Одаренный ребенок в ДЮЦ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Березовский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР"
(МБОУ ДОД ДЮЦ)
ОКПО 45795422, ИНН 8613005242, КПП 861301001
ул. Строителей, 1, п. Игрим,
Березовский р-н,
Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Тюменская обл., 628146
Тел./факс (34674) 3-10-35, тел./факс 3-29-64
E-mail: dyuc-2009@yandex.ru
Одаренный ребенок в ДЮЦ
(Деловая игра)
Разработала:
Дубинина Н.М.
Педагог ДО
гп.Игрим
Развитие детской одаренности в условиях дополнительного образования детей
(Деловая игра)
План.
Одаренные дети в глазах общества.
Организация работы с одаренными детьми.
Одаренные дети: какие они?
Организация учебного процесса для одаренных детей.
Педагоги и одаренные дети в массовых образовательныхучреждениях.
3. Диагностика детской одаренности.
Ключевые понятия:
Одаренность - совокупность свойств личности, обеспечивающих реальное и потенциальное успешное выполнение деятельности и получение результатов в одной или нескольких областях выше среднего. (По Платонову и Чередник).
Одаренная личность - личность, отличающаяся от среднего уровня своими функциональными или потенциальными возможностями в ряде области: интеллектуальной, академической, творческой, художественной, сфере общения (лидерство), психомоторной,
Одаренность бывает проявленной или скрытой, общей и специальной.
3. Виды специальной одаренности:
интеллектуальная;
техническая;
творческая;
художественная;
моторно-двигательная (спортивная);
социальная (лидерство);
академическая;
интеллектуально - рациональная одаренность (левополушарные);
эмоционально - художественная одаренность (правополушарные).
4. Показатели одаренности:
любознательность и потребность в познании выходят за рамки возможностей традиционного обучения;
высокие интеллектуальные и творческие показатели (общая одаренность);
высокий уровень развития абстрактного мышления и речи (способность в языковой форме делать выводы);
легкость в общении, коммуникабельность;
активность;
высокая мотивация к учебной деятельности;
стихийное стремление к построению целостной картины мира.
5. Показатели умственной (интеллектуальной) одаренности старшеклассников:
сформированность любознательности;
проявление высокоинтенсивной познавательной активности;
богатое воображение;
способность к целеполаганию и связанному с этим проективному мышлению (предвосхищение, отбор инструментария, коррекция);
быстрота и точность выполнения логических действий (анализ, синтез, индукция, дедукция, доказательство);
произвольность, устойчивость и контролируемость внимания;
богатство активного словаря, быстрота и оригинальность вербальных ассоциаций;
максимальный коэффициент полезного действия в процессе обучения;
вкус к новизне и установка на творческое выполнение заданий.
6. Комплекс качеств творческой личности (по Г. С. Альтшуллеру и И. М. Верткину):
наличие новой значительной, общественно полезной достойной цели;
наличие программы достижения поставленной цели и контроль их выполнения:
высокая работоспособность при выполнении намеченных планов.
«умение держать удар» - способность отстаивать свои идей;
Результативность деятельности.
Изучение феномена одаренности длится уже более сотни лет. Но до сих пор в нашем обыденном понимании термин «одаренность» часто отождествляется с термином «гений» и «талант».
Большинство понимают данный термин как некие специальные, особенные способности, какими наградила человека природа. Очень часто в работе с одаренными детьми педагог, в силу недостатка информации, знаний по данной проблеме, редуцируют одаренность, все сводя к одному из ее проявлений - либо интеллекту (в школе), либо к способностям (УДО), а в детях со скрытой одаренностью видят неудобных, трудных учеников. Много проблем с такими детьми и у родителей.
Одаренным считается ребенок, значительно опережающий своих сверстников в умственном развитии, либо выделяющийся среди других специальными способностями (музыкальными, художественными, спортивными). В научной литературе и в обычной речи одаренных детей нередко называют вундеркиндами (от немецкого чудо ребенок).
Одаренность детей является одной из важных проблем общества. Дело ведь не столько в передаче знаний, сколько в создании условий для того, чтобы дети могли углублять эти знания, разрабатывать на их основе новые, необходимые для жизни общества. Проблема одаренности усугубляется тем, что родители и учителя не всегда готовы к работе с такими детьми.
