Образовательная программа дополнительного образования детей «Страна Театралия»
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Страна Театралия»
Возраст детей: 6-8 лет
Составитель:
Касимова Любовь Алексеевна,
педагог дополнительного
образования 1-ой категории
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность программы.
Проблема культуры общения, культуры разговорной речи стоит в современном обществе достаточно остро. Лексикон школьника изобилует жаргонизмами, вульгаризмами и прочими «измами». Когда такой молодой человек выходит в «большую» жизнь, то понимает, что с данной речью не может быть интересен людям, от которых зависит его судьба, его, в конечном итоге, карьера. Таким образом, не могут быть реализованы сформированные во время получения образования основные компетенции: в самостоятельной познавательной деятельности, в гражданско-правовой сфере, культурно-досуговой сфере и др., так как не сформирована главная, на наш взгляд, компетенция - в коммуникативной сфере, не освоив культуру языка, человек не может считаться компетентной личностью.
Занятия в школьном театре помогают молодому человеку понимать и ценить красоту родного языка, богатство мировой литературы. Выступая на сцене перед аудиторией сверстников и взрослых зрителей, дети начинают понимать общественную значимость своего творчества, просветительскую роль искусства, эстетическую функцию звучащего слова.
Знакомство с произведениями наших лучших писателей дает возможность глубже, по-новому узнать жизнь и людей, овладеть родным языком во всем его многообразии.
НАПРАВЛЕННОСТЬ дополнительной образовательной программы - художественно-эстетическая.
НОВИЗНА и актуальность, педагогическая целесообразность.
Воспитание молодежи на лучших образцах отечественной и мировой литературы и в лучших традициях российского красноречия было и будет актуально во все времена. Новизна данной программы в том, что практическая часть занятий специально разработана так, чтобы во время этюдов, упражнений и индивидуальных занятий участник коллектива осваивал новые компетенции, другими словами, получал опыт поведения в той или иной жизненной ситуации, искал пути решения поставленной перед ним проблемы.
Педагогическая целесообразность программы в том, что она способствует развитию творческого мышления ребенка, образной памяти и грамотной речи. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служит для достижения этой цели.
Программа является МОДИФИЦИРОВАННОЙ, так как разработана на основе образовательной программы Роланы Всеволодовны Вейс «Студия художественного слова» (ж-л «Я вхожу в мир искусства», №3(55), 2002г.)).
ЦЕЛЬ: воспитание компетентной личности средствами художественного слова и театральной игры.
ЗАДАЧИ:
Формирование устойчивого интереса к литературе, театру, поэзии, искусству звучащего слова.
Развитие творческих способностей, творческого мышления.
Воспитание глубокого уважения к природе родного языка, его поэтическомубогатству и многообразию литературных жанров.
Обучение искусству словесного действия и основам актерского мастерства, умению композиционно выстраивать материал, увлечь зрителей темой произведения, авторской идеей, определять свою позицию в раскрытии замысла.
ВОЗРАСТ детей, участвующих в реализации программы – 11-14 лет(5-7кл).
Образовательная программа «Страна Театралия» рассчитан на детей среднего школьного возраста с преобладающей индивидуальной формой обучения без специального отбора.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ программы.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
ФОРМА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.
Обучение по программе может варьироваться.
Вариант 1
Вариант 2
Режим занятий
3 занятия в неделю по 1 часу (108)
2 занятия в неделю по 2 часа (144)
При этом содержание программы по варианту №2 расширенное по сравнению с вариантом 1.
Формы занятий предполагают теорию и практику, занятия-тренинги, занятия-дискуссии, занятия-экскурсии, занятия просмотры (итоговые).
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу обучения дети должны уметь:
-владеть диафрагмальным дыханием;
-владеть комплексом упражнений для снятия мышечного напряжения
-владеть комплексом упражнений для подготовки речевого аппарата к действию;
-придумывать и исполнять этюды на заданную тему;
-придумывать и исполнять этюды на тему прослушанного музыкального отрывка.
По теории дети должны знать:
-основоположников сценического искусства в России;
-основные положения системы К. С. Станиславского;
-основную сценическую терминологию.
В конце года состоится просмотр этюдов и драматических отрывков.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вариант 1
№
Темы
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Сценическая речь.
29
14
15
1.1.
1.2.
1.3.
Подготовка речевого аппарата к звучанию
Речевой аппарат
Речевое дыхание
3
4
2
2
1
1
1
3
1
1.4.
1.5.
1.6.
Орфоэпия
Ударение
Произношение
1
1
2
1
1
1
-
-
1
1.7.
1.8.
1.9.
Искусство художественного слова
Анализ литературного текста
Логика речи
1
5
1
1
2
-
-
3
1
1.10.
1.11.
1.12.
Конфликт
Жанр
Исполнитель
2
2
5
1
1
2
1
1
3
2.
Мастерство актера
29
12
17
2.1.
