Решение задач по теме: Геометрическая оптика (11 класс)


Урок физики по теме "Решение задач по геометрической оптике"
11 класс
Учитель Петрова Т.И

Цель урока:
Актуализация знаний учащихся об основных законах геометрической оптики.
Ликвидация пробелов в знаниях.
Продолжение отработки навыка применять знания при решении задач.
Отработка умения решать задачи разной степени сложности на примере задач из ЕГЕ.
Эпиграф к уроку: «Опыт – вот учитель жизни вечной». И. Гете.
Опыт предполагает самостоятельность поиска знаний. А что такое опыт объясняет древнегреческий мудрец Сократ:
Скажи мне, и я забуду
Покажи мне, и я запомню
Дай сделать мне, и я пойму.
1. Актуализация знаний. Фронтальный опрос.
1.Сформулировать закон отражения света.
Сформулировать и записать закон преломления света. По рисунку указать угол падения луча, угол отражения, угол преломления.
3.Физический смысл относительного показателя преломления, абсолютного показателя преломления.
4.Почему, находясь в лодке, трудно попасть копьем в рыбу.
5.Что происходит при переходе луча их оптически менее плотной среды в оптически более плотную среду и наоборот?
6. По рисункам определить более плотную среду.
7.. Какое изображение получают в плоском зеркале?
8.Что такое линза и для чего она предназначена?
9 .Виды линз. Как по внешнему виду определить вид линзы?
10. Определить по рисунку вид линзы и ее фокус.
9. Чем отличается действительное изображение от мнимого?
.
2. Работа в группах по решению задач.
Учащиеся в группах имеют разный уровень подготовки. Они самостоятельно выбирают задания, которые отличаются разной степенью сложности, поэтому каждый учащийся будет работать в своем темпе. В каждой группе есть консультант.
3. Разбор решения задач. Ликвидация пробелов в знаниях
Как только закончится отведенное для решения задач время, учащийся у доски защищает решение своей задачи
Пример задач для самостоятельной работы в группах.
Уровень А. 
Предмет расположен на двойном фокусном расстоянии от тонкой собирающей линзы. Построить изображение предмета. Каким будет это изображение?
Предмет расположен между фокусом и двойным фокусом рассеивающей линзы. Построить изображение предмета. Каким будет это изображение?
Практическая работа: Получить увеличенное изображение свечи. Определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы.
Практическая работа: Получить уменьшенное изображение свечи. Определить фокусное расстояние и оптическую силу собирающей линзы.
Уровень ВЛампа находится на расстоянии 2 м от экрана. На каком расстоянии от лампы нужно поставить собирающую линзу с фокусным расстоянием 0,4 м, для того, чтобы получить на экране увеличенное изображение лампы.
Предмет находится на расстоянии 90 см от линзы, а его изображение на расстоянии 30 см от линзы. Определить фокусное расстояние и оптическую силу линзы. Чему равно ее увеличение?
Свеча находится на расстоянии 12,5 см от собирающей линзы с оптической силой 10дптр. На каком расстоянии от линзы получится изображение и каким оно будет?
Здание, освещенное солнечными лучами, отбрасывает тень длиной 32 м. Вертикальный шест высотой 3,5 м отбрасывает тень длиной 4м. Найдите высоту здания.
По данному рисунку определите вид линзы, ее оптический центр и фокус.
Сообщения: «Правила сохранения зрения», «Калейдоскоп интересных фактов»
Уровень СМальчик старается попасть в предмет, находящийся на дне ручья глубиной 40см. На каком расстоянии от предмета палка попадет в дно ручья, если мальчик, точно прицелившись, двигает палку под углом 450 к поверхности воды. Относительный показатель преломления воды 1,3
Равнобедренный прямоугольный треугольник АВС площадью 50см2 расположен перед тонкой собирающей линзой так, что его катет АС лежит на главной оптической оси линзы, фокусное расстояние линзы 50см. Вершина прямого угла С лежит дольше от центра линзы, чем вершина острого угла А. Расстояние от центра линзы до точки С равно удвоенному фокусному расстоянию линзы. Постройте изображение треугольника и найдите площадь полученной фигуры.
Презентация «Дефекты зрения и их коррекция».
Презентация «Строение глаза человека»
Презентация «Мираж».
4.Подведение итогов урока.
