Конспект урока по истории 5 класс «Рабство в Древнем Риме»
Конспект урока по истории для учащихся 5 класса АМБОУ СОШ № 2 г. Камбарки
Учителя истории Вяткиной Марии Александровны
Дата: 9 апреля 2014 г.
Тема урока: Рабство в Древнем Риме.
Тип урока: комбинированный
Цель: охарактеризовать положение рабов в Древнем Риме.
Задачи:
1.Образовательная: сформировать у учащихся представление о важнейших особенностях рабовладения в Риме, познакомить с источниками рабства, раскрыть картину тяжелейшего положения римских рабов и показать всю глубину безнравственности рабства;
2.Развивающая: развивать аналитические умения учащихся, навыки самостоятельной работы с учебником и умения предъявлять результаты учебной деятельности.
3.Воспитательная: осуществлять нравственное и духовное воспитание учащихся, формировать у них чувства сострадания к человеку, лишённого собственного достоинства и стойкое неприятия рабства, как грубого нарушения прав человека.
Оборудование и наглядные пособия: учебники, тетради, презентация, раздаточный материал.
Ход урока:
1.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня у нас необычный урок, на нем присутствуют гости.
2.Актуализация ЗУН
На протяжении нескольких уроков мы с вами знакомимся с историей Древнего Рима. А сейчас давайте перелистаем страницы истории этого замечательного государства и вспомним, что мы о нем знаем. Внимательно послушайте стихотворения и закончите их необходимыми словами.
Внимательно прочитай стихи и закончи предложения:
Чтоб Италию на карте
Отыскать в короткий срок,
Запомни, нужно полуостров
Найти, похожий на... (сапог).Конечно, путь туда не близкий,
На полуостров ... (Аппенинский).
Довольно труднопроходимы
Крутые горы ... (Аппенины).
До сей поры в музее Римском
Ей даже памятник хранится.
И как же тут не удивиться,
Что малышей спасла ... (волчица).
Ромул дал названье месту,
Это потому, что им
Был основан город ... (Рим).
3.Переход к изучению новой темы
- Сегодня мы продолжаем говорить о Древнем Риме. Эпиграфом к нашему уроку я выбрала слова римского ученого Варрона. Однажды он сказал: ««Теперь я буду говорить, какими орудиями труда обрабатываются поля. Эти орудия бывают трёх видов: говорящие - …, мычащие - быки, немые – повозки, лопаты, плуги».» Как вы думаете, что это за говорящие орудия? Это – рабы, именно о рабстве и пойдет речь на нашем уроке.
- Записываем в тетради тему урока «Рабство в Древнем Риме»
4.Постановка цели
- Определить особенности рабовладения в Риме, познакомиться с источниками рабства, жесточайшем положением римских рабов, убедиться в глубокой безнравственности данного явления и падении нравов у жителей Рима, а также продолжаем формировать умения анализировать текст, отвечать на вопросы.
5.Изучение нового материала
- Работать мы будем по плану.
1.Источники рабства.
2.Труд рабов в сельском хозяйстве. Труд рабов в богатом доме.
3.Гладиаторы на арене амфитеатра.
На рубеже II-I веков до н.э. рабы создали богатство римского общества. Кто же такие рабы?
Раб – это человек лишенный всех прав и являющийся полной собственностью владельца.
Рабовладелец – собственник, хозяин рабов.
1.Однажды на заседании римского Сената один из ораторов закончил свою речь словами: «Нет ничего совершеннее, чем наше общество. У нас нет ничего, что противоречило бы справедливости и добродетели. Что же касается рабов, то их, собственно, не следует брать в расчет». А откуда же в Риме было столько рабов? Ответ на этот вопрос мы сейчас попытаемся найти. Сейчас вы услышите разговор межу рабами, вам нужно подумать, я вам прочитаю текст, вы должны внимательно слушать и ответить на вопрос: каковы источники рабства в Древнем Риме? Задание понятно?
Две рабыни и раб о возникновении и источниках рабства.
В римскую гавань по волнам Средиземного моря направляется корабль, который доставит нас на место. На нем плывут люди, между которыми завязалась беседа. Давайте прислушаемся к их разговору.
Раб. Сколько еще плыть? Кто знает, что нас ждет в новой жизни?
1-ая Рабыня: Ничего хорошего. Слышала я о жестокости римлян, о том, как они мучают своих рабов, избивают, морят голодом. При этом римляне говорят: «Раб - не человек» или «Раб должен работать или спать». Рабы для них — говорящее орудие труда.
2-ая Рабыня. Моя мать была рабыней и за всю свою жизнь не услышала ни одного доброго слова от господина. А по ночам она часто плакала и рассказывала мне о чудном острове в Эгейском море, где всегда светит солнце и зреет виноград, о свободе. Ни мне, ни моим детям не суждено познать такое счастье.
Раб. А я вот знаю, что такое свобода. Раньше я перевозил грузы по морю, но однажды нас настигли пираты. Они захватили судно, некоторых убили, а я попал в плен.
1-ая Рабыня. На месте моего города римляне оставили лишь черное безжизненное поле с развалинами. Семнадцать дней продолжался страшный ад: рушились арки и храмы, пылали библиотеки. Всех жителей моего города римляне посадили на корабли.
