Разработка урока «История как наука. Зачем мы изучаем историю?»
УНСПО ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
ОГБОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 27»
«ГОРДИТЬСЯ СЛАВОЮ СВОИХ ПРЕДКОВ
НЕ ТОЛЬКО МОЖНО, НО И ДОЛЖНО.
НЕ УВАЖАТЬ ОНОЙ ЕСТЬ ПОСТЫДНОЕ МАЛОДУШИЕ».
А.С.ПУШКИН.
ИСТОРИЯ КАК НАУКА. ЗАЧЕМ МЫ ИЗУЧАЕМ ИСТОРИЮ?
(сценарий урока).
Автор Е.Н.Шашкопреподаватель истории.
Томск – 2013
Пояснительная записка.
Данная разработка предназначена для образовательных учреждений системы НПО и СПО при изучении темы «История как наука» в рамках программы по предмету «История» для групп с получением полного (среднего) образования.
Актуальность: необходимость повышения мотивации в изучении предмета у обучающихся в системе начального и среднего профессионального образования.
Этапы урока. Деятельность педагога и обучающихся.
1. История как наука.
Актуальность изучения темы. Выделение проблемы. История как наука. «Отцы истории».
Деятельность педагога: задает вопросы, корректирует ответы обучающихся.
Деятельность обучающихся: слушают педагога, принимают участие в выделении проблем, которые будут решены в ходе урока отвечают на вопросы педагога.
2 Исторические науки.
Знакомство с историческими науками.
Деятельность педагога: объясняет предложенное обучающимся задание.
Деятельность обучающихся: работают с текстом учебника, выбирают исторические науки, оформляют их на листах и представляют результаты своей работы, формируют на классной доске коллаж из исторических наук.
3. «Первый наш историк и последний летописец». Н.М.Карамзин.
Знакомство с личностью и деятельностью Карамзина. Представление его «Истории государства Российского». Работа с отрывком из работы Карамзина. «История государства Российского». Выдержки из Предисловия.
Деятельность педагога: рассказывает, объясняет предложенное обучающимся задание.
Деятельность обучающихся: работают с историческим текстом, выполняют задания по тексту и представляют результаты работы.
4. Зачем мы изучаем историю?
Обобщение и выводы урока. Оценивание работы обучающихся.
Деятельность педагога: задает вопросы и корректирует ответы обучающихсяДеятельность обучающихся: отвечают на вопросы педагога, предлагают свои варианты ответа на вопрос «Зачем мы изучаем историю». Рефлексия.
Главные «киты» данного урока: использование разнообразных исторических источников, наглядность, доступность, мотивация, педагог организатор процесса познания.Урок способствует: развитию внимательности, памяти, умению работать с историческими источниками, умению сформулировать ответ, умению презентации своей работы, умению быть внимательным слушателем.
Методика урока: использование интерактивных методов обучения: дети активные участники образовательного процесса, педагог – организатор процесса познания.
Что мне нужно:
- условия необходимые в начале
1. наличие учебного кабинета и учебной группы с исходным уровнем знаний
2. наличие методически разработанного урока
3. наличие материально-дидактического оснащения
4. желание ребят работать творчески
- условия необходимые по ходу: повышения уровня обученности, повышения уровня мотивации к обучению, овладение умениями и навыками работы с различными историческими источниками, овладение исторической культуры.
Список использованной литературы.
1. Н.М.Карамзин. История государства Российского. Книга первая. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1995г.
2.Л.А.Кацва. А.Л.Юрганов. История России 8-15 вв. Учебное пособие. Москва: «Мирос-Аргус»; 1996г.
3. С.Г.Горяйнов. А.А.Егоров. История России 9-18 вв. Учебное пособие для школ, лицеев, гимназий и колледжей. Ростов-на-Дону: «Феникс»; 1996г.
4. Н.А.ЗАгладин. Н.А.Симония. История. История России и мира. Учебное пособие 10 кл. Москава: «Русское слово»; 2008г.
5. Материалы (Википедия) и иллюстрации сети Интернет.
План урока.
Тема программы: История как наука.
Тема урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю?
Тип урока: комбинированный.
Цели урока, его воспитательные и обучающие задачи:
1. Концу урока обучающиеся должны знать:
- что изучает наука «история»;
- «отцов» всемирной и отечественной истории;
- исторические науки;
-личность Н.М.Карамзина;
- зачем мы изучаем историю.
2. В ходе урока содействовать воспитанию у обучающихся:
- уважительного отношения к кабинету истории, исторической литературе;
- уважения к истории своего государства, города, историческим памятникам;
- формирование исторической культуры.
