Цикл классных часов Витамины — мои друзья
Пояснительная записка.
Для того, чтобы учащиеся коррекционной школы усвоили необходимые знания, им нужна игра, в ходе которой дети смогут понять серьёзные вещи на доступном им интеллектуальном уровне. Приглашая сказочных героев, поставленных в известные детям жизненные ситуации, мы моделируем условия, в которых учащиеся могут проявить и теоретические, и практические знания. Смена динамических поз во время внеурочного занятия помогает легче усваивать новый материал. Для успешного усвоения также необходима тщательная дозировка, яркая наглядность, привлекающая внимание, знание времени и места использования наглядного материала. Кроме того, новые знания тут же подкрепляются небольшими практическими заданиями, дополняются воспитательными моментами.
Необходимым элементом классных часов данного цикла являются домашние задания, выполнение которых требует привлечения родителей, что способствует коррекции взаимоотношений в семьях учащихся, позволяют родителям проявить заинтересованность в жизни детей. Рисунки развивают мелкую моторику, выставки рисунков стимулируют здоровую конкуренцию, самокритику, взаимопомощь. Посещение библиотеки помогает прививать интерес к чтению, развивать познавательный интерес.
Все темы цикла подводят учащихся к выводу, что быть здоровым – хорошо. Для здоровья важно правильно питаться. А правильное питание и здоровый организм всегда дружат с витаминами.
Цикл классных часов: «Витамины – мои друзья».
1.Давайте знакомиться: витамины!
2.Витамины для роста.
3.Витамины для зрения.
4.Витамины и питание.
5.Витамин и я – хорошие друзья.
Цель:
- организация работы по формированию основ культуры правильного питания, ответственного отношения к своему организму.
Задачи:
- знакомство с витаминами, их значением в жизни школьников;
- воспитание здорового образа жизни через правильное питание;
- формирование мотивации сохранения здоровья через приём витаминов.
Классный час №1.
«Давайте знакомиться: витамины!»
Цель:
Познакомить детей с понятием «витамин»
Оборудование:
Доска.
Иллюстрации.
«Волшебный мешочек» с:
баночками, блистерами, упаковки с витаминами.
- Добрый день!
Сегодня я к вам пришла не одна, а с друзьями. Но кто они такие – пока не расскажу. Давайте попробуем догадаться. А помогут нам в этом иллюстрации
Все вместе подходим к иллюстрациям.
- Выберите, пожалуйста, овощи.
(дети выбирают огурец, помидор, капусту).
- Выберите фрукты.
(дети выбирают яблоко, грушу, апельсин).
- А что тут осталось?
На доске иллюстрация мешочка.
- Мешочек.
- Верно. Вот только он обычный. А у меня есть «волшебный», в нём спрятались наши «гости».
Из мешочка достаём витамины в различных упаковках.
- А теперь вы скажете, что это?
- Витамины.
- Правильно, витамины. А вы знаете, для чего нам нужны витамины?
Дети пытаются дать ответы.
- Я вам сейчас помогу.
Развешиваю картинки со сказочными героями, у которых что-нибудь не в порядке:
Красная шапочка в очках,
Мальчик-с-пальчик возле стула,
кот Матроскин возле открытых дверей, в которые он не может пройти.
- Ребята, что с ними случилось?
- У Красной шапочки плохое зрение, Мальчик-с-пальчик плохо растёт, а кот Матроскин очень много кушает.
- А им можно помочь? Как вы думаете?
Дети отвечают: можно, нельзя, не знаем.
- Им, ребята, могут помочь витамины.
На следующем занятии мы с вами узнаем, как помочь Мальчику-с-пальчик вырасти. В библиотеке возьмите и прочитайте вместе с родителями сказку Шарля Перро «Мальчик-с-пальчик.
А сейчас каждый из вас раскрасит слово «витамин» самым любимым для вас цветом.
Дети раскрашивают слово на листах бумаги.
- Прочитайте слово, которое вы раскрасили.
Каждый из детей читает слово «витамин».
- Молодцы. Всем вам за старание по витаминке. Будьте здоровы!
В уголке на магнитной доске остаётся картинка «Мальчик-с-пальчик».
Классный час №2.
«Витамины для роста».
Цель: познакомить с витамином роста «А», показать, в каких продуктах он присутствует, и научить готовить себе полезную пищу.
Оборудование:
Стол,
Продукты: рыбий жир, варёное яйцо, сливочное масло, сметана, молоко, морковь, печень, абрикос (нарезанные).
