РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Цветик — семицветик». Направление: здоровый образ жизни для учащихся 1-10 классов Коррекционная школа


Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья , специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.
Рассмотрено «Утверждаю»
На заседании МО воспитателей Директор школы
«______»____________2016 г _________________/Прохорова В.И./
Протокол №______ от Приказ №_________от
«_______»_____________2016 г. «________»_______________2016 г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Цветик - семицветик».
Направление: здоровый образ жизни
для учащихся 1-10 классов
Составители: Скороходова С.В.
Черноиванова М.А.
Чернова Т.В.

2015-2016 уч. год
Актуальность данной проблемы.
К числу наиболее актуальных вопросов относится состояние здоровья обучающихся. Проблема воспитания здорового поколения приобретает в наше время огромное значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Для любого общества проблема сохранения здоровья  подрастающего поколения является одной из важнейших. Здоровье ребенка формируется под влиянием совокупности социальных, экономических и  природных факторов. Основной целью специального коррекционного образовательного учреждения является внимательное отношение к состоянию здоровья обучающихся в организации их школьной жизни: режиму учебных занятий, разумного сочетания труда и отдыха, эмоциональному климату в школе. В  условиях борьбы за свое собственное существование школа призвана оставаться для детей вторым домом, второй семьей, в которой не только дают знания, но и создают условия для формирования здорового образа жизни и решают это  с разных позиций посредством:
- просветительской деятельности;
- изучения особенностей своего организма;
- изменения установки по отношению к себе и окружающей действительности;
- формирования позиции признания ценности здоровья и чувства ответственности за него.
Изучение педагогической литературы по проблемам формирования здорового образа жизни показало, что в работах не учитываются психологические аспекты данной проблемы для детей коррекционных школ YIII вида,  поэтому возникла необходимость в разработке программы занятий. Специфика работы направлена на устранение вредных воздействий, определяющих направление усилий по сохранению и укреплению здоровья. Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к жизни, к людям, к себе. Только человек, живущий в гармонии с миром и с собой, будет действительно здоров.
Цель:
Формирование мотивации детей к здоровому образу жизни и их ответственного поведения по сохранению и укреплению своего здоровья.
Задачи программы:
Прививать навык гигиенического поведения, безопасной жизни, физической культуры. Учить детей оказывать элементарную помощь при травмах. Формировать у учащихся ответственное позитивное отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей потребность в занятиях спортом, в правильном питании.
Создать психологически комфортный микроклимат.
Развивать у детей лидерские качества и умения самостоятельно работать со сверстниками по продвижению ЗОЖ, мелкую и общую моторику, умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью, критическое отношение к употреблению табака, алкоголя, наркотиков.
В программу включены следующие блоки:
«Режим дня и личная гигиена»
«Правильное питание»
«Профилактика вредных привычек»
«Физкультурно – оздоровительная работа и закаливание»
«Экология и человек»
«Профилактика травматизма»
«Психологическое здоровье»
Укрепление здоровья детей во время учебного процесса:
Проветривание помещения.
Создание благоприятных условий в классе (доска зеленого цвета, дополнительное освещение над доской, озеленение).
Соблюдение правильной осанки.
Смена видов деятельности.
В состав упражнений для физкультминуток включать: упражнения для формирования осанки, укрепления зрения, укрепления мышц рук, отдых позвоночника, упражнения для ног, рук, релаксационные упражнения для мимики лица.
Содержание курса
Программа включает в себя не только вопросы физического здоровья, но и вопросы духовного здоровья. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей.
Виды занятий:
оздоровительные минутки;
комплекс упражнений;
различные игры (подвижные, деловые);
беседы, занятия;
классные часы;
целевые прогулки, экскурсии;
физкультурно-оздоровительные мероприятия;
Организация деятельности основывается на следующих принципах: Учащиеся с ОВЗ запоминают и воспроизводят лишь то, что связано с их интересами, поэтому занятия должны быть конкретными и понятными.
добровольности участия детей;
сознательности и активности;
индивидуального подхода к учащимся.
наглядности (обращение с литературой о здоровье);
научности (научная достоверность);
доступности (соответствие содержания фактического и теоретического материала возрастным и познавательным возможностям учеников);
связь теории с практикой;
Ожидаемые результаты:
снижение заболеваемости среди детей;
принятие учащимися здорового образа жизни как осознанной необходимости;
личностный рост учащихся;
создание сплоченного коллектива учащихся;
повышение качества воспитания;
Учащиеся должны знать:
что такое здоровье и болезнь, здоровый образ жизни;
последствия прямого и косвенного воздействия окружающей среды на здоровье человека;
влияние вредных привычек на состояние здоровья человека;
полезные для здоровья занятия;
формы отказа от приобщения к вредным привычкам;
привычки, укрепляющие здоровье.
Учащиеся должны уметь:
объяснять необходимость знаний о здоровье;
сопоставлять понятия «здоровье» и «болезнь»;
укреплять свое собственное здоровье;
вести борьбу с вредными привычками;
критически относиться к употреблению табака, алкоголя и наркотиков;
отказать в ситуации давления;
Задачи программы (1-4 класс)
Прививать навык гигиенического поведения, безопасной жизни, физической культуры.
