Календарно-тематическое планирование урока _Музыка_ 3 класс
Календарно - тематический план. Музыка. 3 класс.
34 часа (1 час в неделю)
№
п/п Тема урока Содержание курса Характеристика деятельности учащихся Информационно- методическое обеспечение Дата по плану Фактическая дата
«Россия – Родина моя».
1 Мелодия — душа музыки.
Дать понятие образов родной природы в музыке русских композиторов.
Мелодия, песенность, симфония, лирический образ.
Размышление о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека.
Знать понятия: мелодия, симфония. Уметь внимательно слушать классическую музыку, определять ее характер.
- П. Чайковский симфония № 4
2 Природа и музыка Образы родной природы в романсах русских композиторов.
Романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент,
Поэзия, пейзаж, лирика.
Знать понятия: романс, певец, солист, мелодия, аккомпанемент Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. - «Благословляю вас леса», П. Чайковский, сл. Толстого.
- «Звонче жаворонка пенье», Н. Римского-Корсаково, сл.А.Толстого.
3 Виват, Россия! Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня.
Кант, песенность, маршевость, интонация музыки и речи, солдатская песня, марш, хор, куплет.
Знать понятия: кант, песенность, маршевость, интонации музыки и речи. Уметь определять на слух основные жанры музыки (песня, танец, марш). -«Радуйся, Русской земле». - «Орле Российский». Кант в честь Павловской победы. Неизвестный автор 18 век. - «Марш Лейб-гвардии Преображенского полка». - «Солдатушки, бравы ребятушки» стар.солдат.песня. 4 С.Прокофьев «Александр Невский». Дать понятие кантаты, на основе музыки Прокофьева.
Кантата, набат, вступление, трехчастная форма.
Знать понятия: кантата, набат, вступление. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер и определять образное содержание. - «Величание святому благоверному и великому князю Александру Невскому». - С.Прокофьев кантата «Александр Невский»: хор «Вставайте, люди русские», «Песнь об Александре Невском». 5 Опера «Иван Сусанин».
Познакомить с жанром героической оперы. Опера, хоровая сцена, певец-солист, ария, эпилог, благовест. Знать понятия: опера, хоровая сцена, певец-солист. Уметь определять и сравнивать характер настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. - Опера «Иван Сусанин», М.И. Глинка: интродукция, ответ Ивана Сусанина полякам.
- Ария и речитатив Сусанина, Хор «Славься». «День, полный событий».
6 Утро. Жанром портрета в музыке.
Песенность, развитие, повтор, лад, тембр.
Выявить жанровое начало музыки;
оценивать эмоциональный характер и определять ее образное содержание
Знать понятия: песенность, повтор, лад, тембр.
Уметь делать разбор музыкального произведения, соотносить содержание музыкального произведения с использованными средствами. -«Утро», Э.Григ
-«Утренняя молитва» из «Детского альбома» П.Чайковского 7 Портрет в музыке Познакомить с портретами «нарисованными» музыкой Прокофьева.
Изобразительность, выразительность, контраст, скороговорка.
Знать понятия: выразительность, изобразительность, контраст. Уметь определять на слух основные жанры музыки. -«Болтунья» С.С.Прокофьев, сл. А.Барто. - «Петя и волк» С.Прокофьев, симфоническая сказка. - «Джульетта девочка», С.Прокофьев из балета «Ромео и Джульетта».
8 Игры и игрушки. Дать понятие выразительности и изобразительности в музыке разных жанров.
Мелодия, речитатив, соло, интонационная выразительность, песенность, танцевальность, маршевость, фортепиано, аккомпанемент, солист.Знать понятия: мелодия, соло. Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. -«С няней» сл. автора из цикла «Детская» М.П.Мусоргского. - «Нянина сказка», «Сказочка» П.И.Чайковского. «О России петь – что стремиться в храм».
