Цикл классных часов по толерантности

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов «Образовательный центр»
города Нефтегорска муниципального района Нефтегорский Самарской области.


Материал для участия в конкурсе
«Толерантный мир»

«Классный час
«Мы разные, но мы вместе!»


Материал разработан
учителем ГБОУСОШ №2
Якуниной О.Л.








Г.Нефтегорск,
2014г.

Классный час по телерантности.1 класс.
Данное мероприятие проходило в 1 классе в рамках недели толерантности и доброты (17- 23 марта) в 4 этапа.
1 день - Путешествие по сказочной стране.
2 день - Путешествие на озеро Дружбы.
3 день – Путешествие по стране Мудрых советов.
4 день – Акция милосердия.
Цель: воспитание толерантности.
Задачи:
Образовательные: совершенствование навыков осознанного, выразительного чтения, работы со словарём;
Развивающие: развитие речи, мышления, воображения;
Воспитывающие: воспитание толерантности, доброты, милосердия, терпимости, осознание возможности сосуществования разных мнений, осознание ценности собственного мнения.
Оборудование: ПК, проектор, карточки, альбомные листы, фломастеры, диски : «Приключения кота Леопольда», «Песни для детей».
Ход занятий.
1 день - Путешествие по сказочной стране.
I. Организационный момент «Минутка радости»

-Ребята, создадим хорошее настроение. Найдите, молча глазами соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.[3]
Ребята! Сегодня мы с вами отправимся путешествовать по необычной стране. Нашим девизом в путешествие будут следующие слова: «Мы разные, но мы вместе!» Путешествуя по необычной стране, мы отдохнём, поиграем, а главное научимся дарить людям радость, быть приветливыми, внимательными.
А сейчас нам пора отправляться в путешествие. Давайте вспомним, на чем можно путешествовать?
- Мы отправимся в путешествие на волшебном ковре-самолёте.
-Внимание! Приготовились - мы взлетаем! Возьмите крепко друг друга за руки!
(Звучит фрагмент музыкальной композиции из кинофильма «Старик Хоттабыч».)
Внимание! Первая остановка на горизонте. Для приземления необходимо поприветствовать друг друга.
Станция «Сказочная».
-Ребята, на этой станции мы попробуем с вами помочь одному сказочному герою найти себе друзей. Но сначала мы должны прочитать сказку Г.Х.Андерсена «Гадкий утёнок». [2] (Сказку читают сами дети)
-Ребята, мы прочитали с вами сказку. Что вы можете сказать о главном герое?
-Вспомним птичий двор и его обитателей. Скажите ребята, было ли деление на хороших и плохих на этом дворе или гадкий утёнок был просто чужаком?
-Ребята, автор назвал сказку «Гадкий утёнок». Как вы думаете, что значит «гадкий»?
-Ребята, откройте словари и посмотрите значение этого слова.[1]
-«Гадкий»- означает «неприятный».
-Кто так, по-вашему, думает, автор или обитатели птичьего двора?
-Ребята, вспомните содержание сказки, меняется ли отношение родных (братьев, сестёр, мамы) к утёнку?
-Как об этом говорится в тексте? Зачитайте.
-Смирились ли обитатели птичьего двора с его непохожестью?
-Как об этом говорит автор? Зачитайте.
-Что они хотели сделать?
-Как об этом говорит автор? Зачитайте.
-Ребята, похоже ли поведение обитателей птичьего двора на поведение людей?
-А что порой хотят сделать люди, когда видят, что человек не похож на них?
-Почему утёнок сбежал?
-Правильно ли он поступил?
-Ребята, утёнка в детстве обижали, оскорбляли, унижали. Он мог вырасти злым?
-Почему вы так думаете?
-А каким он стал?
-Ребята, а если человека часто обижают, каким он может стать?
-Совершенно верно, человек может стать злым, помня все обиды, или терпимым, понимающим, помня свои страдания, это человек не будет возможно так же поступать с другими.

-Сейчас мы с вами поиграем. У вас на партах сигнальные карточки. Красная карточка означает «поверю», зелёная « не поверю», а жёлтая « не знаю».
-Представьте, что вы – обитатели птичьего двора. Вы видите прекрасную птицу и вдруг узнаёте, что это ваш гадкий утёнок, которого вы все обижали. Поверите ли вы, что из гадкого утёнка может вырасти прекрасный лебедь? Если поверите - поднимите красную карточку. Если не поверите, что из гадкого утёнка может вырасти прекрасный лебедь - поднимите зелёную карточку. Кто не может принять решение - поднимите карточку жёлтого цвета.[3]
-Итак, я вижу мнения у всех разные. Ребята, как вы относитесь к человеку, с мнением которого не согласны?
-Хорошо ли иметь собственное мнение?
- Ребята, у вас разные точки зрения, но мы вместе учимся, дружим, поэтому нужно уважать мнение других: разные мнения не должны влиять на вашу дружбу. Нам пора отправляться на следующую станцию. На память я вам вручаю конверт с секретным письмом - откроем его на последней станции.
-Отправляемся на следующую станцию. (Звучит фрагмент музыкальной композиции из кинофильма «Старик Хоттабыч».)