Кусочки хлеба.
Длинная тарелка.
Ложки.
Письмо.
Картинки для раскрашивания (черника, морковь, рыба, тыква, творог).
Бумажные полотенца, мыло.
- Вот мы и снова говорим про витамины.
Какой герой нуждается в помощи витаминов? Про кого вы читали сказку?
- Про Мальчика-с-пальчик.
- Верно. А хотел ли тот мальчик стать большим?
- Хотел.
- Наверное, он не знал про витамины. Вот я вам сейчас расскажу про такой витамин, а вы потом дома будете родителям рассказывать. Договорились?
- Да.
- Витамин, который помогает нам расти, называется витамином «А».
Давайте все дружно скажем : «А».
- А (хором).
- Здорово у вас получилось! Если витамина «А» у нас не хватает, то мы становимся очень худыми, часто болеем, кожа становится сухой, а ногти очень часто ломаются. У девочек плохо растут волосы, и они не могут заплетать их в красивые косички. Посмотрите друг на друга.
(Надеваю халат врача).
- Худеньких нет? - Нет!
- Мы часто болеем? – Нет!
- У наших девочек некрасивые волосы? – Нет!
- А у кого ногти сами ломаются? – Ни у кого?
- У нас с вами всё в порядке?
- Да!
- Очень хорошо! Доктор осмотром доволен. А чтобы вы и впредь оставались такими здоровыми, познакомлю вас с продуктами, в которых есть витамин «А». Подходите все к столу.
Дети подходят к столу.
- Какие продукты вы знаете?
Дети перечисляют то, что видят.
- Нам совсем не нужно всё это кушать сразу. Давайте приготовим вкусный и полезный для роста бутерброд.
Называется он: «Расти большим».
- Но сначала надо Что сделать?
- Вымыть руки.
(Дети моют руки).
- Возьмите все по кусочку хлеба.
Теперь ложечкой положите масло на свой хлеб, размажьте.
Сверху положите по кусочку печени.
Не любите?
Тогда по желтку от яйца.
Тоже не нравится?
Тогда съешьте хлеб с маслом.
А теперь по кусочку моркови и яблока.
(Пока дети едят, убрать Мальчика-с-пальчика ).
- Ребята, пока вы ели, Мальчик-с-пальчик куда-то делся. Наверное, он правильно питался, подрос и ушёл. Как вы думаете, что бы ему больше всего понравилось?
Дети отвечают, предлагают свои варианты.
- Молодцы! Теперь я спокойна, вы не останетесь маленькими, а вырастете большими. Ой, какое-то письмо. Наш адрес. Надо прочитать.
Открываю конверт, там рисунок Красной шапочки в очках.
Читаю:«Милые дети! Помогите мне вернуть зрение!»
- Ну вот, придётся помогать Красной шапочке, а то она и к бабушке своей не дойдёт. О, а тут ещё что-то есть Так, картинки, но нераскрашенные. Вот вам задание на следующий классный час: раскрасить и запомнить, что изображено на вашем рисунке.
Классный час №3.
«Витамины для зрения».
Цель: познакомить детей с продуктами, которые способствуют восстановлению зрения; какие витамины полезны для зрения.
Оборудование:
Выставка рисунков детей.
Иллюстрации.
Карточки с названиями витаминов.
Домики.
Красная шапочка в очках.
Конверт с заданиями.
- Добрый день! Мы с Красной шапочкой ждём с нетерпением ваши рисунки. Давайте скорее смотреть.
Все подходят к выставке.
- Называйте свой продукт, а я буду рассказывать, какие в нём витамины работали.
(Попутно выкладываю карточки с названием витамина.)
Морковь: «А»,
Рыба «Е»,
Творог «В»,
Тыква «С», «А», «В»
Черника «В», «С».
- Давайте выставим эти витамины в одну шеренгу, как на уроке физкультуры.
Выставляем витамины в следующем порядке:
«А», «В», «С», «Д», «Е».
(Подставляю под каждый витамин домик).
- У нас получилась витаминная улица. Только в доме никаких жильцов нет.
- А сейчас мы пойдём в магазин и купим там продукты.
(Все подходят к стенду с названием «Магазин» и иллюстрациями, на которых изображены различные продукты и проставлены буквы, соответствующие названиям витаминов).
- Смотрите: на картинках стоят знакомые вам названия витаминов. Вы их сейчас будете расселять в нужные домики. Если написана буква «А», то этот витамин живёт в домике «А», если «В», то в домике «В». Посмотрите внимательно и приступайте к выполнению задания.
