Творческий отчет руководителя МО русского языка и литературы за 2015-2016 учебный год


Анализ работы за год руководителя МО по предметам :русский язык и литература.
Общая проблема, над которой продолжает работу МО русского языка и литературы, «Формирование коммуникативной компетенции учителя и учащихся как средство повышения качества образования»
Задачи учителей методического объединения русского языка и литературы:
1. Обеспечение диагностического сопровождения уч-ся.
2.Совершенствование профессионального мастерства педагогов
3.Реализация Программы « Одаренные дети».
4.Продолжать работу по преемственности в обучении русскому языку в начальных классах и среднем звене.
5.Подготовка учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.
6.Продолжить работу элективных курсов в 9 классах.
Каждым педагогом, исходя из общей проблемы, была определена тема работы по самообразованию.
№ п/п Ф.И.О. учителя Тема по самообразованию Практическое воплощение Где представляется опыт учителя по теме
Сангариева Л.М Использование инновационных технологий в образовательном процессе для повышения мотивации к предмету и качеству образования. Открытый урок СЕМИНАР
Ибрагимова К ШИспользование современных технологий как способ формирование предметных компетенций учащихся на уроках русского языка .Обобщение опыта заседание МО
Магомадова ОШ Развитие критического мышления через интеграцию технологий Творческий отчет заседание МО
Джакалаева Т.С : «»Использование ИКТ на уроках русского языка и литературы Доклад заседание МО
Все учителя МО имеют высшее образование ,первую квалификационную категорию,и стаж работы не мене 6лет

В 2015-2016 году было проведено 5 заседаний методического объединения со следующей тематикой:
Основными формами проведения заседаний школьного МО учителей русского языка и литературы были практикумы, практические семинары .Практическая часть представляла собой открытые уроки с последующим самоанализом, изучение нормативных документов и методических рекомендаций, проведение практикумов, мастер-классов,
отчётов по темам самообразования.
1) Анализ работы за 2014 — 2015 уч. год
1.Утверждение плана работы МО на 2015-2016уч.г.
2. Утверждение рабочих программ и календарно-тематического планирования.
3. Определение тем самообразования учителей-предметников;
4.Обмен методической литературой и средствами обучения.
2)Тема: « Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
1. Составление плана проведения предметных недель
2.Проведение школьной олимпиады, участие во Всероссийской заочной олимпиаде.
3.Оформление стендов по подготовке ОГЭ и ЕГЭ
4. Итоги входной диагностики.
3)Тема: « Роль и характер олимпиадных заданий на уроках русского языка и литературы»( д)
1. Итоги обученности учащихся за 1 четверть.( с)
2. Итоги школьного тура предметных олимпиад. (с)
3. Утверждение графика открытых уроков(п)
4. Отчеты по темам самообразования.
5.Отчет по проведению предметной недели.
4).Доклад по теме : «Развитие творческих способностей на уроках русского языка и литературы».
2.Итоги обученности за 3 -четверть
3.Взаимодействие МО учителей русского языка и литературы с МО учителей начальной школы. Вопросы преемственности.
4.Отчет по теме самообразования (о)
5).Доклад по теме : «Использование ИКТ на уроках русского языка» (д)
2.Подведение итогов работы МО за 2015 — 2016 учебный год.
3. Утверждение задач на новый 2016— 2017 учебный год.
4. Подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.
5. Отчет о работе МО.
7. Подготовка выпускников к экзаменам и к проведению ЕГЭ,ОГЭ.
С начала учебного года в школе ( с 17 по 25 сентября )была проведена входная диагностика 5-11 классов по русскому языку и литературе . Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего развития событий. Цель: Задачи диагностики:
1.Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД.
2.Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД и пробелов в знаниях по предмету и определение дальнейших действий по устранению и заполнению имеющихся пробелов.
Анализ результатов входной диагностики в 5 а, б классах, 6а , 7а, 8б , 9б показал, что процент правильно выполненных заданий учащимися на низком уровне по всем разделам и темам.
