Урок биологии 9 класс Нуклеиновые кислоты. АТФ
1
Тема: Основы общей биологии.
1.Изучить цели и задачи курса.
2.Развивать интерес к естествознанию.
3. Воспитание научного мировоззрения.
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока. Комбинированный.
Ход урока:
1.Орг момент.
2 Контроль домашнего задания.
Тестовая проверка с комментарием ошибок.
3.Изучение новой темы.
Знакомство с содержанием учебника, его условные обозначения. Смотрим содержание учебника.
Прочитать вводную часть с.3и 4.
4.Закрепление
Выполнение упр№1. в рабочей тетради.
.Составление вопросов к тексту .
5.Оценивание.
6.Домашнее задание:§с.3.
Урок №2.
Тема: Достижение биологических наук.
Изучить вклад ученых Казахстана в развитие биологических дисциплин.
Развитие интереса к естествознанию.
Воспитание научного мировоззрения.
Метод словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Тестовая проверка.
3.Изучение новой темы.
Научно- исследовательские институты биологического направления( почвоведения; ботаники; фитоинтродукции; зоологии: микробиологии и вирусологии, физиологии человека и животных; Молекулярной биологии и биохимии; физиологии; генетики и биоинженерии растений и др.).
4.Закрепление.
Чтение текста с.4и5.
Выполнение упр № 1. рабочая тетрадь.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание:§введение.(№1-3)
Урок №3.
Тема: Основные уровни организации живой природы.
1.Сформировать понятие уровни живой природы.
2.Развивать самостоятельный поиск ответ в учебнике.
3. Воспитание научного мировоззрения.
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Таблицы, модели, муляжи, макеты.
Ход урока:
Орг. момент.
2.Контроль домашнего задания.
Проверка упр № 1-3;
3.Изучение новой темы.
Уровни организации живой природы.
Молекулярный; Клеточный; Организменный; Популяционно-видовой;
Биогеоценотический; Биосферный.
Работа с терминами: Коацерватные клетки. Клетка. Организм. Популяция. Вид. Биогеоценоз. Биосфера.
Закрепление.
Кто из ученых исследовал молекулярный уровень жизни? Что такое коацерватные капли?
Упр№1 с.4.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание.§1
Урок №4.
Тема: Основные свойства живых организмов.
1.Изучитьсовйств отличающие живое от неживого.
2.Развивать логическое мышление, навыки правильно формулировать ответ.
3.Воспитание трудовой дисциплины.
Метод: Словесный , наглядный, практический.
Тип урока: Комбинированный.
Ход урока6
1.Орг момент,
2.Контроль домашнего задания.
1) Проверка выполнения упражнения.
2) Ответы на вопросы.
Что такое организменный уровень жизни?
Каковы особенности биогеоценотического уровня жизни?
3.Изучение новой темы:
Свойства живых организмов:
Обмен веществ; Размножение; наследственность; изменчивость; дыхание; саморегуляция; раздражимость; движение; Рост; развитие; Ритмичность.
(задание ученику: прочитать, записать, ответы на вопросы. Выполнить упр №1-№2)
5.Оценивание.
6.Домашнее задание:§2.Упр№3.
Урок № 7. Тема: Химический состав живого организма. Неорганические вещества..
1.Изучить значение макро и микроэлементов .
2.Развивать навыки работы с вопросами.
3.Воспитане научного мировоззрения.
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
1.Устный опрос, проверка выполнения упр.
3.Изучение новой темы.
98% клетки- H. O. C. N. S. P
Неорганические вещества:
Макроэлементы Микроэлементы Ультрамикроэлементы.
K, Na, Ca, Mg, Fe, Cl Zn,I, F, Mn,B Au, Ag, Be
Вода и минеральные соли.
4.Закрепление.
Упр №1.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание
Урок № 8.
Тема: Органические вещества. Углеводы и липиды. Белки.
Изучить процессы и функции органических веществ.
Развивать знания в области цитологии.
Воспитание научного мировоззрения.
Метод: Словесный
Наглядный
Практический.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудоване Крахмал, растительное масло, семена льна, таблица.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Упр №1 -№4 в рабочей тетради.
3.Изучение новой темы.
Исрпользуя текст учебника и упр № 1 в рабочей тетради, заполни таблицу.
Органические вещества.
Белки
Жиры,
углеводы
Нуклеиновые кислоты
4.Закрепление
С.48 работа с вопросами к главе №2.
5.Оценивание.
6.Дома:
Урок № 11.
Тема: Особенность клеток прокарот и эукариот.
1.Изучить отличие клеток прокариот и эукариот.
2.Развивать знания в области цитологии и микробиологии.
3. Воспитание культуры поведения.
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока. Комбинированый.
Оборудование: Таблица.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
- Упр№ 3. Установи соответствие между клеточными структурами и их функциями.
- Работа с тестами. 7 кл.