Развивать мелкую и общую моторику.
Воспитать стремление быть здоровыми, нести ответственность за своё здоровье.
Задачи программы (5-6 класс)
Формировать навык ответственного поведения, снижающего вероятность приобщения к вредным привычкам, адекватное поведение в различных жизненных ситуациях.
Развивать умение предвидеть возможные опасные для жизни последствия своих поступков для себя и своих сверстников.
Воспитывать сознательное отношение к своему здоровью.
Задачи программы (7-10 класс)
Формировать у учащихся ответственное позитивное отношение к себе, к своему здоровью и здоровью окружающих людей.
Развивать- корректировать потребность в занятиях спортом, в правильном питании.
Воспитывать критическое отношение к употреблению табака, алкоголя, наркотиков.
1 класс
Режим дня и личная гигиена
«Я – школьник» - 1занятие
«Режим дня» - 1занятие
«Что такое ГИГИЕНА» - 2 занятия
«Водичка, водичка, умой мое личико» - 1 занятие
«Уход за руками и ногами» - 2 занятия
«Уход за зубами» -2 занятия
«Уход за ушами» 1 занятие
«Забота о глазах» 1 занятие
«Сон – лучшее лекарство» -1 занятие
«Мой нешний вид» - 2 занятия
Итого: 14 занятий
Правильное питание
«Поговорим о здоровье» - 1 занятие
«Как и чем питаться» - 1 занятие
«Полезная для здоровья пища» - 1 занятие
«Все о витаминах» - 1 занятие
«Как вести себя во время приема пищи» 1 занятие
Итого: 5 занятий
Профилактика вредных привычек
«Вредные привычки» - 1 занятие
«Воспитание здоровых привычек» -1 занятие
«Телевизор – друг или враг» 1 занятие
«Насморк» - 1 занятие
Итого: 4 занятия
Физкультурно – оздоровительная работа
«Зачем нужна утренняя зарядка» - 1 занятие
«Правильная осанка - красивая фигура» - 1 занятие
«Для чего нужны физминутки» - 1 занятие
Итого: 4 занятия
Экология и человек
«Прогулка в школьный сад» 1 занятие
«Времена года» 1 занятие
«У природы нет плохой погоды» 1 занятие
«Чистый двор – трудовой десант» 2 занятия
«На лесной опушке» 1 занятие
Итого: 6 занятий
Профилактика травматизма
«На улице не в комнате о том ребята помните» - 1занятие
«Знакомство с дорожными знаками» - 1 занятие
«Осторожно – лекарство!» - 1 занятие
«Правила безопасного поведения в помещении» - 1 занятие
«Укусы насекомых, зверей» - 1занятие
«Правила безопасного поведения» - 1 занятие
Итого: 6 занятий
Психологическое здоровье
«Я – ученик, поведение в школе» - 1 занятие
«Мое настроение в школе» - 1 занятие
«Мое настроение после школы» - 1 занятие
«У нас в гостях психолог» - 1 занятие
«У нас в гостях логопед» - 1 занятие
Итого: 5 занятий
2 класс
Режим дня и личная гигиена
«Режим дня в жизни школьника» - 1 занятие
«Твое здоровье – что это?» - 1 занятие
«Гигиена и ее назначение» - 5 занятий
«В гостях у МОЙДОДЫРА» 1 занятие
«Внешний вид» -2 занятия
Итого: 10 занятий
Правильное питание
«Веселые поварята» - 1 занятие
«Правила поведения за столом» - 1 занятие
«Пищевые отравления» - 1 занятие
«Все о витаминах» - 1 занятие
«Лепка фруктов и овощей» -1 занятие
Итого: 5 занятий
Профилактика вредных привычек
«Вредные привычки. Как сказать нет» - 1 занятие
«Сам себе я помогу и здоровье сберегу» - 1 занятие
«Почему люди курят?» - 1занятие
«Правда об алкоголе» - 1 занятие
Итого: 4 занятия
Физкультурно – оздоровительная работа
«Режим дня и спорт» - 1 занятие
«День здоровья» - 1 занятие
«Моя спортивная одежда» - 1 занятие
«Спортивное тело» - 1 занятие
«Спорт и здоровье» - 1 занятие
«Правила закаливания» - 1 занятие
«Веселые старты» - 1 занятие
«Подвижные игры» - 3 занятия
Итого:10 занятий
Экология и человек
«Волшебные прогулки» - 1 занятие
«Кто где живет» - 1 занятие
«На лесной тропинке» - 1 занятие
«Нехитрые правила» - 1 занятие
«Первоцветы» - 1 занятие
«Чистый двор – трудовой десант» - 2 занятия
«Чистые улицы - трудовой десант» - 2 занятия
Итого: 9 занятий
Профилактика травматизма
«Правила поведения во время подвижной игры» - 1 занятие
«Первая помощь при травмах» - 1 занятие
«Скорая помощь – как ее вызвать» - 1 занятие
«Безопасность при любой погоде» - 1 занятие
«Как избежать обморожения» - 1 занятие
«Безопасное поведение в транспорте» - 1 занятие
«Осторожно – электрический ток!» - 1 занятие
«Правила поведения при пожаре» - 1 занятие
Итого: 8 занятий
Психологическое здоровье
«Я – ученик, поведение в школе» - 1 занятие
