Внеклассное мероприятие Помнит мир спасенный


Помнит мир спасённый…
Заставка (Слайд 1)
Мы приглашаем вас посмотреть и послушать устный журнал «Помнит мир спасённый….»
(Слайд 2)
Чтец:
Казалось, было холодно цветам.И от росы они слегка поблёкли.Зарю, что шла по травам и кустам.Обшарили немецкие бинокли.Цветок, в росинках весь, к цветку приник.И пограничник протянул к ним руки.
(Слайд 3)А немцы, кончив кофе пить, в тот мигВлезали в танки, закрывали люки.Такою все дышало тишиной,Что вся земля еще спала, казалось.Кто знал, что между миром и войнойВсего каких-то пять минут осталось.
( голос Левитана на этом же слайде)
(Слайд 4)
Ведущий1: На крайнем западе бывшего Советского союза стоит Брестская крепость. Здесь и теперь громко не говорят: слишком оглушающими были дни сорок первого года и слишком многое помнят эти камни: вой авиабомб и снарядов, оглушающий грохот взрывов, крушащих камень, рвущих на части людские тела. Не выдерживал бетон, крошился и плавился кирпич, гнулся металл, а люди стояли.
Ведущий2: “Брестская крепость”– так называется первая страница нашего устного журнала.
Сдержанные экскурсоводы сопровождают группы по местам боев, показывают личные вещи защитников крепости и рассказывают о том, как сходили с ума от жажды, отдавая воду детям и пулеметам.
(Слайд 5)
Ведущий1: Крепость не пала. Крепость истекала кровью. Крепость защищалась. Стояла насмерть. Все мы знаем о неизвестном защитнике, которого немцам удалось взять только на десятом месяце войны.
Ведущий2: Почти год сражался этот человек. Год одиночных боев в неизвестности, без еды, иногда без капли воды, без соседей, без света… Время не донесло ни его имени, ни звания, но мы знаем, что это был русский солдат.
(Слайд 6) (отрывок из повести Б. Васильева “В списках не значился”)
Чтец1: “У входа в подвал стоял невероятно худой, не имевший возраста человек. Длинные седые волосы касались плеч. Он стоял, строго выпрямившись, высоко вскинув голову, и, не отрываясь, смотрел на солнце ослепшими глазами, из которых текли слезы. Молчали солдаты и офицеры, молчал генерал, молчали бросившие работу женщины.
– Назовите ваше звание и фамилию.– Я русский солдат.
( №7, фрагмент фильма “Я – русский солдат”, остановка кадра на последних словах)
Чтец2: Это были последние его слова. Он молча пошел к машине. Он шел строго и прямо, ничего не видя, но точно ориентируясь по звуку работавшего мотора. И все стояли на своих местах, и он шел один, с трудом переставляя распухшие, обмороженные ноги.
Чтец3:И вдруг немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие “на караул”. И немецкий лейтенант, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
Чтец1: А он, качаясь, медленно шел сквозь строй врагов, отдававших ему сейчас высшие воинские почести. Он был выше всех мыслимых почестей…
Чтец2: А он шел, гордо и упрямо, как жил, и упал только тогда, когда дошел. Возле машины.
Чтец3: Он упал на спину, навзничь, широко распахнув руки, подставив солнцу невидящие, широко открытые глаза. Упал свободным и после жизни, смертию смерть поправ”.
(продолжение фильма, (слайд 6)Ведущий1. Откуда это мужество, поразившее даже врагов? Где его истоки?
Ведущий2.Есть в наших людях черта: в трудные минуты жизни, в тяжелую годину легко отрешаться от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был просто человек, а потребовалось от него стать героем – он становился им: оберегая честь отечества, шел через альпийские ледники за Суворовым; вместе с Кутузовым гнал французов; защищал Севастополь в 1855-ом на четвертом бастионе…
Ведущий1.Меняются времена, но сердце народное не меняется, оно остается таким же мужественным в испытаниях. Несмотря ни на что…
(Слайд 8)
Ведущий2. “Хатынская повесть” – так называется следующая страница нашего журнала.
(Слайд 9)
(звон колокола.)
