Календарно-тематическое планирование урока _Музыка_ 7 класс


Тематическое планирование курса « Музыка»
для 7-х классов на 2014-2015 учебный год.
Учитель: Я.С.Гарбуз.
№ Тема урока Содержание Цели и задачи ИМО дата
план факт
«Особенности драматургии сценической музыки» ( 17 часов)
1. Классика и современность.
Значение слова «классика». Понятие «классическая музыка», классика жанра, стиль. Разновидности стилей. Интерпретация и обработка классической музыки прошлого. Классика это тот опыт, который донесли до нас великие мыслители-художники прошлого. Произведения искусства всегда передают отношение автора к жизни.
музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
О.Митяев – «Как здорово».
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, Понимать, что по музыкальным пристрастиям, по тому, что нравится или отвергается, можно судить о человеке, его вкусе, уровне культуры. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений. религиозная.
Уметь приводить примеры петь под фонограмму с различным аккомпанементом.
-музыка И. Баха, А. Вивальди, С. Рахманинова
-О.Митяев – «Как здорово».
2. Опера.
Музыкальная драматургия. Конфликт. Этапы сценического действия. Опера и её составляющее. Виды опер. Либретто. Роль оркестра в опере.
Народно - эпическая образность в творчестве русских композиторов, народные истоки в русской профессиональной музыке, обращение композиторов к народному фольклору. Углубление знаний об оперном спектакле, знакомство с формами драматургии в опере. (ария, песня, каватина, речитатив, ансамбль, хор
Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)
О.Митяев – «Как здорово».
Знать/ понимать, что такое классическая опера. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений. Знать имена композиторов: М.Глинка, известных исполнителей: Ф.Шаляпин.
Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная.
-Опера «Иван Сусанин» М. И. Глинки (фрагменты)
О.Митяев – «Как здорово»
3. 4. Опера «Князь Игорь»
Знакомство с русской эпической оперой А. Бородина «Князь Игорь». Драматургия оперы – конфликтное противостояние двух сил (русской и половецкой). Музыкальные образы оперных героев. Обобщение представлений о жанре эпической оперы на примере оперы «Князь Игорь». Освоение принципов драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками ее героев (сольных - князь Игорь, Ярославна, и хоровых – сцена затмения, половецкие пляски).
Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагментыЗнать/ понимать, что такое классическая музыка, эпическая опера. Понимать принципы драматургического развития на основе знакомства с музыкальными характеристиками героев оперы.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития..Опера «Князь Игорь» А. П. Бородина (фрагменты)
5. 6. Балет..Балет и его составляющие. Типы танцев в балетном спектакле. Роль балетмейстера и дирижёра в балете. Современный и классический балетный спектакль.
Актуализация знаний о жанре балета, раскрытие особенности драматургического развития образов на основе контраста, сопоставления. Формы драматургии балета (танцы, хореографические ансамбли, действенные эпизоды). Современное прочтение произведения древнерусской литературы « Слово о полку Игореве» в жанре балета. Сравнение образных сфер балета Б.Тищенко и оперы А.Бородина.
Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты) Знать/ понимать, что такое балет, известных исполнителей: М.Плисецкая, Г.Уланова, М.Лиепа, В. Васильев и др.
Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. (опера А.Бородина « Князь Игорь», балет Б.Тищенко « Ярославна»; Знать имена русских и композиторов: М.Глинка, А.Бородин, Р.Щедрин, Б.Тищенко,
Балет «Ярославна» Б. Тищенко (фрагменты) 7. 8. Героическая тема
Бессмертные произведения русской музыки, в которых отражена героическая тема защиты Родины и народного патриотизма.
Обобщение особенностей драматургии разных жанров музыки героико- патриотического, эпического характера. Отражение исторического прошлого в художественных образах живописи, скульптуры, архитектуры, подбор музыкальных произведений к произведениям изобразительного искусства.
«Былина о Добрыне Никитиче»;
«Александр Невский» С. Прокофьева
Опера «Князь Игорь» А. Бородина
Обобщающий урок.
Знать, что такое классическая музыка, опера, балет, актуализировать музыкальный опыт, знать историческое прошлое своей Родины. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, которое находит отражение в художественных образах различных искусств. Знать имена русских: М.Глинка, А.Бородин, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев, Р.Щедрин, Б.Тищенко. Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития. - «Былина о Добрыне Никитиче»;
- «Александр Невский» С. Прокофьева
Опера «Князь Игорь» А. Бородина
9. В музыкальном театре.
