«Коснуться небес» (урок по творчеству енакиевской писательницы Елены Чуриловой)


«Коснуться небес» (урок по творчеству енакиевской писательницы Елены Чуриловой)
Цели урока:
воспитывать интерес учащихся к литературному краеведению, чувство гордости за свой народ, развивать читательскую культуру; познакомить с биографией и произведениями Елены Чуриловой; совершенствовать навыки самостоятельной работы с различными литературными источниками; развивать умение анализировать текст.
Перспективное задание:
1. Подготовить презентацию материала об Е.И.Чуриловой.
2. Подготовить художественное чтение прозы Елены Ивановны.
3. Подготовить анализ произведений Чуриловой.
Оборудование:
портрет писателя, выставка повестей и рассказовЧуриловой, рисунки-иллюстрации учащихся к рассказам Чуриловой, тексты рассказов “Конфуз”, «Последний рейс», повестей «Вася – хитрый», «Награда», проекты учащихся, мультимедийное оборудование.Ход урока:
Мы не выбираем времена.
Мы можем только решать,
как жить в те времена, которые выбрали нас.
                                                              Дж. Р.Р. Толкиен I. Орг.момент
II. Мотивация учебной деятельности.
I Слово учителя. Наш шахтерский край богат не только полезными ископаемыми, замечательными заповедными местами, но и талантливыми людьми, которые и составляют самую большую ценность Донбасса. Много среди наших земляков прославленных ученых, поэтов, писателей, композиторов.
Труд каждого донбассовца улучшает благосостояние всего нашего народа, прославляет родной край. А потому, заводя разговор о Донецком крае, говорить нужно прежде всего о людях, его населяющих. И говорить стоит не только о прославленных и известных, но и самых обычных людях, об их проблемах и переживаниях.
Сегодня мы с вами познакомимся с енакиевским талантливым писателем, человеком тонко чувствующим, переживающим за судьбы родины и судьбы маленьких людей – с Чуриловой Еленой Ивановной. Елене Ивановне удалось в своих произведениях создать очень точный и трогательный портрет простого человека, нашего земляка, обозначить очень важные проблемы современного общества.
1 ученик.
Родилась Чурилова Елена Ивановна 30 ноября 1961 г. в городе Новгороде в семье рабочих. Отец Елены Ивановны Иванов Иван Антонович уроженец Выборга. Мать, Омельчук Мария Александровна, из небольшой деревни неподалеку от Новгорода. Но в годы ВО войны, будучи еще ребенком, оказалась далеко от дома. Ее семью, как и тысячи других семей, эвакуировали, так как в тех местах шли тяжелые бои с фашистами. Многие села и деревни были стерты с лица земли. Некоторые так и не были восстановлены. Потому после войны семье Омельчук возвращаться было некуда, и они оказались в Новгороде. Родители познакомились в Выборге, куда мать приехала учиться, там и поженились. А потом долго путешествовали по стране.
- А как Елена Ивановна оказалась на Донбассе?
2 ученик.
В повести «Вася – хитрый» главный персонаж, в котором угадываются черты отца Елены Ивановны, отвечает на вопрос о том, как он оказался на Донбассе, далеко от отчего дома.
«Пошел я в библиотеку, попросил атлас Советского Союза, открыл карту моего обширного дорогого отечества, нашел на ней Донбасс. Гляжу – городов тут видимо – невидимо и везде значки каменноугольных копей. Ну, думаю, Донецк – столица Донбасса, устроиться там будет сложно. Жилье, небось, дорогое, надо чего попроще искать. Рядом с Донецком – Макеевка, Горловка, - нет, думаю, названия какие – то неблагозвучные, не хочу я в таких городах жить. А вот тут рядышком Енакиево – звучит неплохо, городок районный центр. Вот сюда – то я и поеду! Недолго думая, взял билет и поехал». Так молодая семья оказалась в Енакиево.
3 ученик.
Училась Елена Ивановна в ОШ №13 (Юннокоммунаровск), которую закончила в 1979 году. Родители к тому времени уже развелись, а потому у семьи были материальные проблемы. Сразу после окончания школы Елена Ивановна пошла работать. Сначала в библиотеку, а затем на Енакиевский металлургический завод (там платили больше). Работая вальцетокарем, мечтала о продолжении обучения. Поскольку очень любила читать, то и выбор пал на филологический факультет Донецкого государственного национального университета, в который поступила 1983 году.
4 ученик.
В 1984 году вышла замуж. В 1989 году окончила университет, устроилась работать в школу №5 г. Енакиева, сначала библиотекарем, затем в группу продленного дня. В 1990 году родился первый сын. В 1992 году – второй.
