Урок по биологии в 5 классе Биологи защищают природу
Информационная карта урока
№ Урок 23 Описание
Тип урока урок комбинированный
Класс 5»Б»
Тема Биологи защищают природу
Образовательная программа, автор Методическая линия В,В,Пасечника. Биология 5 класс. Учебник «Природоведение. Природа. Неживая и живая» Авторы В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. Издательство «Дрофа» Москва,2009.
Определение места урока в изучаемой теме, разделе, курсе Изучение темы «Биология и практика», урок по теме «Охрана природы»
Универсальные учебные действия Личностные Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные Умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Коммуникативные Способствовать развитию логического мышления, умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение
Определение ценностных основ, цели и задач урока Цель: Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны
Задачи:
1. Образовательные: Обобщить и закрепить знания по охране и защите природы.
2. Развивающие: Развитие операций мышления (обобщение, анализа, выделение существенного)при решении биологических вопросов. Развитие внимания и мышления. Развития навыков сотрудничества в группах.
3. Воспитывающие: Воспитание бережного и сознательного отношения к окружающему миру. Воспитание стремления каждого обучающегося к защите флоры и фауны Республики Марий Эл и природы всего Земного шара.
Обоснование выбора содержания учебного материала, методов, форм работы на уроке сопоставимыми психолого-педагогической характеристики класса Основной дидактический метод: продуктивный
Частные методы и приемы:
Метод критического мышления;
Поисковый;
Наглядный;
Метод «мозгового штурма»
Описание применяемыхобразовательных технологий,
обоснование
их использования Технология критического мышления;
«мозговой штурм»;
Современные условия требуют от обучающихся прочных теоретических знаний, владения большим количеством стандартных и нестандартных методов решения поставленной проблемы. Но не менее важно и умение применять полученные знания в нестандартной ситуации, способность творчески подходить к решению каждой поставленной задачи.
Описание методов оценивания, применяемых на уроке Составление графика успешности на уроке, метод стимулирования
Описание возможныхметодических вариантов урока в зависимости от аудитории Исходя из особенностей данного класса, целесообразно на уроке обеспечивать самостоятельную познавательную активность учащихся, поиск нестандартных способов достижения целей в сочетании индивидуальной, групповой форм работы с другими формами.
Планируемые результаты Личностные уметь определять границы своего собственного знания и «незнания»
Предметные урок должен способствовать формированию стремления применять полученные знания на практике и положительного отношения и интереса к изучению биологии.
Метапредметные уметь сотрудничать, уметь управлять своей деятельностью, работать с информацией;
работать с учебными моделями.
Ход урока
1 этап Организационный момент
1 Цель Настроить на урок
2 Длительность этапа 3 минуты
3 Иллюстративные и дидактические материалы Рабочая тетрадь учащегося
4 Форма организации деятельности обучающихсяСамостоятельно формулируют тему и цели урока
5 Функции преподавателя на данном этапе Мотивация уч-ся, настроить на урок
6 Приёмы и формы работы Метод критического мышления, инструктаж
2 этап Актуализация знаний
1 Цель Повторение
2 Длительность этапа 5 минут
3 Иллюстративные и дидактические материалы Презентация, раздаточный материал
4 Форма организации деятельности обучающихсяФронтальная, индивидуальная
5 Функции преподавателя на данном этапе Мотивация уч-ся на освоение темы
6 Приёмы и формы работы Наглядный,
3 этап Мозговой штурм
1 Цель Закрепить основные методы решения биологических ситуаций, уметь анализировать ситуацию, делать выводы
2 Длительность этапа 15 минут
3 Иллюстративные и дидактические материалы Раздаточный материал, презентация, просмотр мультфильма
4 Форма организации деятельности обучающихсягрупповая
5 Функции преподавателя на данном этапе Контролирующая, корректирующая, мотивирующая
6 Приёмы и формы работы Метод «мозгового штурма»,
4 этап Самостоятельная работа
1 Цель Проверить навыки решения биологических проблем групповым методом
2 Длительность этапа 10 минут
3 Иллюстративные и дидактические материалы Самостоятельная работа сформировавшихся групп с заданиями на карточках
4 Форма организации деятельности обучающихсяГрупповая, взаимопроверка
5 Функции преподавателя на данном этапе Контролирующая
6 Приёмы и формы работы Решение поставленной проблемы
Физкультминутка Физкультминутка
5 этап Постановка домашнего задания
1 Цель Вовремя дать домашнее задание, прокомментировать
2 Длительность этапа 4 минуты
3 Иллюстративные и дидактические материалы Раздаточный материал
4 Форма организации деятельности обучающихсяиндивидуальная
5 Функции преподавателя на данном этапе Объяснение домашнего задания
6 Приёмы и формы работы Дифференцированное домашнее задание
6 этап рефлексия
1 Цель оценить свою работу на уроке
2 Длительность этапа 3 минут
3 Иллюстративные и дидактические материалы презентация
4 Форма организации деятельности обучающихсяСамооценка деятельности на уроке
5 Функции преподавателя на данном этапе объяснение
6 Приёмы и формы работы Самооценка работы своей группы
Конспект урока.