У каких клеток есть ядро, а у каких нет? Какова рльядра в клетке? Из какого вещества состоят хромосомы.
3.Изучение новой темы.
Клетки.
Прокариот Эукариот
строение функция строение функция
4.Закрепление.
Работа с терминами: Прокариоты- это
Эукариоты – это
Соматические клетки- это.
Ген- это
Гаметы - это
Выпиши в тетрадь : Хроматин, гаплоидный набор хромосом, диплоидный набор хромосом, центромера, гомологичные хромосомы.
5.Оценивание.
6.Дома.
Урок №12.
Тема: Деление клетки. Митоз. Мейоз.
1.Изучить фазы обеспечивающие клеточное деление.
2.Развивать интерес к цитологии.
3. Воспитание научного мировоззрения.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Обучающий.
Оборудование: таблицы, фолии., электронный учебник.
Ход урока: 1.Орг момент.
2.Контроль домашнего заданя.
Тестовая проверка.
3.Изучение новой темы.
Митоз: -это способ деления клеток, когда из одной материнской образутся две дочерние клетки.
Профаза;.
.Метафаза;
Анафаза
Телофаза.
Мейоз –это способ деления, в результате которого образуются половые кл
4.Закрепление.
Работа с терминами.
5.Оценивание.
6.дома: §13.
Урок № 13.
Тема : Типы обмена веществ и энергии в живых системах.
Изучить процессы метаболизма.
Развивать умение читать с пометами.
Воспитание научного мировоззрения.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Метод: Обучающий.
Оборудование.
Таблица.
Ход урока:
Орг момент.
Контроль домашнего задания.
Работа с вопросами. 1-35.
3.Изучение новой темы.
Метаболизм.
Энергетический обмен( катаболизм или диссимиляция.)
Пластический обмен или ассимиляция)
По способам получения энергии: 1.Автотрофы
2.Гетеротрофы
Фототрофы.( фотосинтезирующие организмы)
Хемотрофы.
4.Закрепление.
Составить план к тексту.параграфа.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание:§14
Урок № 14.
Тема: Дыхание.
1.Изучить энергетический обмен.
2.Развивать научное мировоззрение.
3.Воспитание трудовой дисциплины.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Обучающий.
Оборудование: Таблица. Схемы энергетического обмена углеводов.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Тестовая проверка.; Фронтальный опрос.
3.Изучение новой темы.
Процесс диссимиляции( расщепление орг в-в.: Аэробы
Анаэробы
Энергетический обмен
1.Подготовительный
2.Бескислородный
(гликолиз)
3.Кислородный.
4.Закрепление.
Используя табл. Ответить на вопрос: Какие условия необходимы для дыхания.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание.§15
Урок № 15.
Тема: Фотосинтез.
1.Изучить стадии фотосинтеза.
2.Развивать память.
3.Воспитание трудовой дисциплины.
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: Обесцвеченные листья комнатных растений, р-р йода.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Назовите этап гликолиза.( бескислородный),
Опишите процесс энергетического обмена(дыхания), разделив на три этапа. (1-.подготовительный 0-АТФ; 2-бескислородный(гликолиз) 2-АТФ; кислородный 36-АТФ)
3.Изучение новой темы:
На доске схема:
Солнечный свет Н2О
Е
СО2
О2 Световая фаза
АТФ Н
Темновая фаза
Глюкоза
Фотосинтез- это процесс преобразования солнечного света в энергию химических чвязей органических веществ.
Фотосинтез идет в две стадии. 1.Световая. 2.Темновая.
Факторы фотосинтеза. Внутренние и внешние.
Работа с текстом §16.
Запишите вывод:
Энергия света используется на синтез АТФ из АДФ и фосфата.
4.Закрепление:
Работа с тестовыми вопросами.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание.§16(а,в,с)
Урок № 5. 17. 09.12г.
Тема : Начальные этапы развития жизни.
2. Развивать интерес к естествознанию.
3.Воспитание трудовой дисциплины.
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: Таблица.
Ход урока:
1..Орг момент.
2.Контрольдомашнего задания.
Тестовая проверка.
3.Изучение новой темы.
Борьба материалистических и идеалистических представлений о возникновении жизни.
Теория Биогенеза Теория абиогенеза.
Теория самозарожения.
Аристотель; Франческо Реди; А.Левенгук, У.Гарвей; Л.Спаллансани; Луи Пастер; Джон Тиндаль.
4.Закрепление.
Используя текст составить таблицу биогенеза и абиогенеза. В развитии Мира.
5.Домашнее задание.:§4.
Урок№6. 21.09.12г.
Тема: Современные представления о возникновении жизни.
1.Изучить труды Колбе и Миллера,
2. .Развивать познавательный интерес к естествознанию.
3.Воспитание научного мировоззрения.
Метод: Словесный, наглядный, Практический.