Этика актера
2
2
-
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
К.С. Станиславский и его система
Сценическое общение
Сценическое внимание
Чувство правды и веры
Воображение
Действие
1
9
5
3
4
5
1
1
2
2
2
2
-
8
3
1
2
3
3.
Сценическое движение
12
2
10
3.1.
Пластика
3
1
2
3.2.
Пластика активно действующих рук
3
-
3
3.3.
Действие и контр действие в пластике
3
1
2
3.4.
Психопластика
3
-
3
4.
Групповые тренинги и репетиции
38
-
38
4.1.
Тренинг на знакомство и сплочение группы
3
-
3
4.2.
Речевые тренинги
4
-
4
4.3.
Дыхательные тренинги
2
-
2
4.4.
Тренинг для разных групп мышц
2
-
2
4.5.
Тренинги к теме «Мастерство актера»
5
-
5
4.6.
Пластические тренинги
4
-
4
4.7.
Репетиции
18
-
18
Итого:
108
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вариант 1
1. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
1. Подготовка речевого аппарата к звучанию.
Теория. Что такое «речевой аппарат»? (беседа). Для чего нужна подготовка? (эвристическая беседа).
Практика. Самостоятельная работа (рисуем « речевой аппарат»).
Тема 1.2. Речевое дыхание.
Теория. Беседа о различных типах дыхания. Носовое дыхание (поверхностное, «верхнее»); диафрагмальное дыхание (глубокое, «нижнее»). Смешанное дыхание.
Практика. Упражнения для развития носового дыхания. Упражнения для развития диафрагмального дыхания. Упражнения для развития смешанного дыхания. Речевой тренинг. Тренинг для хорошей дикции.
1.3. Речевой аппарат.
Теория. Беседа о строении речевого аппарата. Речь. Дикция. Артикуляция. Практика. Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для речевого аппарата. Исследование резонаторов. Гигиенический самомассаж. Упражнения для развития слухового внимания. Упражнения для точного воспроизведения звука. Упражнения для правильной осанки. Упражнения для снятия зажимов мышц.
1.4. Орфоэпия.
Теория. Беседа. «История развития живой устной речи».
1.5 .Ударение.
Теория. Беседа «Особенности ударения в русском языке». Беседа «Произношение гласных и согласных звуков в зависимости от ударения « .
1.6. Произношение.
Теория. Беседа «Традиционное произношение отдельных слов и выражений». Эвристическая беседа «Местный говор».
Практика. Дидактическая игра по теме «Произношение». Речевой тренинг «Как избавиться от акцента».
1.7. Искусство художественного слова.
Теория. « Что такое «художественное слово» (беседа).
1.8.Анализ литературного текста.
Теория. Работа с терминологией. Текст. Фрагмент. Фраза. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Событийный ряд. Структура. Беседа «Типы композиций». Кольцевая. Линейная. Рамочная.
Практика. Определение типа композиции текста.
1.8. Логика речи.
Практика. Постановка логического ударения в тексте. Пауза. Практика. Определение авторского замысла в литературном тексте.
1.9. Конфликт.
Теория. Конфликт в литературном произведении. Типы конфликта (социальный и внутренний).
Практика. Работа с литературным текстом. Определение типа конфликта: «между кем и кем» - социальный; «между чем и чем» - внутренний.
1.10. Жанр.
Теория. Эвристическая беседа «Зависимость манеры исполнения от жанра и стиля произведения.
Практика. Жанровые сценки. Исполнение скороговорок в разной манере.
1.11. Исполнителя.
Теория. Эвристическая беседа. «Чьи идеи выражает исполнитель?» Работа с терминологией. Актуальность темы. Цель. Задача. Сверхзадача. Подтекст. Видение. Ассоциативный ряд.
Практика. Защита своей точки зрения на манеру исполнения. «Чью сторону в литературном конфликте я принимаю». Практика. Создание ассоциативного ряда.
2. МАСТЕРСТВО АКТЕРА
2.1 .Этика актера.
Теория. Беседа «Театр начинается с вешалки». Беседа «Театр - искусство коллективное». Беседа «Театр - искусство синтетическое». Эвристическая беседа «Виды театра». Рассказ о выдающихся деятелях русской сцены. К.С.Станиславский и В.Немирович-Данченко.
2.2. К.С.Станиславский и его система.
Теория: Общее представление (видеопрезентация).
2.3 .Сценическое общение.
Теория. Эвристическая беседа «Общение в жизни и общение на сцене». Вербальное и невербальное общение. Сценическое общение.
Практика. Психологический тренинг на знакомство (сплочение группы). Тренинг на общение. Этюды на общение. Работа в парах. Работа в группах. Просмотр этюдов по теме.
2.4. Сценическое внимание.
Теория. Эвристическая беседа «Для чего актеру внимание на сцене?» Чувство партнера. Оценка происходящего. Реакция на событие.
Практика. Упражнения и этюды на внимание. Упражнения и этюды на отработку реакции на событие. Контроль. Просмотр этюдов по теме.
