Технологическая карта по русскому языку на тему Устойчивые сочетания слов


Учитель: Коржанова Бакытжамал Байситовна, МОУ «СОШ №11».
Предмет: русский язык, учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В. БунееваКласс: 3 БУМК: «Школа 2100».
Тема: Устойчивые сочетания слов.
Дидактическая цель: создать условия для открытия детьми новых знаний по теме урока.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Задачи урока:
Личностные:
- научиться вести коммуникативную деятельность,
-устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом,
-с пониманием относиться к проблемам и трудностям другого человека.
Метапредметные:
- познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умение сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение наблюдать за языковым материалом;- регулятивные: умение выполнять целеполагание, планирование, контроль и коррекцию, оценку деятельности.
- коммуникативные: воспитывать умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища, контроль, коррекция, оценка действий партнера.
Предметные:
- научиться распознавать фразеологизмы, понимать их значение, правильно употреблять в речи;
- познакомиться и научиться пользоваться фразеологическим словарём.
Методы обучения: деятельностный, поисковый.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
У учителя: учебник, презентация «Устойчивые сочетания слов», интерактивная доска, «Фразеологический словарь русского языка»
У учащихся: учебник, тетрадь, листы для работы в группах, словарь.
Ход урока:
Этап урока Сценарий урока УУД
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Приветствие
Проверка готовности рабочего места
Эмоциональный настрой на работу.
- У нас сегодня на уроке много гостей. Пусть вас это не смущает. Будем работать активно, творчески, с интересом и с удовольствием. Вы будете работать в группах. Вас ожидает много интересных заданий. Чтобы успешно их выполнить, вам нужно проявить внимание, находчивость, умение работать сообща. - самоопределение (Л);
- целеполагание (Р);
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. - Запись числа в тетради.
- Чистописание:
Н нНи пуха ни пера!
- Когда люди желают друг другу «ни пуха ни пера»?
- Как вы думаете, о чём стихотворение, которое имеет такой заголовок?
(Чтение стихотворения- слайд 1)
- Что пожелала мама-квочка, провожая сына?
- Почему стихотворение заканчивается словами «ни пуха ни пера»?
- Где выражение употреблено в переносном значении?
- Мама-квочка употребила это выражение в переносном значении, желая сыну удачи. Таких выражений очень много в русском языке. Они называются устойчивые сочетания слов или фразеологизмы. (Слайд 2). Мы уже встречались с ними на уроках русского языка, литературы, в повседневной жизни. Все они употребляются в переносном значении. Если же понимать эти выражения в прямом значении, то может получится смешная или грустная история. К каким выражениям в прямом значении даны иллюстрации? (Слайды 3-5) - анализ, сравнение, обобщение, (П);
- извлечение необходимой информации из текстов (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выполнение пробного учебного действия (Р);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений (К).
3. Постановка учебной задачи - Что нужно делать, чтобы не попасть в такие ситуации? (Нужно знать значения таких выражений, уметь правильно употреблять их в речи.)
- Давайте вспомним некоторые выражения:
- Дружнее этих двух ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой …
- Мы исходили городок
Буквально вдоль…
И так устали мы в дороге,
Что еле…
- Фальшивят, путают слова,
Поют …,
Ребята слушать их не станут,
От этой песни … .- Закончите выражение, запишите его в тетрадь, объясните значение. (Слайд 6).
- Некоторые из этих выражений вам легко было вспомнить и объяснить, другие вызвали затруднения.
- Что является нашим помощником на уроках русского языка?
- С какими словарями мы уже знакомы?
- Сегодня мы познакомимся ещё с одним словарём – фразеологическим. Все выражения в нём находятся в алфавитном порядке. В словарной статье даётся значение выражения, его происхождение, примеры употребления в речи.
- Найдите в словаре выражение «тянуть канитель». - анализ, синтез, сравнение, обобщение (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- подведение под понятие (П);
- постановка и формулирование проблемы (П);
- структурирование знаний (П);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- аргументация своего мнения и позиции в коммуникации(К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
4. Построение проекта выхода из затруднения и реализация построенного проекта. Работа в группах.
- Прочитайте словосочетание. (Слайд №7). Можно ли сказать, что это фразеологизмы? Почему вы так думаете? Подберите к нему верное обычное (свободное) словосочетание из написанных внизу слайда выражений.
- А теперь вам нужно отгадать, о чём говорится в задании, вспомнить как можно больше фразеологизмов с этим словом и записать их на листах. (Приложение 1).
- Иногда детям непонятны выражения взрослых. Услышав фразеологизмы, каждый понимает их по-своему. Каждой группе я задаю вопрос, ответить вам помогут рисунки. (Слайд 8-11). Как об этом говорят:
Попасть в сложное положение, потерпеть неудачу;
Намеренно мешать кому либо в каком либо деле, в осуществлении чего либо;
действовать не по собственной воле, а по произволу другого, не иметь своего мнения;
кого-то обманывать, дурачить, управлять ими.
- анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия,(П);
- познавательная инициатива (Р);
- выдвижение гипотез и их обоснование (П);
- поиск необходимой информации (П);
-установление причинно-следственных связей (П);
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации (П);
-осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К).
5. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Составьте небольшой рассказ на тему «В лес за грибами», уместно используя данные фразеологизмы (не обязательно все): чуть свет, ни свет ни заря, глаза разбегаются, глаза разгорелись, рожки да ножки, дух захватывает, как в воду глядел. (Слайд 12)
- Каждая группа представляет свой вариант текста. - анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация (П);
- выполнение действий по алгоритму(П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л);
- следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Найдите в словаре выражения «от доски до доски», «бить баклуши», «попасть впросак», «проще пареной репы».
- Составьте с этим выражением своё предложение и запишите в тетради. - самоопределение (Л);
- волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
7. Включение в систему знаний и повторение.
- Фразеологизмы, как и слова, имеют синонимы и антонимы.(Слайд №13) Составьте пары из данных выражений. (Приложение 2)
- установление причинно-следственных связей (П);
- выполнение действий по алгоритму (П);
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П);
- контроль, коррекция, оценка (Р);
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
- учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К);
- достижение договорённостей и согласование общего решения (К);
- осознание ответственности за общее дело (Л).
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что было самым трудным для вас?
- В чём была причина затруднения?
- Что было самым интересным?
- Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?
- Какие затруднения остались? Над чем надо ещё поработать?
Обсуждение домашнего задания.
- К каким выражениям художник нарисовал иллюстрацию? (Слайд 9)
- Вам нужно объяснить значение этих выражений, составить с ними предложения. Кто захочет, может составить и записать рассказ с этими фразеологизмами. - контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П);
- самооценка на основе критерия успешности (Л);
- адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;
- выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).