«Мое настроение в школе» - 1 занятие
«Мое настроение после школы» - 1 занятие
«У нас в гостях психолог» - 1 занятие
«У нас в гостях логопед» - 1 занятие
Итого: 5 занятий
3 класс
Режим дня и личная гигиена
«Можешь ли ты сам заботиться о своем здоровье?» - 1 занятие
«Все о гигиене тела» - 3 занятия
«Как сделать сон полезным» - 1 занятие
«В гостях у доктора Чистюлькина» - 1 занятие
«Внешний вид» - 1 занятие
«Выбор одежды» - 2 занятия
«Почему важно не забывать о гигиене» - 2 занятия
Итого: 11 занятий
Правильное питание
«Правила поведения за столом» - 1 занятие
«Витамины рядом с нами» - 1 занятие
«Здоровье = овощи и фрукты» - 1 занятие
«Копилка витаминов» - 1 занятие
«Копилка полезных рецептов» - 1 занятие
Итого: 5 занятий
Профилактика вредных привычек
«Умение отказаться от плохих привычек» - 1 занятие
«Антиреклама табака» - 1 занятие
«Антиреклама алкоголя» - 1 занятие
«Игра – Не буду, не хочу» - 1 занятие
«Что такое наркотик» - 1 занятие
Итого: 5 занятий
Физкультурно – оздоровительная работа и закаливание
«Осторожно - простуда!» - 1 занятие
«О пользе свежего воздуха» - 1 занятие
«Чтобы гриппа не бояться, надо закаляться» - 1 занятие
«Веселые физминутки» - 1 занятие
«ЛФК – что это?» - 1 занятие
«Виды спорта» - 1 занятие
«Веселые старты» 2 занятия
«Как правильно загорать» - 1 занятие
«Подвижные игры» - 1 занятие
«Спортивный праздник» - 1 занятие
Итого: 11 занятий
Экология и человек
«В школьном дворе – трудовой десант» - 3 занятия
«Помоги птицам зимой» 2 занятия
«Оформление клумб» 2 занятия
«Чистые улицы» 2 занятия
«Правила поведения на природе» - 1 занятие
«Можем ли мы беречь воду?» - 1 занятие
«Маленькие тайны большой природы» - 1 занятие
Итого: 12 занятий
Профилактика травматизма
«Польза и вред медикаментов» - 1 занятие
«Осторожен будь с водой» - 1 занятие
«Осторожно – ГАЗ!» - 1 занятие
«Электричество бежит по проводам» - 1 занятие
«Не играй с огнем» - 1 занятие
«Ножницы – острый инструмент» - 1 занятие
«Правила перехода улицы» - 1 занятие
«Правила поведения с незнакомыми людьми» - 1 занятие
«Правила безопасности» - 1 занятие (обобщающее) Итого: 9 занятий
Психологическое здоровье
«Скромность украшает человека» - 1 занятие
«Трудно ли быть добрым» - 1 занятие
«Наша речь» - 1 занятие
«Телефонный разговор» - 1 занятие
«Как учиться не утомляясь» - 1 занятие
Итого: 5 занятий
4 класс
Режим дня и личная гигиена
«Я и режим дня» 1 занятие
«Почему мы болеем» 1 занятие
«Инфекции – причины, профилактика» 1 занятие
«Гигиена сна» 1 занятие
«Я здоровье сберегу, сам себе я помогу» 1 занятие
«Уроки Мойдодыра» 1 занятие
«Свет мой зеркальце, скажи» 1 занятие
«Волшебная страна здоровья» 1 занятие
«ЗОЖ – школа выживания» 1 занятие
«Зубная щетка – твой друг» 1 занятие
«Я могу сберечь глаза» 1 занятие
Итого: 11 занятий
Правильное питание
«Что такое правильное питание» 1 занятие
«Чипсы – есть или нет» 1 занятие
«Советы Неболита» 1 занятие
«Газированные напитки - вред или польза» 1 занятие
«Как избежать отравления» 1 занятие
Итого: 5 занятий
Профилактика вредных привычек
«Если хочешь быть здоров, постарайся» 1 занятие
«Почему некоторые привычки называются вредными?» 1 занятие
«Почему вредно курить?» 1 занятие
«Спиртное – это опасно» 1 занятие
«Наркотикам – НЕТ!» 1 занятие
Итого: 5 занятий
Физкультурно – оздоровительная работа
«Движение – это жизнь» 1 занятие
«Физическое развитие и спорт» 1 занятие
«Строевые упражнения» 1 занятие
«Волшебная страна здоровья» 1 занятие
«День здоровья» 1 занятие
«Веселые эстафеты» 1 занятие
«Подвижные игры на свежем воздухе» 2 занятие
«Закаливание: хождение босиком, обливание водой» 1 занятие
«Игры в помещении» 1 занятие
Итого: 10 занятий
Профилактика травматизма
«Основы безопасной жизнедеятельности» 1 занятие
«Остановись и подумай» 1 занятие
«Разговор с незнакомыми людьми по телефону» 1 занятие
«Опасные ситуации при контакте с незнакомыми людьми» 1 занятие
«Причины несчастных случаев на дорогах» 1 занятие
«Знаний правила дорожного движения как таблицу умножения» 2занятия
«Сюжетно- ролевые игры по правилам дорожного движения» 3занятия
«Электроприборы» 1 занятие
«Правила безопасности при езде на велосипеде» 1 занятие
«Номера экстренных служб для вызова с мобильного телефона» -2
Итого: 14 занятий
Экология и человек