Анализируя допущенные ошибки учащихся в этих классах по разделам учебной программы «Морфология, Орфография, Пунктуация ,Синтаксис» ,в целом по русскому языку, можно сделать вывод, что достаточно низкий уровень знаний выявлен по изученным темам.
Основные затруднения В 5 классах вызвали задания:
1.Правописание приставок ПРЕ – ПРИ;
2.Падежные окончания существительных ;3.Суффиксы имен существительных –ек,-ик,-чик,-щик;
4.Правописание НЕ со словами разных частей речи;
5.Знаки препинания в простом предложении
6.6.Правописание о/а,е/и в корне слова.
7.Однокоренные слова
Данные по итогам проведенного диагностирования приведены в таблице ниже.
Вывод :низкий уровень усвоения базовых знаний показали классы по предмету:
5-«а» класс– русский язык 21% качество 50% успеваемость ( учитель Сангариева Л.М)
5 «б» класс- русский язык 32% качество 65% успеваемость( учитель Сангариева Л. М)
6-«а» класс – русский язык 40% качество 68% успеваемость ( учитель Сангариева Л. М
7-«а» класс – русский язык 29% качество 82% успеваемость ( учитель Джакалаева Т.С)
8-«а» класс– русский язык 25% качество 67% успеваемость ( учитель Ибрагимова К .Ш.)
8 «б» класс- русский язык 10 % качество успеваемость 10%
9 «б» класс – русский язык 3ачет 3 незачет 9 30% успеваемость ( учитель Ибрагимова К Ш )
Удовлетворительный уровень усвоения базовых знаний показали классы по предмету:
7"Б" – русский язык 55% качество – 100% успеваемость (учитель Джакалаева6-«б» класс – русский язык 73% качество – 78% успеваемость ( учитель )Сангариева Л М
 Средний уровень усвоения базовых знаний показали классы по предметам:
10классы русский зачет 84% успеваемость (учитель) Ибрагимова К Ш
9А класс – русский язык Зачет 11 из 13 протестированных - 87% успеваемость (учитель Ибрагимова К Ш)

Таблица показывает, что ….учителя :Сангариева Л М , Джакалаева Т С., Магомадова О Ш работают добросовестно.Используя методы и приемы .для достижения результативности в своей работе. Применяют новые технологии и здоровьесберегающие технологии на уроках .
Исходя из структуры ошибок, было решено на заседании МО наметить план работы по устранению пробелов в знаниях, составлено тематическое планирование по западающим темам ,заведены диагностические карты на каждого ученика и график работы с ними.В декабре того же года С 14.12 по 26.12.15 была проведена промежуточная диагностика уровня обученности за 1 полугодие, во всех классах с 5 по 11 класс , которая показала следующие результаты : (результаты сравнительного анализа диагностики прилагаются)
Сравнительная таблица входной и промежуточной диагностики в классах: 5 , 6, 7 ,8 ,9 ,10,11
№ класс Учитель Тестирование по итогам диагностических работ 2015-2016 учебный год Уровень
Обученности 
 
Процент успеваемости
на начало Процент
успеваемости
за 1 полугодие
Процент качества
на начало Процент
качества
за 1 полугодие 1. 5 а Сангариева Л М 50% 86% 21,9 % 51% удовлетворительный
2. 5 б Сангариева Л М 68 % 65% 32,3 % 57% низкий
3. 6а Сангариева Л М 8 1% 71% 44,5% 55% низкий
4. 6б Сангариева Л М 78% 76% 61,3% 78% средний
5. 7а Джакалаева Т У 100 % 100% 29 % 37% низкий
6. 7б Джакалаева Т У 100% 100% 60% 71% средний
7. 8а ИбрагимоваК Ш5 незачет 9 зачет зачет 9 14 зачет средний
8. 8б ИбрагимоваК Шнезачет 0 Зачет 14 Зачет 14 Зачет 8 низкий
9. 9а ИбрагимоваК Шнезачет 2 85% зачет 11 Зачет 11 средний
10. 9б ИбрагимоваК Шнезачет 9 Незачет 4 зачет 3 -зачет 7 низкий
11
10 ИбрагимоваК. Ш. незачет 5 100% Зачет 9 Зачет 11 -средний
12 11 Багаева Р. Ш. Зачет 6 незачет 3 незачет 2 зачет 7 высокий
Диагностика была проведена в форме тестов , критерии оценивания – балловая .
