Рабочая программа внеурочной деятельности Театралия (3 класс)


Общая характеристика курса
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, не авторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Нашему обществу необходим человек такого качества, который бы смело мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение.
Театр обладает безграничными возможностями для экспериментирования и творчества. Он доставляет детям радость, развивает воображение и фантазию, способствует творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Искусство театра кукол совмещает различные виды искусства: куклы – это скульптура, декорации – живопись, пьеса – литература. В этом состоит педагогическая целесообразность программы «Театралия».
Как сделать каждое занятие с ребенком интересным и увлекательным, просто и ненавязчиво рассказать ему о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, как интересно можно жить в нем?
Как научить ребенка всему, что ему пригодится в этой сложной современной жизни? Как воспитать и развить основные его способности: слышать, видеть, чувствовать, понимать, фантазировать и придумывать?
Театральная деятельность способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей (компетенций). Эти способности (компетенции) выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности (культуры), выходящих за рамки курса «Театралия».
Бессмысленно пытаться рассказывать ученику незнакомые для него вещи. Он может заинтересоваться, но не сможет соединить эти новые знания со своим опытом. Единственный способ – ежедневно и ежечасно помогать учащимся осмысливать свои действия. Человек должен научиться понимать окружающий мир и понимать цену и смысл своим поступкам и поступкам окружающих людей. Регулярно объясняя свой опыт, человек приучается понимать окружающий его мир. При этом у него постоянно возникают вопросы, которые требуют уточнения. Всё это способствует возникновению привычки (навыка) объяснения и осмысления своего опыта. В этом случае учащийся может научиться делать любое новое дело, самостоятельно его осваивая.
Цели и задачи реализации программы
Цель программы: формирование творческой личности средствами театральной педагогики, эстетическое воспитание участников, создание атмосферы детского творчества, сотрудничества.
Основные задачи
1. Знакомство детей с различными видами театра
2. Поэтапное освоение детьми различных видов творчества.
3. Совершенствование артистических навыков детей в плане переживания и воплощения образа, моделирование навыков социального поведения в заданных условиях.
Основные направления работы с детьми:
Театральная игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку.
Задачи:
- учить детей ориентироваться в пространстве, равномерно размещаться на площадке;
- строить диалог с партнером на заданную тему;
- развивать способность произвольно напрягать и расслаблять отдельные группы мышц, запоминать слова героев спектаклей;
- развивать зрительное, слуховое внимание, память, наблюдательность, образное мышление, фантазию, воображение, интерес к сценическому искусству;
- упражнять в четком произношении слов, отрабатывать дикцию;
- воспитывать нравственно-эстетические качества.
Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные пластические игры и упражнения, обеспечивающие развитие естественных психомоторных способностей детей, свободы и выразительности телодвижении; обретение ощущения гармонии своего тела с окружающим миром.
Задачи: развивать умение произвольно реагировать на команду или музыкальный сигнал, готовность действовать согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно; развивать координацию движений; учить запоминать заданные позы и образно передавать их; развивать способность искренне верить в любую воображаемую ситуацию; учить создавать образы животных с помощью выразительных пластических движений.
Культура и техника речи. Игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата.
Задачи: развивать речевое дыхание и правильную артикуляцию, четкую дикцию, разнообразную интонацию, логику речи; связную образную речь, творческую фантазию; учить сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать простейшие рифмы; произносить скороговорки и стихи; тренировать четкое произношение согласных в конце слова; пользоваться интонациями, выражающими основные чувства; пополнять словарный запас.
Основы театральной культуры. Детей знакомят с элементарными понятиями, профессиональной терминологией театрального искусства (особенности театрального искусства; виды театрального искусства, основы актерского мастерства; культура зрителя).
Задачи: познакомить детей с основными видами театрального искусства; воспитывать культуру поведения в театре.
Работа над спектаклем базируется на авторских пьесах и включает в себя знакомство с пьесой, сказкой, работу над спектаклем – от этюдов к рождению спектакля.
Задачи: учить сочинять этюды по сказкам, басня, находить ключевые слова в отдельных фразах и предложениях и выделять их голосом. Развивать навыки действий с воображаемыми предметами, умение пользоваться интонациями, выражающими разнообразные эмоциональные состояния (грустно, радостно, сердито, удивительно, восхищенно, жалобно, презрительно, осуждающе, таинственно и т.д.). Пополнять словарный запас, образный строй речи.