Причины неадекватного отношения к одаренному ребенку очень разные. Когда на помощь педагогам пришли психологи, отношение к одаренному ребенку стало постепенно меняться. Современные специалисты в области психологии и педагогики (Ю.Д. Бабаев, В. И. Панов, М. А. Холодная и др.) утверждают, что детская одаренность делится на:
явную (именно ее мы сразу и замечаем);
возрастную (исчезающую с возрастом);
скрытую, непроявленную (эти дети больше всего доставляют неудобства).
Сегодня можно сказать, что термин «одаренные дети» стал звучать все чаще и чаще, а проблема детской одаренности стала еще и социально значимой, решаемой на государственном уровне.
Перестроечные процессы в образовательной политике привели практически к полному разрушению системы поддержки талантливой молодежи, одаренных детей. В настоящее время формируются условия для развития системы работы с одаренными детьми. На сегодняшний день существует много форм поощрения талантливой молодежи через различные мероприятия, конкурсы, фестивали, смотры, выставки и т. д.
В рамках реализации национального проекта, «Образование» (Бывшим Президентом РФ В. В. Путиным) была поставлена задача поощрения инициативной, талантливой молодежи.
Издан:
Указ Президента РФ от 6 апреля 2006 г. № 325 «О мерах по поддержке талантливой молодежи».
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2006 г. №311 «О премиях для поддержки талантливой молодежи».
Постановление Правительства ХМАО - Югры от 11 августа 2006 г. «О поддержке талантливой молодежи в ХМАО - Югра».
Проблема развития детской одаренности остается,, и она не нова, но именно сегодня стоит достаточно остро. (Можно использовать для примеров. Проблему детской одаренности хорошо иллюстрирует, например, биография Уинстона Черчилля. Будучи одаренным ребенком, Черчилль, не нашел применения своим способностям в системе образования и был определен педагогами как безнадежный. Казалось бы, в жизни отпрыска аристократов высшей пробы подобный казус не должен был иметь место. В итоге Черчилль не закончил даже университет. Но дала знать одаренность: впоследствии он быстро догнал по образованности своих сверстников. Другая яркая личность из когорты одаренных детей - Б. Франклин. Он всегда подчеркивал, что сам сделал самого себя.)
В системе современного образования есть понимание проблемы одаренности, но этого мало.
Во - первых, понятие одаренности перечеркивает общепринятое понимание, что все дети рождаются с одинаковыми задатками и способностями.
Во - вторых, одаренных детей больше, чем принято считать.
3. В - третьих, одаренные дети не сосредоточены в лицеях и гимназиях, большинство учится в обычных школах, (и возможно, даже не посещают никакие кружки).
В-четвертых, лицеи и гимназии, вовсе не являются ОУ для одаренных детей.
В - пятых, в современных условиях работа одаренными детьми видится чаще всего в этимологическом аспекте, а не в воспитательной плоскости.
Большинству одаренных детей присущи черты, отличающие их от сверстников, отмечается высокая любознательность и исследовательская активность. Но они могут и не выражаться в явной форме. Ограничение активности для таких детей чревато негативными реакциями невротического характера. Они уже в раннем возрасте способны прослеживать причинно - следственные связи, обычно обладают отличной памятью, их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Чаще всего внимание привлекает их большой словарный запас, способность концентрировать внимание на чем-либо, упорство в достижении результата в той сфере, которая им интересна.
Многие родители, обнаружив у своего ребенка проявление одаренности, все свои усилия направляют на развитие его способностей в соответствии со своими представлениями о целях и задачах воспитания. Причем акцентируют исключительность ребенка, забывая, что он остается все же ребенком. Это негативно сказывается на всем многообразии личностных проявлений и интеллектуальных способностях. Стремясь избежать «дурного влияния» менее одаренных сверстников, некоторые ограничивают общение ребенка с товарищами.
Без детской игры ребенок теряет важный источник полноценного личностного развития, не осваивает в достаточной мере межличностных отношений. Оказывается при этом несформированной так называемая личностная готовность к школьному обучению. Поступив в школу, такой ребенок может уступать сверстникам в умении налаживать отношения, идти на компромисс. В этом кроется опасность отторжения одаренного ребенка коллективом.
В условия систематического обучения он может столкнуться с необходимостью умственной, а часто и рутинной работы, навыка которой он еще не имеет. Неудачи могут демонстрировать ребенку и постепенно сформировать у негативное отношение к умственной деятельности.
