Цикл классных часов «Наш дружный класс» (4 ч)
Цикл классных часов
«Наш дружный класс»
Профилактика и коррекция агрессивного поведения
у младших подростков
Пояснительная записка
Агрессивность именно потому и возникает,
что люди теряют ощущение жизни как таковой,
утрачивают связь с простейшими ценностями жизни.
Г. Бёлль
1. Актуальность .
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека. Несмотря на относительную кратковременность, он практически во многом определяет всю дальнейшую жизнь ребёнка. Именно в подростковом возрасте преимущественно происходит формирование характера и других основ личности.
Подростковая агрессивность объясняется возросшей потребностью подростков к самоутверждению. Статистика показывает, что количество агрессивных преступлений и правонарушений, совершенных подростками, возрастает. Те, кто работает с подростками, сталкиваются с проявлениями подростковой агрессии практически ежедневно, и говорят о том, что не все дети могут контролировать своё поведение, испытывают затруднения в конструктивном разрешении возникающих ситуаций. Педагогов беспокоят драки между одноклассниками, организация бойкотов неуверенным, тревожным детям, мигрантам из других регионов страны и т. д. При этом используются всё более изощрённые методы. Всё чаще и чаще подростки считают агрессивное поведение приемлемым, так как не имеют в своём поведенческом «арсенале» другого, положительного опыта. На заседаниях КДН и ЗП подростков г. Дзержинска участились случаи разбора ситуаций, связанных с проявлениями агрессии среди младших подростков. В 2010 году в Центр психолого-медико-социального сопровождения поступило несколько заявок от образовательных учреждений нашего города на проведение работы в 6-7 классах по профилактике и коррекции агрессивных проявлений.
Взаимодействие ребёнка с миром других детей, миром взрослых и самыми разнообразными явлениями жизни далеко не всегда происходит у него безболезненно. Подростковая агрессия – это показатель низких социально-психологических ресурсов. Это не может не вызывать беспокойства всех, кто занимается обучением и воспитанием подрастающего поколения.
Как помочь подросткам не стать жертвами собственной или чужой агрессии, не быть втянутыми в преступления?
Как расширить возможности ребёнка в решении конфликтных ситуаций?
Какими социальными навыками необходимо овладеть подросткам для позитивного решения возрастных задач?
Вот те вопросы, которые необходимо решать взрослым, работая с подростками по профилактике и коррекции агрессивных проявлений.
Данный цикл классных часов направлен на расширение базовых социальных умений, способствующих снижению агрессивных форм поведения, сплочению детского коллектива, формированию дружеских отношений и установок.
2. Цели:
Профилактика и коррекция агрессивных проявлений в подростковой среде через формирование толерантных установок, и развитие навыков взаимодействия в подростковой среде.
Формирование мотивации подростков к самовоспитанию и саморазвитию.
Развитие коммуникативной культуры.
Задачи: воспитывать и развивать в детях конкретные жизненно необходимые навыки и умения:
- осознание и понимание своего эмоционального состояния и состояния другого человека;
- понимание причин агрессивного поведения;
- конструктивное поведение в конфликтных ситуациях (выражать гнев приемлемыми способами, использовать различные стратегии поведения в конфликте);
- конструктивное взаимодействие, способствующее формированию дружеских отношений;
- умение делать выбор и принимать решения.
3. Форма проведения
Профилактические классные часы или уроки.
На классных часах подросткам очень важно ощущать безопасность и доверие к ведущему. Поэтому ведущий организует доброжелательную и доверительную атмосферу взаимного общения. И для этого на первом занятии вводятся правила поведения, соблюдение которых контролируется на протяжении всего цикла.
Необычность предмета.
. Специфика этих занятий в том, что проводить их могут все педагоги, занимающиеся воспитательной работой. Ценно и то, что проводиться они могут в удобной для образовательного учреждения форме (классный час или урок)
Основные методы:
психогимнастика;
обсуждение ситуаций, дискуссия;
ролевая игра;
мозговой штурм;
рисование;
тесты.
Основные условия реализации.
Наполняемость группы: класс детей.
Кратность и продолжительность занятий: 1 раз в неделю; по 45-60 мин. Всего 5 занятий.
Условия проведения: школьный кабинет.