2.5. Чувство правды и веры актера.
Теория. Беседа «Чувства и ощущения». Эвристическая беседа «Что чувствует актер на сцене?» Выражение чувств (интонация, мимика, жесты).
Практика. Тренинг на ощущения. Этюды на выражение чувств. Контроль. Просмотр этюдов по теме.
2.6. Воображение.
Теория. Эвристическая беседа «Для чего актеру воображение?» Терминология. Воображаемые предметы. Предлагаемые обстоятельства. Перевоплощение.
Практика. Тренинг «Действие в предлагаемых обстоятельствах».Этюды на действие с воображаемыми предметами. Этюды на перевоплощение. Контроль. Просмотр этюдов по теме.
2.7. Действие.
Теория. Беседа «Действие - основной элемент системы К.С.Станиславского». Терминология. Действие. «Если бы». Предлагаемые обстоятельства. Действие и контр действие. Конфликт.
Практика. Тренинг «Действие и контр действие». Тренинг «Слово и действие». Контроль. Просмотр этюдов по всему разделу.
3. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
3.1. Пластика.
Теория. Беседа «Язык тела и жестов».
Практика. Тренинг по теме.
3.2. Пластика активно действующих рук.
Практика. Упражнения для пластики рук. Тренинг по психопластике. Этюды «Птицы». Контроль. Просмотр этюдов. Пластический тренинг по теме «Действие». Предлагаемые обстоятельства: «Замок», «Лес», «Пустыня» и т.д. Психологический тренинг на развитие пластики тела. Наблюдение за животными. Пластические перевоплощения «Животные». Парные этюды на тему «Цирк» (дрессировщик - жесты; животное - пластика). Контроль. Просмотр этюдов на тему «Цирк».
3.3. Действие и контрдействие в пластике.
Теория. Беседа «Действие и пластика». «Да» и «нет» в пластике». Дополнение и отрицание.
Практика. Пластический тренинг «Разговор без слов». Пластические этюды на все элементы системы. Психопластика. «Действие и контр действие». Тренинг на память физических действий. Этюды на память физических действий. Контроль. Просмотр этюдов по теме «Действие».
3.4.Психопластика.
Теория.Что такое «психопластика» (беседа, видеоряд).
4.ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ И РЕПЕТИЦИИ
4.1.Тренинг на знакомство и сплочение.
Практика. Тренинг «Дерево». Тренинг «Тепло-холодно». Тренинг «Телепаты».
4.2.Речевые тренинги.
Практика. Тренинги по теме (звукоряд, чистоговорки, скороговорки).
4.3.Дыхательные тренинги.
Практика. Тренинги по методикам Ласкавой и Стрельниковой.
4.4.Тренинги для разных групп мышц.
Практика. Тренинги по теме (на расслабление и напряжении е мышц).
4.5.Тренинги к теме «Мастерство актера»
Практика. Тренинги на общение, внимание, воображение.
4.6.Пластические тренинги
Практика. Тренинги для развития пластики тела («Волна» , «Пластилин»).
4.7.Репетиции.
Практика. Репетиции одноактного спектакля.
УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Вариант 2
№
Темы
Всего часов
В том числе
Теория
Практика
1.
Сценическая речь.
29
14
15
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
1.8.
1.9.
1.10.
1.11.
1.12.
Подготовка речевого аппарата к звучанию
Речевой аппарат
Речевое дыхание
Орфоэпия
Ударение
Произношение
Искусство художественного слова
Анализ литературного текста
Логика речи
Конфликт
Жанр
Исполнитель
3
4
2
1
1
2
1
5
1
2
2
5
2
1
1
1
1
1
1
2
-
1
1
2
1
3
1
-
-
1
-
3
1
1
1
3
2.
Мастерство актера
29
12
17
2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
2.7.
Этика актера
К.С. Станиславский и его система
Сценическое общение
Сценическое внимание
Чувство правды и веры
Воображение
Действие
2
1
9
5
3
4
5
2
1
1
2
2
2
2
-
-
8
3
1
2
3
3.
Сценическое движение
12
2
10
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
Пластика
Пластика активно действующих рук
Действие и контр действие в пластике
Психопластика
3
3
3
3
1
-
1
-
2
3
2
3
4.
Групповые тренинги и репетиции
38
-
38
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
4.5.
4.6.
4.7.
Тренинг на знакомство и сплочение группы
Речевые тренинги
Дыхательные тренинги
Тренинг для разных групп мышц
Тренинги к теме «Мастерство актера»
Пластические тренинги
Репетиции
3
4
2
2
5
4
18
-
-
-
-
-
-
-
3
4
2
2
5
4
18
5.
Публичные просмотры, конкурсы, выступления
36
-
36
Итого:
144
28
116
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вариант 2
1. СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ
1. Подготовка речевого аппарата к звучанию.
Теория. «Речевой аппарат» (эвристическая беседа). «Как рождается звук» (беседа).
Практика. Рождение звука (наблюдение, исследование).
