Партизанский край (открытое мероприятие)
МКОУ «Меловская основная общеобразовательная школа»
Дмитриевского района Курской области
Районный семинар школьных библиотекарей
Музыкально- литературный вечер:
Подготовила: Чихирина Н.В.,
школьный библиотекарь
с. Меловое
2016 год
Задачи:
Познакомить детей с партизанским движением и его героями.
Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме.
Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Воспитывать в детях нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости за членов семьи, переживших войну или погибших на полях сражений, за свою Родину.
ПАРТИЗАНСКОЙ ТРОПОЙ
Музыкально- литературный вечер
Нашим родным - бабушкам, дедушкам, прадедам посвящается… В зале сидят гости, ветераны и дети войны. Дети, с красными маками на груди проходят в зал и занимают свои места.
Стихотворение «Народная война» ( Сергей)
Вед.: Уважаемые гости, дорогие ребята! Я думаю, вы уже догадались, что сегодня наш праздник мы посвящаем партизанской славе. Партизанское движение существовало во все времена. Именно, благодаря мощному партизанскому движению и побеждались многие войны.
Вед.: В годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. в тылу немецких войск в условиях жесточайшего оккупационного режима развернулась и велась народная война в форме партизанского и подпольного движения. Это было уникальное явление. По своему размаху и эффективности оно оказалось неожиданным для противника, хотя в СССР не было ни заблаговременно разработанной концепции партизанской и подпольной борьбы, ни подготовленных к ее ведению достаточного количества кадров. Массовое партизанское движение на оккупированных территориях стало символом народного сопротивления агрессорам.
Вед.: Деятельность партизан была многогранной. Они нарушали коммуникации противника, совершали глубокие рейды в его тыл, обеспечивали советское командование ценными разведывательными сведениями и т.д. Наиболее крупной в 1943 г. была проведенная партизанами операция «Рельсовая война», которая являлась составной частью битвы под Курском. В ходе операции было взорвано 1342 км одноколейного железнодорожного пути.
Солдат:Давным-давно закончилась война,Но подвиг не забыт ваш, партизаны,И до сих пор не заживают раны,Не преданы забвенью имена...
Солдат:
Давайте вспомним тех, кто был в подполье,Кто для борьбы с врагом ушел в леса.Сегодня изучают дети в школеГероизм тех, кто Родину спасал.Солдат:Их тысячи и тысячи - героев -Спят вечным сном под сенью тополей...Жизнь отдали, чтоб мир наш был спокоен,Чтоб матери растили сыновей... На экране слайд «Вечный огонь».
Солдат:Хоть не в строю — но были то солдаты,Был в сердце негасимый огонек.Мы вам, подпольщики и партизаны,Сегодня посвящаем наш урок.Ведущий:Уже давно отгремели бои, залечила травой земля раны от разорвавшихся бомб, отстроены новые города и сёла, но память хранит отголоски тех далеких событий.Много подвигов совершили герои, и Родина наградила их орденами и медалями.
Вед.: Посмотрите на экран, перед нами орден « Победа». У русских солдат на пилотках сияла красная звезда. И орден «Победа» тоже сделали в форме звезды. Ребята, сколько лучей у звезды? (дети отвечают). Правильно, пять. Пять сил преградили путь фашистской орде. Это - солдат, моряк, лётчик, партизан и труженик тыла. Каждого Родина-мать позвала в трудный час.Солдат:Давайте вспомним о героях,О партизанах боевых,Подпольщиков, давай припомним,Ребят красивых, молодых!Солдат:Тех, кто выстоял и выжил,Тех, кто молод был и смел,Кто в боях суровых бился,И кто жизни не жалел.
Солдат:
Ветры в походные трубы трубили,Дождь отбивал барабанную дробь…Ребята-герои в разведку ходилиСквозь чащу лесов и болотную топь.
Солдат:
Лес, глубокое подполье, партизанская война,Неожиданным «сюрпризом», для врага стала она,Лихим смерчем, партизаны, налетали, где не ждешь,Такой жути нагоняли, что врага бросало в дрожь!Солдат:
Под откос пускали поезда,Взрывали мосты умело,Партизаны были везде,Действуя отважно и смело.
Солдат:Вам поклон земной сердечный,Память, душу отдаём.Мы для вас стихи слагаем,Песни мы для вас поём.