Ожидаемый результат:
Предполагается, что работа, проводимая с подростками, позволит достичь следующих результатов:
Снижение количества случаев проявлений агрессии в подростковой среде.
Расширение ресурсов конструктивного взаимодействия в подростковой среде.
Получение учащимися опыта самоисследования и самопознания.
Критерии результативности.
Обратная связь от детей, анкетирование, детские работы, фотографии; результаты сравнительной диагностики (методика А. Басса-Дарки)
Оценка эффективности занятий может быть произведена с привлечением внешних экспертов (родители, педагоги, администрация)
По окончании курса детям выдается свидетельство о том, что они принимали участие в занятиях «Наш дружный класс».
Классный час 1.
«Какой он: наш класс»
Задачи: Мотивировать учащихся к самоанализу и самовоспитанию.
Показать преимущества непохожести людей друг на друга.
Показать значение эмоций в жизни человека.
Ввод правила конструктивного выражения эмоций.
Материал: бланки, наглядный материал (Приложения)
Ход:
Знакомство «Какой он: наш класс»
позволяет получить образные представления учащихся о классе
Учащимся предлагается дать ассоциации на свой класс : время года, цвет, водная стихия, растение, животное, цветок, вид спорта, кулинарное блюдо и т.д.
Дети высказываются по желанию.
Анкета
Позволяет ведущему и учащимся выделить проблемные зоны в отношениях.
Детям предлагается анонимно ответить на следующие вопросы:
Можно ли назвать ваш класс дружным? Почему?
Нравятся ли вам ваши отношения в классе? Почему?
Что нужно изменить в отношениях в классе?
Согласились бы вы учиться в этой же школе, у этих же учителей, но с другими ребятами
Результаты тут же зачитываются, особый акцент делается на ответы третьего вопроса, так как это ресурс класса. Учащиеся подводятся к выводу о необходимости проведения занятий, которые могут улучшить отношения в классе.
Знакомство с целями и задачами занятий.
Мы узнаем, зачем нам чувства?
Как выражать эмоции гнева, раздражения конструктивным путём?
Как обходиться без драк?
Что такое конфликты?
Как можно их решать?
Введение правил (см. Приложение 1)
Способствует дисциплине на занятиях
Один говорит – все слушают.
Уважение друг к другу (обращаться по имени, не критиковать, не кричать)
Деловая активность
Визуализация «Цветочная клумба»
Позволяет через образное восприятие осознать преимущества непохожести людей друг на друга
«Представьте цветочную клумбу, на которой растут одинаковые цветы. Может быть, это тюльпаны или какие-то другие цветы. А рядом цветочная клумба с разными цветами. Посередине розы, вокруг них гладиолусы, дальше астры, а по краям анютины глазки»
Какая клумба для вас наиболее красивая?
Какая необычнее?
Что хорошего в том, что на клумбе разные цветы?
Дети подводятся к пониманию того, что в том что люди разные есть свои преимущества : так интереснее общаться. Есть и сложности: возможны ссоры и конфликты.
Упражнение «Снежинка»
Позволяет наглядно убедиться в своей непохожести друг на друга
Инструкция: «Возьмите квадратный листок бумаги, сложите его пополам и оторвите верхний правый угол. Потом согните ещё листок пополам и оторвите верхний правый угол. И третий раз выполните эту же процедуру. Покажите, что получилось друг другу.»
Делаем акцент, что нет одинаковых снежинок, как нет одинаковых людей.
Ввод схемы (см. Приложение № 2)
Осознание взаимосвязи эмоций, мыслей и поведения человека
М – мысли
Э - эмоции
П - поведение
Эмоции, мысли, поведение – структурные части личности человека, которые тесно взаимосвязаны между собой и влияют друг на друга.
Дискуссия «Зачем нам чувства?»
Через высказывания детей подходим к мысли, что чувства -это сигнал о благополучии или неблагополучии человека
. Вопросы: Зачем человеку чувства, которые не нравятся? Зачем вина?
Зачем страх? Зачем стыд? Зачем злость?
Комментарии ведущего: Это сигнал о том, что с нами что-то происходит. Это сигнал о том, что мы живы.
Это сигнал о том, что нужно изменить поведение или своё отношение к ситуации
Почувствовал Осознал Сумел воспользоваться для решения ситуации
Индивидуальная работа учащихся со списком чувств.