Затем более 10 лет Елена Ивановна работала в школе для слабовидящих детей.
- Когда Елена Ивановна впервые взялась за перо?
5 ученик.
Сначала были дневники. В школе, в институте. Потом статьи в газетах. Когда один из знакомых Елены Ивановны сказал, что после прочтения стольких книг пора бы уже что – то свое написать, она возразила. Мол, по словам Толстого, писать нужно тогда, когда уже нет сил молчать. Такой точкой невозврата, когда возникла острая потребность заговорить, стали события 1990 – 1991 годов. Развал Советского Союза, дальше референдум за отсоединение Украины от России. Елена Ивановна не понимала, как можно отсоединить от России Донбасс, где основная масса населения русские. Она тогда уже чувствовала, что на этом сторонники Нэзалэжной не остановятся и начнется наступление на Русский мир.
6 ученик.
Елене Ивановне повезло. Она довольно быстро нашла единомышленников. Филатов Владимир Аниканович, профессор ДГНУ возглавил новообразовавшееся движение «Русская община». Затем Елена Ивановна долгое время возглавляла городскую ячейку партии «Русский блок», которая выступала против насильственной украинизации на Донбассе, защищала права русских. Писала на животрепещущие темы и печаталась в газетах «Донецкий кряж», «Панорама» («Упрямый народ», «Возрождать – не насаждать» и др. )- В Интернете есть ролик, где Елена Ивановна и другие енакиевцы, не принявшие новую киевскую власть, обращаются к Виктору Федоровичу Януковичу с просьбой вернуться и навести в стране порядок. Не страшно ли было идти против власти?
7 ученик.
Елене Ивановне не привыкать рисковать. Еще в 1991 году на заседании «Русской общины» произошел инцидент. В здание ворвались националисты –мускулистые сторонники УПА – УНСО с флагами . Они оскорбляли собравшихся, угрожали расправой. Однако это не испугало хрупкую женщину. Она после этого случая обратилась в местную газету с просьбой опубликовать написанную по горячим следам статью. Но редакция оказалась не столь смелой. Статья так и не вышла в свет. Не вмешалась в инцидент и милиция. А хулиганствующие националисты уже тогда почувствовали, что им все позволено. Многие соратники испугались, кого – то купили. Один из таких товарищей, продавшись за европейские бонды, стал ярым русофобом. Получил работу на радио «Свобода» в Донецке, а заодно квартиру, машину и предпочел забыть о своих русских корнях, стал украинским националистом – ведь за это неплохо платили, да и спокойнее.
8 ученик.
В феврале 2014 года многим енакиевцам смотреть на события в Киеве стало невмоготу. 1 марта они в едином порыве вышли на митинг. Среди них была и Елена Ивановна. Стихийные митинги продолжились 4, 5 марта. Люди собирались, требовали от власти принятия решений, которые помогли бы защитить горожан от агрессивной националистической и антисоциальной политики Киева. Власти бездействовали. Тогда енакиевцы организовались и отправились за решением своих вопросов в Донецк. Целый месяц Донбасс требовал референдума. Люди хотели поначалу экономический свободы. Никто об отделении тогда не говорил. Но Донбасс не услышали, а направили для расправы с митингующими армию и танки. Потом был Славянск. И первая кровь сделала невозможным жизнь Донбасса в единой Украине.
Затем референдум, в котором Елена Ивановна принимала активное участие, помогая созданию избирательных участков. Не участвовать в жизни страны, быть в стороне, когда родной край корежится от боли, истекает кровью, Елена Ивановна не могла. Об этих событиях, о боях под Семеновкой, Николаевкой, Марьинкой, о героях- донбассовцах , вставших на защиту родной земли Елена Ивановна писала и еще напишет, ведь знает она обо всем этом из первых уст (муж и сын воевали за эти населенные пункты).
II Слово учителя.
- Мы сегодня много узнали о судьбе нашей землячки – Е.И.Чуриловой. Какой она представилась вам?
Заполнить кластер.

Чурилова Е.И.


Для справок:
Человек с обычной судьбой, каких много;
Смелая, патриот, имеет активную гражданскую позицию, хрупкая женщина, упорная в достижении цели и т. д.
- Обратите внимание на эпиграф и объясните, как вы понимаете слова Дж. Р.Р. Толкиена?
III Слово учителя.