Тема 1.2. Речевое дыхание.
Теория. Беседа о различных типах дыхания. Носовое дыхание (поверхностное, «верхнее»); диафрагмальное дыхание (глубокое, «нижнее»). Смешанное дыхание.
Практика. Упражнения для развития носового дыхания. Упражнения для развития диафрагмального дыхания. Упражнения для развития смешанного дыхания. Речевой тренинг. Тренинг для хорошей дикции.
1.3. Речевой аппарат.
Теория. Беседа о строении речевого аппарата. Речь. Дикция. Артикуляция. Практика. Артикуляционная гимнастика. Гимнастика для речевого аппарата. Исследование резонаторов. Гигиенический самомассаж. Упражнения для развития слухового внимания. Упражнения для точного воспроизведения звука. Упражнения для правильной осанки. Упражнения для снятия зажимов мышц.
1.4. Орфоэпия.
Теория. Беседа. «История развития живой устной речи».
1.5 .Ударение.
Теория. Беседа «Особенности ударения в русском языке». Беседа «Произношение гласных и согласных звуков в зависимости от ударения « .
1.6. Произношение.
Теория. Беседа «Традиционное произношение отдельных слов и выражений». Эвристическая беседа «Местный говор».
Практика. Дидактическая игра по теме «Произношение». Речевой тренинг «Как избавиться от акцента».
1.7. Искусство художественного слова.
Теория. Беседа- презентация.
1.8.Анализ литературного текста.
Теория. Работа с терминологией. Текст. Фрагмент. Фраза. Тема. Идея. Композиция. Сюжет. Событийный ряд. Структура. Беседа «Типы композиций». Кольцевая. Линейная. Рамочная.
Практика. Определение типа композиции текста.
1.8. Логика речи.
Практика. Постановка логического ударения в тексте. Пауза. Практика. Определение авторского замысла в литературном тексте.
1.9. Конфликт.
Теория. Конфликт в литературном произведении. Типы конфликта (социальный и внутренний).
Практика. Работа с литературным текстом. Определение типа конфликта: «между кем и кем» - социальный; «между чем и чем» - внутренний.
1.10. Жанр.
Теория. Эвристическая беседа «Зависимость манеры исполнения от жанра и стиля произведения.
Практика. Жанровые сценки. Исполнение скороговорок в разной манере.
1.11. Исполнителя.
Теория. Эвристическая беседа. «Чьи идеи выражает исполнитель?» Работа с терминологией. Актуальность темы. Цель. Задача. Сверхзадача. Подтекст. Видение. Ассоциативный ряд.
Практика. Защита своей точки зрения на манеру исполнения. «Чью сторону в литературном конфликте я принимаю». Практика. Создание ассоциативного ряда.
2. МАСТЕРСТВО АКТЕРА
2.1 .Этика актера.
Теория. Беседа «Театр начинается с вешалки». Беседа «Театр - искусство коллективное». Беседа «Театр - искусство синтетическое». Эвристическая беседа «Виды театра». Рассказ о выдающихся деятелях русской сцены. К.С.Станиславский и В.Немирович-Данченко.
2.2. К.С.Станиславский и его система.
Теория. Беседа-презентация.
2.3 .Сценическое общение.
Теория. Эвристическая беседа «Общение в жизни и общение на сцене». Вербальное и невербальное общение. Сценическое общение.
Практика. Психологический тренинг на знакомство (сплочение группы). Тренинг на общение. Этюды на общение. Работа в парах. Работа в группах. Просмотр этюдов по теме.
2.4. Сценическое внимание.
Теория. Эвристическая беседа «Для чего актеру внимание на сцене?» Чувство партнера. Оценка происходящего. Реакция на событие.
Практика. Упражнения и этюды на внимание. Упражнения и этюды на отработку реакции на событие. Контроль. Просмотр этюдов по теме.
2.5. Чувство правды и веры актера.
Теория. Беседа «Чувства и ощущения». Эвристическая беседа «Что чувствует актер на сцене?» Выражение чувств (интонация, мимика, жесты).
Практика. Тренинг на ощущения. Этюды на выражение чувств. Контроль. Просмотр этюдов по теме.
2.6. Воображение.
Теория. Эвристическая беседа «Для чего актеру воображение?» Терминология. Воображаемые предметы. Предлагаемые обстоятельства. Перевоплощение.
Практика. Тренинг «Действие в предлагаемых обстоятельствах».Этюды на действие с воображаемыми предметами. Этюды на перевоплощение. Контроль. Просмотр этюдов по теме.
2.7. Действие.
Теория. Беседа «Действие - основной элемент системы К.С.Станиславского». Терминология. Действие. «Если бы». Предлагаемые обстоятельства. Действие и контр действие. Конфликт.
Практика. Тренинг «Действие и контр действие». Тренинг «Слово и действие». Контроль. Просмотр этюдов по всему разделу.
3. СЦЕНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ
3.1. Пластика.
