План-конспект урока русского языка в 5 классе «Непроизносимые согласные в корне слова»
План-конспект урока русского языка в 5 классе «Непроизносимые согласные в корне слова»
Калинникова Елена Витальевна.
Место работы: МБОУСОШ №52
Учитель русского языка и литературы.
Предмет: русский язык.
Класс: 5
Тема: « Непроизносимые согласные в корне слова».
Базовый учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-ух частях ( Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М.Шанский). М. «Прсвещение».2012 г.
Цель урока: вспомнить и повторить опознавательные признаки орфограммы « Непроизносимые согласные в корне слова».
Задачи урока: продолжить работу по формированию а) умений и навыков определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова; б) умения грамотно излагать свои мысли; в) уважительного отношения к родному языку.
Оборудование: мультимедийная презентация.
Методы и приемы: постановка проблемных вопросов, приемы « яркое пятно», « ладошки».
Планируемые результаты:
Личностные:
Формировать:
. положительную учебную мотивацию и интерес к изучению русского языка;
. уважительное, бережное отношение к родному языку;
. умение рационально использовать время.
Метапредметные:
Корректировать и развивать:
. познавательные способности;
. логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать);
. умение связно и грамотно излагать свои мысли;
. внимание, память, эмоциональную сферу;
. коммуникативные качества речи.
Предметные:
. вспомнить опознавательные признаки данной орфограммы;
. продолжить работу по формированию умений определять данную орфограмму в словах и подбирать проверочные слова;
. развитие речи: определение стиля речи, темы, основной мысли текста, средства художественной выразительности.
Технологическая карта урока
Этап урока. Цель урока. Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Формируемые умения.
1.Оргмомент.
Цель. Включение учащихся в деятельность Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.
_ Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас всех. За окном осень, но все еще по-летнему светит солнышко. Надеюсь, что настроение у вас тоже солнечное. Определяют готовность к уроку.
Включаются в деловой режим. Личностные. Самоопределение.
2 Вхождение в тему урока.
Цель. Актуализация знаний учащихся о ранее изученных орфограммах с последующим выходом на проблемную ситуацию урока. Проводит прием «яркое пятно» и демонстрирует слайд со стихотворением В. Нимировича «Листопад».
- Начнем наш урок со стихотворения В.Нимировича « Листопад».
- Какое прилагательное несколько раз повторяется в стихотворении и почему?
- Как вы думаете, какие еще цвета можно использовать для описания осени?
- Найдите в тексте слова с орфограммами, которые мы уже повторили на предыдущих уроках? Подберите к ним проверочные слова. Смотрят слайд.
Читают стихотворение.
Отвечают на вопросы.
Находят слова с ранее изученными орфограммами. Личностные.
Тренировать память.
Познавательные. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные. Отвечать на вопросы.
Проверка дом.задания.
Цель. Организовать фронтальную взаимопроверку по образцу. Демонстрирует слайд «Проверь себя!»
- Поменяйтесь тетрадями и проверьте правильность выполнения домашнего задания.
- Возьмите свои работы, посмотрите, какие ошибки вы допустили.
- Кто не допустил ни одной ошибки?
Сдайте тетради. обмениваются тетрадями;
проверяют правильность выполнения дом. задания по образцу;
сдают тетради. Познавательные. Сравнивать, делать выводы.
Коммуникативные. Осуществлять взаимопроверку.
Регулятивные. Планировать необходимые действия.
Целеполагание. Организация учебной деятельности.
Цель. Формулирование темы и цели урока.
Демонстрирует слайд №4. Создает условие для проблемной ситуации.
- Прочитайте стихотворение и скажите, о какой орфограмме говорится в этом тексте?
- Итак, запишем тему урока.
- А цель нашего урока какая? Демонстрирует слайд №5 1) наблюдают над предложенным материалом;
2) отвечают на вопросы, строят высказывание;
3) выявляют тему и цель урока.
Регулятивные. Высказывать предположения на основе наблюдений. Формулировать тему и цель урока.
Коммуникативные. Отвечать на вопросы учителя, слушать других.
Актуализация знаний.
Цель. Организовать поиск решения учебных проблем. Демонстрирует слайды № 6,7,8.
Организует работу учащихся над словом.
- Образуйте от данных существительных прилагательные.
- Какая орфограмма объединяет все слова? Как вы это определили?
- Какие слова помогли вам не допустить ошибки? 1) образуют от существительных прилагательные;
2) отвечают на вопросы учителя;
3) проверяют свою работу и дают оценку. Познавательные. Устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
Коммуникативные. Излагать свои мысли в устной форме; высказывать и обосновывать свою точку зрения; делать выводы.
Личностные
Проявлять способность к самооценке своих действий.
Закрепление знаний и навыков.
Цель. Закрепление изученной орфограммы. Организует работу в парах над материалом учебного пособия в парах.
Самостоятельное чтение орфограммы №4 на стр. 26 с последующим
формулированием(работа в парах)
2)Демонстрирует слайд №9 с заданием на закрепление орфограммы №4.
3) Организует работу в парах с последующей самопроверкой по образцу. Демонстрируется слайд № 10.
Самостоятельно читают орфограмму, формулируют правило.
Выполняют упражнение в соответствии с заданием.
Работают в парах. Проверяют и оценивают работу по образцу.
Коммуникативные. Развивать умение работать в парах.
Познавательные. Ставить и решать проблемы.
Регулятивные. Осуществлять функции самоконтроля и взаимоконтроля.
Личностные. Проявлять способность к оценке чужих и своих действий и поступков с нравственной точки зрения.
7 Физкультминутка. Проводит физкультминутку.
- Дети, встаньте, потянитесь, покрутитесь, улыбнитесь. А теперь опять садитесь. Выполняют элементарные физические упражнения. Личностные.
Осознают необходимость заботы о здоровье.
Итоговое закрепление знаний.
Цели: выявление степени усвоения материала, развитие связной речи. Демонстрирует слайд № 11.
Побуждает к выступлению.
2) Выявляет степень вовлечения в работу.
- Прочитайте текст. К какому стилю речи он относится? Докажите свое мнение.
- Какие образные средства использует автор текста?
- Объясните значение слова «пурпур».
- О чем это стихотворение?
- Замените выделенные слова словами из справки. Найдите орфограмму, подберите проверочные слова. ( Индивидуальная работа: 2 человека работают на скрытой доске)
3) Уточняет понимание задания к слайду № 12.
- Составьте по смыслу словосочетания из слов левой и правой колонки, обозначьте графически изученную орфограмму. Дополнительное задание: подберите проверочные слова и запишите. 1) Отвечают на вопросы учителя, строят высказывания, объясняют значение слова.
2)Выполняют предложенное задание.
3) Самостоятельно составляют по смыслу словосочетания, вставляют букву-орфограмму, подбирают проверочные слова. Регулятивные. Развивать умения анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности.
Познавательные. Выполнять учебно-познавательные действия.
Рефлексия.
Цель. Оценивание учащимися собственной деятельности. Организует рефлексию через подводящий диалог и прием «Ладошки».
- Какую орфограмму мы повторили на сегодняшнем уроке?
- Назовите опознавательные признаки этой орфограммы?
- Оцените свою работу ладошками: поняли все хорошо – ладошки вверх, нет – ладошки вниз. Отвечают на вопросы учителя, подводят итог своей работы. Регулятивные. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Домашнее задание.
Цель. Организовать выполнение домашней работы. Задает домашнее задание на выбор.
Упр.№48 или
Составить орфографический диктант из 10 слов на изученную орфограмму. Записывают в дневники. Личностные. Самоопределение.