- Скажите, пожалуйста, каковы были источники рабства в Риме? (на доске)
Источники рабства в Древнем Риме
пленники дети рабов
пиратство продажа детей в рабство
Вывод: Основными источниками рабства были пленники, пиратство, дети рабов.
2.Труд рабов в сельском хозяйстве. Труд рабов в богатом доме.
Работа по вариантам. На работу с текстом 7 минут.
«Труд рабов в сельском хозяйстве»
Откройте учебник на стр. 226-227 прочитайте пункт 2 и дополните предложения:
1.В каждом имении трудилось по ________________.
2.Всеми работами в имении руководил _____________________________________.
3.Он следил за тем, чтобы в любую погоду рабы трудились ______________________________.
4.Даже долгими зимними вечерами, когда прекращались _____________________________________, невольники не сидели без дела. Они плели _________________, вили _______________, обтесывали ___________ _____________________________________.
5.Только раз год рабам __________________ ___________________, раз в два года - ____________________ _______ и деревянные _________________.
6.Принудить рабов к __________________ _________ можно было лишь _________________ __________________. Особо строптивых ссылали в каменоломни, а если оставляли в имении, то держали в ________________. На ночь закованных рабов запирали в глубоком ______________ с узкими _________________ под самым потолком. «Труд рабов в богатом доме»
Откройте учебник на стр. 227-229 прочитайте пункт 3 и дополните предложения:
1.Дом богача был переполнен рабами. Одни с тряпками, _________________ и вениками в руках ___________________ _________________, другие помогали ____________ ____________________, брили его и _________________ ______________, третьи готовили ____________ и подавали ее к столу.
2.Рослые и сильные рабы носили хозяина по ____________ в ___________________.
3.Лечили хозяина ____________________, ведал его книгами ________________________________, писал под его диктовку письма __________________________________.
4.Домашним рабам жилось легче, чем рабам в имениях. Однако любой раб ___________ _______________________, считался __________________, которой __________________ мог _______________________, как ___________________________.
Вывод: рабам жилось очень тяжело, в имениях у них было очень много работы, хотя в домах богатых людей рабам жилось легче, но тем не менее самое тяжелое положение в Древнем Риме было у рабов.
3. Гладиаторы.
В Древнем Риме сильных и ловких рабов помещали в особые школы, где обучали владеть оружием. Таких рабов называли гладиаторами. Они должны были сражаться друг с другом на потеху римской публике. В самом Риме и во всех римских городах, провинциях строили амфитеатры – специальные сооружения для гладиаторских боев. На аренах амфитеатров умирали тысячи рабов.
Самый большой амфитеатр был выстроен в Риме в первом веке до н.э.. Он назывался Колизеем и вмещал более 50 тыс. зрителей. В дни представления амфитеатр всегда полон. В первых рядах сидят сенаторы, дамы. Верхние ряды заняты простыми гражданами.
Сейчас я предлагаю Вам просмотреть отрывок из фильма «Спартак», в котором представлен поединок двух гладиаторов.
Во время просмотра вам нужно найти ответы на вопросы:
- Как выглядят гладиаторы?
- Каким оружием они сражались?
- Какова была реакция публики?
ПОСЛЕ ПРОСМОТРА!!!
Итак, скажите, пожалуйста, каково ваше впечатление от увиденного?
Как выглядели гладиаторы?
Какое оружие было у гладиаторов?
Гладиаторы сражались парами или же целыми отрядами. Один из них называется «рыбак», у него прочная сеть и острый трезубец. Рыбак сражается полуголым, без шлема и щита. Гладиатор, называемый «рыбой», имеет панцирь и шлем, в руках у него щит и острый меч. Во время боя «рыбак» стремится набросить сеть на «рыбу» и пронзить его трезубцем. Но если гладиатор «рыба» сумеет разрезать мечом сеть, «рыбак» окажется совершенно беззащитным (рис учебника).
За поединком «рыбака» и «рыбы» с замиранием сердца следят тысячи римлян,
как решается судьба поверженного, но еще живого гладиатора: зрители опустили большой палец правой руки вниз и тем самым приговорили его к смерти. Если публика считает, что раненый храбро сражался, она разрешит сохранить ему жизнь. Гладиатора лечили, а затем вновь заставляли сражаться на арене.
Вывод: Таким образом, мы можем говорить о том, что гладиаторы вынуждены были сражаться друг с другом на потеху римской публике, сами того не желая.
6.Закрепление изученного материала.
Итак, ни в одной стране древнего мира не было такого огромного числа рабов, как в Риме. Первая особенность была результатом победоносных войн Рима, вторая – связана с незаинтересованностью рабов в труде и их дешевизной. Принудительный труд подрывал хозяйство Рима и представлял угрозу для самого государства, об этом речь впереди.
1.В каких отраслях хозяйства рабский труд был наиболее распространен?
2.Прав ли был сенатор, говоря о римском обществе, как о самом справедливом и совершенном , в котором рабов не следует брать в расчет?
7.Организация домашнего задания
§ 49 прочитать, составить рассказ «Один день из жизни раба».