Урок Биологи защищают природу
Технологическая карта урока биологии в 5 классе в соответствии с ФГОС
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
Предмет - биология Класс - 5
Ф.И.О. учителя Шишова Галина Ивановна
Авторы, название учебника Плешаков А.А., Введенский Э.Л. Биология. Введение в биологию: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений /А.А. Плешаков, Э.Л.Введенский.- М.:ООО "Русское слово- учебник", 2014.- 128 с.- (Инновационная школа)
Тема урока "БИОЛОГИ ЗАЩИЩАЮТ ПРИРОДУ"
Планируемые образовательные результаты
Предметные МетапредметныеЛичностные
В результате урока учащиеся смогут:
-называть формы воздействия человека на природу;
-приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы; -будут знать основные охраняемые природные территории и правила поведения в природе. В результате урока учащиеся смогут
Познавательные УУД:
работать с различными источниками информации, самостоятельно сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, давать определения понятиям.
Регулятивные УУД: продолжить формирование умений ставить цели, планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы, осуществлять самоконтроль
Коммуникативные УУД: продолжить формирование способности к согласованным действиям с учетом позиции других, регулировать речевое поведение.
В результате урока учащиеся осознают:
- степень влияния человека на природу и необходимость её охраны;
- правила поведения в природе.
Словарь урока: питомник, ботанический сад, заповедник, национальный парк
Ресурсы урока: Красная книга Орловской области, альбом "Орловское полесье", презентация к уроку, проектор, компьютер, карта Новодеревеньковского района и Орловской области, папки "Красная книга", "Растения и животные Орловской области" , набор рисунков и фотографий с растениями и животными Орловской области.
Этапы урока Организационная структура урока «открытия» нового знания
Деятельность учителя Деятельность учащихся
1 этап.
Орг. момент
(1 мин.) Приветствует учащихся.
Проверяет готовность учащихся к уроку
Приветствуют учителя.
Организуют свое рабочее место.
2 этап.
Мотивация
(2-3 мин.) До появления на Земле человека один вид организмов исчезал в среднем за одну тысячу лет, после 1950 года – за 1 год, а сейчас ежедневно исчезает один вид растений, животных или грибов.
Как вы это объясните?
Формулирование темы урока: как вы думаете какой проблеме будет посвящен наш урок? Участвуют в обсуждении,
отвечают на вопрос.
Формулируют тему урока.
3 этап. Актуализация знаний
(2 мин.) Задает вопросы для выяснения объема знаний, имеющегося у учащихся по данной теме:
почему исчезают животные, растения и грибы?
Что вы знаете о деятельности человека, направленной на сохранение окружающей нас природы? Вспоминают материал, изученный в начальной школе, отвечают на поставленные вопросы.
4 этап. Целеполагание
Планирование
(1 мин.) Цели урока: после урока вы сможете приводить доказательства необходимости охраны окружающей природы, будете знать направления охраны природы и основные правила поведения в природе.
План:
1. Отрицательное воздействие человека на природу.
2. Система охраны природы.
3. Правила поведения в природе. Формулируют цели урока и план изучения материала, задают уточняющие вопросы
5 этап. Открытие нового знания.
(20 мин.)
1.Предлагает по экологическим словарям найти определение термина «охрана природы» и записать его в тетрадь.
2.Используя текст 17 параграфа (стр.63)найти ответ на вопрос: в каких формах воздействует человек на природу? (Слайд №2)
3.Каковы последствия такого воздействия?
Используя рисунки на стр. 43 и 44 составить небольшой рассказ 1 группа "Исчезнувшие виды животных" , 2 группа "Отрицательное воздействие человека на природу"
4.Создание Красной книги - важный шаг по охране природы.
Выступление учащихся сопровождается демонстрацией Красной книги Орловской области и фрагментами из презентации Слайд №3).
5. Создание охраняемых территорий: заповедников, питомников, ботанических садов и национальных парков. Используя фрагменты презентации, учитель знакомит учащихся с особенностями этих территорий.
(Слайд №4)
6.Предлагает послушать выступления школьников с сообщениями об охраняемых природных территориях Новодеревеньковского района.
7. Комментируя выступления, учитель отмечает, что в Орловской области имеется ряд особо охраняемых природных территорий, и приводит примеры. Предлагает посмотреть слайды презентации о национальном парке "Орловское полесье" (слайды №№ 5-12)
Вопросы классу.
Можно ли только усилиями одной Красной книги, сетью особо охраняемых природных территорий решить все вопросы, связанные с охраной природы?