♫ Исполняется песня «Партизаны» ( Яна)
Под музыку «От героев былых времён» выходит Дедушка с Внуком. Они проходят и садятся на скамеечку. На экране слайд «Партизаны 41-го»
Внук:Дедушка! Расскажи, кто такие партизаны?Дедушка:Партизаны – это участники самостоятельно действующего народного отряда, ведущего вооружённую борьбу в тылу врага. Партизанами становились старики, женщины и дети. Когда немцы захватили нашу деревню мы, вместе с другими людьми, решили уйти в лес к партизанам. Это слово заставляло немецких солдат дрожать от страха перед возмездием, не давая покоя в далёком тылу, за сотни километров от фронта.
Мы наносили колоссальный урон войскам противника, выводили из строя эшелоны, автомашины, взрывали мосты, обрывали линии связи, уничтожали фашистов, устраивали засады. Часто, чтобы операция была успешной, нужно было застать врага врасплох. А для этого нужен был ум, быстрота, смелость, отвага и, безусловно, смекалка. Вот помню, как однажды, я взял «языка», было это так:
Свет гаснет. В это время Дедушка и Внук уходят со сцены. Слышатся звуки потрескивания костра, крик выпи, шелест листьев. Прожектор направляет свой луч на деревья и кусты. Горит костёр. Вокруг него сидят трое партизан в телогрейках, в шапках-ушанках, с автоматами.
1-й партизан:Вот сижу я, значит, братцы,Под покровом темноты.Слышу: шорох, вижу, братцы,Немец лезет..2-й партизан:Ну, а ты?1-й партизан:Ну, а я конечным делом,Притаился меж сосён.Белый снег, и я весь в белом.Жду бандита…3-й партизан:Ну, а он?1-й партизан:Ну, а он ползёт по лесу,Только вижу я, братцы,Много в том фашисте весу,Как бугай он…2-й партизан:Ну, а ты?1-й партизан:Ну, а я по весу – муха,Как полезешь на рожон?Ах, ты, думаю, поруха,Как с ним сладить?3-й партизан:Ну, а он?1-й партизан:Ну, а он всё ближе, ближе,Только вижу я, братцы,Брюхом он лежит на лыже,Снег глубокий…2-й партизан:Ну, а ты?1-й партизан:Ну, а я решил упрямо:Взять живым его должён,Автомат наставил прямо.Будь что будет…3-й партизан:Ну, а он?1-й партизан:Ну, а он совсем уж рядом,Норовит вильнуть в кусты.Водит, вижу, волчьим взглядом.Подползает…2-й партизан:Ну, а ты?1-й партизан:Тут меня и осенило!Взял я в бок одним прыжком,И на фрица, на верзилуПрямо с маху сел верхом.“Хальт”, - кричу, - не то стреляю!Ходу, чёртова душа!И к затылку приставляю,Свой заветный “пэ-пэ-ша”.3-й партизан:Ну, а он?1-й партизан:Куда ж деваться?Подчинился мне подлец,И повёз меня он, братцы,Как хороший жеребец.Ох, уж утром было смеху!Из лесочка под уклон,Так на пленном я и въехал,В свой гвардейский батальон.Голос издали:Отряд, подъём! Переходим на новое место!Партизаны уходят. Включается свет.
Вед.: В перерывах между боями, во время походов и на привале звучала фронтовая частушка. Частушка звучала повсюду – на фронте и в тылу, в партизанских отрядах и во временно оккупированных врагом районах. Она вносила бодрость и боевой дух в сердца воинов, воодушевляла их на подвиги, звала к победе:
ЧАСТУШКИ (Быков Алексей, Лялин Никита)
1. Эх, частушка, ты частушка,
Слово каждое – снаряд:
Бьёт фашистов по макушкам,
Помогает воевать.
3. Наши села захватилиФашисты нежданны.Ну, а мы их будем бить.Идем в партизаны.
5. Дайте, дайте мне винтовку,
И пойду я воевать —
В партизанские отряды,
Партизанам помогать.
7.Партизанские отрядыБьют фашистов из засады.Ни проехать, ни пройти,Ни дороги, ни пути.
9. Партизаны, партизаны, Вы дрались за Родину, Получите, партизаны От нее по ордену!
2. Разговаривает пушка,
Помогает пулемет,
А военная частушка
Тоже очередь дает.
4. Я к проклятому германцу
На работу не пойду,
Через мох, через болота
В партизаны убегу.
6. Партизаны, партизаны, Партизаны-молодцы. В партизанах наши братья, В партизанах и отцы.
8. Я в разведке побывал, Заминировал я мост. С Брянска ехал бронепоезд — Пошел прямо под откос.
9. Партизаны, партизаны, Вы дрались за Родину, Получите, партизаны От нее по ордену!