«Человек и природа - одно целое» 1 занятие
«Мир вокруг нас и наше поведение» 1 занятие
«Каким воздухом мы дышим» 1 занятие
«Сохраним природу- сохраним здоровье» 1 занятие
«Операция «Чистый участок» 2 занятия
«По страницам красной книги» 1 занятие
«Приведем землю в порядок» 1 занятие
«Цветущие растения» прополка клумб 2 занятия
Итого: 10 занятий
Психологическое здоровье
« Эмоции и чувства» 1 занятие
«Стресс» 1 занятие
« Как выбрать друга?» 1 занятие
«Как помочь больному» 1 занятие
«Народные традиции» 1 занятие
«Переходим в 5 класс» 1 занятие
Итого: 6 занятий
К концу года учащиеся должны знать:
*Значение образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;
*Основные режимные моменты;
*Как правильно питаться;
*О пользе и вреде продуктов питания;
*Что такое гигиена. Как соблюдать правила гигиены;
*Как защитить свое здоровье от простудных заболеваний;
*Как оказать первую медицинскую помощь;
*Как избавится от вредных привычек;
*Для чего нужна физкультура;
*Правильная осанка и как её поддерживать;
*Как закаливать свой организм;
*Правила и нормы поведения во время учебных занятий, соревнований, игровой деятельности, нахождения вблизи водоёма ,дороги и в общественном транспорте;
*Лечебные свойства растений и их использование;
*О вреде табака, алкоголя , наркотических средств;
*Правила личной безопасности: в общественных местах, на улице , в быту;
*Основы правильного общения;
*Правила дружбы.
Учащиеся должны уметь:
Следить за своим здоровьем;
Соблюдать и правильно строить режим дня, выполнять его;
Правильно питаться;
Применять на практике основные нормы гигиены, поддерживать чистоту тела и иметь опрятный внешний вид;
Оказывать простейшую помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обморожениях;
Заниматься спортом, закаливаться. Удовлетворять свои двигательные потребности в течении всего дня;
Сказать: «Нет!» вредным привычкам;
Выполнять правила общественного порядка;
Правильно, без конфликтов общаться со сверстниками. Понимать себя и других;
Проявлять дружбу, сопротивляться давлению ,говорить «нет» в опасных ситуациях.
5 класс
Профилактика вредных привычек
«Привычка» - понятие 1 занятие
«Привычка полезная и вредная» 2 занятия
«Курильщик- сам себе могильщик» 1 занятие
«Трезвость- норма жизни» 1 занятие
«Шампанское на столе» 1 занятие
«Скажи наркотикам - НЕТ» 1 занятие
Итого: 7 занятий
Правильное питание
«Продукты и их польза для организма» 2 занятия
«Я умею правильно питаться 2 занятия
«Секреты здорового питания» (о витаминах) 2 занятия
«Особенности приготовления пищи» 2 занятия
Итого: 8 занятий
Экология и человек
«Экология. Понятие» 1 занятие
«Влияние человека на экологию» 1 занятие
«Сохраним планету» 2 занятия
«Очистим село от мусора» (практическая работа) 5 занятий
Итого: 9 занятий
Профилактика травматизма
«Профилактика инфекционных заболеваний» 2 занятия
«Профилактика травматизма» 2 занятия
«Первая помощь при ушибах» 1 занятие
«Первая помощь при отравлениях» 1занятие
«Первая помощь при укусах животных и насекомых» 1занятие
Итого: 7 занятий
Физкультурно - оздоровительная работа
«День Здоровья» 2 занятия
«Подвижные игры» 6 занятий
«Веселые старты» 5 занятий
«Движение- это жизнь» 2 занятия
Итого: 15 занятий
Режим дня и личная гигиена
«Голова, лицо, полость рта» 3 занятия
«Верхние, нижние конечности» 2 занятия
«Половые органы» 1 занятие
«Знакомство с различными видами закаливания (солнечные ванны; воздушные ванны; обтирание; закаливание носоглотки; обливание стоп; хождение босиком)» 6 занятий
Итого: 12 занятий
Психологическое здоровье
«Первые проблемы подросткового возраста» 1 занятие
«Правила поведения в коллективе: в группе, в классе» 2 занятия
«Почему мы обижаемся?» 1 занятие
«От каких недостатков ты хотел бы отказаться?» 2 занятия
Итого: 6 занятий
К концу года дети должны знать:
есть аккуратно, бесшумно;
сидеть за столом, сохраняя правильную осанку;
пользоваться ложкой, салфеткой;
правильно сервировать стол;
правила мытья посуды;
полезные продукты;
источники опасности у себя дома и в школе;
как вести себя, если ты потерялся;
как вести себя с незнакомыми людьми;
правила по технике безопасности;
вредно: пить, курить, принимать наркотики;
что такое здоровье и как его беречь;
гигиенические требования к занятиям по физкультуре.