Осознание детьми того, что в жизни мы испытываем целую гамму чувств, которые жизненно необходимы человеку.
Каждому ребёнку предлагается бланк со списком чувств. Необходимо подчеркнуть одной чертой те чувства, которые испытываете очень редко, двумя – часто, волнистой – очень часто.
Интерес
Скука
Веселье
Злость
Обида
Любовь
Спокойствие
Удовольствие
Ненависть
Гордость
Стыд
Счастье
Вывод: Нет чувств, которые мы бы не испытывали. В том числе злость, ненависть и обида. Эти чувства человеку тоже нужны.
Когда эти чувства приносят вред?
Когда могут принести пользу?
Ввод правила (см. Приложение № 3)
Выражай чувства, не разрушая
Себя Других
Окружающий мир
Объединение детей в группы для выполнения коллажа на последнем занятии (жеребьёвка)
Вносится коробка, и дети берут из неё приготовленные листочки с цифрами 1, 2,3,4.Таким образом, делятся на 4 группы для работы на последнем занятии цикла.
Инструкция: Предлагаю в созданных группах к последнему занятию подготовить творческий материал (картинки, фото детей), продумать форму коллажа, распределить роли
Необходимо подготовиться в группах к созданию следующих тем коллажа:
1 группа - «Наш класс сегодня»
2 группа – «Наш класс в будущем»
3 группа – «Перемена – время развлечений»
4 группа – «Мальчики и девочки - вместе лучше»
Обратная связь (в конце каждого занятия)
Оценить по 10-бальной шкале, насколько вам понравилась встреча (0 – не понравилось , 10 –очень понравилось). Данная процедура проводиться в конце каждой встречи.
Классный час 2.
«Как научиться жить без драки»
Задачи: Определение разницы между агрессивным состоянием и агрессивным действием.
Рефлексия своего собственного состояния и поведения.
Разработка способов конструктивного отреагирования гнева.
Ход:
Определение темы встречи
Групповая работа по 4 человека «Причины возникновения драк»
Систематизация основных причин драк с точки зрения детей
В ходе обсуждения причин важно подвести детей к выводу, что драки являются следствием агрессии человека.
Ваши ассоциации на слово «агрессия»
Восприятие понятия через образы
Информация
Формирование теоретических представлений об агрессии
Агрессия в переводе с латинского «agressio» - нападение.
Давайте познакомимся с определениями этого понятия (определения вывешиваются на доске) (см. Приложение № 4)
Агрессия – это активная форма выражения эмоции гнева, которая проявляется через причинение ущерба человеку или предмету.
Агрессия – действие, которое характеризуется демонстрацией превосходства в силе или применение силы по отношению к другому
Агрессия – это физическое или словесное поведение, направленное на причинение вреда другим
Вопросы: Что общего в этих понятиях? (чувства и враждебные действия)
Чем отличается агрессивное состояние от агрессивного действия?
Агрессия (см. Приложение № 5)
Агрессивное состояние
Сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти, раздражения
Агрессивное действие
Выражается в непосредственном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях, где есть намерение причинить боль (душевную или физическую)
Тест на определение агрессивных намерений в действиях
Помощь в определении степени намеренности агрессивного поведения
Ведущий предлагает ситуации, а дети поднимают руки, если есть признак намеренности:
Случайные столкновения в коридоре (-)
Дергание за волосы (+)
Неумышленные удары на спортивной площадке (-)
Причинение боли во время лечения зубов (-)
Дразнилки, обзывательства ( +)
Причинение боли во время обработки раны йодом (-)
Прямые оскорбления (+)
Оскорбления по SMS (+)
Комментарии ведущего: Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от лёгких , непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Выкрик обидного прозвища, драка – всё это агрессия, хотя и в различной форме. Под это определение не попадают случайные столкновения в коридоре, столкновения на спортплощадке. Зато оно подходит для рукоприкладства, прямых оскорблений, в том числе и «невинных» - дергание за волосы, «дразнилки» и «обзывалки».
Дискуссия «Составьте портрет человека, который является зачинщиком драки» (записываем на плакате) (см. Приложение № 6)
Выявление основных характеристик зачинщика драк
плохое настроение
насторожен
беспокоен
груб
вспыльчив
недоверчив
завышенная или заниженная самооценка
не умеет просить
необщительный
не умеет уступать
не умеет понять шутку
Знакомство подростков с позициями в общении и их последствиями (см. Приложене № 8)
Я плохой - Ты плохой
Я плохой – Ты хороший
Я хороший - Ты плохой
Я хороший - Ты хороший
Вопросы: В драке чаще всего какая позиция?