Тема « Биологи защищают природу»
ФИО учителя Носкова Людмила Алексеевна
Предмет Биология 5 «Б» класс
Тип урока - комбинированный
Цель: Формирование представлений о последствиях воздействия человека на природу и способах ее охраны.
Задачи:
1. Образовательные: Обобщить и закрепить знания по охране и защите природы.
2. Развивающие: Развитие операций мышления (обобщение, анализа, выделение существенного) при решении биологических вопросов. Развитие внимания и мышления. Развития навыков сотрудничества в группах.
3. Воспитывающие: Воспитание бережного и сознательного отношения к окружающему миру. Воспитание стремления каждого обучающегося к защите флоры и фауны Республики Марий Эл и природы всего Земного шара.
УУД (Универсальные учебные действия)
Личностные: Умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе.
Регулятивные: Умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.
Познавательные: Умение работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Коммуникативные: Способствовать развитию логического мышления, умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение.
Этапы урока
I. Организационный этап.
Подготовить учащихся к работе на уроке.
( взаимные приветствия, фиксация отсутствующих; проверка внешнего состояния класса и готовности учеников к уроку; организация внимания)
II. Этап проверки домашнего задания
Индивидуальный опрос ( работа по индивидуальным карточкам)
Фронтальный опрос:
1.Какие вы знаете царства органического мира?
2.В результате какого биологического процесса происходит увеличение численности видов на планете?
3.Опишите способы размножения организмов.
4.Объясните термины: яйцеклетка, сперматозоид, спермий, зигота.
5.Что такое цепи питания и зачем они нужны в природе?
III. Постановка проблемы
Спасибо огромное, ребята, за ваши ответы.
А как вы думаете, изменилось ли развитие жизни на планете с появлением человека? (выслушать варианты ответов обучающихся)
У нас возникает проблемный вопрос: как же живется человеку в современном мире?
Он живет в гармонии с природой или между ними существуют разногласия?
Чтобы разобраться в этой проблеме просмотрим небольшую презентацию и мультфильм.
Презентация №1 и мультфильм
Но появившись на планете, человек создал многие науки и среди них есть наука о жизни.
Как называется эта наука? Правильно, биология! А людей, занимающихся этой наукой, называют биологами.
Ребята, а какая самая главная задача биологов? (ответы детей) Правильно, поэтому тема сегодняшнего урока «Биологи защищают природу»
(тема урока записана на доске)
Обсуждение поставленной проблемы в виде игры - диспута
Сейчас, ребята, мы перенесемся на несколько лет вперед, в будущее. Помечтаем, что вы все не обучающиеся 5 «Б» класса, а ученые-биологи: профессора и кандидаты биологических наук и все вы собрались на международный конгресс биологов. Но на конгрессе вы будете работать по секциям. Определите название секций, а для этого вспомним географию. Как называются оболочки земного шара? (ответы детей)
Правильно: Гидросфера, Литосфера и Атмосфера, а в этих сферах живут представители Флоры и Фауны.
Ребята, пожалуйста, объединитесь в группы.