Знакомство с жизнью и творчеством Дж. Гершвина – создателем американской национальной классики XX век, первооткрывателе симфоджаза. «Порги и Бесс»- первая американская национальная опера.
Знакомство с музыкой американского композитора Дж.Гершвина на примере знакомых музыкальных произведений опера «Порги и Бесс». Закрепление понятий блюз, спиричуэл. Новое понятие – симфоджаз. Первая опера в истории музыкального искусства, в которой негритянское население показано с глубоким уважением и сочувствием. Использование композитором народных интонаций. Истоки выразительных средств – блюзы и спиричуэлы, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и напевы уличных разносчиков, европейская классическая музыка (оперная и симфоническая).
Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты)
Знать, понятия- джаз, симфоджаз, жанры джазовых песнопений, имена зарубежных композиторов: Дж.Гершвин, его оперное искусство.
Уметь размышлять о музыкальных образах и способах их развития, совершенствовать умения формулировать свое отношение к художественным произведениям, формулировать свою точку зрения, владеть своим голосом. Опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвина (фрагменты) 10. 11. Опера «Кармен».
Знакомство с оперой Ж. Бизе «Кармен» - самой популярной оперой в мире. Драматургия оперы – конфликтное противостояние. Знакомство с творчеством французского композитора Ж.Бизе и его шедевром, отличающимся ярким драматизмом содержания. Цель драмы – выражение сложных эмоциональных состояний, событий.
Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)
Образы Хозе и Эскамильо.
Знать/ понимать, что такое классическая музыка, опера, балет. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов. Опера Ж.Бизе- «Кармен», балет Р.Щедрина - «Кармен-сюита). Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, совершенствовать навыки самообразования при организации культурного досуга. -Опера «Кармен» Ж. Бизе (фрагменты)
Образы Хозе и Эскамильо. 12. 13. Р. Щедрин. Балет «Кармен-сюита».
Знакомство с балетом Р. Щедрина «Кармен-сюита». Новое прочтение литературного сюжета в балете « Кармен-сюита» Р.Щедрина – это симфонический способ прочтения сюжета драмы П.Мериме. сопоставление фрагментов оперы и балета.
Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты)
Знать/ понимать: драматургию развития балета, понятие «транскрипция»,
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять особенности взаимодействия музыки с различными видами искусства Балет «Кармен-сюита» Ж. Бизе – Р. Щедрина (фрагменты) 14. Сюжеты и образы духовной музыки.
Музыка И. С. Баха – язык всех времён и народов. Современные интерпретации сочинений И. С. Баха. Музыкальное зодчество» в России в творчестве С. В. Рахманинова.
Духовная музыка русских и зарубежных композиторов (литургия, месса, всенощная). Знакомство с вокально- драматическим творчеством русских и зарубежных композиторов ( И.Баха и С.Рахманинова).
«Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты). Знать, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Понимать, что встреча с выдающимися музыкальными произведениями является прикосновением к духовному опыту поколений, драматургию музыкальных произведений духовной музыки, имена русских и композиторов: М.Глинка, С.Рахманинов, П.Чайковский, С.Прокофьев. Уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, религиозная. Уметь петь под фонограмму с различным аккомпанементом. Уметь владеть своим голосом.
-«Высокая месса» - вокально-драматический жанр.
«Всенощное бдение» С. В. Рахманинова (фрагменты). 15. Рок-опера «Иисус Христос-суперзвезда».
Углубление знакомства с рок-оперой Э. Л. Уэббера «Иисус Христос - суперзвезда». Вечные темы в искусстве. Традиции и новаторство в жанре оперы, драматургия развития и музыкального языка основных образов рок – оперы « Иисус Христос - суперзвезда» Э.-Л.Уэббера. Сравнение классического жанра оперы с современным исполнением. Просмотр эпизодов из фильма.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)
Знать, что такое рок-опера, актуализировать музыкальный опыт, связанный с образами духовной музыки. Знать, что сплав традиций и новаторства способствовал возникновению нового жанра – рок-оперы, новых произведений в рок-музыке. Уметь выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов: И.Бах, Э.-Л. Уэббер.