Ведущий1.
Торжественно-траурный перезвон хатынских колоколов днем и ночью разносится по Белоруссии. Каждый народ гордится победами, одержанными в борьбе за свободу и независимость Родины, и свято помнит об утратах, понесенных во имя этих побед.
Ведущий1.
Символ безмерных испытаний не только белорусов, но и всего советского народа – Хатынь, представляющая 136 деревень, уничтоженных в годы войны вместе с их жителями.
(Слайд 10)
Ведущий1. Страшная участь Хатыни была предначертана задолго до ее гибели. По планам Гитлера три четверти белорусов предусматривалось выселить с занимаемых территорий, а остальных превратить в рабов.
Ведущий2.
Но белорусский народ поднялся на борьбу с фашистами. Немцы поняли, что этот небольшой миролюбивый народ покорить не удастся, и взяли чудовищный курс на его уничтожение.
(Слайд 11)
Ведущий1. Кровавая трагедия Хатыни, этого лесного села в 26 двориков, произошла 22 марта 1943 года, когда отряд карателей внезапно окружил деревню.
Ведущий2.
Цепь карателей медленно и неумолимо приближается к деревне. Они заглядывают в каждую дверь, в каждую яму, щель.
(Слайд 12)(отрывок из “Хатынской повести” А. Адамовича)
Чтец 1: “Нас вытолкали на улицу, по которой уже гнали людей с криком, ударами прикладов, палок. В стороне от амбара толпятся немцы в офицерских фуражках, стоят машины. И два пулемета, нацеленные на амбар. У распахнутых ворот нас поджидает коридор из овчарок и карателей.
Чтец 2: Когда людей затолкали, позашвыривали в амбары, нас поглотила чудовищная темнота, дверь закрыли и заколотили глухими кладбищенскими ударами.
Чтец 3: И уже детские крики во всех концах амбара:
Чтец 4:– Мамочка, дым!Чтец 1:– Ой, запалили!Чтец 2:– Мама, а это будет больно?
Чтец 3:… А где-то есть поле, тишина, звенящая кузнечиками, полевая дорога, спокойно идущий куда-то человек.
Чтец 4: Слышу голос:– Сынок мой, зачем ты в эту резину обулся? Твои ножки будут очень долго гореть.
Чтец 1: В отверстие в амбаре выбросили мальчика. Мальчик вырывался, а его перебрасывали назад. Женщина, наверное, его мать, торопится выбраться наружу, ищет глазами мальчика: где он? что с ним?
Чтец 2: А мальчик исчез уже в черной дыре. Женщина побежала к ней, темная от ужаса и муки. Ее застрелили и швырнули к стенке, на солому.
Чтец 3: Офицер с гримасой неудовольствия направился к легковой машине. Это был знак – кончать. Взметнулось от соломы по стене пламя. Из окошек к выбрасывали детей и они падали на горящую солому”.
Чтец 4: Фашисты согнали хатынцев в сарай и подожгли его, а тех, кто пытался спастись, расстреляли из пулеметов. 149 человек, из них 76 детей, навечно остались в адской могиле.
Чтец 1:Только один житель деревни, кузнец Иосиф Иосифович Каминский чудом спасся из огня. Теперь он в бронзе встал с мертвым сыном Адамом на вытянутых руках. (слайд13)
Чтец 2: В этих его руках все: и скорбь, и трагизм, и воля к жизни, давшая всем советским людям выстоять и победить.
Чтец 3: “Люди добрые, помните: мы любили и жизнь, и Родину, и вас, дорогие. Мы сгорели живыми в огне.
Чтец 4: Наша просьба ко всем: пусть боль и печаль станут силой и мужеством, чтоб смогли вы мир и покой на земле увековечить, чтобы нигде и никогда в вихре пожаров жизнь не умирала”.
Ведущий 1: Название следующей страницы нашего журнала- “Маленькие свидетели войны” (Слайд 14)
Ведущий 2: Война эта не пощадила никого, и детей в том числе. Фашисты смогли поднять свои руки и на них. Даже глаза детские, плач детский не останавливали варваров. Даже дети понимали, что умирают, а варвары-палачи продолжали убивать.