Какие последствия имеет каждая позиция?
Какая позиция наиболее подходит для дружеских отношений?
Кто отвечает за то, какие отношения у тебя складываются со сверстниками?
Игра «Я хороший »
Эмоциональное раскрепощение , создание благоприятной обстановки.
Первая серия: Дети выходят из-за парт и приседают. Начинают постепенно вставать и произносить фразу «Я хороший», усиливая громкость голоса. Потом постепенно уменьшают громкость и возвращаются в исходное положение.
Вторая серия: фраза «Я хороший – Ты хороший» проходит аналогичным способом
Способы отреагирования гнева с учетом правила, введённого на первом занятии, «Не разрушать себя, других, окружающий мир» (см. Приложение № 7)
Создание списка способов улучшение эмоционального состояния.
Сначала дети предлагают свои способы. Записываем на доске, анализируем, используя правило. Затем добавляем
Проговорить свое чувство (говорить лучше, чем действовать)
Продышать
Заняться любимым делом
Поменять обстановку
Переключить внимание
Перенос на стену
Доведение до абсурда
Обесценить (не очень то и надо)
Физическая активность
Рисование
Общение
Посмотреть фотографии
Дротики
Прогулка
Работа по дому
Позвонить по телефону
Представить котенка на ладошке
«Кричим громко, но без голоса»
Массаж спины, лица
Отработка способа проговаривания своих чувств.
Практическое закрепление способа
Детям раздаются индивидуальные карточки (см. Приложение № 9) Необходимо продолжить фразы:
Когда меня обзывают, я чувствую.
Когда на меня кричат, я чувствую.
Когда у меня берут без разрешения вещи, я чувствую
Когда меня не понимают.
9.Обратная связь.
10. Домашнее задание: нарисовать рисунок «Мой гнев. Моя радость»
Классный час 3.
«Изучаем проявления агрессии»
Цель: Изучение и анализ индивидуальных проявлений агрессии у подростков.
Осознание детьми причин возникновения агрессивных эмоций.
Материал: Методика А. Басса-Дарки, индив. бланки для ответов, схема «кувшина эмоций» (авт. Ю. Б. Гиппенрейтер) и как раздаточный материал, цветные карандаши.
ХОД:
Разминка. Упр. «Я - хороший»
Знакомство с проявлениями агрессии.
Информирование о разнообразии проявлений агрессивного поведения
Физическая агрессия склонность к самому примитивному виду агрессии. Человеку свойственно решать вопросы с позиции силы. Возможно, образ жизни и личностные особенности мешают искать более эффективные методы взаимодействия. Существует вероятность нарваться на ответную агрессию.
Косвенная агрессия конечно, лучше ударить по столу, чем по голове партнера. Однако увлекаться этим не стоит. Стоит пожалеть мебель и посуду. Ведь это прямые убытки. Кроме того, так недолго и пораниться.
Раздражение плохо или даже хорошо скрываемая агрессия не сразу приведет к разрыву отношений с другим человеком, но будет разъедать человека изнутри, как серная кислота, пока не прорвется наружу. Когда прорвется см. "физическая и косвенная агрессия".
Негативизм реакция, типичная для подростка, совершающего бессмысленные и даже разрушительные для себя поступки из чувства протеста. Суть ее в пословице "выбью себе глаз, пусть у тещи будет зять кривой".
Обидчивость готовность видеть в словах и поступках других людей насмешку, пренебрежение, желание унизить тебя. Здорово отравляет жизнь.
Подозрительность готовность видеть в словах и поступках других скрытый умысел, направленный против тебя. В крайних своих проявлениях может быть симптомом нездоровья.
Вербальная агрессия за словом в карман человек не лезет. А зря. Последствия необдуманного слова могут быть куда более разрушительны, чем последствия драки.
Чувство вины когда никого не ударил, ничего не разбил, ни на кого не наорал, но возникает чувство дискомфорта, ощущение, будто в чем-то виноват?
Важно научиться распознавать свои эмоции и уметь ими управлять.