Оцените свои знания по данной теме. Что понравилось, что нет?
Список литературы.
Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10-11 классы. /авторы Г.Я. Мякишев, Б.Б.Буховцев – М:Просвещение, 2010
В. А. Орлов. Тематические тесты по физике. 11 класс. – Вербум–М, 2000.
ЕГЕ 2012. Физика. Сборник экзаменационных заданий
Приложение.
Правила сохранения зрения. Гимнастика для глаз.
Глаз – это живой  оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение. Простейшие упражнения можно использовать в любых условиях, в том числе и в школе, где глаза устают больше всего.
Выполним все вместе некоторые из упражнений:
Зажмурь изо всех сил глаза, а потом открой их. Повтори это 4-6 раз.
Поглаживай в течение 30 секунд веки кончиками (подушечками) пальцев.
Делай круговые движения глазами: налево – вверх -  направо – вниз - направо – вверх -  налево - вниз.Вытяни вперед руку.  Следи взглядом  за ногтем пальца, медленно приближая его к носу, а потом так же медленно отодвигая обратно. Повтори 3 раза.
А если ты носишь очки?
В этом случае важно правильно их хранить и регулярно мыть теплой водой с мылом. Ведь от очков теперь зависит твое зрение!
И главное, если у тебя нарушено зрение, необходимо строго выполнять предписание врача-окулиста. Хорошо подобранная оправа очков украшает лицо, делает его привлекательнее. Для нормального формирования зрения и его сохранение необходимо соблюдать простые правила:
читать, писать в хорошем освещенном помещении;
нельзя читать в транспорте, лежа располагать тексты ближе или дальше 30-35 см от глаз;
очень вредно смотреть на слишком яркий свет;
чаще бывать на свежем воздухе;
оберегать глаза от ударов;
в пищу употребляй витамин А.
Глаз человека – это тонкий и ценный инструмент. Берегите зрение с детства
Калейдоскоп интересных факторов:
Во многих славянских языках есть слово «око». Когда-то оно было единственным словом для названия органа зрения. От него в разное время образовались новые слова: очки, окунь.
В XVI веке появилось слово «глаз». Как считают многие ученые, это слово потреблялось в переносном смысле и означало: «камешек».
Глаз человека различает 7 тысяч оттенков различных цветов.
А также глаза не мерзнут. Это потому, что они не имеют нервных окончаний, чувствительных к холоду. Наоборот, в кончиках пальцев, носа этих точек очень много, поэтому эти места, прежде всего и сильнее всего чувствуют холод.
Самая богатая водой ткань человеческого тела  - стекловидное тело глаза – содержит 99% воды. Самая бедная – зубная эмаль – 0,2 % воды.
Еще одним дефектом зрения является цветная слепота. Глаз не способен различать красный и зеленый цвета. Этот случай впервые описал английский химик Дальтон, отсюда и произошло название – дальтонизм. Для многих профессий он несуществен, но для водителя, машиниста железной дороги, лоцмана крайне важно отличать.
Опорный конспект по теме: «Геометрическая оптика»
Закон прямолинейного распространения света: В однородной среде свет распространяется прямолинейно.
Закон отражения света: Угол падения равен углу отражения.
Падающий луч, луч отраженный и перпендикуляр, восставленный в точке падения, лежат в одной плоскости.
Преломление – изменение направления света при переходе из одной среды в другую.
Законы преломления: Падающий луч, луч преломленный и перпендикуляр, восставленный в точке падения лежат в одной плоскости.
Отношение синуса угла падения к синусу угла преломления есть величина постоянная для данных двух сред:
n-относительный показатель преломления
Абсолютный показатель преломленияпоказывает во сколько раз изменяется скоростьсвета при его переходе из вакуума в какую-либо среду.
Относительный показатель преломленияпоказывает во сколько раз изменяется скоростьсвета при его переходе из одной среды в другую.
Формула тонкой линзы:
d – - расстояние от предмета до линзы.
f - - расстояние от линзы до изображения.
F - - фокусное расстояние линзы, это расстояние от оптического центра линзы до ее фокусов
.
Оптическая сила линзы - это величина обратная фокусному расстоянию.

D - оптическая сила линзы, дптр (диоптрия)
F -фокусное расстояние, м
Увеличение линзы: Г = Н/h,Г=f/d
Н - высота изображения, м;h - высота предмета, м