Диагностика показала , что уровень обученности в сравнении с входной аттестацией повысился в среднем по русскому языку на 10% в 5-11 классах. Было решено продолжать работать в этом направлении и стремиться к достижению оптимального результата по уровню качества знаний по предмету.
Важнейшим направлением работы МО русского является совершенствование педагогического мастерства через систему повышения квалификации .Основной задачей МО учителей русского языка и литературы в 2015-2016 учебном году стало оказание методической помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства через :семинары, вебинары, открытые уроки ,конкурсы..
Учителями-членами МО русского языка Магомадова Р. Ш. приняла участие в Республиканском конкурсе « Педагогическая поэма» и заняла 2 место. ; Дашаева Э.С., Магомадова приняли участие в дистанционном Всероссийском конкурсе «Литературная Чечня», заняли 2 место. Также нашими учителями Сангариевой Л. М. и Багаевой .Р Ш. были созданы свои учительские сайты, где были размещены разработки уроков с целью совершенствования педагогического мастерства и обмена опытом . В результате этой работы учителя были награждены грамотами и свидетельством сайта © 2012–2015 Проект «Инфоурок».А также одним из важнейших направлений работы МО яв-ся совершенствование пед. мастерства через систему повышения квалификации .
Согласно внутришкольному плану в 2015 году учителя прошли курсы повышения квалификации по темам.
:«Содержательные технологические аспекты введения ФГОС», « Современные подходы преподавания на уроках
русского языка и литературы». « Обеспечение участие во Всероссийском конкурсе сочинений учащихся».
Были проведены открытые уроки в 5-9 классах учителями предметниками . Организовано взаимопосещение уроков с обязательным анализом учебной работы . Для решения текущих вопросов, а также для оказания помощи учителям в совершенствовании педагогического мастерства, в соответствии с планом ВСОКО была создана творческая группа в составе учителей : Дудаева А В, Хаджиева Ф В, Сангариева Л М, Бекаева З С, Абакарова Д Я. Магомадова О. Ш.
Большое место в работе МО было отведено участию в различных муниципальных, региональных и федеральных проектах. В течение первого полугодия в школе проводилась плановая работа с одарёнными детьми.

Согласно ВСОКО плану по школе были проведены олимпиады по предметам :русский язык и русская литература. Учащимся была предоставлена возможность попробовать свои силы, начиная с 7-го по 11 классы . Каждый предметник подготовил тексты заданий для учащихся по основным предметам: русский язык и литература.
 В целом в школьном туре предметных олимпиад по русскому языку и литературе приняли участие 48 учащийся 7-11 классов. По итогам школьного тура предметных олимпиад грамотами были
награждены 10 победителей и 20 призеров с 7-11класс, занявшие 1,2,3 места. 7 класс Данчаева Л. Эскиев Т, Хажаева М., Махмудов Х,8 класс
Сулейманов Дени, Мовсарова М, Манаев Л- А, Эльмурзаев Ю,9 класс Закриева Л,Демельханова М,
10 клас Джабраилова А, Кайпаева М, Астемирова Х, Дударова Т,
11 класс Данчаева Х, Ахмутханова А. , Ульбаев А, Закриева П., И.Т.Д.
По итогам школьного тура предметных олимпиад была сформирована школьная команда для участия на городском уровне по предмету русский язык и литература.ДанчаеваХ, Данчаева Л, Ахмутханова А, Джабраилова А, Закриева П, Сулейманов Д, Хажаева М, Астемирова Х.
В соответствие с Программой «Одаренные дети, дети с повышенной мотивацией к учебе» и планом работы на 2015-16 учебный год в сентябре - октябре 2015 года был скорректирован банк данных способностей учащихся, их одаренности на основе психолого- педагогического тестирования, индивидуальных собеседований и непосредственной практической деятельности учащихся.