2 день - Путешествие на озеро Дружбы.

А сегодня, ребята, на пути у нас озеро Дружбы. В начале путешествия просмотрим фрагмент мультфильма «Приключения кота Леопольда»
(Просматривают отрывок из мультфильма, цитируют кота “Ребята, давайте жить дружно!”)
Скажите: как вы понимаете, что такое дружба?
- У нас бывают такие ситуации, когда можно интересно играть, а некоторые дети это интересное время тратят на ссоры?
-Что можно им подсказать в это время?
-Значит, друзья – это люди, с которыми нам интересно и комфортно. Дружить можно и нужно со всеми.
- Как у кота Леопольда?
- Нам можно придумать свои правила, по которым мы станем жить?
- Можно! Давайте назовем его “Закон дружелюбия” и нарисуем к нему картинки.
-Я предлагаю для этого разбиться на группы:1 группа-ребята, рождённые осенью, 2 группа - те, кто родился зимой, 3 группа- те дети, кто родился весной и летом. Ваша задача: придумать и нарисовать картинки-законы дружбы.
(Даётся время 5-8 минут, в это время звучит аудиозапись песни М.Танича и В.Шаинского «Если с другом вышел в путь».
-Ну что ж, я думаю, что уже все группы могут представить свои рисунки.
(Работы вывешиваются в классном уголке.)
-Ребята, вы молодцы, хорошо поработали. Наверное, постараемся теперь жить в нашем классе по этим правилам. Подведём итог по правилам.
Правило первое - дружно играть.
Правило второе - уметь договариваться.
Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос.
Правило четвертое – делиться игрушками.
Правило пятое – уважать мнение другого человека.
-А нам пора отправляться к следующей станции. На память об этой остановки возьмите секретный конверт.

3 день - Путешествие по стране Мудрых советов.

-Сегодня, ребята, нам предстоит выполнить задания.
Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.[2]

1 ситуация.
На перемене по дороге в столовую тебя кто-то сильно толкнул. Как ты поступишь с обидчиком?

2 ситуация.
Ребята в классе показывали друг другу свои мобильные телефоны. У Вовы телефона нет. Ребята стали над ним смеяться. Твои действия?

3 ситуация.
Твой друг заглянул без разрешения в твою тетрадь и начал рассказывать ребятам, какие у тебя отметки. Как ты поступишь?

4 ситуация.
У вас в классе странный мальчик. Он смешно говорит, совершает необычные поступки, но не делает никому зла. Ребята после уроков начали его дразнить. Твои действия?

Дети обсуждают в группах ситуации, выбирают представителя (с помощью учителя) и высказывают общее решение группы
Давайте поиграем. Я называю ситуацию, а вы закрашиваете кружок зеленым, если согласны с 1 ответом, желтым – если со 2, и красным – если с 3-м.[4]
1. Маленький брат сломал твою игрушку.
Ты его прощаешь.
Ты грозишься, что сломаешь его игрушку.
 Ты ударяешь его.
2.Ты поссорился со своей сестрой.
Ты попытаешься объясниться с ней.
Ты обижаешься и не разговариваешь с ней
Ты злишься и мстишь ей.
3.Ты недоволен собой.
Анализируешь свое поведение и стараешься исправиться.
Ты говоришь, что людей без недостатков не бывает.
Ты все сваливаешь на других.
4.Тебе не хочется идти на прогулку со своими близкими.
1.Ты устраиваешь истерику.
2. Ты ищешь повод, чтобы отказаться от прогулки.
3. Ты идешь с ними гулять.
-Ребята, в школе, как и везде, все разные: есть маленькие, большие, худые, полные, здоровые дети и не совсем здоровые. В нашем классе учится мальчик Виталий. Вы все обратили внимание, что он не такой, как вы: для того, чтобы воспринимать окружающий мир, он вынужден пользоваться слуховым аппаратом, он не может свободно с вами общаться, потому что не умеет говорить так, как говорим мы с вами. Несмотря на это, я заметила, что Виталик с удовольствием с вами общается, так же как и вы. Я рада, что в течение года он всегда был вместе с нами на всех мероприятиях: «Посвящение в первоклассники», «Праздник осенних именинников», «Новогодний утренник», «Праздник Рождества», «Праздник защитников Отечества», « День весенних именинников», «Праздник пасхи».
-Пришла пора ребята, открыть наши конверты. ( В конвертах - слоги, из которых ребята составляют слово «толерантность»)
-Ребята, сегодня мы говорили очень о многом, подумайте, что же значит быть толерантным?
Быть толерантным – означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает. Толерантность - способность и готовность уважительно, с пониманием, терпимо относиться к другим, часто непохожим, странным, чужим людям (группам людей) и их поведению. Толерантность - это признание права каждого человека быть различным.
-Давайте попробуем проверить себя, проявляем ли мы толерантность. Продолжаем игру.[4]
1. Дима живет в бедной семье, он плохо одет...
1.Это неважно.
2.Ты делаешь ему замечание.
3. Ты подсмеиваешься над ним.