Отношения между педагогом и одаренными детьми также не всегда складываются благополучно. Педагог часто раздражает проявление их чрезмерной умственной активности. В условиях массового обучения осуществление индивидуального подхода весьма затруднительно. Одаренные дети нередко оказываются наряду с отстающими учениками на положении изгоев.
Проблема одаренности имеет свои мифы и стереотипы, которые не всегда соответствуют действительности.
Например, некоторые считают, что:
· Одаренным детям помогать не надо - если талант есть, то он сам пробьется. Оказывается, нет, кто-то пробьется, а кто-то и не пробьется, погаснет; если учащийся показал свою одаренность, то это останется для него свойственным на всю оставшеюся жизнь. Но есть так называемая возрастная одаренность, когда учащийся в младшем классе показывает явное и сильное опережение своих сверстников по интеллектуальному развитию, но к окончанию школы оно куда – то исчезнет;
если ученик неуспевающий, то о какой его одаренности может идти речь? Оказывается, не всегда, но может;
если ученик явно одаренный, то ему нужно давать больше учебного материала, и проблема его развития и обучения решена. При этом забывают, что есть категория одаренных детей, которые с энтузиазмом «засасывают» весь предлагаемый им учебный материал, но умение самостоятельно учиться не обладают;
для выявления одаренности ученика достаточно замерить уровень развития способностей с помощью тестов. Но не один из существующих тестов (Айзенко, Векселера, Торренса и др.) не дает гарантии, что вы не проглядели одаренного ребенка. В лучшем случае они могут помочь оценить только признаки одаренности, соответствующие данному тесту;
с обучением одаренного ребенка может справиться любой педагог, если он обладает необходимыми знаниями и уровнем предметной подготовки. И это верно, что у одаренных детей есть свои психологические особенности и трудности развития, которые переживаются ими несколько сильнее, чем обычными детьми, что позволяет говорить о них, как о детях группы риска. Поэтому психологически с ними работать может далеко не каждый педагог, бывает, что и не каждый психолог;
психолог нужен только для того, чтобы психометрически (с помощью тестов) выявить одаренного ребенка, остальное - работа педагога. Оказывается, что это утверждение тоже безосновательное.
Как видим, в обыденной жизни до сих пор бытует представление, что одаренный ребенок непременно должен быть своего рода вторым Ломоносовым. Но обладает ли каждый одаренный ребенок букетом достоинств М. Ломоносова? Кроме здорового честолюбия и развития интеллекта, Михаил Васильевич обладал огромной физической силой, присущ ему был и авантюризм. То есть он всегда на голову выше других, в нем гармонично сочеталась физическая и интеллектуальная мощь. К сожалению, подавляющее большинство одаренных детей подобным сочетанием и целеустремленностью не может похвастаться.
Педагогов, впервые встретивших в своей практике одаренных детей, обычно подкупает их ранняя увлеченность (чтением, музыкой, танцами и т.д.), повышенная любознательность, способность быстро обучаться (схватывать на лету), большой запас знаний, способность сосредоточиваться на длительное времена выполнении учебного задания, активность в учебном процессе и т.п.
Но насколько может быть приятен одаренный ребенок в своих положительных проявлениях, настолько же он может быть невыносим в своих отрицательных проявлениях.
Каково, например, работать с учеником, который всех перебивает (и педагога тоже), обвиняет в тупости и невежестве, занимается на занятии непонятно чем, не отрываясь, читает энциклопедический словарь. Все делает слишком быстро или наоборот, слишком медленно, и вообще может встать и выйти из класса, кабинета, заявив, что ему неинтересно, поскольку он и так все знает. К этому букету негативных проявлений можно добавить эмоциональную неуравновешенность, резкие перепады отношения к самому себе и другим, невротизм и прочие психологические и индивидуальные физиологические особенности. Разумеется, много и таких одаренных детей, у которых, как говорится, все в порядке: и голова, и здоровье, и общение, и личностное развитие. Одаренные дети, как и обычные, имеют свои проблемы. Можно выделить следующие:
неприязнь к школе. Учебная программа ему скучна и неинтересна, нарушения в поведении могут появляться и потому, что учебный план не соответствует их способностям;
игровые интересы. Им нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. Одаренный ребенок вследствие, этого может оказаться в изоляции, уйти в себя;
комформность. Отвергая стандартные требования, они не склонны к комформизму, особенно если стандарты идут вразрез с их интересами или кажутся бессмысленными; отсутствие склонности к конформизму провоцирует конфликты.