Банк данных способных детей составил 30 учеников.
5 «а» класс: Хамастханова А ,Нагаева Х, Ахтаев М.
5 «б» класс :Хакимова З, Животханова А, , Гермеханов М , Гермеханова А,Мовсарова М
6 «а» класс :Кайпаева Т,Ульбаев М
6 « б»класс: Сальмурзаев А , Хожаева А, Гайтукиева Л.,.Тайсумова З.,Эскерханов А
8 «а» класс :Сулейманов Д, Мовсарова М,
7 «Б» класс: Хажаева М , Гумаева Л, Эскиев Т, Ахтаев М,Хаджимуратова Д, Данчаева Л.
10 класс: Джабраилова А. , Астимирова Х. ,Демельханова М,.11 класс: Данчаева Х, Ахмутханова А, Закриева П, Исакова Х,
Не первый год МО учителей русского языка и литературы работает по развитию одаренности учащихся. Особенностью целенаправленной работы учителей МО является создание благоприятных условий развития творческого, интеллектуального потенциала всех учащихся. С этой целью проводятся школьные олимпиады, дети вовлекаются на участие различных конкурсах и во Всероссийских заочных олимпиадах, а также в муниципальных и Всероссийских очных олимпиадах .Победители и призеры были награждены почетными грамотами и призами.
Ученица 6 класса и 7 класса Хожаева Мадина и Хожаева Амина приняли участие в конкурсе «Живое слово» 15 марта 2016г , который проходил в городе Грозном..Приняли участие в конкурсе «ЛИТЕРАТУРНАЯ ЧЕЧНЯ» Данчаева Х. и Хажаева М(11 кл. и 7 кл)
Наши ученики приняли участие в муниципальной научно-практической конференции «Шаг в будущее -».
Ученица 9 класса Джабраилова заняла 1 –место в городской Научно – практической конференции с работой по теме « Алаудди Устарханов герой ВОВ».
Ребята нашей школы участвовали во Всероссийских заочных олимпиадах по русскому языку и литературе:
В олимпиаде г Обнинск « Познание и творчество», «Инфоурок» ,. «Пегас» приняли участие -30 учеников
В конкурсе «Русский медвежонок» приняли участие- 60 учеников по предмету русский язык .В олимпиаде «Инфоурок»-10 учеников получили 2,3места ,свидетельство и сертификаты за участие .
В рамках дополнительного образования учителями проведена определенная работа. Так в работе кружка Краеведение приняли участие 8 уч-ся среднего уровня(6кл- Хожаева Амина,7кл Хажаева ,Данчаева-2,Сальмуз. Казаева,Джабраилова 10кл. Закриева П., Салгириева,).Результатом работы стали НПработы, которые заняли в городской НПК-1-3 места, а во Всероссийских. –дипломы за 2 место

На уроках русского языка используются материалы научно-исследовательских работ учащихся.
Победители приняли участие в муниципальном этапе Всероссийской очной олимпиады. Показали хорошие результаты . Хажаева Мадина ученица 7 класса заняла 1 место в городской олимпиаде по литературе.В течение года ученики среднего и младшего уровня принимали участие во Всероссийской заочной олимпиаде «Познание и творчество» МАН «Интеллект будущего». «Пегас», «Русский медвежонок», « Инфоурок». В международной олимпиаде по языкознанию «Русский медвежонок» в среднем и старшем звене принимали участие все классы, начиная с 5.. Активное участие в подготовке ребят к олимпиадам приняли учителя русского языка и литературы: ( Магомадова О.Ш.,Ибрагимова К Ш., Сангариева Л.М.), Участие в олимпиадах проводилось по турам: Летний, Осенний, Зимний и Весенний. Всего во всех турах приняли участие 68 человек.

п/п Ф.И.О. учителя предмет Вид конкурса, уровень Кол-во
участн. призеры
1. Сангариева Л М Русский
язык «Русский медвежонок»
Всероссийский
25 Хожаева А.