Теория. Беседа «Язык тела и жестов».
Практика. Тренинг по теме.
3.2. Пластика активно действующих рук.
Практика. Упражнения для пластики рук. Тренинг по психопластике. Этюды «Птицы». Контроль. Просмотр этюдов. Пластический тренинг по теме «Действие». Предлагаемые обстоятельства: «Замок», «Лес», «Пустыня» и т.д. Психологический тренинг на развитие пластики тела. Наблюдение за животными. Пластические перевоплощения «Животные». Парные этюды на тему «Цирк» (дрессировщик - жесты; животное - пластика). Контроль. Просмотр этюдов на тему «Цирк».
3.3. Действие и контрдействие в пластике.
Теория. Беседа «Действие и пластика». «Да» и «нет» в пластике». Дополнение и отрицание.
Практика. Пластический тренинг «Разговор без слов». Пластические этюды на все элементы системы. Психопластика «Действие и контр действие». Тренинг на память физических действий. Этюды на память физических действий. Контроль. Просмотр этюдов по теме «Действие».
3.4.Психопластика.
Теория. Беседа-презентация.
4.ГРУППОВЫЕ ТРЕНИНГИ И РЕПЕТИЦИИ
4.1.Тренинг на знакомство и сплочение.
Практика. Тренинги по теме («найди пару», «договорись глазами»).
4.2.Речевые тренинги.
Практика. Тренинги по теме.
4.3.Дыхательные тренинги.
Практика. Тренинги по теме.
4.4.Тренинги для разных групп мышц.
Практика. Тренинги по теме.
4.5.Тренинги к теме «Мастерство актера»
Практика. Тренинги к разделам «внимание», «общение», «если бы», «предлагаемые обстоятельства».
4.6.Пластические тренинги
Практика. Тренинги по теме. Одиночные, парные и групповые пластические тренинги.
4.7.Репетиции.
Практика. Репетиции одноактного спектакля.
5.ПУБЛИЧНЫЕ ПРОСМОТРЫ И КОНКУРСЫ
5.Публичные просмотры и конкурсы.
Практика. Городской конкурс «Чук и Гек». Открытые занятия- просмотры.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
№
Тема
Методическое обеспечение
Методическая продукция
Методические рекомендации
Дидактический, лекционный материалы, методики, и т.д.
1
Сценическая речь
Антонова Т. Развитие речи.
Методическая разработка «Дыхательная гимнастика Стрельниковой на театральных занятиях с мл. школьниками»
Фото- и видеоматериалы
2
Мастерство актера
К.С. Станиславский «Мастерство актера», «Моя жизнь в искусстве»
Методическая разработка «Игр ы и упражнения», «Этюды и зарисовки на уроках театра»
3
Сценическое движение
Методическое пособие «Игры и упражнения на уроках театра»
Методическая разработка «Театральная игра и сценическое движение»
Диски с музыкой
4
Тренинги
Методическая разработка «тренинги на уроках театра для мл. школьников»
(приложение)
Методическая разработка «Тренинги для сплочения группы», «Тренинги на все виды общения», «Тренинги на воображение».
Диски с музыкой
5
Репетиции
Методическое пособие «Этика репетиций»
Инсценировка сказки «Сплошные загадки».
Диски с музыкой
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Антонова Т. Развитие речи. Ярославль 1997.
Брук П. Пустое пространство. - ML, 1976
Ершов П.М.. Искусство толкования в 2-х тт.. Дубна 1997.
Ершов П.М.. Технология актерского искусства. М. 1992.
История зарубежного театра. Учебник для культурно-просветительных и театральных уч. заведений в 3-х тт. Ред. Г.Н. Бояджиев. - М., 1971.
Кемеровский А. Пластическая выразительность актера. - М., 1976
Клюева Н.В., Ю.В. Касаткина. Учим детей общению. Ярославль 1997.
Кнебель М.И. Поэзия педагогики 2-изд. - М., 1984
Козлов Н.ФИЛОСОФСКИЕ СКАЗКИ. М., «ACT-ПРЕСС» 2000.
Козлянинова И.П. Произношение и дикция. - М., 1977
Кох И. Основы сценического движения. - Л., 1970
Кохтев Н.Н. РИТОРИКА М., Просвещение 1994
Кряжева Н.Л.. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.
Максимова Л.. Как разговорить собеседника. М., «ACT-ПРЕСС КНИГА» 2004.
Петрова А.Н. Сценическая речь. Учебно-методическое пособие для театральных институтов и реж. отд. институтов культуры. - М., 1981.
Поль Л. Сопер ОСНОВЫ ИСКУССТВА РЕЧИ М., Яхтсмен, 1995
Роман Виктюк с самим собой. М., ЭКСМО, 2003
Станиславский К.С. (Собр. соч. в 8-ми т.т.), т.1 Моя жизнь в искусстве, т. 2. Работа актера над собой, ч. 1, т.З. Работа актера над собой, ч. 2. - М., 1954
СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ, ред. И.П. Козлянинова - М., Просвещение 1976
ТЕАТР-СТУДИЯ «ДАЛИ»: Образовательные программы, игровые уроки, репертуар. - М.: ВЦХТ, 2001 в 2-х тт.