Что конкретно может сделать каждый из вас для охраны окружающей среды?
Демонстрирует кадры презентации об изучении школьниками природы родного края и трудовых операциях по охране природы.(слайды №№13-18)
Какие правила необходимо соблюдать, чтобы сохранить все разнообразие растений и животных? Уточняя, конкретизируя ответы учащихся, знакомит с правилами поведения в природе, выполнение которых способствует сохранению окружающей среды и сбережению природных ресурсов.
Находят определение и записывают в тетрадь
Читают текст , отвечают на поставленный вопрос.
Работают в группах с рисунками учебника по извлечению нужной информации, составляют рассказы, презентация результатов
Выступление ученика, получившего опережающее задание о Красной книге.
Рассматривают книгу, фотографии, рисунки.
Слушают учителя
Выступления учащихся
отвечают на поставленные вопросы
смотрят презентацию
отвечают на поставленный вопрос
6.
Физкультминутка
(1 мин.) Дает задание: взять карточку (развешены по классу) с изображением растения или животного, показать классу, назвать вид, положить в соответствующую папку ("Красная книга", "Растения и животные Орловской области") Выполняют задание учителя.
7 этап. Включение нового знания в систему знаний
(15 мин) Организует работу в парах.
1 . Пользуясь текстом параграфа, заполните схему «Влияние деятельности человека на природу» Раскрасить в красный цвет прямоугольники, в которых указаны примеры отрицательного влияния деятельности человека, а в зелёный- примеры положительного влияния.
2 . Используя текст параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения.
1) В __________ заносят редкие и исчезающие виды животных и растений.
2) Ежегодно люди уничтожают и вылавливают до ______________________ черепах, до __________крокодилов.
3) В тропических лесах каждый день спиливают __________деревьев.
4) Учёные добиваются запрета на любое ____________ существ, нуждающихся в охране.
5) Для разведения отдельных видов ученые создают __________________________.
3. Заполните схему «Охраняемые природные территории» с перечислением основных форм охраняемых территорий, создаваемых биологами
4. Заполните таблицу «Правила поведения в природе»
Правила поведения в природе
Разрешено Запрещено
Ставить палатки и разводить костры только в специально отведенных для этого местах..Разводить огонь под деревьями
Решение познавательных задач (фронтальная работа)
1. На конвертах и наклейках спичечных коробков раньше печатали: «Охраняйте полезных животных и птиц!» Какая ошибка допущена в этом выражении?
2. Какие меры можно принять, чтобы диких животных не истребляли?
3. Приведите примеры из вашей жизни, когда вы помогли животному?
4. Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?
Предлагает послушать песню Ю .Антонова «Не рвите цветы»
Вопросы для контроля:
Выбрать правильные ответы из предложенных утверждений (1-8).
1. Редкими животными, обитающими в Орловской области , являются заяц, лиса, полевая мышь.
2. Особо охраняемые территории, полностью изъятые из хозяйственного пользования, называются национальными парками.
3. Система мер, направленных на сохранение природного разнообразия для будущих поколений людей, на защиту от вымирания редких видов растений и животных и ареалов их обитания, называется охраной природы.
4. Запрет охоты и рыбалки приведет к полному сохранению животных. 5. Растениями, занесенными в Красную книгу Орловской области, являются адонис весенний, сон-трава, рябчик шахматный, волчеягодник обыкновенный, шпажник черепитчатый. 6. Животными, внесенными в Красную книгу Орловской области, являются выхухоль, европейский зубр, а так же редкие птицы, гнездящиеся здесь или встречающиеся пролетом: черный аист, орел-змееяд.
7. Вмешательство человека не оказывает никакого влияния на природу.
8.Для разведения отдельных видов учёные создают отдельные питомники.
Демонстрирует правильный ответы:
3,5,6,8 1.Распределяют роли для выполнения и защиты своего задания.
2.Знакомятся с информацией в тексте учебника.
3.Выполняют задания.
4. Обсуждают записи
5.Выступают с защитой.
Отвечают на поставленные вопросы.
Высказывают мнение о последствиях и предлагают решение
Выбирают правильные ответы и записывают в тетрадь.
Самопроверка.
8 этап. Рефлексия и оценивание
(2-3 мин.) Что вы запомнили при изучении нового материала?
Что вам удалось, а что вызвало затруднение, почему?
Давайте подведем итог нашего урока:
оценивание предметных результатов. Выставляет оценки (с учётом листа самооценки и тестового контроля) Предполагаемый ответ.