погружение в философские проблемы в гораздо большей степени, чем это характерно для среднего ребенка. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозные вербования и т.д.
несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Одаренные дети часто предпочитают общаться и играть с детьми старшего возраста. Из-за этого им порой трудно становиться лидерами, т.к. они уступают последним в физическом развитии.
Исходя из самого понятия «одаренность», происходящего от слова «дар» и означающего особо благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги подошли к самой проблеме как явлению развивающемуся, динамическому, изменяющемуся. Они обратили внимание на то, что одаренность может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, приходящий характер. Поэтому для выявления и развития одаренности использовать только тестирование стало уже недостаточно, возникала необходимость разработки и применения других методов и подходов: тренинги, игры, моделирование творческой и учебной ситуации и т.п., которые рекомендуют применять с самого раннего возраста.
Необходимы также образовательные программы для одаренных детей нового поколения (дифференцированные, индивидуальные), которых проектировался бы маршрут деятельности педагога, ориентированный на реальное развитие творческих способностей, творческого мышления, творческого потенциала личности ребенка, а следовательно, на развитие одаренности с реальными результатами.
В условиях современной школы пока еще сложно реализовать программы с комплексом психолого-педагогических подходов и методов, а в условиях УДОД этого добиться более реально. Уд ОД расширяет сферу творчества одаренного ребенка. Именно поэтому развитие детской одаренности в условиях УДОД в настоящее время наиболее актуальна.
Эффективной возможностью проявления одаренности является свобода выбора ребенком желаемого вида деятельности. Если рассматривать феномен одаренности как единую, целостную систему психофизических, эмоционально - волевых, личностных и духовных сфер развития личности, то фактор свободы выбора становится ценным. Отличительной чертой УДОД является многообразие направлений деятельности, что дает возможность для проявления различных видов творческой одаренности.
Динамику развития одаренности можно проследить до достижения ребенком возраста взрослого человека. И здесь также широкое поле деятельности предоставляется УДОД, которые принимают детей с 5-ти, 6-тилетнего возраста и работают с ними до 17 -18 лет. Формы и методы проведения занятий в УДОД позволяют использовать и тренинги, и игры, а моделирование творческой ситуации часто составляет основу занятий. Приоритетной формой работы в УДОД является общение педагогов с детьми, поэтому занятия строятся не в традиционной форме урока, а в виде работы творческой групп, микроколлективов и т.п., что дает хорошую возможность уделить каждому ребенку максимум внимания.
Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формирования способностей человека.
Гуманизация российской системы образования в русле идей Конвенции о правах ребенка, принятой 20 сентября 1989г. Генеральной Ассамблей ООН, предполагает признание человека высшей ценностью. А это означает достижение в педагогической деятельности таких отношений, когда были бы защищены достоинство каждого участника педагогического процесса, его права и свобода при реализации собственной индивидуальности (ст.8 Конвенции), обеспечена направленность образования на развитие личной одаренности талантов и способностей в их полном объеме (ст.29), обеспечено право ребенка на всестороннее участие в культурной, творческой деятельности (ст.30).
Многочисленные современные психолого-педагогические исследования детской одаренности, проводимые на базе разнообразных экспериментальных ОУ, показали, что в целом одаренные дети обладают преимуществами почти по всем параметрам развития.
Более приспособленные в эмоциональном и социальном плане, более высокие и здоровые, чем средний ребенок, они легче учатся и лучше усваивают материал. Период концентрации внимания у них больше, словарный запас шире, они легче решают задачи и более способны к абстрактному мышлению.
Они сопротивляются конформизму и зубрежке или строгой дисциплине, более склонны к соревновательности и независимости. Эти дети отличаются высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны, изобретательны, упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость.
Такие дети не только достигают уровня, характерного для старшего возраста, но сам процесс их развития и результаты их деятельности имеют неповторимый характер. Но эти личностные и социальные преимущества одаренности часто не только «уравновешиваются», но во многом губятся проблемами и трудностями, возникающими по причине отсутствия оптимальных условий развития одаренности.
В последние десятилетия появились публикации, посвященные трагедии невыявленных или заблокированных системой школьного образования талантов. (К сожалению, не по России эти данные).