На середину зала выходят дети.Ребёнок:Для нас этот день обычный и ясный,А для подпольщика может опасный.Для партизан может быть все равно,В лесу они спрятались уже давно.Ребёнок:Держитесь, ребята, и не сдавайтесь,На плечи друзей в трудный час опирайтесь.Пусть радует праздник добычей крутой,Пусть сложная схватка станет простой.Ребёнок:В борьбе с немецкими войсками,Вложили силы вы в бою,И партизанские отряды,Не пожалели жизнь свою!
Ведущий: В тяжкие годы ВОВ дмитриевцы вместе со всеми россиянами встали на защиту Родины от немецко-фашистских захватиков.1 сентября 1941 года начал боевые действия Дмитриевский истребительный батальон. Вместе с воинами Красной Армии
он активно участвовал в обороне района и области. Но силы были неравными.
8 октября 1941 года город Дмитриев был оккупирован гитлеровцами.
Вед.Фашистские войска учинили кровавые погромы. В первые дни оккупации они сожгли 19 населённых пунктов, некоторые вместе с жителями, зверски расстреляли
350 стариков, женщин, жестоко расправлялись даже с детьми.Вед. Народные мстители громили гитлеровские гарнизоны, отбивали обозы,
уничтожали живую силу и технику противника. Партизаны были везде и всюду, отважные и неуловимые
Вед. Чего только не предпринимали фашисты, чтобы задушить партизанское движение! Даже назначали награды за головы партизан.
Вед.Вот выдержки из газеты «Курская правда» №157 от 12 октября 1942 года о
зверствах фашистов в Дмитриевском районе.
Гитлеровские каратели сожгли посёлки Образцовый, Весёлый, Северный, Западный, Восточный.
Вед.Это было в сентябре. Потерпев неудачу в бою с партизанами, немецкая
карательная экспедиция напала на мирных жителей пяти посёлков - Образцового, Весёлого, Северного, Западного, Восточного Дмитриевского района. Остервеневшие гитлеровцы, как псы, набросились на население. Сначала фашисты пошли по домам и выбрали оттуда всё, то им понравилось. Затем они зажгли дома. Женщины, старики и дети стали выскакивать на улицу и спасать своё имущество. Немцы открыли по ним стрельбу.
Когда посёлки запылали, гитлеровцы стали сгонять в одно место всех жителей.
Собрав более тысячи человек, они всех погнали в Севский концентрационный лагерь.
По дороге шли женщины с маленькими детьми, старики, старухи. Немцы били отстававших, нагло издевались над ними.
Вед. Позже фашистские каратели захватили ещё 17 жителей и объявили их
партизанами. После страшных пыток все 17 были расстреляны, хотя никто из них в партизанских отрядах не состоял.
Залив кровью район, оставив пепелища на месте цветущих посёлков, немецкая карательная экспедиция отправилась дальше в свой кровавый путь.
Ведущий: Сегодня мы с благодарностью вспоминаем имена славных земляков, всех,
кто принимал участие в освобождении Дмитриевского района, преклоняем колени
перед павшими воинами армии, партизанами, подпольщиками.
ДМИТРИЕСКИЙ РАЙОН. (Антон, Сергей)
Март сорок третьего – это время освобождения от фашистских захватчиков нашего района. Дмитриевский район – край партизанской славы. В 1941-1943 годах он являлся центром партизанского движения Курской области. Дмитриевский партизанский отряд стал действовать на 4-й день после оккупации. Во владении партизан не было ни танков, ни «Катюш», ни истребителей. 17 месяцев отряд вёл ожесточённую борьбу с немецко- фашистскими захватчиками. Образцы отваги, мужества и героизма проявили коммунисты: Михаил Максимович Плотников, Иван Иванович Свирин, Дмитрий Дмитриевич Беспарточный, Иван Степанович Банных; комсомольцы: Женя Лакеев, Вера Терещенко, Саша Губернаторов, Шура Зарубина, Катя Надобных и другие.
Из воспоминаний коренной жительницы села Октябрьское, труженицы тыла, Суржиковой Татьяны Демьяновны: «… в Дмитриевском партизанском отряде
сражались и жители Меловского сельского совета: Лукошкин Дмитрий Андреевич (после войны долгие годы работал председателем колхоза), Сафронов Пётр Андреевич (был командиром первой роты в партизанском отряде), Скрипкин Семён Титович и Васильев Макар Павлович были в плену, совершили побег и воевали в Дмитриевском партизанском отряде, впоследствии с войсками Красной Армии ушли на фронт
(Семён Титович погиб, Макар Павлович воевал на Курской дуге, прошёл всю войну и вернулся после окончания войны в родную деревню). Местные жители помогали, чем могли: передавали продовольствие, были связными. Одного из мальчишек – связных (Алексея Пузанова) угнали в Германию, у другого (Фёдора Скрипкина) в руках взорвалась граната
Вед. И сегодня на нашем празднике присутствует сама Татьяна Демьяновна. Вам
слово Татьяна Демьяновна.