2. Пожилая женщина медленно идет.
1. Ты отталкиваешь ее, чтобы обогнать.
2. Вежливо ждешь ее, но думаешь: «Ползет, как черепаха»
3. Ты помогаешь ей и придерживаешь дверь
3. Света проболела, пропустила уроки и во время ответа сказала на твой взгляд глупость..
1. Ты понимаешь, что Свете надо помочь изучить новый материал и предлагаешь свою помощь.
2. Ты сочувствуешь
3.Ты смеешься над глупым ответом.
– Проявлять толерантность – это значит бережно относиться ко всему живому на нашей планете, вместе бороться с насилием, понимать друг друга, чтобы строить мирное будущее. Давайте продолжим игру.[4]
Для того чтобы больше не было войны.
1. Нужно понимать, почему она происходит.
2. Ничего нельзя сделать.
3. Меня это не касается
2. Когда говорят о детях, пострадавших от войны.
1.Ты ищешь возможность проявить солидарность 2. Ты об этом услышал и забыл. 3. Меня это не касается
3. Твой друг говорит что-то, а ты с ним не согласен. 1. Ты все-таки слушаешь его.
2.Ты вежливо пытаешься перебить его. 3. Ты не даешь ему говорить.
4. В классе ты уже ответил. 1. Ты предоставляешь возможность ответить другим.
2. Тебе хочется отвечать еще, ты настойчиво тянешь руку. 3.Учитель больше тебя не спрашивает, и ты выкрикиваешь правильный ответ.
4 день - Акция милосердия.
-А сегодня, ребята, наше путешествие подходит к концу. Скажите, о чем мы с вами вели разговор во время нашего путешествия?
-Мы говорили с вами о толерантности. Послушайте замечательное стихотворение.
Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?
А быть может это то, что маме
Я на день рождения принес?

Понял я, что это – уважение
К мнению не только своему.
Видеть боль чужую
Я, по-моему, уже могу.

Дам монетку нищему,
Пожилому помогу.
Товарища в беде не брошу,
Злобу в сад я не пущу.

Если ты к друзьям терпим,
Выслушать любого можешь.
Если нужно, то готов
Ты всегда прийти на помощь.

Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь,
Маме с папой не грубишь,
Младших ты не обижаешь.

Значит, не зря все говорят,
Что ты толерантен.
Оставайся им всегда и
Будь еще галантен.

Что такое толерантность?
Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.
Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
- Заканчивается наша неделя толерантности и доброты. Что нового вы узнали за эту неделю?
- Что такое толерантность?
-Ребята, а кому- нибудь из вас захотелось сделать приятное для ребят, которые не такие как мы с вами?
-Кто после этого мероприятия стал по-другому относиться к окружающим людям, товарищам?
- Знаете, ребята, ежегодно, 24 марта – день белой ромашки или белого цветка».24 марта – всемирный день борьбы с туберкулезом. А в России этот день традиционно называется днем белой ромашки. Всемирный день борьбы с туберкулезом отмечается по решению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в день, когда в 1882 году немецкий микробиолог Роберт Кох объявил о сделанном им открытии возбудителя туберкулеза. В 1905 году Р. Кох получает Нобелевскую премию в области медицины. В 1993 году Всемирной организацией здравоохранения туберкулез был объявлен национальным бедствием, а день 24 марта Всемирным днем борьбы с туберкулёзом.[5]
-В настоящее время ежегодно туберкулез уносит жизни 1,6 миллионов человек, большинство из которых жители развивающихся стран. К сожалению, это заболевание распространяется и среди таких же детей, как вы. Больным детям приходится много времени проводить в больницах, вдали от близких. В Самаре есть больница имени Семашко, где имеется целое отделение для лечения больных детей. Студенты самарского мед. института проводят акцию « Помоги детям!». Давайте подумаем, что мы можем сделать для больных детей?
- Ребята, расскажите о нашем мероприятии своим родителям, подумайте вместе с ними о возможной помощи больным детям.
( Итог данного мероприятия: добровольный сбор игрушек для детей, больных туберкулёзом в детское отделение больницы им. Семашко.)

Фото «Ребята с подарками для детей».

Фото « Дети детского отделения больницы им.Семашко очень рады подаркам!»













Список используемой литературы.
1. «Словарь русского языка» С.И.Ожегов, Екатеринбург «Урал – Советы», Максимочкина В.Н., Волгоград, «Учитель», 2008 г.[1]
2. «Гадкий утёнок», Г.Х.Андерсен, Нигма, 2012г.[2]
3. «Первоклассник: адаптация в новой социальной среде» Т.А.Соловьева, Е.И. Рогалёва М., «ВАКО», 2008 г.[3]
4. Классные часы.1-4 классы. И.В. Персидская, Г.А. Фонова, Н.В.Лободина, Волгоград, «Учитель», 2007 г.[4]
5. «Классные классные дела в начальной школе», Е.Н. Степанова, М.А. Александрова, М.: ТЦ Сфера, 2004 г.[5]








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141215




акция-Помоги больным детям!Семашко15