причастий.Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1-2 ошибки - "4";
3-4 ошибки - "3";
Более 4 ошибок - "2".Оценка 5. Дополнительное задание. (Тест.) Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1ошибка - "4";
2 ошибки - "3";
Более 2 ошибок - "2".Критерии деятельностиа) Усвоил(а) полностью, могу применить.
б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении.
в) Усвоил(а) частично.
г) Не усвоил(а).
Оценка за урок (среднее арифметическое всех выставленных оценок). Орфографическая разминка.Материал слайда 3. Пр(и/е)щуре(н/нн)ый, п(о/а)влёкший, танцу(ю/я)щий, см(о/а)тревший, предпол(а/о)га(е/и)мый, выр(а/о)ще(н/нн)ый, пр(и/е)бывший, ув(я/е)дший, дв(и/е)жимый, пр(и/е)ведённый, п(и/е)р(и/е)ведённый, жёва(н/нн)ый, кова(н/нн)ый, выровне(н/нн)ый.
- В начале урока проверим ваши орфографические знания. Вставьте пропущенные буквы на, обозначьте графически условия выбора гласной в суффиксах причастий.
Проверяем.
Материал слайда 4.
Прищуренный, повлёкший, танцующий, смотревший, предполагаемый, выращенный, прибывший, увядший, движимый, приведённый, переведённый, жёваный, кованый, выровненный.- Выполните проверку своих работ, оцените себя по критериям, указанным в карте самооценки.
- Знание, каких правил вам помогло правильно выполнить работу?
(При ошибочном выполнении работ обучающиеся вспоминают условия выбора пропущенных гласных и согласных букв)
Повторение. Проверка теоретических знаний. «Мозговой штурм»
- Продолжим работу: проверка домашнего задания. Вам нужно было повторить изученные сведения по теме «Причастие».
- Какая часть речи называется причастием?
- Что называется причастным оборотом?
- Когда причастный оборот на письме выделяется запятыми?
- На какие две группы делятся причастия?
- При помощи, каких суффиксов образуются действительные причастия настоящего времени?
- При помощи, каких суффиксов образуются действительные причастия прошедшего времени?
- При помощи, каких суффиксов образуются страдательные причастия настоящего времени?
- При помощи, каких суффиксов образуются страдательные причастия прошедшего времени?
- Назовите синтаксическую роль причастия.
- Оцените ваши знания правил.Определение темы урока.- Для какого вида разбора нам пригодится знание грамматических признаков причастия? Тема нашего урока... (Обучающиеся определяют тему урока.)Материал слайда 5.
Тема урока: Морфологический разбор причастия. Повторение и закрепление.
- Поскольку тема урока определена, переходим к её ЗАКРЕПЛЕНИЮ.
3. Работа с текстом.
***(Текст записан на доске без знаков препинания и с пропусками букв.)
Материал слайда 5.
(Репродукции картин о Великой Отечественной войне.)
Запись на доске.
Издалека виден темно-серый обелиск, поставленный в память о воинах павших в боях с фашистами. Не вянут цветы, положенные на камень чьей-то благодарной рукой. Уходят в далёкие воспоминания ветераны, приходящие к священному месту тихими вечерами. Всегда рядом и ученики школы юные патриоты, не забывающие героический подвиг далёких дней.
(Учитель читает текст.)- Назовите тему и главную мысль текста.
(Тема: Великая Отечественная война.
Главная мысль текста: благодарность потомков.)- Какое для нас имеют значение события Великой Отечественной войны?
4. Работа в 3 группах с толковым словарём …
поиск информации в Интернете, если нет в учебнике данных слов.
Материал слайда 6.
Задания:
- дайте толкования слов: ветеран, герой, патриот;
- составьте и запишите 3 словосочетания "причастие + существительное.";- оцените свою работу.
- Правильно ли оформлен записанный на доске текст с точки зрения орфографии и пунктуации? нет
- Необходимо ли каждому человеку знать правильное написание слов и верную постановку знаков препинания? Для чего?
(Грамотность - показатель культуры.)
-   Есть ли в данном тексте пропущенные знаки препинания? Какие? Обсудите в группе верную постановку знаков препинания.
Обозначьте графически причастные обороты.Назовите пропущенные буквы, объясните их написание.
!!! - Представители от каждой группы поочерёдно выходят к доске и объясняют орфографические и пунктуационные ошибки.
- Оцените свою работу.
III. Выявление места и причины затруднения.5. - Назовите причастия, которые вам встретились в тексте.
- Сможете ли вы сейчас самостоятельно выполнить морфологический разбор причастия? (да\Нет)
- Почему выполнение данного вида разбора у вас вызывает затруднение? (тему изучали, но ещё не закрепляли).
IV. Построение проекта выхода из затруднения.6. Определение цели урока.
- Следовательно, какая основная цель нашего урока?
(Научиться выполнять морфологический разбор причастия)
7. Работа с учебником. (Если есть необходимость)
- Я предлагаю вам ещё раз вспомнить план разбор причастия как части речи, повторить признаки причастия (постоянные и непостоянные) и его синтаксическую роль, чтобы не ошибиться в морфологическом разборе слова.
- Откройте учебник на странице ____.
Познакомьтесь с планом разбора, устным образцом разбора, с письменным образцом.
(Обучающиеся самостоятельно знакомятся с материалом учебника.)
- Какие морфологические признаки являются постоянными?
- Какие морфологические признаки - непостоянными?
- Какая часть речи повлияла на непостоянные признаки причастия? (прилагательное)
Y. Физминутка. - Сейчас мы немного отдохнём,
(Обучающиеся выполняют физические упражнения.)
YI. Реализация построенного проекта. Первичное закрепление во внешней речи.