Первый роман Елены Чуриловой – «Смутное время» был написан в 2006 году. Роман о нашем времени, в нем много пророческого, хотя, по мнению Елены Ивановны, роман неудачный. Хорошая идея, интересный сюжет, но слабое воплощение. Тогда еще она думала, что писать легко. Но оказалось, что одних идей мало, нужно учиться писать. Как часто бывало в жизни Елены Ивановны, судьба снова вмешалась в ее жизнь и направила для решения ее проблем нужных людей. Она пришла со своими вопросами в Енакиевское литобъединение «Родник» (ныне «Чумацкий шлях») и нашла там настоящих друзей и мудрых наставников. Вторая книга Елены Ивановны «Коснуться небес» была высоко оценена коллегами по цеху и вышла с предисловием известного енакиевского поэта Рубан Ирины Ивановны.
В предисловии к книге «Коснуться небес» Рубан И.И. отмечает мастерство автора, которому удалось обозначить очень важную проблему современного общества - массовое явление ненужности и никчемности целого поколения людей.
- Давайте вспомним произведения Елены Ивановны Чуриловой.
- Какие произведения запомнились?
-Что вас затронуло? Заставило о чем-то задуматься?
(Ученики коротко передают содержание повестей и рассказов Е.И.Чуриловой).
«Вася – хитрый».
Вася Селезнев называл себя сам Васей – хитрым, хотя физиономия и весь вид героя говорили об обратном. Васю часто можно было увидеть в пивной, так как в семейной жизни он был совсем не счастлив. Жену называл Зоей (Змея Особо Ядовитая) и постоянно находился с ней в состоянии развода. Сам герой из деревни в Ленинградской области, но, помотавшись по стране, решил осесть в промышленном крае, где постоянно нужны рабочие руки. Выбор его пал на город Енакиево. Работал Вася на заводе. Ни хорошо, ни плохо. Иногда уходил в загулы, и тогда его воспитывал и стыдил мастер, изредка в сердцах обещая уволить. Жена Васю не любила, а потому постоянно попрекала. Не выдержав очередных скандалов, он уходил из дома. И даже снимал комнату у одинокой старушки, которая не имела детей и жалела его, как сына. Когда пропивался до последней копейки, хозяйка подкармливала его и не требовала денег за жилье. Вася как – то смутно тосковал за своим родным домом, особенно на Красную горку, когда на Донбассе принято посещать умерших родственников на кладбищах. Но пока он собирался ехать на родину, из его родни в далеком родном селе в живых никого не осталось. Постоял Вася на могиле матери, вспомнил , как в детстве мать его потянула поздней осенью на могилу бабушки. Возвращаясь, они увидели журавлиный клин. «Слышишь, как жалобно кричат, сердешные? Тоскливо им покидать родную – то сторону. А весной радуются, когда возвращаются. Чтоб, казалось, понимали? Ан, нет – и у птицы душа есть. Так и человек: всего милей та земля, где пупок твой резан да колыбель стояла». Тяжко было Васе осознавать, что зазря прожил жизнь, промотал ее по свету, а ничего не добился – ни семьи, ни кола, ни двора, ни друзей, ни близких. Не смог он влиться ни в один коллектив, не понимали его люди, да и сам себя не понимал. А потому - « что в деревне – то делать?» - Вася вернулся обратно в Енакиево. По – прежнему пил и жаловался на жизнь. Но все меньше было желающих слушать его излияния - у каждого свои заботы. Одним холодным зимним вечером вытолкала его самогонщица Нина в темную ночь. Там он и остался…
«Награда».
Главный герой Артем вполне состоявшийся молодой человек. Был женат, но жена его – Юлька – променяла семью на свалившееся наследство. После смерти своей дочери состоятельный дядя Юли забрал ее к себе в Харьков. И она бросила мужа, даже не задумавшись. С тех пор Артем жил сам. Много работал, хорошо зарабатывал. Однажды он встретил своего учителя рисования – Алексея Леонидовича. Старик был рад встрече. Артем был благодарен учителю за внимание и доброту, проявленным к нему в детстве, а потому стал принимать в его судьбе самое активное участие. Алексей Леонидович имел фамильную реликвию, которая не одно поколение передавалась из рук в руки. Крест Святого Георгия - деда Александра. Случилось так, что задолжал старый учитель деньги своим родственникам, и те намекнули, что, мол, пора и отдать взятое. А потому решил продать Алексей Леонидович фамильное наследство. Однако Артем не позволил этого сделать, вернул долг старика, оставил награду в семье. А еще помог отыскать дочь Алексея Леонидовича – Оксану, выпросить у нее прощение за отца. Оксана приехала к больному старику и провела его в последний путь. Прекрасный, добрый человек – Алексей Леонидович - пусть не вырастил знаменитого художника, но воспитал настоящего, чуткого, отзывчивого, замечательного человека. Жизнь прожил не даром. И у Оксаны с Артемом есть будущее…
«Конфуз».