Тип урока6 Комбинированный.
Ход урока.
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Тестовая проверка.
3.Изучение новой темы.
В 1922 г Опарин А.И. сформулировал естественную теорию происхождения жизни.
1926- 1929 гг. Д.Холдейн и 1953 г. С. Миллер доказали опытным путем Абиогенный способ зарождения жизни.
4.Закрепление.
Работа с §5.
Домашнее задание.§6.
Урок № 9. 01.10.12г.
Тема: Нуклеиновые кислоты. АТФ.
1.Изучить строение и функцию ДНК и РНК.
2.Развивать знания в области естествознания.
3.Воспитание научного мировоззрения. Метод: Словесный, наглядный. Практический.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование: таблица. Модель ДНК.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Тестовая проверка.
Опрос.
Сколько аминокислот входит в состав белков живых организмов?
Как происходит соединение аминокислот в белке? Какие группы в этом учавствуют?
Какие функции белков в организме?
3.Изучение новой темы.
Нуклеиновые кислоты- биополимеры .мономером которого является нуклеотид.
Нуклеотид – состоит из. (Рис 12.) А-Т; Г-Ц; Дезоксирибоза; Фосфат.
Работа с моделью - ДНК ;
Демонстрация таблицы.
ДНК Признаки РНК
Дезлксирибоза тип углевода рибоза
А.Т.Г.Ц( нет У) азотистые основания А,У,Г.Ц( нет Т)
Двуспиральная структура односпиральная
В ядре в хромосомах местонахождение в цитоплазме, рибосомах,
Хранение наслед Функция Биосинтез белка.реализ
Ственной информа ция наследственной ин
ции ее перенос. формации
АТФ.- (аденозинтрифосфорная кислота.) Энергетический нуклеотид.
Выполняет функцию основного биологического аккумулятора.
При отрыве фосфорных остатков молекула выделяет энергию.АТФ превращается в АДФ(дифосфат); или в АМФ(монофосфат)
Диссимилируя(разрушаясь), вещества отдают энергию своего рапада на синтез АТФ.
4.Закрепление.
Задание №1- № 2.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание§10.
Урок № 16.
Тема: Регуляция и гомеостаз живых организмов.
1.Изучить понятие гомеостаз.
2.Развивать навыки работы с текстом .
3.Воспитание научного мировоззрения.
Метод: Словесный, наглядный. Практический.
Тип урока: Комбинированный.
Оборудование:
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Тестовая работа.
3.Изучение новой темы.
Уолтер Кэннон впервые применил понятие гомеостаз.
Чтение текста.
Схема П.Д. Горизонтова.
Чрезвычайные и экстремальные Мобилизация всех
Воздействия. систем организма
Воздействия превышающие Регуляция на
Норму системном уровне.
Обычные изменения Авторегуляция на
Среды(в пределах нормы) локальном (местном) уровне.
4.Закрепление.
Какие железы внутренней секрециирегулируют водно- солевой обмен в организме?
5.Оценивание.
6.Домашнее задание:§17.
Урок № 17.
Тема.Терморегуляция живых организмов.
1.Изучить понятия пойкилтермные и гомойтермные организмы.
2.Развивать навыки владения новыми терминами.
3.Воспитание научного мировоззрения.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Опрос по вопросам текста. Тестовая проверка.
3.Изучение новой темы.
А) чтение текста.
В) записать понятие и приметы теплокровность, хладнокровность, терморегуляция.
4.Закрепление.
Составить тонкие и толстые вопросы к абзатцам параграфа.
5.Домашнее задание.§18.
Урок № 18.
Тема: Раздражимость и движение.
1.Изучить различные виды движений у животных и растений.
2.Развитие навыков работы с текстом учебного пособия.
3.Воспитание трудовой дисциплины.
Метод: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания.
Опрос по вопросам текста. Тестовая проверка
3.Изучение новой темы.
1.Раздражимость_ Это всеобщее свойство живых организмов отвечать на внешние воздействия
Раздражители - это свет. температура, влага, газовый состав, звуки, химические вещества и другие.
Движения- таксис –это отвер растений на раздражители.
Хемотаксис, термотаксис, фототаксис,
Тропизм чаще применяют для растений.
Гелиотропизм- поворот подсолнечника к солнцу.
Настии –это форма раздражимости растения.
4..Закрепление.
Повторим понятия раздражимости.
5.Оценивание.
6.Домашнее задание: § 19.
9 класс.
29.01.14г.
Урок № 38.
Тема: « Вид. Критерии вида. Популяция».
1.Изучить критерии лежащие в основании формирования вида.
2.Развивать представления об основах экологической теории.
3.Воспитание научного мировоззрения.
Метод: Словесный, наглядный, практический.
Тип урока: Обучающий.
Оборудование: Таблицы.
Ход урока:
1.Орг момент.
2.Контроль домашнего задания