Материал слайда 7.
Тема урока: Морфологический разбор причастия.
- Обращаемся к нашему тексту. Опираясь на образец морфологического разбора в учебнике, выполним письменный разбор причастий.
YII. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.
- Поработаем в парах, выполняя письменный морфологический разбор причастий, начиная со второго предложения.
Выполнив работу, показываете свою готовность, взявшись за руки и подняв их вверх.
Получив эталон морфологических разборов, проверяете себя.
*** Не забудьте оценить свою работу.
- Та пара, которая выполнит данный вид работы, имеет возможность получить дополнительное задание-тест по теме "Причастие" (приложение 3).
YIII. Включение в систему знаний и повторение.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Пригодился ли вам материал, изученный на прошлых уроках?
- Почему у вас возникла необходимость изучать данную тему?
- Пригодится ли вам материал, изученный на данном уроке?
IX. Рефлексия учебной деятельности.- Каждая работа имеет свой результат.
- Как мы можем определить результат нашего урока? (Подведя итог.)
- Назовите цель, поставленную вами в начале урока.
- Вы достигли поставленной цели?
- Какая работа вызвала у вас затруднение?
- Внизу карты самооценки расположены критерии вашей деятельности. Прочтите внимательно своё отношение к нашему уроку.
Оцените свою работу.- В течение всего урока вы заполняли карту самооценки.
Сейчас вы можете оценить себя, вычислив среднее арифметическое. Я тоже следила за тем, как вы работаете, поэтому имею право перепроверить вашу работу.
НАЗОВИТЕ СВОИ ОЦЕНКИ.
X. Домашнее задание дифференцированного характера:
Материал слайда 7.
Домашнее задание:
- для всех - выучить порядок морфологического разбора §________;
- индивидуальное:А) составить и записать текст на тему "Великая Отечественная война" с причастными оборотами, используя слова: герой, патриот, ветеран; выполнить письменный морфологический разбор 2 причастий;
Рефлексия по всему уроку для интервью.
Расскажите, как вы работали, опираясь на следующие вопросы
Интересно ли было работать?Кто был лидером в группе?
Как вы оцениваете свою работу?
Всё ли у вас получилось так, как планировали?
Материал слайда 7.
Молодцы! Спасибо за работу!
ИЗМЕРИТЕЛЬ ЭМОЦОНАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ НА УРОКЕ.
- Также подойдите к нашему градуснику и самооцените своё самочувствие на уроке. Вы видите критерий на доске.
Закрепите стикер в том месте температуры, соответствующем вашему самочувствию: 36,6 или рядом – нормальное, практически такое же, как и вначале, урок особо ничего нового не дал; выше – урок зарядил энергией и энтузиазмом, хочется что-то делать; ниже –урок прошел скучно и вяло, чуть не заснул.
Приложения.Приложение 1. Карта самооценки.
Задание Моя оценка
1. Орфографическая разминка. Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1-2 ошибки - "4";
3-4 ошибки - "3";
Более 4 ошибок - "2".2. Проверка теоретических знаний.3. Работа с текстом.Знание орфографических и пунктуационных норм Оценка4. Письменный морфологический разбор причастий.Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1-2 ошибки - "4";
3-4 ошибки - "3";
Более 4 ошибок - "2".Оценка 5. Дополнительное задание. (Тест.) Критерии оценки:
0 ошибок - "5";
1ошибка - "4";
2 ошибки - "3";
Более 2 ошибок - "2".Критерии деятельностиа) Усвоил(а) полностью, могу применить.
б) Усвоил(а) полностью, но затрудняюсь в применении.
в) Усвоил(а) частично.
г) Не усвоил(а).
Оценка за урок (среднее арифметическое всех выставленных оценок). Приложение 2. Эталон морфологических разборов.
Положенные - причастие.
I. Цветы (какие?) положенные.II. Н.ф. - положенный.Постоянные - страдательное, прошедшего времени, совершенного вида;
непостоянные - в именительном падеже, во множественном числе.
III. Цветы (какие?) положенные (определение).Приходящие – причастие.
I. Ветераны (какие?) приходящие
II. Н.ф. - приходящий.Постоянные - действительное, настоящего времени, несовершенного вида;
непостоянные - в именительном падеже, во множественном числе.
III. Ветераны (какие?) приходящие (определение).Не забывающие – причастие.
I. Патриоты (какие?) не забывающие
II. Н.ф. - не забывающий.Постоянные - действительное, настоящего времени, несовершенного вида;
непостоянные - в именительном падеже, во множественном числе.
III. Патриоты (какие?) не забывающие (определение).
Приложение 3.Тестовая работа
1. Причастие имеет следующие глагольные признаки.А) видБ) времяВ) лицоГ) переходность
2. Выберите предложение с причастным оборотом.А) В густом вечереющем воздухе пролетела чайка.Б) Из-за темневшего с левой стороны леса выплыла луна.В) Зловещий вой, пронзительный и наглый, разрезал небо надвое.
3. Найдите предложение с причастным оборотом, стоящим после определяемого слова (знаки препинания не расставлены).А) Море гладко выковано из синего металла.Б) Самолет стоял за лесом на подтаявшем у краев крепком льду.В) Из-за ворот залаяла собачонка вся обвешанная репьями.
4. Укажите словосочетания со страдательными причастиями.А) расколотый пополамБ) помогавший старикамВ) растущее деревоГ) увядший цветокД) исправленный учителемЕ) несклоняемые существительные
5. Укажите, в каких пунктах допущены ошибки в образовании страдательных причастий прошедшего времени:А) услышать – услышенныйБ) застрелить – застреленныйВ) понять – понятыйГ) засеять – засеятыйД) запаять – запаянный