ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ «ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»


ОБРАЗЕЦ
ПРОГРАММА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Воспитанницы _______________ группы "_______________"
МБДОУ "________________________________"
Ф.и.ребенка _________________
«ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК»
Составила:
Воспитатель _____________
г.___________ 201_ г.
Индивидуальный план развития воспитанника является не только современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные
педагогические задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию дошкольников;
поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности;
формировать умение - ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
содействовать индивидуализации воспитания и образования дошкольников;
закладывать дополнительные предпосылки и возможности для успешной социализации.
Индивидуальные программы развития ребёнка планируются и реализуются на основе наблюдений педагога и педагогической диагностики. При планировании и реализации программы выделяют следующие этапы: диагностика, консультативная работа с родителями и развивающая работа.
 
Пояснительная записка.
В ____________ группе ___ детей: ___ мальчиков, __ девочек. За время совместной деятельности утвердилась положительная динамика развития дошкольного коллектива. Каждый ребенок чувствует себя полноценным членом данного коллектива.
У большинства детей сформирован познавательный интерес к образовательной деятельности. Чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, провела педагогическую диагностику состояния образовательного процесса в группе. Составила индивидуальные карты развития каждого ребенка.
_______________ – очень активна на НОД и всегда чем-либо занята. Она стремится работать больше других, посещает кружки в ДОУ.
Поэтому нужно раскрыть ее индивидуальные особенности, создать условия для самоопределения и самореализации? Задача воспитателя – выявить одаренного воспитанника, помочь рождению индивидуальности, помочь развитию его способностей. Ведь одаренность - есть существенное богатство для каждой страны и каждого общества в любую историческую эпоху. Одаренность – это общественное достояние, талантливые люди влияют на развитие и характер общества в целом.
Данная программа направлена для развития, поддержки одарённого ребёнка.
2.     Цель программы: создать необходимые условия для развития детской одарённости.
Задачи:
Развитие быстроты реакции.
Развитие коммуникативных навыков.
Привитие навыков этикета.
Развитие творческих способностей.
Воспитание трудолюбия.
Содействие формированию уверенности в себе.
Развитие способностей к НОД.
Привитие навыков к физическим упражнениям.
3.     Сроки реализации программы.
Программа рассчитана на 201__ – 201__ учебные год, чтобы подготовить дошкольника к школе.
Место реализации программы: МБДОУ "_______________"
4. Разработчик программы:
Воспитатель: _________________
Участники программы:
Воспитанники _______________ группы МБДОУ "_______________"
Воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре
Родительский комитет
5. Ресурсы.
материальные: папки, файлы, бумага А 4, диски;
кадровые: воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре;
методические: книги, журналы, газеты, интернет - ресурсы.
6. Основные этапы реализации программы.
I этап: Информационно – аналитический.
Цель этого этапа – выявление зоны ближайшего риска и благополучия.
На данном этапе, для сбора и анализа как можно большего объёма фактической информации, используются различные методы:
наблюдение
анкетирование (самого подростка, его родителей)
собеседование
изучение документации (личного дела, медицинской карты и т.д.)
Результаты наблюдения и анкетирования.
_______________ очень спокойный ребенок. В области межличностных отношений проявляет сдержанность.
По состоянию здоровья относится к основной группе, противопоказаний для участия в спортивных мероприятиях нет. Редко болеет простудными заболеваниями. НОД физкультуры посещает.
Социально-бытовые условия жизни удовлетворительные. Семья проживает в благоустроенной двухкомнатной квартире.
«Характеристика воспитанника»
Дата рождения: ___________
Место жительства: _______________
Родители: _______________
Другие члены семьи: _______________
Состояние здоровья: основная группа
Дополнительное образование: посещает кружок по математическому развитию
Итоги диагностики прошлого года: отличные
Особенности личности: жизнерадостная, трудолюбивая, оптимистка, всегда начатое дело доводит до конца, мотивация к обучению выражена достаточно, низкая самооценка
Цель – углубленное педагогическое изучение дошкольника, выявление его индивидуальных особенностей.
Задачи:
      1. Провести диагностирование индивидуально – педагогических способностей.
Приоритетные направления:
уровень логического и пространственного мышления;
уровень математического мышления и развитие вычислительных способностей;
уровень зрительной и слухоречевой памяти;
уровень словарного запаса.