Нарастающее воздействие человека на живую природу приводит к её обеднению. Исчезают многие виды, гибнут целые природные сообщества. Поэтому охрана природы стала главным делом многих ученых биологов. Они добиваются запрета на уничтожение редких видов, создают питомники для их разведения, участвуют в создании и работе ботанических садов, заповедников и национальных парков.
Выставляют оценки (с учётом листа самооценки и тестового контроля)
9 этап. Домашнее задание
(1 мин.) 1. Изучите параграф 17 учебника. Выполните задания рубрик «Проверьте свои знания», «Подумайте!».
2. Воспользуйтесь ресурсами Internet, дополнительной литературой для подготовки рассказа об одном из видов исчезающих растений или животных Орловской области (по желанию)
Спасибо за работу!
Записывают задание в дневник.
Ресурсный потенциал урока.
Приложение 1.
Выступление 1 ученика.
Красная книга
Международный Союз охраны природы и природных ресурсов (МСОТ) в 1966 году издал первый том Красной книги. «Красная книга фактов» - списки с описанием животных и растений, находящихся под угрозой полного исчезновения. Это сигнал бедствия, адресованный общественности всех стран. Созданы национальные Красные книги, в которых указаны практические меры по спасению редких и исчезающих видов. В бывшем СССР Красная книга учреждена в 1974 году. Красный цвет предупреждает нас о необходимости остановиться, оглянуться и подумать о нашем отношении к природе, о той опасности, которая неодолимо предостерегает и её саму и человека. Она постоянно корректируется: одни виды искореняются, когда опасность их исчезновения миновала, другие дополнительно включаются. В Красную книгу занесены амурский тигр, снежный барс, атлантический морж, кулан, джейран, зубр, и др. Из растений некоторые виды колокольчиков, лотос, самшит, кедр европейский, многие виды ковыля и др. В Красную книгу включено 236 исчезающих и вымирающих видов млекопитающих, 278 видов птиц, 36 видов земноводных, 119 видов пресмыкающихся и др.
Красная Книга Орловской области
В Орловской области заведена своя Красная книга. В нее внесены адонис весенний, сон-трава, рябчик шахматный, волчеягодник обыкновенный, шпажник черепитчатый, выхухоль, зубр, а так же редкие птицы, гнездящиеся здесь или встречающиеся пролетом: черный аист, орел-змееяд и другие. Надо хорошо понять и крепко запомнить, что потеря любого вида – это не просто количественное уменьшение разнообразия видов растений, но и весьма чувствительный удар по сбалансированной в течении многих тысячелетий системе сообществ. Чем полнее мы сумеем сохранить все разнообразие растительного и животного мира, тем сохраннее будет и вся окружающая нас природа.
Выступление 2 ученика.
Охраняемые природные территории Новодеревеньковского района.
МАНСУРОВСКИЙ ПАРК, Площадь памятника природы: 21 гектар. Памятник природы садово-паркового искусства, заложен в XIX веке у села Михайловка, сохранились аллеи из лиственницы сибирской, ели европейской, дуба, клена, ясеня, сосны. Он является местом отдыха жителей пос. Хомутово.
ПАНЬКОВСИЙ ПАРК, Площадь памятника природы : 30 гектаров.. Памятник природы садово-паркового искусства. Заложен в XIX веке у с. Паньково, сохранились старовозрастные посадки деревьев и аллей из дуба, клена, лиственницы, ели.
УРОЧИЩЕ «ДУБРАВА» - памятник природы: Площадь памятника природы: 152 га. Лесной памятник природы имеет почвозащитное значение с произрастанием широколиственных лесных насаждений. Место отдыха жителей пос. Хомутово. Представляет собой дубово-мягколиственное насаждение с примесью осины . Возраст -90 лет.
Эти парки стали особо охраняемыми природными территориями в 1992 г.
Выступление 3 ученика.
Шатиловский лес.