Должны уметь:
правила поведения за столом во время еды;
питание должно быть разнообразным;
нужно соблюдать режим питания;
уметь правильно причесываться и одеваться;
оказать элементарную медицинскую помощь себе и окружающим;
уметь действовать в опасных для жизни ситуациях;
уметь обратиться к незнакомому человеку на улице с вопросом;
переходить дорогу правильно;
знать правила дорожного движения;
применять правила по технике безопасности во время игры;
корректно отказываться от предлагаемых сигарет, глотка алкоголя;
6 класс
Профилактика вредных привычек
«Наркомания- зона риска» 1 занятие
«Скажи – нет наркотикам» 1 занятие
«Наркотики и наркомания: опасный круг» 2 занятия
«Почему я скажу наркотикам «нет» 1 занятие
«Кто такие ВИЧ- инфекционные люди» 1 занятие
«Алкоголь и табак - это тоже наркотики» 2 занятия
«Токсикомания и дети» 1 занятие Итого: 9 занятий
Правильное питание
«Микробы, что это такое» 1 занятие
«Различные пищевые блюда; их вкус и эстетический вид» (практическая работа) 3 занятия
«Едим правильно» 1 занятие
«Блюда для праздничного стола: салаты, закуски, десерт» 3 занятия
«Что такое экологически чистые продукты?» 1 занятие
«Как правильно пить воду» 1 занятие
«Как сохранить иммунитет?» 1 занятие
Итого: 11 занятий
Экология и человек
«Мы в ответе за тех, кого приучили» 1 занятие
«Накормите птиц зимой» 1 занятие
«Будь природе другом» 1 занятие
Праздник «День птиц» 1 занятие
«Парад Земли: моя школа, мое село, мой двор» 3 занятия
Итого: 7 занятий
Профилактика травматизма
«Первая помощь при открытых ранах» 1 занятие
«Первая помощь при вывихах ,переломах» 1 занятие
«Первая помощь при ожогах» 1 занятие
«Первая помощь при обморожениях» 1 занятие
«Помощь при поражениях электрическим током и молнией» 1 занятие
Итого: 5 занятий
Физкультурно - оздоровительная работа и закаливание
«Если ты здоров ,постарайся сделать того, кто рядом» 1 занятие
«В здоровым теле- здоровый дух» 1 занятие
«Профилактика нарушений осанки» 1 занятие
«Профилактика плоскостопия» 1 занятие
«Красота тела и физическая культура» 1 занятие
«Гимнастика тела и красота» 1 занятие
Итого: 6 занятий
Режим дня и личная гигиена
«Для чего нужна парикмахерская» 1 занятие
«Стирка и чистка предметов одежды и чистка обуви» 3 занятия
«Лицо- зеркало души» 1 занятие
«Рецепты народной медицины» 3 занятия
Итого: 8 занятий
Психологическое здоровье
«Как лучше вступить в контакт» 1 занятие
«Развитие эмоциональной и стрессовой устойчивости» 1 занятие
«Я умею правильно общаться» 1 занятие
«Адекватная самооценка» 1 занятие
«Роль положительных эмоции в жизни человека» 1 занятие Итого: 5 занятий
К концу года дети должны знать:
есть аккуратно, бесшумно;
сидеть за столом, сохраняя правильную осанку;
пользоваться ложкой, салфеткой;
правильно сервировать стол;
правила мытья посуды;
полезные продукты;
источники опасности у себя дома и в школе;
как вести себя, если ты потерялся;
как вести себя с незнакомыми людьми;
правила по технике безопасности;
вредно: пит, курить, принимать наркотики;
что такое здоровье и как его беречь;
гигиенические требования к занятиям по физкультуре.
