Конспект урока по математике на тему Текстовая арифметическая задача как особый вид математического действия (1 класс)


Конспект
открытого урока
по математике
на тему:
«Текстовая арифме-
тическая задача
как особый вид
математического
задания».
(Система Л. В. Занкова.)
1 «А» класс
Уч-ль: Коростылёва Елена Юрьевна
14.03.2012 г.
Личностные УУД: 1) положительное отношение к школе, к изучению
математики;
2) интерес к учебному материалу;
3) представления о причинах успеха в учёбе;
4) общее представление о моральных нормах поведе-
ния;
5) уважение к мыслям и настроениям другого челове-
ка, доброжелательное отношение к людям.
Регулятивные УУД: 1) принятие учебной задачи, соответствующей этапу обучения;
2) понимание выделенных учителем ориентиров
действия в учебном материале;
3) адекватное восприятие предложений учителя;
4) проговаривание вслух последовательности про-
изводимых действий, составляющих основу осва-
иваемой деятельности;
5) осуществление первоначального контроля сво-
его участия в доступных видах познавательной деятельности;
6) оценка совместно с учителем результата своих
действий, внесение соответствующих коррек-
тив под руководством учителя.
Познавательные УУД: 1) ориентирование в информационном материа-
ле учебника, осуществление поиска необходи-
мой информации при работе с учебником;
2) использование простых символических вариан-
тов математической записи;
3) проведение сравнений (наглядных и по пред-
ставлению); 4) выделение в явлениях нескольких признаков;
5) понимание отношений между понятиями.
Коммуникативные УУД: 1) участие в работе парами и группами;
2) восприятие различных точек зрения;
3) восприятие мнения других людей о матема-
тических явлениях;
4) понимание необходимости использования
правил вежливости;
5) использование простых речевых средств;
6) контроль своих действий в классе;
7) понимание задаваемых вопросов.
Предметные цели урока:
1. Восстановление сюжета по серии рисунков.
2. Составление по серии рисунков связного математического рассказа.
3. Выбор действия для решения задачи.
4. Составление разных задач по рисункам, схемам.
5. Рассмотрение разных вариантов решения задачи, дополнение текс-
та до задачи, выбор из них правильных, исправление неверных.
6. Изображение отрезков заданной длины, обозначение их буквами ла-
тинского алфавита.
7. Выполнение сложения и вычитания чисел в пределах 10.
Материально-техническое обеспечение урока:
1. Аргинская И. И. и др. Математика: Учебник для 1 класса, часть 2.
2. Рабочие тетради.
3. Классная магнитная доска.
4. Счётный наглядный материал.
5. Карточки-открытки для индивидуальной работы.
6. Аудио-запись «Песенка Винни-Пуха».
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Сегодня необычный день. Посмотрите на календарь. 14 марта в нём отмечен, как праздник весёлых математиков.
2. Устный счёт.
(На доске – цветы, на которых записаны числа. Решив правильно примеры, дети смогут прочитать слово из букв, находящихся на обратной стороне цветов).К 3 прибавьте 6.
Из 7 вычтите 2.
Сложите 3 и 0.
Уменьшите 8 на 7.
Первое слагаемое 2, второе слагаемое – 3. Найдите значение суммы.
(Получилось слово ЗАДАЧА).
- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока и определите, чем мы будем заниматься.
- Да, сегодня нам предстоит узнать, насколько разнообразен мир задач, какие сюрпризы преподносит ученикам «Её величество ЗАДАЧА».
3. Составление задач по серии рисунков.
(На доске 2 корзины: в одной – 4 моркови, а в другой – 2 яблока.)
- Расскажите, что вы видите.
- Послушайте вопрос: «Сколько всего овощей в двух корзинах?»
(Выясняем, что отвечать на этот вопрос не надо, это и так известно. Значит, данный текст не является задачей.) - Попробуйте изменить данные так, чтобы текст стал задачей и требовал решения.
(Разбираем все возможные варианты: 1) можно заменить фрукты на овощи;
2) можно изменить вопрос и спросить: «Сколько всего плодов в двух корзинах?»)(Решаем задачу устно.)
4. Физминутка.
(ТСО – «Песенка Винни-Пуха».)
5. Работа с задачей.
- Чем закончилась песенка весёлого медвежонка?
- Что вы знаете о мёде?
- Прочитайте начало задачи, которое написал Винни-Пух. (№ 124)
- Можно ли её решить?
(В ней нет вопроса.)
- Посмотрите, как решили задачу Кролик и Пятачок. Кто-то из них ошибся?
(Нет, каждый придумал свой вопрос и ответил на него правильно.)
- Определите по решению и ответу вопрос Пятачка:
2 + 7 = 9 (бан.)
Ответ: 9 банок.
(«Сколько всего банок мёда заготовил Винни-Пух?»)
- А у Кролика?
7 – 2 = 5 (бан.)
Ответ: на 5 банок больше.
(«На сколько банок больше заготовил Винни-Пух липового мёда?»)
- Какой из этих типов задач вам знаком лучше? (Первый.)
- Решите эту задачу и запишите решение в тетрадь.
6. Задачи в стихах и на внимание.
- Бывают задачи весёлые, в виде стихотворения. Прочитайте такую задачу в № 127.
В снег упал Антошка,
А за ним Иринка,
А за ней Серёжка,
А за ним Маринка.
А потом упал Игнат.
Сколько на снегу ребят?
(Отвечаем: 5 ребят упали в снег.)
- А теперь проверим внимание.
- Кто упал в снег вторым? (Иринка.)
- А четвёртым? (Маринка.)
- Кто упал первым? ( Антошка.)
- А кто – последним? ( Игнат.)
- Сравните количество мальчиков и девочек.
( Девочек больше, а мальчиков меньше.)
7. Итог урока. Рефлексия.