Рок-опера «Иисус Христос - суперзыкзда» Э. Л. Уэббера (фрагменты)
16. 17. Музыка к драматическому спектаклю.
Знакомство с музыкой А. Г. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по произведениям Н. Гоголя. «Гоголь-сюита» - ярчайший образец симфонического театра. Музыкальные образы героев симфонической сюиты. Полистилистика.
«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя
Обобщающий урок.
Знать/ понимать: понятия «сюита», «полистилистика», роль музыки в жизни человека
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, выявлять средства музыкальной выразительности, выявлять способы и приёмы развития музыкальных образов.
«Гоголь-сюита» А. Шнитке к спектаклю «Ревизская сказка» по мотивам произведений Н. Гоголя
«Особенности драматургии камерной и симфонической музыки». (18 часов.)
18. Музыкальная драматургия
Музыкальная драматургия в инструментально-симфонической музыке. Развитие музыкальной культуры во взаимодействии двух направлений: светского и духовного. Музыкальные образы духовной музыки. Музыкальные истоки восточной (православной) и западной (католической) церквей: знаменный распев и хорал. Инструментальная и вокальная светская музыка, камерная музыка.
Главное в музыке – развитие. Принципы (способы) музыкального развития: повтор, варьирование, разработка, секвенция, имитация.
Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
«Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха
Ария из «Высокой мессы» си-минор
«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова
Знать/ понимать, что термин «драматургия» применяется не только к произведениям музыкально- сценических, театральных жанров, но и произведениям, связанным с многогранным раскрытием музыкальных образов, для характеристики инструментально – симфонической музыки. Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку
( русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки), высказывать личностное отношение к произведениям. Уметь выявлять содержание и идею произведения, выраженные в сонатной форме. -Фуга «Ля-минор» для органа И. С. Баха
-«Высокая месса» - месса си-минор И. С. Баха
-Ария из «Высокой мессы» си-минор
«Богородице Дево, радуйся» С. В. Рахманинова
19. 20. Камерная инструментальная музыка.
Углубление знаний о музыкальном жанре – этюде. Особенности развития музыки в камерных жанрах - этюдах (эпохи романтизма) на примере творчества Ф.Листа и Ф.Шопена, С.Рахманинова. Понятие «транскрипция» на примере творчества М.Глинки и Ф.Шуберта.
Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
«Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. БуззониЗнать понятие «этюд», «транскрипция» особенности претворения вечных тем искусства и жизни различных жанров и стилей классической музыки.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки. Понимать особенности развития музыки в камерных жанрах. Знать имена композиторов Ф.Лист, Ф. Бузони. Осмыслить некоторые черты, свойственные музыке эпохи романтизма.
-Этюды Ф. Листа по каприсам Н. Паганини.
«Чакона» из Партиты №2 ре-минор И. С. Баха, Ф. Буззони21. 22. Циклические формы инструментальной музыки.
Углубление знакомства с циклическими формами музыки: инструментальным концертом и сюитой на примере творчества А. Шнитке. Обобщение представлений об особенностях формы инструментального концерта, кончерто гроссо; освоение характерных черт стиля композиторов; закрепление представлений о полистилистике, характерной для современной музыки на примере «Кончерто гроссо №1» и «Сюиты
в старинном стиле» А.Шнитке.
Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке.
Знать - значение терминов –транскрипция, сюита.
Уметь сопоставлять различные по жанру и направлениям музыку (русская - зарубежная, светская – духовная, вокальная – инструментальная, исполнительские составы, особенности оркестровки и хорового пения, полифоническое – гомофоническое изложение музыки). Выказывать личностное отношение к произведениям. Сюита в старинном стиле для скрипки и фортепиано А. Шнитке. 23. 24. Соната.
Углублённое знакомство с музыкальным жанром – соната. Знакомство с жанром камерной музыки – соната. Смысл сонаты как самого действенного, драматизированного вида музыкальной драматургии, на примере музыки Л.Бетховена и С.Прокофьева, В.Моцарта. Закрепления понятия сонатная форма.
Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
Соната №11 В. Моцарта
Соната №2 С. Прокофьева Знать/понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов. Понимать значение терминов соната, выявлять содержание и идею произведения. -Соната №8 для фортепиано Л. Бетховена
-Соната №11 В. Моцарта
Соната №2 С. Прокофьева 25. 26. И.Гайдн. Углублённое знакомство с музыкальным жанром - симфонией. Строение симфонического произведения: четыре части, воплощающие стороны жизни человека. Симфония в творчестве великих композиторов. Мир музыкальных образов симфонической музыки. Закрепление понимания сонатного аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов и представление о жанре симфонии как романе в звуках. Знакомство с симфоническим творчеством Й.Гайдна, В.Моцарта, С.Прокофьева, Д.Шостаковича, Л.Бетховена.
Симфония №43 И. Гайдна
Симфония №40 В. Моцарта
Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
Симфония №5 Л. Бетховена
Симфония №8 Ф. Шуберта
Симфония №1 В. КалинниковаСимфония №5 П. Чайковского
Симфония №7 Д. Шостаковича
Понимать значение терминов – симфония, сонатная форма, сонатное аллегро на основе драматургического развития музыкальных образов. Понимать закономерности музыкальной драматургии, что они проявляются в построении целого произведения и составляющих его частей, в логике их развития, особенностях воплощения музыкальных образов, их сопоставлении по принципу сходства и различия – в повторении, варьировании, контрастном взаимодействии музыкальных интонаций, тем, эпизодов.
Уметь: проводить интонационно-образный и сравнительный анализ музыки, определять приёмы музыкального развития, выявлять связи в средствах музыки и изобразительного искусства.
-Симфония №43 И. Гайдна
-Симфония №40 В. Моцарта
-Симфония №1 «Классическая» С. Прокофьева
-Симфония №5 Л. Бетховена
-Симфония №8 Ф. Шуберта
-Симфония №1 В. Калинникова-Симфония №5 П. Чайковского
Симфония №7 Д. Шостаковича 27. В.Моцарт. 28. С Прокофьев. 29. Л.Бетховен. 30. Ф.Шуберт. 31. «Празднества» К. Дебюсси.
Знакомство с симфонической картиной «Празднества» К. Дебюсси. Живописность музыкальных образов симфонической картины. Знакомство с произведением К.Дебюсси
«Празднества» закрепляет представление о стиле «импрессионизм»; приемы драматургического развития, сравнение музыки К.Дебюсси с темами праздника в творчестве других композиторов.
«Празднества» К. Дебюсси Знать/ понимать: понятия «импрессионизм», «программная музыка», «симфоническая картина».
Уметь: анализировать составляющие средства выразительности, определять форму пьесы, проводить интонационно-образный анализ музыки, творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений. «Празднества» К. Дебюсси 32. Инструментальный концерт.
История создания жанра инструментальный концерт, понятие трехчастная форма, характерная для жанра на примере « Концерта для скрипки с оркестром» А.Хачатуряна. Понимать значение термина - инструментальный концерт, разновидности концертов, уметь определять их образный строй. Знать историю создания жанра концерт.
Уметь: проводить интонационно-образный анализ, определять принципы музыкального развития. « Концерт для скрипки с оркестром» А.Хачатурян. 33. Рапсодия в стиле блюз Дж.Гершвина.

Углубление знакомства с творчеством американского композитора Дж. Гершвина на примере «Рапсодии в стиле блюз». Симфоджаз.
Понятие симфоджаз, закрепление понятий о жанре рапсодии на примере сочинений Дж.Гершвина, приемы развития произведений.
«Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина
Обобщающий урок. Знать основы происхождения симфоджазовой музыки; взаимопроникновение легкой и серьезной музыки способствовало появлению нового жанра – симфоджаза. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей;
Уметь: проводить интонационно-образный анализ, выявлять жанровую принадлежность. «Рапсодия в стиле блюз» Дж. Гершвина 34. Музыка народов мира.
Систематизировать жизненно- музыкальный опыт учащихся на основе восприятия и исполнения обработок мелодий разных народов; обобщить представления о выразительных возможностях в современной музыкальной культуре. Знакомство с известными исполнителями музыки народной традии.
Слушание произведений в жанрах легкой, популярной музыки
(мюзикл). Использование современного музыкального языка, исполнителей, музыкальных инструментов.
Иметь представление о крупнейших музыкальных центрах мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи), о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, видеотеки и пр. Знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. 35. Итого 35 часов