По данным Торренса (США) около 36% отчисленных за неспособность, неуспеваемость и даже глупость из школ составляют одаренные или даже сверходаренные дети. Одаренные дети испытывают в школе дискриминацию из-за отсутствия дифференцированного обучения, из-за ориентации школы на среднего ученика, из - за излишней унификации программ, в которых плохо предусмотрены или совсем не учитываются индивидуальные возможности усвоения учебного материала.
В силу личностных особенностей одаренные дети наиболее чувствительны к неадекватным оценкам, несправедливым и негативным воздействиям.
Хочу еще раз подчеркнуть и добавить основные моменты, характерные для жизни одаренных детей и могущие вовлечь за собой нарушение их поведения и трудности социальной адаптации.
неприязнь к школе;
игровые интересы к боле сложным играм, в которые не играют их сверстники, что приводит одаренных детей к изоляции;
неприятие стандартных требований педагогов, отсутствие склонности к конформизму, провоцирует конфликты;
погружение в философские проблемы;
диспропорции в физическом, интеллектуальном и социальном развитии таких детей;
стремление к максимализму и категоричности на основе внутренней потребности к совершенству и совершенствованию себя, окружающей среды, мира вещей и людей, которые проявляются весьма рано;
ощущение неудовлетворенности, критическое отношение к собственным достижениям, следствием чего может быть ощущение собственной неадекватности и низкая самооценка;
· нередкая постановка перед собой такими детьми завышенных нереалистических целей, следствием чего являются переживания по поводу невозможности их достижения. Но, с другой стороны, стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким достижениям;
сверхчувствительность;
потребность во внимании авторитетных взрослых, что часто приводит к монополизации такого внимания и вызывает, в свою очередь, раздражение других детей;
недостаточная терпимость по отношению к детям, стоящим ниже винтеллектуальном, творческом развитии,
Практически все исследователи психологии одаренности сходятся в том, что для работы с одаренными детьми совершенно необходим специально обученный педагог. Ведь именно педагог приводит в соответствие содержание учебной программы и способности одаренного ребенка. Это - с одной стороны. Но немаловажна другая сторона, которая состоит в том, что часто основные проблемы одаренных детей возникают и проявляются при их взаимодействии с педагогом.
Экспериментально доказано, что большинстве случаев, когда способные дети учатся ниже своих возможностей, это происходит из - за плохого преподавания, негативного отношения педагога и неадекватности учебных образовательных программ, составленных без учета особенностей одаренных детей.
Недостаток психологических знаний у педагогов приводит к предубеждению, что одаренный ребенок не нуждается в помощи: «талант сам пробьется». Оценивая своих учащихся, проявляющих нестандартность в поведении и мышлении, нередко педагоги отмечают их демонстративность, упрямство, истеричность, нежелание и неумение следовать положительным образцам.
Психологи считают, что такие оценки часто являются следствием неадекватного понимания педагогом личности и особенностей развития одаренного ребенка. Исследования Торренса показали, что одаренные дети оказывают уже на начальном уровне развития интеллекта сопротивление всем видам репродуктивных работ, часто оценивается педагогом как упрямство, недисциплинированность, лень или глупость. При этом без специальной помощи взрослого (квалифицированного педагога, психолога или родителя) сам одаренный ребенок не в состоянии понять, в чем причина его сопротивления тем видам работ, которые охотно выполняются другими детьми. Данное противоречие как раз и обусловливает проблемность ситуации.
Нередко педагоги, не подготовленные специально к работе с одаренными детьми, просто не способны должным образом выстроить учебный процесс. Более того, опросы показывают, что некоторые педагоги предпочли бы вообще не иметь одаренных детей у себя в классе; другие даже испытывают чувство, близкое к враждебности по отношению к наиболее талантливым ученикам даже самого юного возраста. Учительские оценки одаренности, как показывают исследования, не совпадают с результатами психологической диагностики одаренности в 35 – 45% случаев.
Таким образом, проблема специальной подготовки педагогов к работе с одаренными детьми в условиях обычных УЗ - одна из основных трудностей развития, воспитания и обучения таких детей. Ситуация усугубляется еще и тем, что вузовское образование студента - будущего педагога не способно в должной мере обеспечить необходимую подготовку его к работе с одаренными. Кроме, того работа с одаренными детьми в УЗ всегда определяется, как говорят, «на месте». А отсюда следует, что управлять работой педагога с контингентом одаренных детей наиболее целесообразно посредством профессиональных объединений - через МО.