(дети находят карточки с витаминами и расставляют их по домикам).
Первый витамин «А».
В его домике могут жить:
морковь, капуста, рыба, желток.
Второй витамин «В».
·В его домике живут:
Картофель, горох, помидор, лук, мясо, грибы.
Третий витамин «С».
В его доме:
Иголки сосны, листья берёзы, брусники, чёрной смородины, малины, липы.
Четвёртый витамин «Д».
В его дом пойдут:
Яйца, печень, сливочное масло, молоко.
Пятый витамин «Е».
Дом для яиц и печени.
- Вот молодцы, всех расселили.
Я вам сейчас раскрою один секрет: эти витамины мы едим каждый день! И на завтраке, и на обеде, и на ужине.
Хотите проверить?
Разбиваемся на 3 группы. Одна группа будет готовить суп, вторая – второе блюдо, а третья – что-нибудь попить. Я вам даю карточку с названиями продуктов, а вы их находите в домике и складываете в кастрюлю. А потом мы проверим, какие витамины там живут.
Суп: картофель, морковь, мясо, лук.
«А», «В».
Котлета с тушёной капустой.
«А», «В».
Морс из чёрной смородины.
«С».
- Задание выполнили, молодцы. Какие витамины вы взяли?
- «А», «В», «С».
- А вот витамины «Е» и «Д» остались. Что же можно приготовить из продуктов с этими витаминами?
Это будет вашим домашним заданием. Все получают конверт, дома с мамой думают, что можно приготовить из продуктов с этими витаминами, делают рисунки, а на следующем классном часе вы всем об этом расскажете и покажете.
Ой, а Красная-то шапочка уже и очки сняла! Помогли мы ей зрение исправить!
А пока самый вкусный витамин «С» поднимет вам настроение.
Классный час №4.
«Витамины и питание».
Цель: формирование культуры здорового питания.
Оборудование:
Доска.
Иллюстрации.
Кот Матроскин (аппликация с животом).
Примерное меню.
- И снова мы вместе! Давайте вспомним, о чём мы с вами разговариваем в последнее время?
- О витаминах.
- Какие витамины вы запомнили?
- «А», «В», «С», «Д», «Е».
- А где живут эти витамины?
- В продуктах, во фруктах и овощах.
- Сегодня мы с вами попробуем составить правильное меню для питания нас с вами. А что такое «меню»?
Меню – это список готовых блюд того, что нам приготовили в столовой. А что такое «правильное меню»? Бывает и неправильное?
Дети пытаются ответить.
- Мы сейчас спросим про меню у кота Матроскина. Ой, а что это с ним? Он такой толстый
Кот Матроскин нарисован с животом, выполненным аппликацией.
- Добрый день, уважаемый кот Матроскин. Можно узнать, как вы себя чувствуете?
- У меня нет желания бегать, прыгать, скакать. Я всё лежу, всё ем булочки, молочком запиваю – больше мне ничего не надо.
- А почему же вы больше ничего не кушаете?
- Не люблю.
- Так Вы, Матроскин, неправильное меню себе составили. В нём только один продукт и совсем мало витаминов. Надо, чтобы продукты были разные и витамины – всякие. Наши ребята дома выполнили задание, нарисовали, какие блюда можно приготовить с витаминами. Может, вы посмотрите вместе а нами?
Кот Матроскин смотрит с ребятами рисунки готовых блюд.
- Расскажите же скорее, почему так важно есть продукты с витаминами? Для чего нужны витамины?
- Ребята, давайте вспомним, какие есть витамины, для чего они нам нужны?
(Называем и показываем на стенде иллюстрации с витаминами и продуктами, в которых они содержатся).
- У меня есть одно меню, вот только я не знаю, правильное оно или нет. Помогите, ребята, проверить.
- Вместе будем проверять. Но для начала вспоминаем, что в правильном меню живут разные продукты и разные витамины.
Даю примерное меню, находим по таблицам продуктов наличие в них витаминов, откладываем, сколько и каких там в наличии. Делаем вывод, что такое меню – правильное.
- Видите, Матроскин, как надо кушать? Матроскин, а что это с вами?
(Пока дети выполняют задание, убрать животик с аппликации).
- Я понял, что если правильно питаться, кушать витамины, то можно хорошо себя чувствовать, хорошо учиться и стать стройным, совсем как я сейчас!
Вот только у меня появился вопросик: а сколько витаминов нужно кушать?