Формы и методы работы
Программа предусматривает использование следующих форм проведения занятий:
- игра
- беседа
- иллюстрирование
- изучение основ сценического мастерства
- мастерская костюма, декораций
- инсценирование прочитанного произведения
- постановка спектакля
- выступление
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы.
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования являются:
- умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
- умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
- умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- организовывать самостоятельную деятельность с учётом требований её безопасности, сохранности оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в действиях человека;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие, сдержанность, рассудительность.
№ Дата по плану Фактическая дата Количество часов Тема занятия Краткое содержание занятия
1 четверть.
1. 06.09 1 Основы театральной культуры. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения. Познакомить с понятием «театр».
2. 13.09 1 Здравствуй, театр! Вспомнить и проинсценировать с детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Развивать внимание, память, воображение, общение; обогащать духовный мир детей приемами, методами театральной педагогики.
3. 20.09 1 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи» Работа над новым театрализованным представлением
Знакомиться с творческими возможностями детей, изучать их жизненный опыт; побуждать к взаимопониманию, терпению, взаимопомощи.
4. 27.09 1 Театральная игра «Сказка, сказка, приходи» Вспомнить и обсудить сценарий представления, распределить роли.
5. 04.10 1 Работать над дикцией. Чистоговорки, скороговорки.
Выучить с детьми вступление к представлению. Совершенствовать внимание, память.
6. 11.10 1 Техника речи Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито и.т.д. Учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.
7. 18.10 1 Техника речи Учить пользоваться интонациями произнося фразы грустно, радостно, сердито и.т.д. Учить строить диалоги. Воспитывать выдержку, терпение, соучастие.
8. 25.10 1 Ритмопластика Напомнить сказку детям. Учить детей имитировать движения, характерные для различных животных под музыку и без нее.
9. 01.11 1 Диалог Учить детей обыгрыванию диалогов, используя выразительные средства (жесты, мимику, голос).
2 четверть.
10. 15.11 1 Театральная игра Знакомство с русскими народными играми со словами.
11. 22.11 1 Песня Отрабатывать интонационную выразительность речи и пения, создавать цельные, полные образы персонажей сказки.
12. 29.11 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка» Прослушивание и прочтение сказки «Золушка», работа над дикцией.
13. 06.12 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка» Распределение и разучивание ролей. Проигрывание отдельных эпизодов.
14. 13.12 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка» Проигрывание всего спектакля. Умение пользоваться интонацией.
15. 20.12 1 Мы актёры Создание декораций и костюмов. Генеральная репетиция спектакля.
16. 27.12 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Золушка» Премьера спектакля «Золушка» для учащихся начальных классов.
3 четверть.
17. 17.01 1 Основы театральной культуры Правила поведения в театре. Места в театре.
18. 24.01 1 Культура и техника речи Общение. Говорить и слушать.
19. 31.01 1 Театральная игра Игры-импровизации
20. 07.02 1 Театр пантомимы «Что это за герой сказки» Упражнять детей без слов средствами мимики и жестов показывать героев сказок, их характерные черты.
21. 14.02 1 Мы – кукловоды. Пальчиковый театр. Знакомство с пальчиковыми куклами. Изготовление пальчиковых кукол к сказке «»
22. 21.02 1 Кукольный театр. Создание атрибутов и декораций для спектакля «»
23. 28.02 1 Кукольный театр Проигрывание пальчиковых кукол
24. 07.03 1 Культура и техника речи Речевой этикет в различных ситуациях. Проигрывание мини-сценок.
25. 14.02 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Таал-таал эмээхсин» Просмотр сказки. Обсуждение содержания и игры героев.
26. 21.03 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Таал-таал эмээхсин» Распределение ролей и первое прочтение спектакля по ролям.
4 четверть.
27. 04.04 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» Проигрывание отдельных эпизодов.
28. 11.04 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» Заучивание ролей. Отработка движений, жестов и мимики.
29. 18.04 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» Создание декораций и костюмов.
30. 25.04 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» Проигрывание всего спектакля.
31. 16.05 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» Генеральная репетиция с декорациями, с музыкальным сопровождением.
32. 23.05 1 Мы актёры. Работа над спектаклем «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин» Премьера спектакля «Биэс ынахтаах Бэйбэрикээн эмээхсин»для учащихся начальных классов.
33. 1 Мы актёры. Импровизация. Просмотр сказки, обсуждение.
34. 1 Мы актёры. Итоговое занятие.
Что узнали из кружка.