Чехов М. Литературное наследие в 2-х томах, - М., 1995
.
Список литературы для детей:
Драгунский В. "Денискины рассказы"
Новотворцева Н.В. Развитие речи детей. Ярославль 1998.
Развивающие игры для дошкольников. Ярославль 2000.
Русский народный фольклор
Сказки Андерсена
Сказки Братьев Гримм
Сказки дядюшки Римуса
Сказки народов Европы
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тренинги и упражнения к занятиям
Снять напряжение с тела. Все участники разминки встают в круг. Ноги стоят на полу, не отрываясь.
Всеми мышцами тела достать до потолка. Тянутся к потолку ноги, бедра, грудь, плечи, руки, пальцы. Ослабли только пальцы, кисти, локти, руки, плечи, шея, пояс (проверить шею, чтобы опять не было зажима), колени (от 4-х до 8-ми раз).
Из положения расслабленности предыдущего упражнения начинаем напрягать мышцы и подтягиваться вверх (стопы стоят на полу). Вытянули тело вверх, достигли наибольшей стадии напряжения, и разу же все мышцы ослабли до исходного положения.
Правую руку вытянуть вперед, левая рука работает подпоркой, (кистью взять правую руку между локтем и плечом). Правая рука «отдает свой вес» левой руке. Когда левая рука почувствовала всю тяжесть правой руки, «подпорку» убираем. Правая рука падает и свободно болтается. Повторить то же, но правую руку вытянуть в сторону.
Обе руки вытянуть вперед перед собой. Правая рука стала длиннее, значит, напряжение с нее снято.
Повторить то же упражнение с левой рукой.
Обе руки вытянуть вперед перед собой. Руки стали одинаковой длины, значит, напряжение с рук снято одинаково.
4. Шею вытянуть вперед, назад, вправо, влево. Запомнить крайние точки. Шея вращает голову по крайним точкам, не напрягаясь, стараясь достичь полного разнапряжения, голова находится в одной плоскости, не наклоняясь (от 4-х до 8-ми раз). Повторить вращениеголовы в другую сторону (от 4-х до 8-ми раз).
Подбородок наклонить вперед, откинуть голову назад, запомнить крайние точки. Подбородком чертить круг по крайним точкам (голова раскачивается как у «китайского болванчика» (от 4-х до 8-ми раз).
Корпус прогнуть вперед, выгнуть назад, по линии талии сдвинуть корпус вправо, влево. Запомнить крайние точки. Корпус вращать по кругу, не напрягаясь, стараясь достичь полного разнапряжения, плечи находятся в одной плоскости, не наклоняясь (от 4-х до 8-ми раз).
Когда напряжение снято с шеи, рук, грудной клетки и диафрагмы, можно приступать к разминке резонаторов.
Разбудить резонаторы - сделать массаж,
Положить ладони на грудь и на затылок, пустить звук «М», запомнить вибрацию ладоней. Начать массаж.
Кончиками пальцев поглаживаем себя по лбу - от центра к вискам (от 4-х до 8-ми раз).
Поглаживаем скулы от крыльев носа к вискам (от 4-х до 8-ми раз).
Поглаживаем челюсть - от подбородка к ушам (от 4-х до 8-ми раз).
Поглаживаем челюсть от подбородка к ушам (от 4-х до 8-ми раз).
Поглаживаем нос - сверху вниз (от 4-х до 8-ми раз).
Поглаживаем верхнюю губу, нижнюю губу (от 4-х до 8-ми раз).
Поглаживаем шею (от 4-х до 8-ми раз), грудь (от 4-х до 8-ми раз), спину (от 4-х до 8-ми раз), ребра (от 4-х до 8-ми раз).
Массаж поглаживая делается на каждом участке до тех пор, пока не почувствуете, что мышца лица и тела начинают «обвисать».
Точно такой же массаж, но теперь кончики пальцев простукивают все участки:
лоб - от центра к вискам (от 4-х до 8-ми раз);
скулы - от крыльев носа к вискам (от 4-х до 8-ми раз);
челюсть от подбородка к ушам (от 4-х до 8-ми раз);
нос - сверху вниз (только один раз, и высморкаться);
верхнюю губу, нижнюю губу (от 4-х до 8-ми раз);
грудь (от 4-х до 8-ми раз), спину (от 4-х до 8-ми раз), ребра (от 4-х до 8-ми раз).
При массаже «простукиванием» добиваться ощущения, что кончики пальцев подпрыгивают, как на батуте. Массаж «простукивание» делается на каждом участке до тех пор, пока не почувствуете, что мышца лица и тела начинают «разваливаться».
Такой же массаж «простукиванием», но с подключением звука. Достигать ощущения, что звук подталкивает кончики пальцев.