Диагностика проявлений агрессивного поведения (индивидуальная работа детей, анализ получившихся результатов) с помощью методики А. Басса-Дарки. (см. Приложение № 10)
Самодиагностика и самоанализ агрессивных проявлений
Обсуждение полученных результатов, составление на доске графика проявлений агрессии в классе.
Работа с «Кувшином эмоций » (авт. Ю.Б. Гиппенрейтер)
см. Приложение № 12
Осознание причин происхождения эмоций у человека
У каждого ребёнка вырезанный из бумаги кувшин, который они заполняют вместе с ведущим(записывают и закрашивают цветными карандашами «слои» кувшина)
«Представьте, что кувшин до краёв наполнен эмоциями. Начнём с самых неприятных – гнева, злобы, агрессии. Эти чувства можно назвать разрушительными, так как они разрушают и самого человека (его психику и здоровье), и его взаимоотношения с другими людьми. Они постоянные причины конфликтов, порой материальных разрушений, и даже войн. Поместим гнев, злобу и агрессию в самый верхней части кувшина. Эти эмоции проявляются во внешнем поведении в виде обзываний, оскорблений, ссор, драк, действий «назло» Теперь спросим: а отчего возникает гнев? Психологи отвечают на этот вопрос несколько неожиданно: гнев – чувство вторичное, и происходит он от переживаний совсем другого рода, таких как боль, страх, обида. В этих чувствах присутствует большая или меньшая доля страдания, поэтому они называются страдательными. Поэтому их нелегко высказать, о них обычно умалчивают, их скрывают. Почему? Как правило, из-за боязни показаться слабым.
Вернёмся к схеме, и спросим: а отчего возникают «страдательные» чувства? Их причина – в неудовлетворении психологических потребностей. Человеку нужно, чтобы его любили, понимали, уважали, чтобы он мог себя реализовать – в делах, учёбе, чтобы он был свободен. Любая потребность может оказаться неудовлетворённой, и это, как мы уже сказали, приведёт к страданию, а возможно и к «разрушительным» эмоциям.
Снова обратимся к схеме и посмотрим, есть ли что-нибудь, что лежит ниже слоя потребностей? Оказывается есть. Это отношение к самому себе или самооценка.
Установлено, что подростки с низкой самооценкой более склонны к агрессивным проявлениям, как защите своего «Я». Подростки со здоровой самооценкой открыты, общительны, доброжелательны и уверенны в себе и могут контролировать негативные эмоции..
Обратная связь.
Домашнее задание.
а)Подготовить сценку «Праздничный пирог» (см. Приложение № 11) Предлагаю 5 учащимся (по желанию) сценарий, который необходимо разыграть на следующем классном часе.
б)Нарисовать рисунок «Я в конфликте»
Классный час 4.
«Мы и конфликты»
Задачи: Ознакомление с понятием «Конфликт», стратегиями поведения в
конфликте.
Знакомство с этапами решения конфликтов.
Формирование практических навыков разрешения конфликтных ситуаций.
ХОД:
Актуализация опыта детей
Как часто происходят конфликты в вашей жизни?
Между кем происходят конфликты?
Могут ли происходить конфликты на международном уровне?
Чем заканчиваются конфликты?
Можно ли жить без конфликтов?
Просмотр домашних рисунков детей
Оценить, как воспринимаются конфликты детьми
Заполнение каждым ребёнком таблицы «Что для меня КОНФЛИКТ»
Анализ рационального и эмоционального реагирования на конфликтные ситуации
Ассоциация (образ)
Синоним
Что человек чувствует
Что человек думает?
Как человек действует?
Вопросы:
Какие у вас ассоциации на слово «Конфликт»?
Какие синонимы к данному слову можете подобрать?
Что вы чаще всего чувствуете?
Что вы думаете?
Как вы действуете?
После заполнения таблицы дети записывают свое определение конфликта
«Для меня конфликт – это . (ассоциации), когда я чувствую , когда я думаю. и действую, выбирая стратегию.. (заполняется после игры «Апельсин»)»
Игра «Апельсин»
Выход на разные стратегии поведения в конфликте
«Представьте, что я ваша сестра-близнец. У нас на двоих один апельсин. Он нужен и вам и мне. Как вы предлагаете поступить с ним.»