7 класс
Профилактика вредных привычек
«Наркомания, токсикомания, курение, алкоголизм и их последствия для здоровья человека» 5 занятий
«Как жить сегодня, чтобы иметь шанс увидеть завтра?» 3 занятия
Итого: 8 занятий
Правильное питание
«Витамины на нашем столе» 2 занятия
«Всё о хлебе» 2 занятия
«Правильное питание – залог вашего здоровья» 3 занятия
«Этикет за столом» 3 занятия
Итого: 10 занятий
Экология и человек
«Здоровье человека и влияющие на него факторы» 3 занятия
«Хозяйственная деятельность человека и её влияние на загрязнение окружающей среды» 3 занятия
«Как сохранить здоровье в условиях неблагоприятной окружающей среды» 3 занятия
Итого: 9 занятий
Профилактика травматизма
«Закон – основа безопасности, или почему нужно знать «Закон о безопасности дорожного движения» 1 занятие
«Советы пешеходу: как распознать и предвидеть опасность на дороге»
2 занятия
«Бытовым привычкам не место на дороге» 1 занятия
«Огонь – судья беспечности людей» 2 занятия
«Ядовитые растения и насекомые» 2 занятия
«Электроприборы» 2 занятия
«Опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми» 2 занятия
«Оказание первой помощи при травмах различного происхождения»
3 занятия
Итого: 15 занятий
Физкультурно- оздоровительная работа и закаливание
«Значение осанки» 1 занятие
«Гигиена сна» 1 занятие
«Утренняя гимнастика и её значение для здоровья» 1 занятие
«Солнце, воздух и вола – наши лучшие друзья» 3 занятия
«Спорт и человек» 5 занятий
Итого: 11 занятий
Режим дня и личная гигиена
«Твоя внешность – отражение твоей души» 3 занятия
«Режим дня и здоровье подростка» 1 занятие
«Гиподинамия и её профилактика» 1 занятие
«Кто опрятен, тот и людям приятен» 2 занятия
Итого:7 занятий
Психологическое здоровье
«Я расту, я меняюсь» 3 занятия
«Состояние тревожности. Преодоление тревожности» 2 занятия
«Виды отношений между людьми. Манипулирование и давление» 2 занятия
«Подростковая агрессия» 1занятие
«Особенности психического развития в подростковом возрасте» 2 занятия
Итого: 10 занятий
К концу года дети должны знать:
о пагубном влиянии вредных привычек на своё здоровье;
о правильном питании как залоге своего здоровья;
о возможностях сохранения здоровья в условиях неблагоприятной окружающей среды;
о роли двигательной активности и физических усилий, и закаливания для укрепления здоровья;
об основных особенностях психического развития человека в подростковом возрасте.
Должны уметь:
сказать «нет» вредным привычкам;
соблюдать режим питания;
бережно относиться к окружающей среде;
правильно вести себя и адекватно действовать в той или иной обстановке;
добросовестно выполнять комплекс утренней гимнастики;
соблюдать режим дня;
работать над развитием у себя волевых качеств.
8 класс
Профилактика вредных привычек
«Злой волшебник – табак» 2 занятия
«Алкоголь – ошибка» 2 занятия
«Наркотик. Тренинг безопасного поведения» 2 занятия
«Токсикомания и её последствия» 2 занятия
«Как отучить себя от вредных привычек» 2 занятия
Итого:10 занятий
Правильное питание
«Фрукты и овощи – кладовая здоровья» 2 занятия
«Хлеб всему голова» 1 занятие
«Питание – необходимое условие для жизни человека» 3 занятия
«Этикет за столом» 3 занятия
Итого: 9 занятий
Экология и человек
«Почему мы часто слышим «Экология!»?» 2 занятия
«Природа и человек» 1 занятие
«Чтобы воздух был чище» 1 занятие
«Много леса – не губи, мало леса – береги, мало леса – посади!» 2 занятия
Итого: 6 занятий
Профилактика травматизма
«Правила безопасного поведения в транспорте, в доме, на улице» 3 занятия
«Мы – пешеходы» 1 занятие
«Вода –наш друг» 1 занятие
«Чем опасен ток. Пользование электроприборами» 3 занятия
«Чтобы огонь не причинил вреда» 1 занятие
«Случайные знакомства. Меры безопасности» 2 занятия
«Первая помощь при травмах» 2 занятия
Итого: 13 занятий
Физкультурно-оздоровительная работа и закаливание
«Со спортом дружить – здоровым быть» 3 занятия
«Если хочешь быть здоров – закаляйся» 2 занятия
«Осанка – стройная спина» 1 занятие
«На зарядку становись!» 1 занятие
«И летом и зимой со спортом дружим и с игрой!» 4 занятия
Итого: 11 занятий
Режим дня и личная гигиена
«Режим дня и твоё здоровье» 1 занятие
«Чистота – залог здоровья» 3 занятия
«По одёжке встречают» 2 занятия
Итого: 6 занятий
Психологическое здоровье
«Как завоевать друзей» 2 занятия
«Взаимоотношения с одноклассниками и одноклассницами» 2 занятия
«Конфликты. Как избежать конфликта. Пути выхода из них» 3 занятия
«Я взрослею» 2 занятия
Итого: 9 занятий
К концу года дети должны знать:
об отрицательном влиянии пагубных привычек на здоровье;
о необходимости правильного питания для сохранения здоровья;
о влиянии деятельности человека на окружающую среду;
о необходимости беречь и укреплять своё здоровье;
об основах здорового образа жизни;
о методах создания комфортных и доверительных отношений.
Должны уметь:
отрицательно реагировать на предложения покурить, выпить, и т.д.
правильно питаться не только в школе-интернате, но и придерживаться здорового рациона и дома;
поддерживать экологию там, где им это по силам;
действовать совместно и преодолевать негативные эмоции.