Массаж поглаживая сделается на каждом участке до тех пор, пока не почувствуете, что мышца лица и тела начинают «обвисать».
лоб (звук «М») от центра к вискам (от 4-х до 8-ми раз):
скулы(звук «М») - от крыльев носа к вискам (от 4-х до 8-ми раз);
челюсть(звук «М») - от подбородка к ушам (от 4-х до 8-ми раз);
нос (звук «Н») - сверху вниз (только один раз, и высморкаться);
верхнюю губу(звук «В») - (от 4-х до 8-ми раз);
нижнюю губу (звуки «Л», «3») - (от 4-х до 8-ми раз);
грудь (звук «М») (от 4-х до 8-ми раз);
спину (звук «М») (от 4-х до 8-ми раз);
ребра (звук «Р») (от 4-х до 8-ми раз).
Звук «М» «скидываем» с себя: с головы, с рук, с кистей рук, с ног, со всего тела. Положить ладони на грудь и на затылок, пустить звук «М», сравнить вибрацию ладоней до и после массажа.
Упражнение на раскрытие глотки»
Медленно произносятся звуки: И-А, И-О, И-Э (от 4-х до 8-ми раз).
Горловой крик чайки - АУ (от 4-х до 8-ми раз).
Распевка на звук А (от низкого тембра до высокого).
Дикциомная разминка. (Скороговорки прилагаются)
Дикционную разминку лучше проводить в движении. Участники разминки становятся напротив друг друга и работают попарно. Чем больше расстояние между партнерами, тем лучше для посыла голоса. Все движения делаются с воображаемым предметом, но на полном мышечном усилие.
Произнести скороговорку на звуки Б/П.
Разминаем слога: (лепим снежки) би-бэ-ба-бо-бу-бы, пи-пэ-па-по-пу-пы; (прицеливаемся и кидаем снежок в парнера, который уворачивается, но тоже кидает свой снежок) би-би-бип, бэ-бэ-бэп, ба-ба-бап, бо-бо-боп, бу-бу-буп, бы-бы-бып, пи-пи-пиб, пэ-пэ-пэб, па-па-паб, по-по-поб, пу-пу-пуб, пы-пы-пыб; (счищаем снег спереди) биппэ, бэппэ, баппэ, боппэ, буппэ, быппэ, (счищаем снег со спины) пиббэ, пэббэ, паббэ, поббэ, пуббэ, пыббэ.
Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Произнести скороговорку на звуки Д/Т.
Разминаем слога: (встали на одно колено, вокруг себя забиваем в пол гвозди) ди-дэ-да-до-ду-ды, (поменяли колено) ти-тэ-та-то-ту-ты; (вбиваем большие гвозди постепенно) ди-ди-дит, дэ-дэ-дэт, да-да-дат, до-до-дот, ду-ду-дут, ды-ды-дыт, ти-ти-тид, тэ-тэ-тэд, та-та-тад, то-то-тод, ту-ту-туд, ты-ты-тыд; (клещами вытаскиваем гвозди из пола) диттиэ, дэттэ, даттэ, доттэ, дуттэ, дыттэ, тиддэ, тэддэ, таддэ, тоддэ, туддэ, тыддэ.
Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Произнести скороговорку на звуки В/Ф.
Разминаем слога: (сдувать цветки одуванчика) ви-вэ-ва-во-ву-вы, фи-фэ-фа-фо-фу-фы; (подбрасывать и перекидывать воздушный шарик) ви-ви-виф, вэ-вэ-вэф, ва-ва-ваф, во-во-воф, ву-ву-вуф, вы-вы-выф, фи-фи-фив, фэ-фэ-фэв, фа-фа-фав, фо-фо-фов, фу-фу-фув, фы-фы-фыв; (пролететь, меняясь с партнером местами, вытаскивая себя вверх раскрученными руками) виффэ, вэффэ, ваффэ, воффэ, вуффэ, выффэ, фиввэ, фэввэ, фаввэ, фоввэ, фуввэ, фыввэ.
Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Произнести скороговорку на звуки Г/К
Разминаем слога: (перекатывать под стопой мяч) ги-гэ-га-го-гу-гы, (поменять ногу) ки-кэ-ка-ко-ку-кы; (подкидывать носком стопы мяч и поймать руками) ги-ги-гик, гэ-гэ-гэк, га-га-гак, го-го-гок, гу-гу-гук, гы-гы-гкп, (поменять ногу) ки-ки-киг, кэ-кэ-кэг, ка-ка-каг, ко-ко-ког, ку-ку-куг, кы-кы-кыг; (пнуть по мячу ногой, чтобы он долетел до партнера) гиккэ, гэккэ, гаккэ, гоккэ, гуккэ, гьпскэ, (поменять ногу) киггэ, кэггэ, каггэ, коггэ, кугтэ, кыггэ. Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Произнести скороговорку на звуки М/Н.