Дети предлагают варианты, которые ведущий записывает на доске
Поделить пополам
Отдать сестре
Забрать себе
Отдать кому-либо
Важно построить обсуждение таким образом, чтобы дети вышли на вопрос «Зачем?»
Ответ: Мне нужна цедра для выпечки пирога, а вы можете взять мякоть апельсина.
Знакомство со стратегиями поведения в конфликте
На основе проигранной ситуации определим, на сколько процентов удовлетворены интересы партнёров.
Мои интересы
100% Подавление Сотрудничество
( акула) (сова)
50% Компромисс (лиса)
Уход (черепаха) Уступка (медвежонок)
0% 50% 100% Интересы партнёра
Обсуждение:
Какая стратегия более эффективная?
В каких ситуациях наиболее подходит каждый их способов? Подавление - эффективно тогда, когда ситуация требует немедленного решения
Уступка- эффективно тогда, когда отношения важнее ; когда впереди произойдет естественная развязка событий
Уход – эффективно тогда, когда силы не равны; есть угроза для безопасности жизни и здоровья
Компромисс- эффективно тогда, когда важно сохранить отношения
Инсценировка сценки «Праздничный пирог»
Формирование умения определять индикаторы всех стратегий поведения в когфликте
Задание классу: Отследить все стратегии поведения героев сценки и соотнести их со схемой (акула-подавление, сова-сотрудничество, лиса-компромисс, черепаха-уход, медвежонок-уступка)
Знакомство с этапами решения конфликтов
прояснение ситуации (Что произошло?)
выявление интересов (Зачем? Почему?)
Набор вариантов решения.
Выбор наиболее подходящего варианта.
Разыгрывание ситуаций.
Практическая отработка навыка поэтапного решения конфликта
а) Родитель и ребёнок
Ребёнок отпрашивается гулять, родитель боится, что ему поздно придётся возвращаться, а встретить родители ребёнка не могут, т к уходят на работу .
б) Брат и сестра хотят играть в разные игры на компьютере
в) Одноклассники (Спор по поводу уборки кабинета. Один из них не может остаться после уроков, т. к. срочно надо домой.)
9. Обратная связь
Классный час 5.
«Вместе интереснее и веселее»
Составление коллажей
Задачи: Развитие коммуникативных способностей умение проявлять и выражать свои мысли и чувства, уметь договариваться, обсуждать замысел и поэтапно его выполнять
Развитие групповой сплоченности.
Формирование творческого мышления.
Разработка оригинальных идей и дизайнерских решений
Материал: листы ватмана по количеству групп (4), журналы, клей, ножницы, фломастеры,
краски.
Ход:
На первом уроке с помощью жеребьёвки мы распределились на 4 группы и выбрали тему коллажа. Каждая группа сообща в течение 25 минут выполняет своё задание.
Презентация коллажей
Учащиеся демонстрируют свои работы, обосновывают изображение и тему коллажа. Рассказывают о своих впечатлениях о работе в группе, отвечая на вопросы:
- Что затрудняло работу?
- Что помогало?
Ведущий оформляет таблицу
Что затрудняло
Что помогало
Обратить внимание на то, что помогает успешно решать поставленные задачи
Оформление правил общения в классе
Обобщение полученной информации и умений как ориентир для дальнейших позитивных изменений в отношениях в классе. Составление списка правил
Обратная связь
Литература.
«Агрессия и агрессивность» журнал «Школьный психолог» № 25-28, 2000 г.
Боршевецкая Л. «Как научиться жить без драки» журнал «Школьный психолог» № 10, 2006 г.
Гиппенрейтер Ю. Б. «Общаться с ребёнком. Как?» М. «Генезис»2001 г.
Микляева А. В. «Я-подросток»СПб «Речь»2006 г.
Осипова М «Часы профилактики. Конфликты в подростковом возрасте» журнал «Школьный психолог № 14, 2005 г.
Профилактика агрессивных и террористических проявлений у подростков. Под ред. И. Соковни М, «Просвещение» 2005 г.
Семенюк Л. М. «Психологические особенности агрессивного поведения подростков и условия его коррекции» М. «Флинта» 1998 г.
Томас А. Харрис «Я хороший, ты хороший» М. «СОЛь» 1993 г.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 141915
Мысли Эмоции
Поведение
Поведение
Заголовок 1Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415