- Ребята, чтобы ответить на такой серьёзный вопрос, надо спросить у врача. Давайте на следующий классный час пригласим нашего врача. Пусть он нам расскажет, что надо сделать, чтобы витамины и вы стали друзьями, а не врагами. Я приготовила приглашение, а вы все сейчас напишите своё имя.
(Дети пишут свои имена).
- Дежурный отнесёт это приглашение в медицинский кабинет. А мы с вами тоже получим задание на дом: найти и выучить стихотворение про витамины.
А пока кот Матроскин делится с нами своим любимым продуктом – молоком в виде детской шоколадки.
Классный час №5.
«Витамин и я – хорошие друзья».
Цель:
Пропаганда здорового образа жизни, правильного приёма витаминов, предупреждение передозировок витаминами.
Оборудование:
Доска,
Плакаты
(записи на доске с обратной стороны)
Сказочные герои – Красная шапочка, Мальчик-с-пальчик, кот Матроскин,
Оборудование для игр.
Перед классным часом проверить выученные стихи.
- Сегодня у нас в гостях наш врач. Она расскажет нам всё-всё про витамины. А чтобы её рассказ был интереснее, мы будем ему помогать своими стихи.
Первое стихотворение расскажет
(приглашается первый чтец).
Рассказ врача.
- Я слышала, что в вашем классе все ребята знают про витамины. Знают, что витамины живут в овощах и фруктах, различных продуктах. Знают, что и есть надо правильно, разнообразить меню.
А я хочу вам рассказать, где ещё можно найти витамины и как с ними дружить.
Витамины живут своими семьями, которые называются: «А», «В»
Скажите, какие ещё вы знаете витамины?
- «С», «Д», «Е».
- Молодцы. А стих ещё расскажете?
(следующий чтец).
- Теперь я могу рассказывать дальше.
Все витамины за что-нибудь отвечают, это как ваши домашние задания – выучили, всем хорошо, не выучили – плохо. Съели мы витамины – здоровы, бодры и веселы, а если не съели, то и заболеть можем.
Наш с вами организм, наши глаза, руки, ноги, всё, что есть внутри нас – всё любит витамины, хочет и просит их у вас. Плохо стали видеть глаза, надо витамины «А» принимать, косточки слабые – витамин «Д». Витамины, как и вы, с кем-то дружат, а с кем-то не хотят дружить. Врач скажет, когда и какие витамины надо принимать, потому что не надо их подбирать по цвету, или по размеру.
А вот эта девочка ела витамины целыми пачками и заболела! Как же так? Ведь витамины – наши друзья! Оказывается, витамины не могут работать, когда их много, они мешают друг другу.
Давайте сыграем в игру.
Вот стул. Пока я хлопаю в ладоши, вы ходите вокруг него. Как только я перестаю хлопать – садитесь.
(Дети играют с врачом).
После прекращения хлопков, на стуле толкаются несколько человек.
- А чего вы толкаетесь? Вам неудобно вместе сидеть? Вот так и витамины не любят, чтобы им мешали. Не любят, когда их очень много. Тогда они начинают совсем как вы плохо себя вести. А у вас начинают болеть животы, голова. А некоторые дети попадают в больницу – так им бывает плохо.
А вот если вы поступаете так, как советует врач или как написано на упаковке, тогда вы будете здоровы.
Я сейчас проверю, как вы справитесь с моими заданиями.
Вот вам витамины.
Найдите с учителем, как надо их пить, сколько раз в день, сколько штук можно есть.
(Дети с учителем читают информацию на упаковках).
- Что вы прочитали?
Отвечают дети:
- Можно по одной 3 раза в день.
- Можно по две сразу, но утром.
- Можно по две утром и вечером.
Врач выставляет на стол витамины в драже, в каплях, в таблетках, в ирисках, в капсулах.
- Смотрите, какую одежду носят наши витамины, прямо модницы!
Дети рассматривают витамины.
- Давайте назовём их одежду:
драже,
капли,
таблетки,
ириски,
капсулы.
Повторяем названия хором.
Врач открывает доску с записями:
Давайте прочитаем, что здесь написано и запомним, как правильно употреблять витамины.
(Следует ряд вопросов по теме беседы: сколько, когда можно принимать витамины, в каком виде их выпускают)
Дети перечисляют.
- Мне у вас очень понравилось. Вы очень хорошие дети. Я вам всем оставляю целую баночку витаминов и жду ещё один стих.
Дети читают стих. Получают витаминки.
15