Разминаем слога: (замачивать белье в тазу) ми-мэ-ма-мо-му-мы, ни-нэ-на-но-ну-ны; (простирываем белье на стиральной доске) ми-ми-мим, мэ-мэ-мэм, ма-ма-мам, мо-мо-мом, му-му-мум, мы-мы-мым, ни-ни-нин, нэ-нэ-нэн, на-на-нан, но-но-нон, ну-ну-нун, ны-ны-нын; (полощем белье) миммэ, мэммэ, маммэ, моммэ, муммэ, мыммэ, ниннэ, нэннэ, наннэ, ноннэ, нуннэ, ныннэ; (выкручиваем белье) мни-мнэ-мна-мно-мну-мны, ним-нмэ-нма-нмо-нму-нмы.
Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Произнести скороговорку на звуки Л/Р.
Разминаем слога: (собираем камушки на берегу реки) ли-лэ-ла-ло-лу-лы, ри-рэ-ра-ро-ру-ры; (сортируем камушки на мелкие и крупные) ли-ли-лир, лэ-лэ-лэр, ла-ла-лар, ло-ло-лор, лу-лу-лур, лы-лы-лыр, ри-ри-рил, рэ-рэ-рэл, ра-ра-рал, ро-ро-рол, ру-ру-рул, ры-ры-рыл; (кидаем камушки по воде) лиррэ, лэррэ, ларрэ, лоррэ, луррэ, лыррэ, риллэ, рэллэ, раллэ, роллэ, руллэ, рьшлэ; (считаем, сколько раз -камушек проскачет поводе) лри-лрэ-лра-лро-лру-лры, рли-рлэ-рла-рло-рлу-рлы.
Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Произнести скороговорку на звуки 3/С.
Разминаем слога: (точим косу) зи-зэ-за-зо-зу-зы, си-сэ-са-со-су-сы; (косим траву) зи-зи-зис, зэ-зэ-зэс, за-за-зас, зо-зо-зос, зу-зу-зус, зы-зы-зыс, си-си-сиз, сэ-сэ-сэз, са-са-саз, со-со-соз, су-су-суз, сы-сы-сыз; (гребем траву граблями) зиссэ, зэссэ, зассэ, зоссэ, зуссэ, зыссэ, сиззэ, сэззэ, саззэ, соззэ, суззэ, сыззэ; (кидаем видами траву в стога) зги-згэ-зга-згл-згу-згы, ски-скэ-ска-ско-ску-скы.
Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Произнести скороговорку на звуки Ж/ПТ.
Разминаем слога: (соединили руки с партнером - пилим дрова) жи-жэ-жа-жо-жу-жы, ши-шэ-ша-шо-шу-шы; (колем дрова) жи-жи-жиш, жэ-жэ-жэш, жа-жа-жаш, жо-жо-жош, жу-жу-жуш, жы-жы-жыш, ши-ши-шиж, шэ-шэ-шэж, ша-ша-шаж, шо-шо-шож, шу-шу-шуж, шы-шы-шыж; (собираем дрова и укладываем в поленщу) жишшэ, жэшшэ, жашшэ, жошшэ, жушшэ, жышшэ, шижжэ, шэжжэ, шажжэ, шожжэ, шужжэ, шыжжэ; (танец по окончанию работы) жги-жгэ-жга-жго-жгу-жгы, шки-шкэ-шка-шко-шку-шкы.
Повторить скороговорку 3 раза быстро.
Скороговорки.
Бык тупогуб, тупогубенышй бычок, у быка бела губа была тупа.
Баобаб заболел баобабовым полипом.
Все бобры для своих бобрят добры.
Братья бобры, будьте добры. Будьте добры, братья бобры.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бурю.
Пара барабанов, пара барабанов, пара барабанов била бой.
От топота копыт пыль по полю летит.
У нас гость унес трость.
Ткет ткач ткани на платки Тане.
Дайте к топору топорище.
Делу время - потехе час.
Есть-то есть, да не про вашу честь.
Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
Фотографу в бровь попала морковь.
Водовоз вез воду из-под водопровода.
Вакул бабу обул, да и баба Вакула обула.
В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.
Г/К
Около кола колокола.
Купи кипу пик.
Около колодца кольцо не найдется.
Полколпака гороха.
Идет козел с косой козой.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
Меняю налима на линя.
На мели мы лениво налима ловили, меняли налима в Имле на линя.
О любви меня мило молили, и в туманы-лиманы манили меня.
На меду медовик, а мне не до медовика.
А мне не до недомогания.
Мыла - не устала, вымыла - не узнала.
Корабли лавировали, лавировали, да так и не вылавировали.
На дворе трава, на траве дрова. Раз дрова, два дрова, три дрова. Дрова вширь двора, дрова вдоль двора, поперек двора. Не вместит двор дров. Дрова выдворить на дровяной двор. (Можно раздробить скороговорку на несколько.)
Король - орел.
Сыворотка из-под простокваши.
Тридцать три пирога, да все с творогом.
С/3
У осы не усы, не усища, а усики.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115
15