Учитель и одаренный ребенок


Амирова К.К.
Старший преподаватель
Тренер уровневых программ
АО НЦПК «Өрлеу»
Алматинской области

Учитель и одаренный ребенок
Меняемся мы, меняется мир. Наше Казахстанское образование прогрессирует и идет семимильными шагами вперед. И в этом процессе огромную роль играют наши талантливые и одаренные дети. Одаренность детей в первую очередь, конечно же, видят родители ребенка. И на плечи учителя ложится большая ответственность помочь развить природные данные ребенка, создать комфортные условия для развития творческого потенциала, мотивировать его к познавательной деятельности.
Как же увидеть одаренного ребенка, разбудить его спящий потенциал? Практика учителя доказывает, что каждый ребенок является потенциально одаренным. Поэтому главной задачей учителя в работе с одаренным ребенком является создание условий для их деятельности, устранив все побочные причины, препятствующие их творческому росту.
Роль учителя велика и ответственна. Планируя урок, учитель ставит перед собой цель и задачи. И не всегда задумывается над ожидаемыми результатами урока. Особенно важным считаю, что учитель должен думать и о вовлеченности всего класса на протяжении урока, дать возможность почувствовать каждому ученику его востребованность на уроке, в жизни класса. И, конечно, учитель должен отойти от той практики, когда он считает себя хозяином на уроке. Надо ломать старые стереотипы традиционной методики преподавания и налаживать тесный контакт «учитель-ученик», «ученик-ученик». Только так можно раскрыть потенциал ребенка.
Возникает вопрос «Как же работать с одаренными детьми?»
Наша прежняя практика показывает, что вся работа сводилась к углубленному изучению материала, непременное участие в школьных, городских олимпиадах, причем по нескольким предметам сразу или простым «перескакиванием» через классы. При этом мало кого волновало, что же происходит в душе ребенка. Да и учитель особенно не беспокоился о том, какую «кашу» он заваривает в мировоззрении ребенка. Такая практика показывала только внешнюю успешность, но никак не отражала индивидуальность ребенка. И если в начальных классах учитель еще может проследить динамику индивидуального развития ученика, то в среднем и старшем звене учителю-предметнику остается констатировать факт понимания ученика предмета, его заинтересованности предметом или просто неспособность освоения данного предмета. При этом учитель забывает о внутреннем потенциале ребенка или вовсе не понимает грань между талантливым и одаренным учеником. Чаще эти понятия произносят как синонимы. Но исследования ученых подвели к выводу, что  одаренные дети это те, которые имеют высокую степень способности к какой-либо специальной деятельности, а талантливые - те, у которых имеется творческий элемент, и доминируют природные качества. Иными словами можно сказать, что любой талантливый ребенок может быть и одаренным, но не каждого одаренного ребенка можно назвать талантливым.
В чем же особенность развития одаренных детей?
Мозг одаренного ребенка находится в постоянной работе и не терпит навязывания готового ответа;
Одаренные дети чаще имеют математический склад мышления и могут достаточно долго концентрировать свое внимание на сложной задаче;
Они обладают высокой организованностью, самоуверенны;
Одаренные дети очень чувствительны и любят фантазировать, они склонны к игровой деятельности;
Обладают отличной памятью и высоким стремлением постижения нового, запутанного и сложного;
Они склонны к абстрактному мышлению, детальному анализу информации и своих действий, делают выводы и умеют прослеживать причинно-следственные связи.
И что же происходит с таким ребенком в социуме?
Возникает неприятие со стороны сверстников;
И как следствие, возникает чувство страха и недовольства собой.
А талант учителя заключается в том, чтобы дать возможность такому ребенку свободно и уверенно чувствовать себя в обществе, получать удовольствие от своей неординарности.
Каковы же особенности обучения одаренных детей в обычном классе?
Практика показывает, что такие дети быстрее своих ровесников усваивают новые понятия, лучше запоминают, а значит, практику запоминания можно уменьшить и направить оставшееся время на более интересный для него вид деятельности – задачи на развитие логического мышления.
Помимо индивидуальной работы важна и работа в группах, которые должны создаваться по уровню знаний и способностям.
Необходимо наладить работу с родителями и целенаправленная работа всей школы в целом.
Несомненно, работа с одаренным ребенком очень сложна. От учителя требуется большое понимание и уважение к нему как к личности. Однажды привив вкус к творческой работе, научив его мечтать, фантазировать, учитель должен набраться терпения и развивать данные качества.
Учителю всегда надо помнить, что одаренный ребенок очень раним, самолюбив. Поэтому важны будут не столько интеллектуальные знания учителя, сколько его личностные и душевные качества. Учитель и ученик должны находиться в одном течении, необходимо сотворчество.