Звучит стихотворение М. Джалиля “Варварство”(1943)
Кожакарь Э.
Они с детьми погнали матерейИ яму рыть заставили, а самиОни стояли, кучка дикарей,И хриплыми смеялись голосами.У края бездны выстроили в рядБессильных женщин, худеньких ребят.Пришел хмельной майор и медными глазамиОкинул обреченных... Мутный дождьГудел в листве соседних рощИ на полях, одетых мглою,И тучи опустились над землею,Друг друга с бешенством гоня...Нет, этого я не забуду дня,Я не забуду никогда, вовеки!Я видел: плакали, как дети, реки,И в ярости рыдала мать-земля.Своими видел я глазами,Как солнце скорбное, омытое слезами,Сквозь тучу вышло на поля,В последний раз детей поцеловало,В последний раз...Шумел осенний лес. Казалось, что сейчасОн обезумел. Гневно бушевалаЕго листва. Сгущалась мгла вокруг.Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,Он падал, издавая вздох тяжелый.Детей внезапно охватил испуг, –Прижались к матерям, цепляясь за подолы. выстрела раздался резкий звук,Прервав проклятье,Что вырвалось у женщины одной.Ребенок, мальчуган больной,Головку спрятал в складках платьяЕще не старой женщины. ОнаСмотрела, ужаса полна.Как не лишиться ей рассудка!Все понял, понял все малютка.
Карнаухова Л:– Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать! –Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.Дитя, что ей всего дороже,Нагнувшись, подняла двумя руками мать,Прижала к сердцу, против дула прямо...– Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? –И хочет вырваться из рук ребенок,И страшен плач, и голос тонок,И в сердце он вонзается, как нож.– Не бойся, мальчик мой. Сейчас вздохнешь тывольно.Закрой глаза, но голову не прячь,Чтобы тебя живым не закопал палач.Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно. –И он закрыл глаза. И заалела кровь,По шее лентой красной извиваясь.Две жизни наземь падают, сливаясь,Две жизни и одна любовь!Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.Заплакала земля в тоске глухой,О, сколько слез, горячих и горючих!Земля моя, скажи мне, что с тобой?Ты часто горе видела людское,Ты миллионы лет цвела для нас,Но испытала ль ты хотя бы разТакой позор и варварство такое?Страна моя, враги тебе грозят,Но выше подними великой правды знамя,Омой его земли кровавыми слезами,И пусть его лучи пронзят,Пусть уничтожат беспощадноТех варваров, тех дикарей,Что кровь детей глотают жадно,Кровь наших матерей...
Чтец1: Места нет пощаде.И не у нас ее проси.Мы будем мертвых глуше. Проси у тех, чьи на РусиСгубил безвинно души.Проси у тех, кого ты сжег,Зарыл в земле живыми –Не шевельнется ли песок,Притоптанный над ними?
Чтец2:Проси у тех, кому велелСамим копать могилу.Проси у тех, кого разделВ предсмертный час постылый.Проси у девочки у той,Что в дула ружей глядя,Спросила с детской простотой:– Чулочки тоже, дядя? –У той, худое тельце чьеУ края рва поставил.Проси пощады у нее,А мы щадить не вправе.
(Слайд 15)
Ведущий 1: Слово “война” женского рода. Но “У войны не женское лицо”. Так мы назвали следующую страницу нашего журнала.
Чтец1:
С восторгом нас, девчонок, не встречали,Нас гнал домой охрипший военком.Так было в сорок первом. А медалиИ прочие регалии – потом.
Чтец2:
Качается рожь несжатая,Шагают бойцы по ней,Шагаем и мы – девчата,Похожие на парней.Нет, это горят не хаты –То юность моя в огне.Идут по войне девчата,Похожие на парней.
Ведущий2: В основу повести Б. Васильева “А зори здесь тихие…” положен маленький, совсем незначительный в масштабах Великой отечественной войны эпизод. Герои повести – девушки, вынужденные заниматься суровым ремеслом войны.