9 Радуйся, Мария! Богородице Дево! Развитие музыкальной памяти, слуха, чувства ритма, дикции, приемов вокального звукообразования. Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии Уметь размышлять о музыке, применять знания, полученные в процессе учебных занятий. -«Аве, Мария!», Ф.Шуберт, сл. В.Скотта. - «Богородице Дево, радуйся» из «Всенощного бдения», С.Рахманинова. -«Скажи художник», М.Протасова, сл. Н.Бромлей. 10 Древнейшая песнь материнства. Познакомить учащихся с православной музыкой. Развитие эмоционального отклика на музыкальное произведение Знать понятия: древнейший. Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание при исполнении песен с различными динамическими оттенками. -«Мама», В.Гаврилина, сл. Шульгиной. – «Мама» итальянская песня, Ч.А. Биксио, сл.Б. Керубини. - «Снежная песенка»,Д. Львова-Компанейца. 11 Святые земли Русской. Знакомство с православной культурой, обычаями праздников. Формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края
Знать понятия: величание, старинные распевы Уметь петь легко, свободно, соблюдать четкую дикцию. - «Вербочки», слова А.Блока, музыка А.Гречанинова, Р.Глиэра. - «Снежная песенка», Д.Львова – Компанейца. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
12 Былины Жанры былины. Образы народных сказителей в русских операх. Образ певца – пастушка Леля.
Выявить содержание, интонационно-образный смысл произведений разных жанров и стилей
Знать понятия: былина, певец-сказитель, гусли. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. - «Былина о Добрыне Никитиче», обр. Н.Римского-Корсакова.
- «Вторая песня Баяна», М.Глинка из оперы, «Руслан и Людмила» (1действие).
- Песня Садко «Ой ты, темная дубравушка» из оперы «Садко» Н.Римского-Корсакова.
- «Подарки», В. Шаинского, слова М. Пляцковского. 13 14 Певцы русской старины Образы былинных сказителей, народные традиции и обряды в музыке русских композиторов. Знать понятия: былинный напев. Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. -«Третья песня Леля», «Туча со громом сговаривалась» (3 действие).
- «Волшебный смычок» норвежская народная песня.
- Масленичные русские народные песни.
15 Прощание с Масленицей. Познакомить учащихся с праздником Масленица. Знать понятия: масленица, хоровод. Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения.
- Хор «Проводы Масленицы» из оперы «Снегурочка». Н.А. Римского-Корсакова, слова И.Устюжанина. 16 «Гори, гори ясно!» Формирование устойчивого интереса к музыке и различным видам музыкально-творческой деятельности
Обобщающий урок
Знать понятия: повтор, символ масленицы, контраст, сопоставление, народный стиль. Уметь понимать народную музыку. Масленичные русские народные песни.
«В музыкальном театре».
17 Опера «Руслан и Людмила». Знакомство с героями оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка.
Научить размышлять о музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека Знать понятия: Сцена из оперы, баритон, каватина, ария, сопрано. Уметь проявлять навыки вокально-хоровой работы. - Речитатив и ария Руслана
- «Каватина Людмилы»
- Сцена Наины и Фарлама. Рондо Фарлама
- «Проводы зимы»,Н.Римский-Корсаков, слова И.Устюжанина.
18 Опера «Орфей и Эвридика». Контраст образов в опере «Орфей и Эвридика» К.В.Глюк. Умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям
Знать понятия: опера, миф, лира.
-«Хор фурий»
- «Мелодия»
- «Веснянка» украинская народная песня, обр. А.Луканина. 19 Опера «Снегурочка». Образы в опере «Снегурочка» Н. А. Римского – Корсакова. Умение эмоционально и осознанно относиться к музыке Знать понятия: опера, ария, сопрано, шествие, каватина. Уметь петь напевно, легко, не форсируя звук, на ценном дыхании, следить за четкой дикцией. -Ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить»
-Ария Снегурочки «Люблю и таю»
- Шествие и каватина царя Берендея.
- «Звук музыки»,Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной. 20 21 Балет «Спящая красавица». Показать интонационно-образное развитие в опере и балете. Научить воплощать музыкальные образы в импровизациях.
Знать понимать творчество П.Чайковского. Уметь определять на слух основные жанры музыки. -«Интродукция». – «Вальс». – «Кода и финал 1-го действия». – «Звуки музыки», Р.Роджерс, слова М.Цейтлиной. 22 В современных ритмах. Познакомить с мюзиклом. Его особенностью. Отличать музыкальные произведения разных форм и жанров. Знать понятия: мюзикл, современные интонации, ритм. Понимать особенности мюзикла. - «Звуки музыки», Р. Роджерс, слова М.Цейтлиной. - Мюзикл «Волк и семеро козлят на новый лад», А.Рыбаков. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского.