Каждая группа в течение 5 минут должна ответить на предложенные ей вопросы:
1.Что обозначает данное понятие (название вашей секции)?
2.Какая функция у данной оболочки?
3.Загрязнена ли эта сфера в данный момент времени, если да, то
насколько?
4.Предложите методы защиты данной природной сферы от загрязнения.
Группы обучающихся предлагают свои ответы, соседние группы дискутируют вместе, стараясь найти правильное решение проблемы.
Молодцы, ребята, в споре рождается истина! Подведем итог нашего конгресса после небольшого перерыва. Вы немного устали, поэтому расслабимся на физкультминутке.
Дети - это цветы жизни, поэтому, мои дорогие цветочки все встали и расслабились.
Наши алые цветки распускают лепестки, Ветерок чуть дышит, лепестки у вас колышет. Наши алые цветки закрывают лепестки, Головой качают, тихо засыпают. (Дети медленно разгибают пальцы из кулачков, покачивают кистями рук вправо-влево, медленно сжимают пальцы в кулак, покачивают кулачки)
Закройте глаза, расслабьте тело,
Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!
Теперь в океане дельфином плывете,
Теперь в саду яблоки спелые рвете.
Налево, направо, вокруг посмотрели,
Открыли глаза, и снова за дело.
Спасибо, садитесь. Молодцы!
А сейчас, дорогие ученые-биологи подведем итоги нашего научного конгресса. Обобщить ваши выступления нам поможет небольшая презентация, которую мы сейчас посмотрим.
Презентация №2
Рассматривая последние слайды презентации в тетради необходимо записать следующие определения:
Заповедник - …………..
Заказник - ……………..
Национальный парк - …….
Ребята! Обратите внимание на наглядный материал. Здесь показаны фотографии растений и животных, занесенных в Красную книгу Марий Эл. Сравните данные фотографии с фотографиями растений, Красной книги России (откройте учебник рис. 98 на стр. 168). Вы заметили родственные виды: Башмачок крупноцветковый и венерин башмачок Марий Эл – это родственные виды растений.
Объяснение домашнего задания:
На следующем уроке мы с вами более подробно изучим редкие и исчезающие виды РМЭ, а также рассмотрим ООТ РМЭ. Поэтому дома вам необходимо выполнить следующие задания:
1.Допишите определения ООТ (особо охраняемых территорий) в рабочих тетрадях.
2.Прочитайте §40 вашего учебника.
3.Подготовьте сообщение о Красной книге.
4.Подготовить сообщение об ООТ нашей республики.
Ребята! Спасибо большое вам за урок! Вы очень порадовали своими знаниями и ответами. Поэтому сейчас нам нужно получить заслуженные оценки!
Но вы еще дети и решить проблемы охраны окружающей среды в масштабах страны вам еще не под силу. Мы не сможем решить проблему Арала или вырубки лесов на планете. Но можем начать природоохранительную деятельность в своей республике, в нашем селе.
Назовите, пожалуйста, экологические проблемы нашего села?
(Выслушать ответы обучающихся)
В нашей школе работает объединение «Юные экологи». Ребята в меру своих сил помогают защищать природу. Со следующего года вы можете внести свой посильный вклад в работу данного объединения.
Презентация№3
Закончить наш урок хочется следующим стихотворением:
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди,
Все выскрести до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зерна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это люди,
Как собственный наказ,
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Вопросы для обобщения урока:
1.Какие вы знаете царства органического мира?
2.В результате какого биологического процесса происходит увеличение численности видов на планете?
3.Опишите способы защиты живых организмов.
4.Объясните термины: Заповедник, Заказник, Красная книга, Редкий вид?
5.Что такое цепи питания и зачем они нужны в природе?
Вопросы, предлагаемые каждой секции обучающихся:
1.Что обозначает данное понятие (название вашей секции)?
2.Какая функция у данной оболочки?
3.Загрязнена ли эта сфера в данный момент времени, если да, то
насколько?
4.Предложите методы защиты данной природной сферы от загрязнения
Название секций обучающихся (на столе каждой группы):
ГИДРОСФЕРА
ЛИТОСФЕРА
АТМОСФЕРА
ФЛОРА
ФАУНА