Сальмурзаев А.
Цалцаев У.
Хамастханова А.
Хакимова З.
Нагаева Х. Кахаева Х
2 Джакалаева Т.С.
Русский
язык «Русский медвежонок»
Всероссийский 18 Данчаева Л.
Хажаева М.
Гумаева Л
Эскиев Т.
3 Магомадова О.ШРусский
язык «Русский медвежонок» Всероссийский
15 Данчаева Х
Салгереева
Закрива ПАхмутханова А4 ИбрагимоваК.Ш.
Русский
язык «Русский медвежонок»
Всероссийский 10 Сулейманов ДДжабраилова АВагапова АУчащиеся школы в рамках реализации программы «Одаренные дети» принимали участие в районных, городских и Всероссийских конкурсах, награждены Похвальными грамотами, дипломами: Хожаева Амина ,Сальмурзаев Айнди ,Данчаева Линда ,Цалцаев Умар, Гайтукиева Л , Кайпаева Т, Башаев Арби . Хамастханова А, Нагаева Х.и.т.дХожаева Амина 6 класс И Данчаева Линда 7 класс стали победителями Международной олимпиады «Олимп» в городе Москва ,заняли 1-е и 2- место.
Если в предыдущем учебном году во Всероссийских заочных олимпиадах по русскому языку приняли участие 30 человек ,то в 2016учебном году в олимпиаде только по предмету русский язык и литература приняли участие от 60 до 70 уч-ся нашей школы. В течение учебного года учащиеся принимали активное участие в различных конкурсах и занимали призовые места .Таким образом, процент участия во Всероссийских олимпиадах от общего числа обучающихся составил в текущем учебном году 30%.учащихся
.
Хорошо оформленный предметный кабинет является одной из форм мотивации к обучению.
К началу 2015-2016 учебного года оформлен кабинет русского языка и литературы, Приобретены компьютеры, сканер, принтер, видеопроекторы. Кабинет оснащен необходимой методической литературой. В городском конкурсе кабинетов кабинет русского языка и литературы языка занял 3- место.
Творчество детей невозможно без творчества учителей. Учителя нашей школы работают над формированием таких ключевых компетенций обучающихся, без которых современный человек не сумеет сориентироваться ни в общественной жизни, ни в постоянно растущем информационном пространстве.
Проще говоря, учителя школы ставят перед собой задачу научить выпускника необходимым ему умениям самому выстраивать свою жизненную модель, добывать новые знания, использовать их, беречь свою жизнь и здоровье, владеть современными информационно-коммуникационными технологиями.
Учителя школы выбирают такие формы обучения, при которых гибко и вариативно используются разнообразные приемы, методы обучения, не характерные для традиционного урока. Широко используются аудио, видео и компьютерная техника.

Одним из средств привития любви и внимания к предметам является Предметная неделя, т.к. она предполагает развитие у школьников не только интереса к предмету, но и пробуждает желание самостоятельно работать с дополнительной литературой, словарями, справочниками, научно-популярной литературой.
С 16ноября по 21 апреля была проведена Предметная Неделя. Предметная неделя является одной из форм учебной деятельности, которая может повлиять на развитие личностных особенностей учащихся.
Цель проведения предметной недели:
1.Совершенствование педагогического мастерства учителей, пополнение «методической копилки».
2.развитие интереса к русскому языку и воспитание потребности его изучать.
3. развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;
4.способствовать повышению образовательного уровня;
5.обучать детей самостоятельности и творчеству;
6.организовать работу информационного центра
Исходя из намеченной цели, определены задачи в соответствии с планом работы МО учителей русского языка и литературы .