Нельзя не сказать и о семье Зверева Панкрата Андреевича, вся семья которого
была в партизанах. Хотя Панкрат Андреевич был уроженцем Неварского
сельского совета, но после окончания войны семья переехала жить в
село Меркуловка, так как родной посёлок Чемёрки был сожжён фашистами
дотла. Пока его дочь, Аня, выполняла задание, данное командиром
партизанского отряда, её мать, Прасковья Романовна, поседела из-за
переживаний за одну ночь. Дочь Анны Панкратовны, Журбенко
Мария Алексеевна, в настоящее время проживает в селе Меловое и очень
гордится подвигом своих предков.
Вам слово Мария Алексеевна.
Все они твердо верили в неизбежную победу над врагом, в торжество того дела,
за которое они сражались и отдавали свои жизни.
Мы помним, храним, гордимся!
Тихо звучит музыка к песне «За того парня» М. Фрадкина. Дети поочерёдно
выходят на середину зала, в руках у них фото героев партизанского движения.
Ведущий:За проявленные мужество и героизм, умелые и самоотверженные действия в годы войны более 311 тысяч партизан были награждены государственными наградами СССР, 248 человек получили звание Героя Советского Союза. На экране слайд «Маковое поле». Под музыку «Соловьи» В. Соловьёва – Седова, входит Девушка. В руках держит корзину с сувенирами – красными маками.
Девушка:На руинах маки расцвели,Алые, как пролитая кровь.Здесь была война... Бои здесь шли...Пусть не повториться это вновь!Под курганом мирно войны спят.Стелется в степи ковыль седой...Тише! Не тревожьте сон солдат!Вечный здесь нашли они покой.Пусть поют над ними соловьи,Жизнь прекрасна – ведь она одна!Вы склоните головы свои...Помните, что здесь была война!
Включается свет. Объявляется минута молчания.
Ведущий: Прошу всех встать. Склоним головы перед величием подвига советского солдата.Почтим память всех погибших минутой молчания.
Вед.:Давайте поблагодарим всех участников нашего вечера красными маками. Пускай даты, напоминающие нам об ушедшей войне, оставят след в наших сердцах!
Под песню «Красные маки» Ю. Антонова дарят цветы – сувениры
(символами памяти- красные маки).
Ведущий: Ребята, чтобы увековечить память о войне, в том числе и о партизанском движении, 11 апреля 2009 года Президент РФ подписал закон о днях воинской славы и памятных датах России. Так вот День партизан и подпольщиков отмечается ежегодно 29 июня.
И сегодня мы еще раз высказали свою благодарность за свободу и независимость
нашей земли тем, кто по праву этого достоин.
ВЫСТАВКА
Вед. Ребята, обратите внимание на выставку книг. В этих книгах есть данные о партизанах и партизанском движении в Дмитриевском районе, но, к сожалению, этих сведений очень мало. И мы ещё раз обращаемся к вам с просьбой поговорить с вашими родителями, бабушками, дедушками, чтобы помочь нам в сборе данных о партизанах-земляках Великой Отечественной войны.
Ведущий: Память вечная павшим героям,
Честь и слава ныне живущим,
А пример с партизан подпольщиков
Будем брать и сейчас, и в грядущем!
Ведущий: Поклонимся за жизнь всем партизанам,Подпольщикам и тем, кто воевал.Кто из-за наших жизней был смертельно ранен;За тех, кто не взошел на пьедестал.Ведущий: Спасибо им за вкус былой победы,За смерть фашистов и спасение родных.Спасибо вам за жизнь, отцы и деды,Мы помним вас и мертвых, и живых!
ВОЗЛОЖИТЬ ВЕНКИ
Право возложить венок к подножию памятника павшим солдатам в селе Меловое предоставляется ученикам 9 класса –…………..
Ведущий: Пусть в этот праздничный день отступят все тревоги, светлое настроение придет в каждый дом и память о бессмертном подвиге нашего народа согреет сердца всех поколений патриотов нашей Родины.
Ведущий: От всей души желаем здоровья, светлых, долгих и спокойных дней жизни, душевного тепла, внимания и заботы близких! Мира, счастья и благополучия!
Ведущий: Пусть даты, напоминающие нам об ушедшей войне, оставят след и в сердцах наших детей. Пусть они, зная об ужасах этих времен лишь по рассказам, не допустят нового кровопролития.
Ведущий: На этом наше мероприятие закончено. Спасибо всем за внимание.