9 класс
Профилактика вредных привычек
«Влияние табачного дыма на организм курящего и окружающих» 1 занятие
«Вся правда про табакокурение» – презентация 1 занятие
«Алкоголь и его влияние на умственные и физические способности человека» 1занятие
Презентация «Влияние алкоголя на организм человека» 1 занятие
«Имя беды- наркотик. Наркотики и их жертвы» 2 занятия
Тест «Предрасположен ли ты к наркотикам?» 1 занятие
Конкурс рисунков «Нет вредным привычкам» 1 занятие
«СПИД – болезнь наркомана» 1 занятие
Итого: 9 занятий
Правильное питание
«Культура поведения за столом» 1 занятие
«Авитаминоз» 1 занятие
«Рациональное питание-залог здоровья» 1 занятие
«Гигиена питания и здоровый образ жизни» 2занятия
«Что полезного в овощах?» 1 занятие
Практическое задание 4 занятия
Итого:10 занятий
Экология и человек
«Природа – это наши корни, начало нашей жизни» 1 занятие
«В согласии с природой» КВН 1 занятие
«Экологическая тропа» - устный журнал 1 занятие
«Изготовление кормушек» - практикум 2 занятия
«Вода» - презентация 1 занятие
«Уборка и очистка родника» 2 занятия
«Чистота атмосферы - здоровый организм» 1 занятие
Итого:9 занятий
Профилактика травматизма
Конкурсная программа «С песней, шуткой и в игре изучаем ПДД» 1 занятие
Тест для проверки знаний ПДД 1 занятие
Дидактическая игра «Огонь и человек» 1 занятие
Презентация «Осторожно: огонь!» 1 занятие
«Город как источник опасности. Кто стучится в дверь ко мне?» 2 занятия
«Правила пожарной безопасности и поведение при пожаре» 2 занятия
Итого: 8 занятий
Физкультурно-оздоровительная работа и закаливание
«Роль спорта в жизни человека» 1 занятие
«Закаливание организма. Дыхательная гимнастика» 2 занятия
«Весёлые старты» 2 занятия
«Волейбол, баскетбол, футбол» 3 занятия
«Взаимосвязь состояния здоровья и профессии» 1 занятие
«Аутотренинг. Что это такое?» 1 занятие
Итого: 10 занятий
Режим дня и личная гигиена
«Гигиена сна. Сон как основа хорошего самочувствия» 1 занятие
«Переутомление. Причины и профилактика» 1 занятие
«Культура гигиены девушки. Культура гигиены юноши» 2занятия
«Болезни, передаваемые половым путем. Меры профилактики» 2занятия
«Режим дня: как заставить себя не лениться» 1 занятие
Итого: 7 занятий
Психологическое здоровье
«Психологическая уравновешенность и её значение» 1 занятие
«Стресс и его воздействие на человека» 1 занятие
Формирование отношений в коллективе» 3 занятия
«Создание позитивных дружеских отношений» 2 занятия
«Моя жизненная перспектива» 2 занятия
Итого: 9 занятий
К концу года дети должны знать:
о влиянии вредных привычек на здоровье подростка;
о способах преодоления негативных эмоций;
о правильном питании;
о влиянии экологии на здоровье;
о мерах по профилактике травматизма;
о значении спорта и физкультуры для здоровья.
Должны уметь:
владеть своим настроением, избегать конфликтов;
составить свой режим дня и комплекс утренней зарядке для себя;
самостоятельно приготовить суп, овощной салат, компот;
оказать первую медицинскую помощь при травмах;
владеть элементами некоторых видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол);
ухаживать за своим телом и применять меры профилактики различных заболеваний в повседневной жизни.
10 класс
Профилактика вредных привычек
«Мы против курения» 2 занятия
«Пивной алкоголизм» 2 занятия
«Влияние табакокурения на живой организм» 2 занятия
«Никотин и закон» 1 занятие
«От вредной привычки к болезни всего один шаг» 2 занятия
Итого:9 занятий
Правильное питание
«Этикет за столом» - 3 занятия
«Питание и здоровье» - 2 занятия
«Особенности приготовления пищи» - 2 занятия
«Где и как готовят пищу» - 2 занятия
«Вода и другие полезные напитки» - 1 занятия
Итого: 10 занятий
Экология и человек
«Экология и здоровье» - 1 занятие
«О чем говорит нам лес» - 2 занятия
«Берегите воду» - 1 занятия
«Пересадка комнатных растений» - 2 занятия
«Операция «Чистый участок» - 3 занятия
Итого: 9 занятий
Профилактика травматизма
«Правила дорожного движения» - 4 занятия
«Осторожно – ГАЗ!» - 1 занятие
« Как сохранить свое здоровье» - 1 занятие
«Безопасность во время каникул» - 1 занятие
«Первая помощь при обморожениях» - 1 занятие
«Зимняя вода. Берегись тонкого льда» - 1 занятие
«Действия при пожаре средства пожаротушения» - 1 занятие
Итого: 10 занятий
Физкультурно-оздоровительная работа и закаливание
«Ценности здоровья и ЗОЖ» - 3 занятия
«Здоровье в порядке, спасибо зарядке» - 1 занятия
«Закаляйся, если хочешь быть здоров» - 1 занятия
«Спортивное путешествие в страну здоровья» - 1 занятия
«Полезные привычки» - 2 занятия Итого:8 занятийРежим дня и личная гигиена
«Говорим мы вам без смеха- чистота залог успеха» - 2 занятия
«Влияние сна на здоровье человека» - 2 занятия
«Рецепты народной медицины» - 3 занятия
Итого: 7 занятий
Психологическое здоровье
«О вреде сквернословия» – 1 занятия
«Правила и приемы, помогающие успешному общению со сверстниками» – 2 занятия
«На пути к ответственности и самодисциплине» – 2 занятия
«Я – выпускник. Моя жизненная перспектива» – 2 занятия
«Перспектива жизни и эмоциональное переживание» – 2 занятия
«Роль положительных эмоций в жизни человека» – 2 занятия
Итого: 11 занятий
К концу года дети должны знать:
об отрицательном влиянии пагубных привычек на здоровье;
о необходимости правильного питания для сохранения здоровья;
о влиянии деятельности человека на окружающую среду;
о необходимости беречь и укреплять своё здоровье;
об основах здорового образа жизни;
о методах создания комфортных и доверительных отношений.