«В концертном зале».
23 Музыкальное состязание Понятие «Концерт – как жанр» Знать понятия: композитор, исполнитель, слушатель, концерт. Уметь делать разбор музыкального произведения, понимать средства музыкальной выразительности. - «Концерт №1 дл фортепиано оркестром» (финал) П.Чайковский. – «Мы дружим с музыкой», И.Гайдн, слова П.Синявского. – «Музыкант-турист», Ю.Чичков, слова И. 24 Флейта флейта и ее разновидности. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. Знать понятия: деревянно-духовые музыкальные инструменты. Уметь размышлять о музыке, оценивать ее эмоциональный характер определять образное содержание. - «Шутка», И.С. Бах – «Петя и волк», симфоническая сказка С.С. Прокофьева. – «Музыкант- турист», Ю.Чичкова, слова И.Белякова. 25 Скрипка Скрипка. История создания. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. Знать понятия: скрипач, виртуоз.
- «Мелодия», П.Чайковский. - «Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло. - «Волшебный смычок», норвежская народная песня. – «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова 26 «Музыкальные инструменты». Формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии
Обобщающий урок Знать понятия: струнно-смычковые инструменты. Уметь исполнять вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения, петь легко, свободно.
-«Каприс» №24, Н.Паганини. Для скрипки соло. - «Музыкант-турист» Ю. Чичкова, слова И. Белякова. - «Мелодия», П.Чайковский. 27 Э.Григ. Сюита «Пер Гюнт». Контрастные образы сюиты.
Умение воспринимать музыку различных жанров Знать понятия: сюита, тема, вариационное развитие. Уметь определять на слух основные жанры музыки. - «Утро». -«В пещере горного короля». - «Танец Анитры». - «Смерть Озе». - «Песня Сольвейг», из сюиты «Пер Гюнт». «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
28 Мир Бетховена. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики. Познакомить с контрастными образами симфонии. Знать понятия: оркестр, финал, вариации. Уметь размышлять о музыке, определять характер, средства музыкальной выразительности. - «Героическая симфония», 2 часть финал, Л. Бетховен. - «Музыкант-турист», Ю. Чичкова, слова И.Белякова. - «Всюду музыка живет», Я. Дубравин, слова В.Суслова. 29 Чудо-музыка. Особенности джаза. Джазовая импровизация. Знать понятия: песенность, танцевальность, лад. Уметь определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. - «Я поймал ритм», Дж. Горшвин, из мюзикла «Безумная девочка», слова А. Гершвина. - «Колыбельная Клары», Дж. Гершувин. Из оперы «Порги и Бесс» (1 действие). - «Чудо музыка», Д.Кабалевский, З.Александровой. 30 Г.В.Свиридов. Сюита, симфония, балет, кантата. Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной музыкальной классики Знать понятия: кантата, хор, симфонический оркестр. Уметь правильно дышать при пении, распределять дыхание по фразам -«Весна. Осень. Тройка», Г.Свиридов. Из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». - «Снег идет», Г. Свиридов. Из маленькой кантаты «Снег идет», стихи Б. Пастернака
31 Мир Прокофьева. Сравнить творчество Э. Грига и П. Чайковского. Знать понятия: фортепианная, симфоническая, вокальная музыка Узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. -Симфоническая сюита «Ала и Лоллий» (1-я часть). - «Шествие солнца», С.Прокофьев, из Скифской сюиты «Ала и Лоллий» (4-я часть).
32 Певцы родной природы. Восприятие произведений выдающегося представителя зарубежной музыкальной классики А.В. Моцарта Знать понятия: музыкальная речь, лирические чувства.
Сочинения Э.Грига и П.Чайковского. 33 Прославим радость на земле Восприятие произведений выдающихся представителей отечественной и зарубежной музыкальной классики Знать понятия: опера, симфония, песня. Уметь передавать настроение музыки и его изменение: в пении, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах. Симфония № 40 (1 и 4 часть), В.Моцарт. – Симфония №9 (финал), Л.Бетховен. 34 «Радость к солнцу нас зовет». Формирование основ музыкальной культуры
Обобщающий урок Знать понятия: ода, кант, гимн, симфония, опера. Уметь определять сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Викторина из разученных за год песен.