Инсценировка отрывка из повести. Пять девушек замерли, как на довоенной фотографии. На них пилотки. Они рассказывают:
Первая:– На дверях нашего домика висела медная дощечка: “Доктор медицины Соломон Аронович Гурвич”. У нас была очень дружная и очень большая семья. А еще в университете я донашивала платья, перешитые из платьев сестер. А потом надела форму. И сапоги на два размера больше.Вторая:– После споем с тобой, Лизавета. Вот выполним боевой приказ и споем, – сказал мне старшина.Третья:– А я из детдома. И фамилию мне такую дали Четвертак, потому что меньше всех ростом вышла…Четвёртая:– Женька, совсем ты голову заморочила лейтенанту Сергейчуку…– ругал меня папа. – Счастливое было время. Веселое…Пятая:– А у меня к немцам свой счет имеется…
Те же девочки говорят о гибели своих героинь (Слайд 16)
Первая:– Соня Гурвич погибла от ножа немецкого диверсанта, когда побежала за кисетом старшины Васкова.
Вторая:– Лиза Бричкина утонула в болоте, когда торопилась выполнить приказ Васкова.
Третья:– Галя Четвертак, не выдержав напряжения боя, бросилась бежать и была убита.Четвёртая:– Женя Комелькова ценой собственной жизни пыталась спасти Риту.Пятая:– – Смертельно раненая Рита Осянина застрелилась, не желая попасть в плен к немцам.
Ведущий1: У войны не женское лицо. Не воевать, а жить, любить, рожать детей должна женщина. Но все это отняла у нее война, оставив одно право – Родину защищать.
Ведущий2: 5-я страница нашего устного журнала называется “Помнит мир спасенный…” (Слайд17)
Ведущий 1:Закончилась самая страшная в истории человечества война. Война – это погибшие молодые жизни, непрожитые биографии, несбывшиеся надежды, ненаписанные книги, несовершившиеся открытия, невесты, не ставшие женами. Говорят, что эта война уже стала историей. Но так ли это?
Ведущий2:Для ветеранов наших, участников Великой Отечественной, для ваших дедушек, прадедушек и прабабушек, а значит, и для каждого из нас, ясно одно: “…главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время”.
(Слайд18)
Ведущий 1:Быть историчным – это быть современным. Количество дивизий, участвовавших в том или ином сражении, с точностью подсчитывают историки.
Ведущий 2: Но они не смогут подслушать разговор в окопе перед танковой атакой, увидеть страдание и слезы в глазах восемнадцатилетней девушки-санинструктора, умирающей в полутьме полуразрушенного блиндажа, вокруг которого гудят прорвавшиеся немецкие танки, ощутить треск пулеметной очереди, убивающей очередную жизнь.
Ведущий 1: Именно эти люди, которые положили свои головы во имя жизни нашей, те солдаты, которые прошагали по всей стране, изгоняя врага, во имя жизни нашей- в нашей памяти, которая оплачена дорогой ценой.
(Слайд19)
Звучит песня “Журавли” (стихи Р. Гамзатова, муз. И. Френкеля), танцуют девочки(Слайд20)
Чтец.
Их теперь не обнять,Не пожать им ладонь.Но восстал из землиНегасимый огонь –Скорбный огонь,Гордый огонь,Светлый огонь.Это павших сердцаОтдают до концаСвое яркое пламя живущим.
Ведущий1: Мы перевернули последнюю страницу нашего устного журнала “Помнит мир спасенный…”. Но в истории Великой Отечественной войны есть еще много не до конца изученных страниц. Эта война найдет еще раз свое место на страницах литературы. О ней еще не все сказано. Но хочется, чтобы вы поняли одно, может быть, самое главное.
Ведущий2:  В преддверии Великой Победы, когда пытаются пересмотреть ход этой войны, когда пытаются оправдать нацистских преступников, объяснить массовые уничтожения людей, когда оскверняют могилы советских воинов во многих странах, а воинов-освободителей называют оккупантами, только знание правды о войне можно противопоставить всему этому.
(Слайд 21)
Ведь наша память – это душевный и жизненный опыт. А за него мы заплатили очень дорого. Заплатившим за мир тогда было по двадцать и сорок одновременно.