Урок русского языка в 8 классе на тему: Группы вводных слов по значению
Предмет: русский язык
Класс: 8
Тема: Группы вводных слов по значению.
Цели и задачи:
- закрепить понятие о вводных словах как средстве выражения субъективной оценки высказывания;
- выражать определенные отношения к высказываемому с помощью вводных слов;
- правильно ставить знаки препинания при вводных словах;
- различать вводные слова и члены предложения;
- закрепить пунктуационные навыки учащихся;
- прививать интерес к предмету.
Тип урока: повторение и обобщение полученных знаков. Метод: словесный, практический, наглядный.
Оборудование: учебник, рабочие тетради, опорные таблицы, раздаточный материал.
Структура урока: 1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Опрос домашнего задания.
Сообщение темы, цели и задач урока.
Фронтальный опрос.
3.Обобщение.
Грамматический конструктор» - работа в парах.
«Конструирование предложений» - работа в группах «Выборочный диктант» - работа в группах Задание 1. Задание 2. «Закончите предложения».
4. Рефлексия.
5. Определение домашнего задания.
Итоги урока. Комментирование оценок.
Ход урока:
1. Организационный момент.
- психологический настрой учащихся.
- готовность к уроку.
-Здравствуйте, ребята! Давайте посмотрим на соседа, улыбнемся друг другу и пожелаем хорошего настроения и успеха. 2. Актуализация знаний.
«Орфографическая минутка» (Задания у каждого на листочках). - Вставьте пропущенные буквы в предложенные вам слова, раскройте скобки. К удвлению, разумеет(?)ся , беспорно, очвидно, (по)моему, (во)первых , (в)третьих, извните, безусловн, пжалуй. (взаимопроверка) - К какой группе относятся данные слова? (к вводным) - Какой теме будет посвящен наш урок? (вводные слова)
Опрос домашнего задания.
Параграф 41, упражнение 503 – 1 часть.
При слабом жёлтом огне лампы лицо её, казалось, излучало какой-то необыкновенный свет.
Море на сто миль вокруг казалось пустынным.
Вчера, казалось, забыла обо всём на свете.
К разочарованию прибавилась обида.
К своему полночному разочарованию мальчик не видел ни плакучих ив, ни серого неба.
К случившемуся несчастью он отнёсся мужественно
К несчастью частые и сильные дожди мешали успешному ходу путешествия.
Район, правда, был очень приличный лучший в городе
Правда в огне не горит и в воде не тонет.
Правда, смех Лизы показался мне принуждённым.
Виза действительна в течение трёх месяцев
Действительно, погода стала меняться к лучшему.
Действительно ли отец хочет знать о нём?
Сообщение темы, цели и задач урока.
Слово учителя: - Ребята, сегодня нам предстоит повторить и обобщить сведения по теме «Вводные слова». Фронтальный опрос. - Дайте определение вводных слов.
Вводными называются слова, с помощью которых, говорящий выражает свое отношение к содержанию высказывания.- На какие группы по значению делятся вводные слова? (учащиеся отвечают, а на доске вывешиваются таблицы) 1. Различные чувства. К счастью, к несчастью, к сожалению, к удивлению, к радости, к досаде, к ужасу
2. Уверенность.
Конечно, безусловно, несомненно, действительно, разумеется, бесспорно
3. Неуверенность.
Вероятно, кажется, казалось, возможно, по-видимому, очевидно, может быть, наверное, по всей вероятности
4.Источник высказывания
По мнению (кого-либо), по словам, по сообщению, по-моему
5. Порядок мыслей и их связь. Во-первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно, таким образом например, значит
6. Оценка способа выражения мысли.
Иначе говоря, другими словами, мягко (честно) говоря, прямо скажем, как говорится..
- Как вводные слова выделяются при произношении и на письме. Вводные слова при произношении выделяются интонационно, а на письме – запятыми.
3.Обобщение.
«Грамматический конструктор» - работа в парах.(Из слов записанных вразброс, составить три предложения с вводными словами) 1. Всё, в сравнении, познается, что, говорят. 2. В, он, лес, не, ходил, никогда, однако. 3. К, берегу, подходила, несомненно, лодка. «Конструирование предложений» - работа в группах(Записать предложения, заменив вводные слова синонимичными) Горный воздух, без сомнения, благотворно действует на здоровье человека. «Выборочный диктант» - работа в группах(Выписать предложения с вводными словами, расставить знаки препинания, подчеркнуть вводные слова) 1. К счастью вода в реке была теплая. 2. Он кажется смешным. 3. К сожалению его примешивалась обида. 4. Очевидно в доме все уже спали. 5. Решение по делу было совершенно очевидно. 6. Конечно дома будут беспокоиться.
Задание 1. Выписать предложения, в которых вводные слова обозначают вежливость, подчеркнуть вводные слова. 1. К сожалению, я не мог пройти незамеченным. 2. Согласитесь, поют у нас часто и с удовольствием. 3. Кажется, шепчут колосья друг другу. 4. Извините, успехи в учебе не сочтите за хвастовство. Задание 2. Отобрать вводные слова, выражающие различные чувства, с двумя из них составить предложения. Должно быть, к сожалению, говорят, итак, на мое счастье, очевидно, следовательно, к несчастью, к удивлению, значит, несомненно, к общей радости.
Закончите предложения. 1. При помощи вводных слов говорящий выражает . . свое отношение к содержанию высказывания.2. Вводные слова могут иметь следующие значения . .
1. Различные чувства.
2. Уверенность.
3. Неуверенность.
4.Источник высказывания
5. Порядок мыслей и их связь.
6. Оценка способа выражения мысли.3. Вводные слова на письме выделяются (запятыми), а в устной речи .(интонационно)
4. Рефлексия.
Я знал (-а)
Я научился (-лась)
Мне не понятно
5. Определение домашнего задания.
Повторить таблицу на странице 263
Выучить правило на странице 264
Составить текст на тему: «Прогноз погоды»
Итоги урока. Комментирование оценок.
Закончить урок я хотела бы словами В.Солоухина. Детство, как почва, в которую падают семена. Они крохотные, их не видно, но они есть, потом они начинают прорастать. Некоторые становятся чистыми и яркими цветами, некоторые – хлебными колосьями, некоторые – злым чертополохом. Всякая черта характера взрослого человека, всякое качество его души и, может быть, даже всякий его поступок имели в детстве свой зародыш, свое семечко. - А я хочу сказать: «Пусть в каждом из вас прорастут только добрые семена».