План проведения недели русского языка и литературы
•Конкурс литературных газет 5-11 класс (16ноября)
•Устный журнал «Любитель русского слова» 6 класс (17 ноября)
•Конкурс знатоков « Люби и знай русский язык» 7 класс(18 ноября)
•Литературная игра «Русская старина ?»10 класс (19 ноября)
•Подготовка к конкурсу чтецов, посвященному творчеству Л Н Толстому (20 ноября)
•Литературный вечер «Час поэзии» 21 ноября
•Подведение итогов недели. Награждение победителей ( 23 ноября на общешкольной линейке)
В 2015-2016 учебном году в рамках мероприятий, посвященных неделе русского языка, был организован вечер «Час поэзии», посвященный поэтам Серебряного века. В открытом мероприятии приняли участие уч-ся 5-9 классов. Вечер был организован учителями Сангариевой Л.М. и Магомадовой О.Ш. К 187-летию со дня рождения классика Л. Н. Толстого в кабинете подготовлен стенд « Л.Н. Толстой в Чечне» учащимися 10-го класса.
Кроме того предметная неделя – это прекрасная возможность для ученика заявить о себе и даже определить свой дальнейший профиль обучения. В воспитательном плане – это возможность сотворчества, сотрудничества ученика и педагога.

В первый день предметной недели был проведён конкурс литературных газет 5-11 классов.
Приняли участие учащиеся 5 –11классов. Первое место в конкурсе литературных газет было присуждено учащимся 6 б класса
В течение предметной недели работал радиоузел , учащиеся читали стихи разных поэтов…
17 ноября Устный журнал «Любитель русского слова» в 6 классе . Вечер был посвящён творчеству писателя А С Пушкина. Ребята читали стихотворения .С помощью презентаций и рассказов ведущего, учащиеся ближе познакомились с творчеством замечательного русского поэта А С Пушкина .
18 ноября был проведен Конкурс знатоков « Люби и знай русский язык» между учащимися 7б и 7а класса ,который провела учитель русского языка и литературы Джакалаева Т У .
19 ноября в 10 классе была проведена Литературная игра «Русская старина» учитель Ибрагимова К Ш.
Ребята подготовили презентацию по теме « Русская старина», а также учащимися были заготовлены вопросы.
20 ноября Прошёл конкурс чтецов среди учащихся 5-11 классов. Ребята очень выразительно, с любовью читали стихи разных поэтов. Многие стихи ученики слышали первый раз, поэтому у многих появилось желание посетить школьную библиотеку и познакомиться с творчеством этих поэтов.
По итогам конкурса были присуждены места с учетом возрастных ограничений .Ученица 7 и 9 класса разделили
1-место за стихотворение «Некрасивая девочка»и «Смерть поэта»Хажаева Мадина и Демельханова Мелана2-место получили учащиеся 6 и 5 класса Хожаева Амина и Демельханова Селима.
З -место ученица 6 класса и 11 класса Гайтукиева Лиза и Закриева Петимат.
21 ноября Литературный вечер «Час поэзии»
Мероприятие прошло в кабинете русского языка и литературы .В проведении мероприятия помогали учителя русского языка Джакалаева Т С ., Магомадова Р Ш..Совместная организация мероприятия принесла немало интересных впечатлений как для участников так и для организаторов . Вечер получился насыщенным и плодотворным.
Чтение стихов , мини инсценировка по произведениям классиков мировой литературы , слайдовая презентация «заочная экскурсия» по Пушкинским местам , а также чтение стихов в исполнении учителей словесников произвели неизгладимое впечатление на учителей и учащихся .
Такие предметные недели нужны как детям, так и учителям. Они вносят свежую струю в учебную и внеклассную жизнь школьного коллектива.
А также в рамках предметной недели были проведены открытые уроки по предмету русский язык и литература в 6, 7 ,9 классах.
Уроки учителя русского языка и литературы Джакалаевой Т С.. были насыщены различными творческими работами, взаимопроверка, весь урок прошел в поисковой и исследовательской форме.
Учитель Сангариева Л М. применяет на уроках новые технологии, преимущество которой состоит в том, что учащиеся учатся высказывать и отстаивать свою точку зрения, сопоставляют ее с мнением других учеников, проводит работу в группах , дети составляют схемы, таблицы, что активизирует мыслительную деятельность, развивается критическое мышление и поисковая активность учащихся.