Темы для обсуждения на МО, лекториях, методических семинарах, а также для самообразования педагогов по проблемам обучения, воспитания и развития одаренных детей могут быть такие:
«Концептуальные модели обучения и развития одаренных детей»;
«Особенности развития одаренных детей»;
«Особенности воспитания и социализации одаренных детей»;
«Основные направления разработки содержания образования одаренных детей»;
«Индивидуальный способ обучения одаренных детей»;
«Консультирование родителей одаренных детей и др»;
В основе организации учебного процесса, ориентированного на одаренных детей, лежит его дифференциация по уровню образования учащихся и содержанию их мотивационной сферы,
При этом такая дифференциация включает в себя как минимум 3 направления:
одаренные дети обучаются и воспитываются в условиях обычной группы или класса, но по индивидуальным программам, содержащим элементы ускорения и углубления учебного материала (что предполагает периодическое «перепрыгивание» в более старший класс или группу);
Создание для одаренных детей особых групп или классов в структуре обычного УЗ;
Организация для одаренных детей факультативов, групп по интересам, кружков на базе УДОД.
При построении и отборе индивидуальных программ для одаренных детей приоритетом является психологическое обоснование содержания, форм и методов обучения. Другими словами, прежде чем осуществлять дидактическое обеспечение занятий, необходимо осуществить его психологическое проектирование, т. е. в начале определить, какие задачи психического развития ребенка будет решаться на том или ином занятии, а затем уже наметить дидактические средства для решения этой главной задачи. Отсюда следует, что разработка программы обучения для одаренных детей должна происходить в процессе совместной работе психолога и педагога на основе данных диагностики.
В последние годы все чаще говорят о поддержке не столько специальных учебных программ для одаренных детей, сколько в пользу использования специальных педагогических технологий поддержки и развития одаренности детей, обладающих различными видами одаренности,
Это, например, такие технологии, как эвристическое обучение, проблемное обучение, метод проектов, исследовательская деятельность, обучение в сотрудничестве на основе малых групп, технология дебатов и др.
В заключении хочется сказать, что уровень развития способностей детей определяется не только природными задатками, но и мерой совместного труда ребенка, педагога и родителей, направленного на развитие этих способностей. Существенная роль в решении этой проблемы принадлежит и администрации УЗ в плане создания благоприятных условий для реализации педагогической поддержки развития одаренных детей.
Методика диагностики детской одаренности.
1. Методика «Карта одаренности»
Общая характеристика.
Методика адресована педагогам и родителям. Возрастной диапазон, в котором она может применяться, от 5 до 10 лет. Методика рассчитана на выполнение двух основных функций.
· Первая и основная функция - диагностическая.
С помощью данной методики вы можете количественно оценить, какой вид одаренности у него преобладает в настоящее время. Сопоставление всех десяти полученных оценок позволит вам увидеть индивидуальный, свойственный только данному ребенку, «портрет развития его одаренности».
· Вторая функция - развивающая,
Утверждения, по которым вам придется оценивать ребенка, можно рассматривать как программу его дальнейшего развития. Вы сможете обратить внимание на то: чего, может быть, раньше не замечали, усилить внимание к тем сторонам, которые вам представляются наиболее ценными.
Эта методики не охватывает всех возможных проявлений детской одаренности. Ее следует рассматривать как составную часть общего комплекта методик диагностики детской одаренности.
Инструкция.
Пред вами 80 вопросов, систематизированных по 10 относительно самостоятельным
областям поведения и деятельности ребенка. Внимательно изучите их и дайте оценку
ребенку по каждому параметру, пользуясь следующей шкалой:
(++) - если оцениваемое свойство развито хорошо, четко выражено, проявляется часто;
(+) - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно;
(0) - оцениваемое и противоположное свойства выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
(-) - более ярко выражено и чаще проявляется свойство, противоположное оцениваемому.
Оценка ставится на листе ответов. Оценки по первому утверждению помещаем в первую клетку листа ответов, оценку по второму и т. д. Всего на это должно уйти 10-15 минут.
Лист вопросов.
Склонен к логическим рассуждениям, способен оперировать абстрактными понятиями.
Нестандартно мыслит и часто предлагает неожиданные, оригинальные решения.
Учится новым знаниям очень быстро, все схватывает на лету.