ШАТИЛОВСКИЙ ЛЕС- лесной памятник природы площадью 1082 га. Он принадлежал известным деятелям лесокультурного дела И.Н. Шатилову и его сыну И.И. Шатилову. Первые почвозащитные насаждения были созданы на малопригодных для сельхозяйственного производства землях известным лесоводом Ф.Х. Майером с 1821 года. Здесь впервые стали сажать лиственницу сибирскую на черноземах. В этих местах работали многие известные лесоводы и почвоведы: В.В. Докучаев, В.Р. Вильямс, П.А. Костычев, др. В лесу имеется около 140 видов деревьев и кустарников. Под лесные посадки использованы главным образом неудобные (непахотные) земли. Основные лесные урочища расположены в долине р. Раковка (близ с. Моховое) на протяжении нескольких километров. Возраст некоторых деревьев, произрастающих на охраняемой территории, составляет 145-190 лет. На территории Шатиловского леса растут следующие виды древесных и кустарниковых видов. Семейство сосновых: сосны обыкновенная, крымская, кедровая сибирская, горная, ели обыкновенная, колючая, серебристая (сизая), пихты сибирская, лиственницы Сукачева, европейская, сибирская. Семейство березовых - береза пониклая, береза пушистая, береза карельская, береза бумажная, ольха черная и серая, лещина обыкновенная. Семейство ореховых - орехи серый и маньчжурский. Семейство ильмовых - вязы обыкновенный, шершавый и вяз (берест) мелколистный. Семейство ивовых – ивы козья, ломкая (ракита), остролистная, и русская, тополи дрожащий (осина), белый, черный, бальзамический и душистый и другие виды.Приложение 2.
Выполнение работы в парах (1-2 пара)
1 . Пользуясь текстом параграфа, заполните схему.
Выделить красным цветом примеры отрицательного влияния деятельности человека, а зелёным - примеры положительного влияния.
Загрязняет атмосферу, гидросферу, почву Орошает засушливые земли
Вырубает леса Влияние деятельности человека на природу Осушает болота
Создает естественные местообитания Создает искусственные фитоценозы
Строит города, дороги
2 Используя текст параграфа, вставьте пропущенные слова в предложения.
1) В Красную книгу заносят редкие и исчезающие виды животных и растений.
2) Ежегодно люди уничтожают и вылавливают до 2 миллионов черепах, до 7 миллионов крокодилов.
3) В тропических лесах каждый день спиливают 5 миллионов деревьев.
4) Учёные добиваются запрета на любое уничтожение (сбор, охота, отлов) существ, нуждающихся в охране.
5) Для разведения отдельных видов ученые создают специальные питомники, ботанические сады, заповедники, национальные парки.
Приложение 3.
Познавательная задача: " Иду по цветущему лугу. Нарвать или нет букет цветов?»
Решение:
Последствия:
1.Цветы привлекают человека своей красотой, но в природе они предназначены для другого: размножения растений, пищи травоядным животным, укрытия насекомым.
2.Сорвать несколько цветков редкого растения – значит подвергнуть опасности существование всей популяции.
3.Бессмысленное прерывание жизни растения и его потомков безнравственно и для экосистемы луга в целом может иметь крайне отрицательные последствия.
4.Среди сорванных цветов могут быть лекарственные растения, растения – индикаторы. 5.Варварское отношение к охраняемым видам влечет юридическую ответственность.
Предлагаемое решение: можно составить «фотобукет», специализируясь на искусстве пользования фотоаппаратом, накапливать цифровое фото в компьютере. Данное увлечение имеет не только эмоциональное значение, но и представляет собой научную ценность. Людям с хорошими художественными навыками цветущий луг дополнительный источник вдохновения для выполнения тематических картин или отдельных зарисовок растений, которые также могут стать важным дополнением к исследовательским проектам.Можно собрать небольшую часть семян осенью и вырастить понравившиеся растения с родителями или на пришкольном участке.Если есть возможность для посещения этого луга, можно долгое время наблюдать за красиво цветущими растениями, записывать их, систематизировать и познакомить с ними других в форме проекта-исследования. Кроме того, регулярные прогулки – основа здорового образа жизни человека. Однако нужно помнить, что прогуливаясь, следует быть осторожным и предупредительным по отношению к популяции интересующих вас растений и к экосистеме, в которой оно живет.
Приложение 4.
Критерии оценивания.
1.Задание с множественным выбором: "5"- выполнил без ошибок,
"4"- 1-2 ошибки;
"3"- 3-4 ошибки.
Лист самооценки.
№ критерии оценки выполнение
1 отвечал на поставленный вопрос (или вопросы) 2 оформлял записи в рабочей тетради 3 формулировал аргументы 4 выступал публично 5 участвовал в обсуждении Шкала оценки:
3 балла – «3»;
от 4 до 6 баллов – «4»
от 7 и более баллов – «5»
Литература.
1.Дулин И.В., Пирогов В.А.-сост.Природные богатства орловского края. Научно-краеведческое изданиеОрелиздат, 1997 г.-352 с.
2.Евдокимова Р.М. Внеклассная работа по биологии, Саратов, издательство Лицей, 2005 г.-286 с.
3.Злобин А., Переверзев В.Россия в одном районе. Орел Издательство Орловской государственной телерадиовещательной компании, 1996 г.-278 с.