Учитель Магомадова Р.Ш. использует на уроке такие формы работы как диалог, групповая работа. Учебная дискуссия способствуют росту активности учащихся, развитию их творческих способностей.
Огромное значение было уделено воспитательной работе .
Организовали и провели три поездки в музей им. А-Х. Кадырова
Разработаны и проведены мероприятия, посвященные Дню Славянской письменности .
2 октября, на общешкольной линейке учащиеся были ознакомлены с мероприятиями и конкурсами, посвященные Дню славянской письменности.
План проведения недели Славянской письменности
1.Конукурс стенгазет с 5-11 класс
2.Конкурс чтецов 5-11 класс
3.Ярмарка 1 -4 класс
4.Народные песни и танцы 6 класс
5.Литературный вечер посвященный Дню Славянской письменности.
В течение недели в классах проводились уроки славянской письменности.
Цель данных уроков – показать особенности возникновения отечественного книгопечатания, развивать умение анализировать, систематизировать и сопоставлять фактический материал, воспитывать интерес и уважительное отношение к истории, языку и традициям народа, чувство патриотизма.
1.Оформлен тематический стенд КАКОЙ
2. Единый урок для 7-10 классов «Откуда есть пошла славянская письменность».
Цель: Убедить учащихся, насколько важна письменность в истории любого народа. Ведь именно с письменности начинается подлинная история народа, история культуры, берет начало наука, литература и искусство. Что именно письменность помогает народу сплотиться, осознать свое духовное и историческое единство.
3.Была проведена ярмарка « Дары осени».
4.Был проведен конкурс стенгазет и рисунков.
5. На завершающем этапе было проведено мероприятие в актовом зале с участием учащихся с 5 по 11 класс .
Одной из наиболее важных задач в работе учителей предметников является работа по реализации программы «Я сдам ЕГЭ»
Согласно внутришкольному плану проводилась диагностическая работа по предмету в рамках программы «Я сдам ЕГЭ!», «Я сдам ОГЭ». Основной целью диагностики была оценка качества по русскому подготовки выпускников средней (полной) школы. Учебный год был завершен организованно. Администрация школы и педколлектив провели большую подготовительную работу по подготовке итоговой аттестации:
- Оформлена надлежащая документация (аттестационные папки, приказы, протоколы педсоветов, родительские собрания, классные часы ит.д.)
- вопросы итоговой аттестации включены в план работы школы на учебный год.
-Все организационные вопросы, связанные с нормативными документами и особенностями организации проведения ОГЭ доводились до сведения выпускников и их родителей( законных представителей) под подписи.
- в течение года учителя-предметники на заседаниях МО обсуждали методические письма с анализом проведения ЕГЭ по предметам.
-Проводилась активная подготовка к участию школы в ОГЭ по русскому языку, и предметам по выбору.
-Расписание проведения консультаций для учащихся 9-11 кл. составлено вовремя .На каждого ученика заведена индивидуальная диагностическая карта для того чтобы, проследить результаты обученности и готовности уч-ся к ЕГЭ и ОГЭ.
-Составлен график дополнительных занятий для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ и реализовывался в течение года.

В 2014-2015 учебном году учащиеся 11 класса сдавали экзамен в форме ЕГЭ. Результаты ЕГЭ являются одним из показателей качества знаний учащихся. Школе был составлен план-график подготовки к ЕГЭ, согласно которому были проведены совещания при директоре « Подготовка школы к проведению ЕГЭ», заседание методического совета «Организация методической работы по вопросам подготовки к ЕГЭ», инструктивно-методическая работа с классными руководителями, учителями, выпускниками и их родителями о целях и технологии ЕГЭ, заседания школьных МО «Содержание ЕГЭ и условия подготовки к экзамену», по графику проводились собрания с родителями и учениками; были изучены принятые нормативные документы и материалы, систематизирован опыт в этом направлении, оформлены информационные стенды «ЕГЭ» для выпускников и их родителей.