3. В ходе урока способствовать развитию:
- умений и навыков самостоятельной работы с исторической информацией;
- умения грамотно пользоваться историческими терминами;
- умения представить итоги своей работы;
- рефлексии
Материально-дидактическое оснащение урока.
1. Классная доска.
2. Иллюстрации по теме
3. Листы с историческим материалом.
4. Листы формата А-4.
5. Маркеры.
6. Магниты.
Методическая цель: показать возможность проблемного изучения истории с использованием интерактивных методов обучения.
Сценарий урока.
Ведение в тему. Педагог: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно. Не уважать оной есть постыдное малодушие». Ребята я не случайно начала наш урок словами великого русского поэта, истинного патриота своей Родины А.С.Пушкина, так как эти слова очень точно соответствуют теме нашего урока: История как наука. Зачем мы изучаем историю? Ребята скажите, а что вы хотите узнать сегодня на уроке. Варианты ответов обучающихся: что такое история, ученых историков, зачем нам история нужна. Давайте посмотрим программу по истории и выясним, что нам нужно узнать. В программе написано тема: История как наука. Знать что изучает история, исторические науки, исторические источники. Давайте вместе выделим проблемы, которые мы должны на уроке решить. Что изучает история. Зачем мы ее изучаем? А поможет нам решить наши проблемы работа по следующим вопросам.
1. История как наука.
2. Исторические науки.
3. Н.М.Карамзин.
4. Зачем мы изучаем историю.
1. История как наука.
Педагог: ребята с историй вы уже знакомы с курса основной школы, скажите что изучает история? Варианты ответов: исторические даты, личности, достижения культуры, все что было в прошлом.
Педагог: история – это наука которая изучает прошлое настоящее человечества.
Педагог: ребята скажите, а на какие части делиться история? Ответ: Всеобщая (Всемирная) и отечественная история.
Педагог: ребята слово история древнегреческое в переводе означает рассказ, повествование. Скажите, а кто считается основателем науки истории? Ответ: древнегреческий историк 6 века до н. э. Геродот.
Педагог: показывает памятники Геродоту и дополняет ответ – Геродот много путешествовал по странам Средиземноморья и потом написал книгу, в которой он описывал страны, события, культуру народов стран по которым он путешествовал и назвал эту книгу «История» - она считается первым историческим трудом, а Геродот отцом науки истории.
Педагог: ребята, а кто знает, кого считают основателем истории России. Ответ: Нестор. А автором какого исторического труда он был? Ответ: он написал летопись «Повесть Временных лет». А что такое летопись? Ответ: записи исторических событий по годам.
Педагог: показывает изображения Нестора и дополняет. Монах Киево-Печерского монастыря в 12 веке создал «Повесть Временных лет», это произведение считается первым историческим трудом по истории Отечества, в котором описаны события о восточных славянах: их происхождении и быте, образовании государственности, религии, русских князьях.
2. Исторические науки.
Педагог: демонстрирует обучающимся учебники по истории. Ребята вы видите разные учебники – они результат работы многих наук, которые считаются историческими. И наша задача с ними познакомиться. У вас на партах листы формата А4. У кого то на листах название науки, у кого то определение науки. Листы у всех разные. Ваша задача просмотреть предложенный исторический текст и выполнить задание: либо по названию науки – определить, что она изучает, либо по определению науки определить ее название. Дооформить с помощью маркера листы и представить результаты работы.
Обучающиеся: работают с текстом, оформляют листы, затем выстраиваются у классной доски, представляют свои науки и формируют на доске коллаж из исторических наук.
Исторический текст.
Об истории, предшествующей созданию государства у восточных славян, мы судим на основании различных источников – сочинений древних авторов, данные этнографии – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира; лингвистики – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ. Широко используется наука вещественные памятники: орудия труда, остатки жилищ, ремесленные изделия и т.д. Их изучением занимается археология.
Очень интересны лингвистические источники. Например имена собственные изучает ономастика. Один из ее разделов топонимика – наука о географических названиях.
Большую помощь оказывают историку геральдика (наука о гербах), сфрагистика (наука о печатях) метрология (наука о мерах веса, длины, объема и площади), хронология (наука о системах счисления времени), генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Археология – наука, изучающая вещественные памятники: орудия труда, остатки жилища, ремесленные изделия, украшения, предметы быта.Этнография – наука, которая изучает происхождение, расселение, культуру и быт народов мира.
Лингвистика – наука о языке, на котором говорит тот или иной народ.
Метрология – наука о мерах веса, длины, объема и площади.
Ономастика – изучает имена собственные.
Топонимика – изучает географические названия.
Геральдика – наука о гербах.
Сфрагистика – наука о печатях.