Должны уметь:
отрицательно реагировать на предложения покурить, выпить, и т.д.
правильно питаться не только в школе-интернате, но и придерживаться здорового рациона и дома;
поддерживать экологию там, где им это по силам;
действовать совместно и преодолевать негативные эмоции.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Базарный  В.Ф. Здоровье и развитие ребенка, экспресс -  контроль в школе и дома/ В.Ф. Базарный. – М.: АРКТИ, 205.-176с.
  Варламова С.И. Здоровье наших учеников /С.И. Варламова // Начальная школа. - 2003. - № 2.-С.65-66.
 Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6-ти томах. Т. 5 /Л.С. Выготский. - М.: Педагогика, 1983. – 382 с.
 Грач И.С. Здоровый образ жизни: Сущность понятия и содержание работы по его формированию /И.С. Грач // Образование. - 2002. - № 5.-С.88-91. - (Здоровье и образование).
Колесов  Д.В. Биология. Человек (Текст)/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш.-М.: Дрофа, 2000.
Лютова  Е.К. Шпаргалка для взрослых (Текст) /  психо-коррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми/ Е.К. Лютова, Г.Б. Монина. – М.: Генезис, 2000.
Матвеев В.Ф. Профилактика вредных привычек школьников/ В.Ф. Матвеев, А.С. Гройсман. – М.: Просвещение,1987. – 114 с.
 Муратова  И.Д. Антиалкогольное воспитание в школе (Текст)/ И.Д. Муратова  П.И. Сидоров. - Архангельск: Лира, 2001.-198с.
 Сафаров  М.Г. Экология жилища (Текст)/ М.Г. Сафаров, В.Т. Сафарова// Биология в школе.-2006.-№5.
 Смирнов  Н.К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе (Текст)/ Н.К. Смирнов М.: АРКТИ, 2005. -320с. (Методическая библиотека).
 Суравегина  И.Т. Здоровье и окружающая среда И.Т. Суравегина , Б.Г. Величуковский. - М., 2002.
  Сухомлинский В.А. Антология гуманной педагогики. – М.: Изд. Дом Шалвы Амонашвили, 19997. – 224 с.
 Формирование здорового образа жизни российских подростков: для классных руководителей 5-9 классов: учебно-методическое пособие / [Л. В. Баль и др.]; под ред. Л.В. Баль, С.В. Барканова. - М.: Владос, 2003. - 190, [1] с. - (Здоровьесберегающая педагогика).
 Фриш И.  К. Из жизни пчел К. Фриш.-М.: Мир, 2001.
Элективные курсы «Биология» 2 М.: Дрофа, 2006.
 Янковский, Н.К. Гены и здоровье Н.К. Янковский, С.А. Боринская // Биология в школе.-2001.-№5.
Барбашина Т.Н. Думать о здоровье детей нужно всем // Начальная школа. – 1998. – № 5. с. 91
Воронова Е.А. Здоровый образ жизни в современной школе. – Ростова на-Дону: Феникс, 2009
Вострикова О.В. Здоровьесбережение – базовая составляющая процесса гуманизации начального образования //Начальная школа. – 2007. – № 6. с. 80-81
Гарейда Н.В. Научить быть здоровым // Начальная школа. – 2000. – № 9. – с.99-100
Дереклеева Н.И. Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья. – М.: Вако, 2004
Коростелев Н.Б. Воспитание здорового школьника. – М.: Просвещение, 1986
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2005
Лавлинскова Е.Ю. Изучаем правила дорожного движения. – Волгоград: Учитель, 2008
Наволодская Е.Г. Уроки здоровья // Начальная школа. – 2001. – № 5. – с. 22-29
Обухова Л.А., Лемаскина Н.А. Школа докторов природы. – М.: Вако, 2004
Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. – М.: Академкнига, 2010
Рагимова О.А. Пути оздоровления младших школьников // Начальная школа. – 2009. – № 1. – с.72-74