Учащиеся 11 кл. приняли участие в репетиционных экзаменах, по результатам которых были проведены консультации с анализом допущенных ошибок по русскому языку и математике.
5. Учителями велось профильное и предпрофильное обучение на базе школы через элективные курсы:
- 9 класс, русский язык, «Орфографический коллаж».
- 10 класс, русский язык, «Теория и практика написания сочинения-рассуждения»
Проведение ЕГЭ на этапе аттестации прошло по расписанию четко организованно. Наши учащиеся сдавали экзамены на базе школ города Грозного.. Единый госэкзамен в 2014-2015 учебном году сдали 15 учащихся .Выше среднего балла набрали: Нагаев А.,Цикиев Ю., Данчаева А., Асхабов Х. Ниже всех -24 балла- набрал Дагаев Х.
Таким образом, учащиеся показали хорошие результаты:
в 2014-2015уч.году средний балл составлял 54, а в 2015-2016году 66 балла.
Школьный средний балл по русскому языку идет по нарастающей:
Сравнительный анализ итогов единого государственного экзамена за 3 года:
Учебный год предмет Сдали ЕГЭ
Не сдали ЕГЭ
Кол-во %
Кол-во %
201-2014 Русский язык 15 100 2014-2015 Русский язык 15 100 - -
2015-2016 Русский язык 11 100 - -
Выводы:
Сравнительный анализ сдачи ЕГЭ в течение 3-х лет показывает, что результаты сдачи за последние 3 года - 100%.
В будущем учебном году администрация школы продолжит работу по улучшению результатов ЕГЭ. По итогам сдачи государственных экзаменов наметилась динамика роста качества знания, по сравнению с предыдущим 2015 годом значительно повысилось качество знания уч-ся 10 -11 классов. В 2015 году средний балл сдачи ЕГЭ составил 50%, а в 2016 году качество знания сдачи ЕГЭ 66% .
Анализ учебной деятельности по предмету русский язык и литература .5-9 классов.
Минувший 2015-2016 учебный год учителя русского языка и литературы завершили следующими показателями в учебной деятельности:
КлассВсего учащихся к концу учебного года Закончили наОставлены на повторное обучение% качествазнаний 2014-2015 уч. год% качествазнаний 2015-2016 уч. год% качестваЗнанийповысилось
«5» «4» и «5» 5 43 3 8 0 26% 33% 9%
6 39 4 9 1 43 51% 8%
7 - 7 1 39 46% 7%
8 - 5 2 17% 21% 4%
9 - 7 0 25% 32% 7%
Если судить об учебной работе школы по приведенным выше цифрам, то можно отметить повышение качества обучения в целом по школе на 5% в сравнении с 2014-2015 уч. годом.

Проанализировав работу ШМО, следует отметить, что методическая тема и вытекающие из нее темы методических объединений соответствуют основным задачам, стоящим перед школой; тематика заседаний отражает основные проблемы, стоящие перед учителями; выводы основывались на анализе, практических результатах, позволяющим сделать методические обобщения. Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения
Все учителя ШМО посетили уроки своих коллег по методическому объединению с последующим обсуждением и анализом.
Проводилась работа по овладению учителями современными методиками и технологиями обучения. Уделялось внимание формированию у учащихся навыков творческой исследовательской деятельности; сохранению и поддержанию образовательной среды и творческой деятельности, но, вместе с тем, остаётся ряд нерешенных задач.

•не найдена такая форма организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение учебного материала всеми учащимися на самом уроке, но и их самостоятельную познавательную деятельность, способствующую умственному развитию.
•всё ещё малоэффективной остаётся работа по формированию мотивов учения, возбуждения познавательного интереса учащихся по теме, повышения их эмоционального настроения и обеспечения единства обучения, воспитания и развития.
Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:
1.Организовать работу с «сильными учениками», продумать организацию работы с одарёнными детьми;
2.Продолжить процесс самообразования;
3.Активизировать использование инновационных технологий;
4.Работать над пополнением методической «копилки» школы;
5.Повышать качество знаний обучающихся.