Генеалогия – наука о происхождении и родственных связях отдельных людей и целых семейств.
Хронология- наука о системах счисления времени.
3. Н.М.Карамзин.
Педагог: ребята скажите, а без кого не было бы ни науки истории, ни исторических произведений, ни учебников? Ответ: без ученых историков. В истории нашего славного государства много известных имен ученых историков. Но я хотела бы вас сегодня познакомить с личностью известного писателя, историка Николая Михайловича Карамзина. А.С.Пушкин писал о нем: «Первый наш историк и последний летописец». Почему именно о Карамзине? (иллюстрация портрета Карамзина и обложки его «Истории Государства Российского» 19 века). Его главный исторический труд «История государства Российского» - стал первым историческим трудом, который вызвал интерес простых граждан России. Первые восемь томов его истории вышли в свет в 1818 году и пользовались огромным спросом. «Все, даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную» (А.С.Пушкин). Род Карамзиных происходит от татарского князька Кара-Мурзы, который крестился и перешел на службу великим московским князьям. Отец писателя, Михаил Егорович Карамзин, вышел в отставку капитаном и получил поместье в Симбирской губернии. Здесь 1 декабря 1766 года в деревне Карамзинка (Знаменское) родился будущий писатель и историк, здесь же прошло его детство. О юных годах Карамзина почти ничего неизвестно. Архив писателя погиб, сохранившиеся сведения отрывочны и неопределенны. Безусловно он получил хорошее образование. Известно, сто к 14 годам он владел французским, немецким, церковнослявянским языками, много читал, обсуждал с друзьями прочитанное. Образование продолжил в Москве, в пансионе Шадена, слушал лекции в университете. Изучил еще пять языков: латынь, греческий, английский, итальянский и польский, Служил в Преображенском полку и в 1782 году получил чин капитана. Но военная служба его не интересовала. К тому же он не смог получить перевод в действующую армию т.к. не дал взятку полковому секретарю. Карамзин был натурой впечатлительной, в вечном поиске ответов на вопросы о смысле цели жизни, будущего России и всего человечества. Ответы он искал и в масонстве, и за границей где он пробыл один год с1789по1790гг, Возвращается в Россию сначала в Петербург, затем в Москву, где и начинается его литературная деятельность, издатель «Московского журнала» где и были напечатаны его первое литературное произведение «Письма русского путешественника». Уже после тридцати лет серьезно увлекается историей. Сначала пишет исторические очерки: «Марфа-посадница», «Наталья-боярская дочь», очерки о российских древностях. В 37 лет Карамзин обратился с письмом к товарищу народного просвещения М.Н. Муравьеву с просьбой поручить ему подготовку «Истории государства Российского». 31 октября 1803 года последовал высочайший указ Александра Первого о назначении Карамзина историографом с жалованием две тысячи рублей ассигнациями в год. При создании своего труда Карамзин изучил и переработал огромный объем исторического материала: Лаврентьевский, Ипатьевский, Троицкий, Хлебниковский летописные списки, Синодальная рукопись кормчей книги 1282 года, древнейшим списком «Русской Правды», княжеские грамоты, сказания иностранцев о России. Всего для написания своего труда Карамзин использует около 40 летописей, упоминает более 350 авторов и названий книг. В 1818 году вышли в свет и поступили в продажу первые восемь томов «Истории государства Российского» от древнейших времен до 1560 года, небывалым для того времени тиражом в 3000 экз, который был раскуплен в течении месяца. Вся Россия читала «Историю» Карамзина. Всего Карамзин создал полных 11 томов. 12 –ый том завершить неуспел. Смерть Александра Первого, восстание декабристов надломили Карамзина. Он умер 22 мая 1862 года сидя в кресле «всеми уважаемый, но до конца не понятый». А.С.Пушкин заметил «Карамзин есть новый наш историк и последний летописец», а его «Историю государства Российского» назвал «подвигом честного человека». И по моему мнению заслуга Карамзина состоит в том, что он открыл для граждан страны историю страны, и считал, что все граждане страны должны читать ее историю. А вот почему так считал Карамзин, вы сейчас найдете ответ сами.
Педагог: сейчас вы будете самостоятельно работать с историческим текстом. Перед вами карта-задание «История государства Российского». (Выдержки из предисловия). Необходимо ознакомиться с данным отрывком и ответить на вопросы после текста. Правильные ответы отмечаются в тексте. Каждый обучающийся подписывает на своей карте фамилию и по просьбе педагога сдает на проверку для выставления оценки. После работы, ребята по своему желанию представляют свои ответы на учебную группу, после этого все карты сдаются педагогу.
Карта-задание.