О Тарасе Осиповиче, семидесятилетнем старике, ветеране труда, с 40 – летним стажем работы на металлзаводе. Однажды обратившись в ЖЭК с просьбой, чтоб починили дверь подъезда, получил ответ – «Ждите», «В первую очередь ремонт инвалидам войны». Выяснилось, что соседка, Анна Парамонова, что одного с ним года рождения, – ветеран войны, так как будучи ребенком в войну в госпитале помогала. С того момента дед Тарас, который не любил людей и не верил им, радовался, когда у кого – нибудь были неприятности, потерял покой. Стал он вспоминать, как во время войны с хлопцами военные грузы со станции возили. Решил писать об этом в сельсовет, требовать и себе льгот и прибавки к пенсии. И вот в октябре получил долгожданное письмо, где было сказано. Что Чопский район был освобожден от Гитлеровских войск 28 октября 1944 года. Таким образом работы, о которых писал дед Тарас, были проведены для Гитлеровской армии…
«Последний рейс».
Банальная история, каких много. Но так трогательно и талантливо переданная.
В дождливый осенний день мужчина садится в последний автобус. Платит за проезд, присаживается в полупустом автобусе к симпатичной девушке с маленькой собачкой на руках и начинает разговор. Говорит о рыжем котенке, которого забрал с работы домой. Четверым его братьям повезло меньше – их утопили, а этот запищал, заявляя о желании жить. Назвал он его Рыжиком. И не пожалел, что взял, – вдвоем веселее. И дальше продолжил рассказ о животных и людях. Говорил о собаках, что живут у них в боксах на автобазе. Об отношении людей к ним – кто покормит и приласкает, а кто приманит да завезет подальше. О Чапе, которую неоднократно завозил сторож Еремей за десятки километров, а она находила дорогу домой – ждала знакомый автобус или КАМАЗ, что шел в сторону автобазы, и бежала за ним, в пыли, изо всех собачьих сил. Увлекшись во время рассказа, мужчина хлопнул себя по колену. Привлеченная энергичным жестом, девушка повернула к нему голову, нехотя достала наушник и удивленно спросила: «Вы что – то сказали?»
IV Слово учителя.
- Итак, мы познакомились с историями Е.И.Чуриловой. Что можно сказать о героях ее произведений?
(Это самые обыкновенные люди, каких много вокруг, они не отличаются особыми талантами, не очень успешны, часто одиноки).
- С героями каких авторов можно сравнить этих героев?
( С героями Гоголя и Шукшина).
Что у них общего?
Заполнить таблицу.
Общее Отличие
Главный герой – «маленький человек» с обычной судьбой, не отличается особыми способностями. Герои Е.И.Чуриловой эгоистичны, думают о своих интересах.
Обладает способностью глубоко чувствовать , переживать. Корыстливы, расчетливы, меркантильны.
Как правило, одинок и не понят в обществе. Отличаются душевной черствостью.
Часто попадает в комические и нелепые ситуации. Не имеют душевных привязанностей.
Судьба складывается трагически. Циничны, жестоки.
Вызывает жалость и сочувствие. Не имеют целей в жизни.
- Книга Елены Чуриловой называется «Коснуться небес». Что это означает? Удалось ли хоть кому – нибудь из героев коснуться небес?
Выводы: Елена Ивановна поднимает очень важную проблему современного общества - никчемности целого поколения людей, утраты вечных нравственных ориентиров молодым поколением людей, духовное обнищание, массовое ощущение ненужности людей.
V Слово учителя.
Елена Ивановна только обозначила современные проблемы, заставила взглянуть на них по – новому, задуматься, но решать их придется нам с вами. Каждому придется выбрать свой путь, попытаться сделать все, чтоб хоть немного подняться вверх над собой и коснуться небес. И для этого у нас впереди вся жизнь. А главное – желание стать выше, лучше, добрее, человечнее. Ведь примеров для нас так много. Есть среди наших земляков немало достойных.
А на сегодня все.
VI Домашнее задание.Предложить Елене Чуриловой свой сюжет для ее будущего рассказа.
Предложить вопросы для интервью с Еленой Ивановной.
VII Метод «Незаконченные предложения».Сегодня я впервые задумался…
Я понял, что…
Для меня открытием было…
Спасибо за сотрудничество!