В рисунках нет однообразия. Оригинален в выборе сюжетов. Обычно изображает много разных предметов, людей, ситуаций.
Проявляет большой интерес к музыкальным занятиям.
Любит сочинять (писать) рассказы или стихи.
Легко входит в роль какого либо персонажа: человека, животного и др.
Интересуется механизмами и машинами.
Инициативен в общении со сверстниками.
Энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движения.
Проявляет большой интерес и исключительные способности к классификации.
Не боится новых попыток, стремится всегда проверить новую идею.
Быстро запоминает услышанное и прочитанное без специального заучивания, не тратит много времени на то, что нужно запомнить.
Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красивую вещь.
Чутко реагирует на характер и настроение музыки.
Может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого- либо конфликта.
Интересуется актерской игрой.
Может чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов.
Сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей.
Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.
Умеет хорошо излагать свои мысли, имеет большой словарный запас.
Изобретателен в выборе и использовании различных предметов.
Знает много о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники обычно не знают.
Способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.
Хорошо поет.
Рассказывая о чем - то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, нетеряет основную мысль.
Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека.
Любит разбираться в причинах неисправности механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на «поиск».
Легко общается с детьми и взрослыми.
Часто выигрывает у сверстников в разных спортивных играх.
Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием,
Способен увлечься, уйти с головой в интересующее его занятие.
Обгоняет своих сверстников по учебе на год или два, т.е. реально должен бы учиться в более старшем классе.
Любит использовать какой - либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков и др.
В игру на инструменте, в песню, в танец вкладывает много энергии и чувств.
Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное.
Разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт,
Любит рисовать чертежи и схемы механизмов.
Улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. Хорошо понимает недосказанное.
.Бегает быстрее всех.
Любить решать сложные задачи, требующие умственного усилия.
Способен по - разному подойти к одной и той же проблеме,
Проявляет ярко выраженную, разностороннюю любознательность.
Охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное значение без побуждения взрослых.
Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.
Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передает эмоциональные состояния героев, их переживания и чувства.
Склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения.
Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Часто руководит играми и занятиями других людей.
Движется легко, грациозно. Имеет хорошую координацию движений.
Наблюдателен, любит анализировать события и явления.
Способен не только предлагать, но и разрабатывать собственные и чужие идеи.
Читает книги, статьи, научно популярные издания с опережением своих сверстников.
Обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.
Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события.
Стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем - то с увлечением рассказывает.
Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.
Склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерныедля его возраста.
Любит ходит в походы, играть на открытых спортивных площадках.
Способен долго удерживать в памяти символы, буквы, слова.
Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не любит уже испытанных вариантов.
Умеет делать выводы и обобщения.
Любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагойи клеем.
В пении и музыке стремиться выразить свои чувства и настроение
Склонен фантазировать, старается добавить что- то новое и необычное.
С большой легкостью драматизирует.
Проводит много времени над конструированием и воплощением собственных «проектов».
Другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям.
Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх.
Имеет широкий круг интересов, задает много вопросов о происхождении ифункциях предметов.
Продуктивен, чем бы ни занимался, способен предложить большое количествосамых разных идей и решений.
В свободное время любит читать научно - популярные издания больше, чемхудожественные книги (сказки, детективы и др.).
Может высказать свою собственную оценку произведения искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем рисунке, игрушке, скульптуре.
Сочиняет собственные оригинальные мелодии.
Умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
Любит игры - драматизации.
Быстро и легко осваивает компьютер.
Обладает даром убеждения, способен внушать свои идеи другим.
Физически выносливее сверстников.
Обработка результатов.
Сосчитайте количество плюсов и минусов по вертикали (плюс и минус взаимосокращаются). Результаты подсчетов напишите внизу, под каждым столбцом. Полученные суммы баллов характеризуют вашу оценку степени развития у ребенка следующих видов одаренности:
интеллектуальная;
творческая;
академическая (научная);
художественно - изобразительная;
музыкальная;
литературная;
артистическая;
техническая;
лидерская;
спортивная.
Лист ответов
13PAGE 15
13PAGE 14215
Спортивная
Лидерская
Техническая
Артистическая
Литературная
Музыкальная
Художественно-изобразительная
Творческая
Интеллектуальная
Академическая (научная)
Заголовок 1Заголовок 3Заголовок 915