Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе.
Главной задачей современной системы образования является формирование «универсальных учебных действий» (далее УУД). УУД - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
В составе основных видов УУД можно выделить четыре блока:
Коммуникативные действия - обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные действия - обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий: 1) действие смыслообразования; 2) действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания.
Регулятивные действия - обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результата, коррекция, оценка, волевая саморегуляция.
Познавательные действия включают общеучебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблем.
Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
Условия, обеспечивающие развитие УУД:
Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:
формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;
формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;
универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.
Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения – все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.
Примеры форм учебной деятельности как условие формирования УУД:
Учебное сотрудничество Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.
Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог.
Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников.
При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников.
Творческая, проектная,
учебно – исследовательская
деятельность Художественное, музыкальное, театральное творчество, конструирование, формирование замысла и реализация социально – значимых инициатив и др.
Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.
Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия для достижения регулятивных метапредметных результатов.
Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.
Личностные результаты при работе над проектами могут быть получены при выборе тематики проектов.
Контрольно – оценочная и
рефлексивная деятельность Самооценка является ядром самосознания личности, выступая как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми.
Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка.
На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.
Условия развития действия оценки учебной деятельности:
постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности (оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);
предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;
предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;
способы взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности;
организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;
формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);
формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;
организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.
Трудовая деятельность Самообслуживание, участие в общественно-полезном труде, в социально значимых трудовых акциях. Планомерный труд развивает положительные качества личности: организованность, дисциплинированность, внимательность, наблюдательность. Труд
младших школьников позволяет учителю лучше узнать их индивидуальные особенности, выяснить их творческие возможности, развить определенные способности.
Трудовая деятельность позволяет формировать личностные универсальные учебные действия.
Спортивная деятельность Освоение основ физической культуры, знакомство с различными видами спорта, опыт участия в спортивных соревнованиях позволят формировать волевые качества личности, коммуникативные действия, регулятивные действия.
Формы организации учебного пространства, способствующие формированию УУД.
Урок:
- проблемная ситуация;
- диалог;
- взаимообучения;
- свободный урок;
- урок разновозрастного сотрудничества и т.д. Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач
Учебное занятие Место различных групповых и индивидуальных практик
Консультативное занятие Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу
Творческая мастерская Для организации навыков творческой коллективной деятельности
Конференция, семинар Форма подведения итогов творческой деятельности
Индивидуальное занятие
Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных траекторий
Внеучебные формы
Место реализации личностных задач и интересов младших школьников.
Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.
Как сформировать УУД (список технологий формирования УУД)
Для развития умения оценивать свою работу, дети сами по предложенному алгоритму учатся оценивать свое задание
Учитель обращает внимание на развивающую ценность любого задания
Учитель не сравнивает детей между собой
Учитель показывает для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни
Учитель рассказывает на уроке новый материал, привлекая детей к открытию новых знаний
Учитель обучает детей приемами работы в группе
Учитель показывает, как можно прийти к единому решению в работе в группах
Учитель вмешивается в учебные конфликты, проговаривая (направляя, показывая) образец
Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их как можно найти и исправить ошибку
Учитель ставит цели на уроке и работает с детьми в направлении целей
Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, знакомит с различными источниками
Учитель обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления
Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации
Учитель использует проектные формы работы на уроке и во внеурочной деятельности
Учитель предпочитает формировать нужные ценности, прибегая к диалогическому общению и включая детей в процесс
Учитель учит детей делать нравственный выбор в рамках работы с ценностными материалом и его анализомУчитель находит способ увлечь детей знаниями
Учитель показывает смысл учения, делает это в «корректной» форме
Учитель включает детей в конструктивную деятельность, коллективные творческие дела
Учитель дает шанс исправить ошибку
Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям
Учитель позволяет другим детям участвовать в процессе оценивания ответов
Учитель помогает ребенку найти самого себя, составляя индивидуальный маршрут
Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути достижения
Учитель учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать
Учитель ненавязчиво транслирует детям позитивные ценности, позволяя им прожить их на собственном примере
Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других
Учитель организует деятельностные формы, в рамках которых дети могли бы прожить и присвоить нужные знания
Учитель учит детей способам эффективного запоминания и организации деятельнсотиУчитель ненавязчиво транслирует смысл учения детям
Учитель показывает, как распределить роли и обязанности, работая в команде
В конце выполнения задания, в конце урока учитель вместе с детьми оценивают то, чему дети научились, что получилось, а что нет
Учитель на уроке использует специализированные развивающие задания, постановки вопросов
Учитель и ребенок общаются с позиции «на равных»
Учитель активно включает каждого в учебный процесс, поощряя учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем
Учитель строит урок в деятельностной парадигме
Учитель на уроке использует интерактивные возможности ИКТ
Учитель организует работу в парах сменного состава
Учитель дает возможность детям самостоятельно выбирать задания из предложенных
Учитель организует конструктивную совместную деятельность
Используемая литература:
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова, М.: "Просвещение", 2010.
Ресурсы сети Интернет:
Методические рекомендации по организации групповой формы работы учеников начальной школы
ФГОС – для начальной школы в действии