Урок по русскому языку «Описание внешности. Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Тема: «Описание внешности.
Слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».
Тип урока: урок изученного нового материала.
Цели:
проанализировать ситуацию описания внешности;
познакомить со словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»;
развивать умения наблюдать, сравнивать, делать выводы, активизировать мыслительную деятельность;
развивать навык каллиграфического письма;
Предметные УУД: выбирать языковые средства для эффективного решения коммуникативной задачи в соответствии с целями и условиями описания внешности; разграничивать слова, отвечающие на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»
Познавательные УУД: находить в тексте слова по заданному признаку (отвечают на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?».Регулятивные УУД: контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Коммуникативные УУД: учиться слушать и слышать учителя и одноклассников, совместно обсуждать предложенную проблему, уважительно относиться к позиции другого.Личностные УУД: осознавать значимость принятия правильного решения , исходя из правил безопасности жизни, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.
Сценарий урока
1.Орг. момент.
- Громко прозвенел звонок,
Начинается урок.
Руки? – на месте.
Ноги? – на месте.
Локти? – у края.
Спина? – прямая.
- Повернитесь друг к другу и пожелайте удачи.
2. Введение в тему урока. Целеполагание урока.
- Скажите, чему мы учимся на уроках русского языка?
- О чем говорили вчера на уроке?
-А как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? (Дети отвечают с опорой на условные обозначения, данные в учебнике.)с 34-35 урок 10
В результате обсуждения формулируется план урока:
Давай подумаем.
Чистописание.
Тайны языка.
Работа в паре.
Вспомни изученное.
- В конце урока мы вернемся к нашему плану и оценим эффективность работы на уроке.
Психологический настрой.
- Есть ли у вас друзья? Кто?
- Кто такой друг?
- Только ли человек может быть другом?
- Сегодня на урок к нам пришли в гости наши друзья – сказочные герои.
1. Угадайте кто зто? Человек, рыжий, любит варенье, сладости, у него есть пропеллер, дружит с детьми, живет на крыше.
-Карлсон предлагает послушать стихотворение и помочь решить проблему.
(уч. с.34-35, упр.1)
-Как вы думаете, таким способом можно найти маму?
Прочитайте, какие способы действий предлагают авторы учебника. Какой вариант вам кажется рациональным? Почему? (2-ой, т.к. описывается внешность малыша, мама смогла узнать сына).
-Почему описание внешности важный вопрос? Всегда рядом с описанием внешности идёт вопрос «какой?». На уроке вы узнаете, какие слова отвечают на вопрос какой? , что они обозначают, каково их значение в речи.
3. Изучение нового материала.
1. А вот и следующий гость. Он деревянный, озорной, у него длинный нос
Буратино предлагает вам выполнить задание из учебника. (упр.2)
-Вам удалось по описанию внешности определит, кто это? (Антон). Какой признак стал для вас определяющим? (Короткие волосы).
-Буратино доволен вашими ответами, но хочет увидеть, как вы красиво пишите в тетради. Давайте его порадуем.
4. Физминутка. Подготовительные упражнения для руки (массаж пальцев: Этот пальчик дедушка…).5. Работа в тетради «Русский язык» (с.30-32)
-Дорисуйте недостающие детали у яблочка. (упр.1)
Словарная работа.
Яблоко-плод яблони. А какие вы знаете яблоки ? Антоновские, анисовые.
Яблоко от яблони недалеко падает (посл. о тех, кто усналедовал плохое поведение от отца, матери)
6. Минутка чистописания. (упр..2)
-Какие буквы вы напишите? Чем похожи и чем отличаются буквы на первой строчке? Запишите эту строчку.
е,ё- Дайте характеристику звукам.
-Что изменилось на второй строчке?
Е ,Ё
- Когда используем на письме заглавную букву? Напишите эту строчку.
7. Объяснение нового материала.
А вот и Винни пух. Опишите его внешность.
Винни пух просит вас помочь ему выполнить задание из упр 4
«Подбери и запиши подходящие слова» (упр. 4)
Банан какой? Желтый, вкусный
- К какому фрукту еще можно задать вопрос: какой?
Виноград какой? Чёрный, мелкий
Дыня какая? Ароматная, спелая
Груша какая? Зелёная, сочная
- Яблоко какое?
- Какое? – спелое, красное, сладкое, хрусткое, гладкое.
- Какие орфограммы встретили?
- Что в корзине? Фрукты.
- Какой вопрос зададим, чтобы назвать общий признак фруктов? (какие?)
- Какие слова мы называли, обозначающие предмет?
Яблоко
Банан
Груша
Фрукты
- Какой вопрос зададим к этим словам? Что обозначают?
- Какие вопросы мы задавали, чтобы назвать признак предмета?
- Когда задаем вопрос: какие?
8. Физминутка.
10. Закрепление нового материала.
«Найди в тексте подходящие слова и запиши» (упр.5)
Работа в парах. Проверка выполненной работы.
Для каждого животного подберите по смыслу сравнение.
11. Итог урока.
- С какой группой слов работали на уроке?
- На какие вопросы отвечают? Что обозначают?
– Посмотрите на наш план работы. Как вы думаете, мы успешно решили поставленные задачи?
– Продолжи предложения:
Сегодня на уроке я повторил(а)…
Я учился (училась)…
12. Рефлексия.
- Оцените свою работу на уроке с помощью ладошек. Солнышко из ладошек – уменя все получилось. Кулачки – мне было трудно
А сказочные герои говорят вам спасибо за работу на уроке и обещают еще прийти к вам на уроки.