По результатам работы составляется карта развития ребенка.
Карта индивидуального развития ребенка
Здоровье: хорошее-5 баллов
Обучение: отличное-5 баллов
Активность: активная -4 балла
Отношение к НОД: охотное-5 баллов
Логическое и пространственное мышление: высокое-5 баллов
Зрительная и слухоречевая память: хорошая-4 балла
Словарный запас: достаточный -5 баллов
Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные -4 балла
Сравнительный анализ результатов диагностики
 
Качества Уровень сформированностив старшей группе Уровень сформированности на начало учебного года
Забота о своей группе В достаточной мере Участвует в делах группы, привлекает к этому других
Любознательность Сформирована Хорошо сформирована
Реализация своих интеллектуальных способностей Хорошо занимается, при поддержке и внимании родителей Стремится к знаниям
Организованность в учении На занятиях очень внимательна и активна Работу на занятии выполняет внимательно и аккуратно
Саморазвитие В дополнительной деятельности участвует Участвует в конкурсах различного уровня, в том числе городских
Трудолюбие Старается Старается, является примером для одногруппниковСамостоятельность
в труде Трудится без наличия контроля Трудится в группе
Уважительное отношение к старшим Уважает старших, не допускает грубость Уважает старших
Дружелюбное отношение к сверстникам Доброжелательна Отзывчива к друзьям, является примером
Соблюдение правил культуры Нормы и правила поведения соблюдает в полной мере Правила поведения соблюдает
 
Выводы: Отношение к детскому саду положительное, степень осознания общественной и личной значимости своей учебной деятельности достаточна. В детском саду _______________ стремится в основном узнавать новое, проявлять свои умственные способности.
Вероника с удовольствием участвует в подготовке и проведении различных мероприятий. Любое дело доводит до конца.
Ребёнок интраверт. Быстро запоминает любой материал. Работает быстро, допускает небольшое количество ошибок.
Самооценка низкая. Интеллектуальное развитие – высокое. Высокий уровень учебной мотивации. По результатам социометрии занимает лидерскую позицию.
Положительно реагирует на похвалу и порицание.
У ребёнка выявлены признаки интеллектуальной одаренности.
 
Индивидуальная программа развития ребенка.
Проводить дополнительные занятия.
Максимально использовать золотой ключик – интерес. Научиться соизмерять свои действия с результатом, который надо достигнуть теперь или в будущем.
Расширять мотивацию к большим успехам. Активно и результативно участвовать в, конкурсах.
Выявлять общественную значимость своей деятельности.
Осторожно направлять процесс развития способностей. Оказывать помощь, поддержку в достижении цели, настраивать на успех. Важна поддержка родителей!
Проводить совместные прогулки, совместные наблюдения и сопереживания и т.д., желательно с родителями.
Фиксировать результаты своей успешной деятельности в личных «Портфолио», куда помещает грамоты, дипломы, сертификаты.
Механизм реализации программы.
Разработать с родителями план поддержки, мотиваций учебной деятельности _______________.
Провести диагностическую работу для выявления способностей и склонностей.
На основе диагностики создать развивающую программу.
Проводить текущий анализ реализации программы.
Выявлять склонности к определенному виду деятельности.
9. Провести анализ реализации программы, с целью корректировать некоторые направления деятельности _______________.
7. Планируемый результат.
Повышение результативности образовательного процесса;
повышение самооценки;
активное участие в конкурсах;
Риски реализации программы.
Ухудшение состояния здоровья
Понижение активности
Переход в другой детский сад
Список использованной литературы
Лютова Е., Монина Г. Шпаргалка для взрослых. Спб.,
Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2000.
Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль, 1997.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. Спб., 1995.
Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? М.,2000.
Степанов Е.Н. « Развитие индивидуальности в процессе воспитания». /Журнал «Классный руководитель», Москва, 2006./
Мирошниченко Т. А. «Организация деятельности классного руководителя в образовательном учреждении». Волг., 2008.
Н. И. Дереклеева, М. Ю, Савченко, И. С. Артюхова. Справочник классного руководителя./ «Вако», Москва, 2005
Соловьева З.В. Педагогическая диагностика. Методические рекомендации

Приложение 1. Анкета «Самооценка»
Нужно ответить, оценить свои личностные качества.
1 2 3 4 5 6 7 8 9
Аккуратный
Изобретательный
Смелый
Веселый
Честный
Скромный
Общительный
Доброжелательный
Доверчивый
Терпеливый
Наблюдательный
Хорошо запоминающий
Умный
5 групп качеств:
1-4 – деловые качества;
5-8 – эмоциональные качества;
13-16 – поведенческие качества;
17-20 - интеллектуальные качества
Оценка: от 10 до 20 баллов - низкая самооценка;
от 20 до 50 баллов - средняя самооценка;
от 50 до 100 баллов - высокая самооценка.
Приложение №2. Индивидуально психологическая карта
Фамилия, имя____________________________
Дата рождения___________________________
Группа___________________________________
Здоровье: хорошее-5 баллов
Обучаемость: отличное-5 баллов
Поведение: примерное-5 баллов
Общественная активность: активный участник коллективных дел-4 балла
Отношение к занятиям: охотное-5 баллов
Состав семьи: мать и отец-5 баллов
Количество детей в семье: 2
Степень выраженности аморальных проявлений в семье: ведет здоровый образ жизни
Характер эмоциональных отношений в семье: отношения ровные, но без эмоциональной близости -4 балла
Степень сознательности и дисциплинированности по отношению к образовательной деятельности: отношение стабильно серьезное -5 баллов.