Николай Михайлович Карамзин (1766-1826)
«История государства Российского»
(выдержки из предисловия)
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, законодатели, смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как раньше мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие.Нестор, инок монастыря Киевопечерского, прозванный отцом Российской истории, жил в 11 веке, одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества.
Мы любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»Задание 1. Какое определение дал Карамзин истории?
Задание 2. Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?
Задание 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?
Задание 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?
Задание 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?
Ответы на карту-задание.
Задание1. «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
Задание 2. «Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает его в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственные чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие».Задание 3. Нестор, инок Киевопечерского монастыря
Задание 4. «изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные».
Задание 5. Благоденствия, славы, мудрой власти, святой веры, процветания.
4. Зачем мы изучаем историю?
Педагог: дорогие ребята, мы подошли с вами к заключительному этапу урока: мы познакомились с вами, что изучает наука история, узнали исторические науки, познакомились с Н.М.Карамзиным, работали с историческими текстами и сейчас пришло время ответить на вопрос: зачем мы изучаем историю. Пожалуйста, ваши версии.
Версии, представленные обучающимися: чтобы знать прошлое, чтобы не допускать ошибок в будущем, быть достойными гражданами своей страны.
Педагог подводит итоги и открывает на классной доске свои варианты ответа:
- знания
- уважения к прошлому
- воспитание потомков
- учиться на уроках истории
- быть достойными гражданами своей страны
- получить документ об образовании
Педагог: ребята а закончить наш урок я хотела бы посланием ребят выпускников прошлого года. Стилистика и орфография сохранены.
Нашему педагогу Елене Николаевне. «Зачем нужна история. История нужна для того, чтобы знать прошлое, узнавать какая была Россия, кто и когда ей правил, как она развивалась. Зачем мы изучаем историю? История показывает единство народов нашего Отечества с народами других стран мира. А в первую очередь с нашими ближайшими соседями народами стран Европы и Азии. Знакомясь с историей вообще и с историей Отечества, в частности, мы очень быстро обнаруживаем, что много из того, что мы видим и слышим, читаем сегодня уже было и не раз в нашей прошлой жизни. Прошедшие поколения незримо протягивают к нам свои руки. Они передают нам не только свои трудовые навыки, свои приобретения, но и свои промахи, просчеты т горести. Знать прошлое – значит во многом понять настоящее и предвидеть будущее. Поистине, как говорили древние римляне, «история это учитель жизни».
С уважением ваши ученики.
В заключении ребята оценивают свою работу на уроке, выбирают самых активных участников и вместе с педагогом выставляют оценки за работу на уроке. Выставляются оценки за работу с картой-заданием.
Критерии оценивания устных ответов на уроке:
- правильность ответа
- полнота ответа
- самостоятельные суждения, выводы
Приложение.
1. иллюстрации к уроку
2. карта-задание
3. исторические науки
4. варианты ответов на вопрос: зачем мы изучаем историю.
НИКОЛАЙ МИХАЙЛОВИЧ КАРАМЗИН (1766-1826)
«ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»
(ВЫДЕРЖКИ ИЗ ПРЕДИСЛОВИЯ)
«История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности, скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего.
Правители, законодатели, смотрят на ее листы, как мореплаватели на чертежи морей. Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, как раньше мятежные страсти волновали гражданское общество и какими способами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок. Но и простой гражданин должен читать историю. Она мирит его с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках: утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось; она питает нравственное чувство и праведным судом располагает душу к справедливости, которая утверждает наше благо и согласие.Нестор, инок монастыря Киевопечерского, прозванный отцом Российской истории, жил в 11 веке, одаренный умом любопытным, слушал со вниманием изустные предания древности, народные исторические сказки, видел памятники, могилы князей; беседовал с вельможами, старцами киевскими, путешественниками, жителями иных областей российских; читал византийские хроники, записки церковные и сделался первым летописцем нашего отечества.
Мы одного любим, одного желаем; любим отечество, желаем ему благоденствия еще более, нежели славы; желаем, да не измениться никогда твердое основание нашего величия, да правил мудрого самодержавия (власти) и святой веры и более и более укрепляет союз частей: да цветет Россия, … по крайней мере, долго, долго, если на земле нет ничего бессмертного кроме души человеческой!»ЗАДАНИЕ 1. Какое определение дал Карамзин истории?
ЗАДАНИЕ 2.Зачем по мнению Карамзина, простой гражданин должен читать историю?
ЗАДАНИЕ 3. Кто, по мнению Карамзина, считается отцом русской истории?
ЗАДАНИЕ 4. Какие источники использовал Нестор при создании своей истории?
ЗАДАНИЕ 5. Что желает Карамзин своему Отечеству?