Программа формирования Службы школьной медиации на 2016-2017 учебный год


МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа»
Первомайского района Тамбовской области
 
Рассмотрено                                                                                     Утверждаю
Педагогическим советом школы                                         И.о. директора школы
Протокол № ______                                                              _____________С.С.Кириллов                                         
от «___» _________ 2016 г.                                                       Приказ №__________
   
                                                                                                       «___» __________ 2016г.  
                           
Программа развития
Службы школьной медиации
на 2016 - 2017 годы
р.п. Первомайский,
2016г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Паспорт программы....
2. Анализ ситуации.
3. Образ будущего школы.
4. Основные сферы стратегических изменений..
5. Ожидаемые результаты реализации программы.
6. Механизм управления программой..
7. План действий по достижению результатов
8. Механизм реализации программы развития Службы школьной медиации.
9. Мониторинг реализации программы.
10. Бюджет программы..
11. Глоссарий..
Приложение 1 Основные принципы восстановительной медиации....
 
                                                                 ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
СЛУЖБЫ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
на 2016-2017 уч.год1. Полное название программы Программа развития Службы школьной медиации
«Миротворец!»
муниципального образовательного учреждения
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
на 2016-2017 годы (далее – Программа)
2. Основание разработки Программы Приказ МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» от 01.09.2016 №134/6
Положение о службе школьной медиации
Устав о службе
3. Дата принятия Программы Протокол педсовета школы № 1 от 29.08.2016г.
 «О разработке программы по школьной службе
медиации»
4. Заказчик Программы Администрация   МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа», учащиеся, педагоги, родители учащихся
5. Основные разработчики Программы  
Руководитель Программы:
Илларионова И.С., заместитель директора по инновационной работе
Разработчик Программы:
Антипова Т.Н., социальный педагог

6. Цель Программы Создание благоприятного, гуманного и безопасного пространства (среды) для развития и социализации детей и подростков, в том числе, при возникновении трудных жизненных ситуаций;
содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций в школьной среде.
7. Задачи Программы Обеспечить освоение и внедрение в практику работы принципов восстановительной медиации, восстановительных процедур;
популяризировать деятельность ШСП среди педагогов и родителей;
создать комфортную среду для развития навыков конструктивного взаимодействия в разных сферах жизни школы, таких, как: система классных часов, система воспитательной работы, внеурочная деятельность, социальное проектирование;
обеспечить обучение учащихся, педагогов и родителей восстановительным технологиям школьной медиации;
создать систему мониторинга: мониторинг конфликтов, мониторинг случаев обращения в службу, мониторинг завершенных программ;
создать условия для участия школьных медиаторов в деятельности сообществ медиаторов различных уровней;
представления и публикации опыта.
8. Основные направления реализации Программы реализация мероприятий, направленных на разрешение конфликтных ситуаций;
использование Восстановительной технологии в примирительных программах;
пропаганда  бесконфликтного общения и развитие толерантных отношений в образовательном пространстве школы;
волонтерская деятельность.
 
9. Сроки реализации Программы 2016-2017 учебный год
Этап1. 1.Подготовительный (сентябрь-октябрь 2016г.)
разработать нормативно- правовую базу службы школьной медиации;
разработать программу развития службы школьной медиации;
изучить восстановительные технологии – школьная медиация, «Миротворец» и опыт их применения Российской Федерации;
создать группу школьных медиаторов из числа педагогов школы и учащихся;
начать применение восстановительных технологий школьной службы медиации при урегулировании парных и групповых конфликтов;
внедрить элементы восстановительных технологий в разные сферы школьной жизни;
организовать обучение педагогов-медиаторов и учащихся – медиаторов восстановительным практикам;
совершенствовать материально- техническое оснащение образовательного учреждения для проведения восстановительных программ.
Этап 2. Практический (ноябрь-декабрь 2016г.)
На этом этапе планируется:
начать реализацию программы развития службы школьной медиации;
продолжить совершенствование нормативно-правовой базы Службы школьной медиации;
освоить новые восстановительные практики: «Семинары», круглый стол «Круги заботы»,
Принять участие в работе обучающих семинарах, тренингах проводимых Службами медиации других школ, учреждений дополнительного образования
Установить связь с социальными партнерами.
Этап 3. Обобщающий (январь – май 2017г.)
На этом этапе планируется:
Продолжить реализацию программы развития Службы школьной медиации;
Подвести итоги реализации программы;
Создать банк данных из опыта работы службы школьной медиации (кейсы, описание случаев, публикации в СМИ);
Представить опыт работы Службы школьной медиации педсовету, сообществу медиаторов, на сайте школы.
10. Перечень разделов Программы Паспорт программы
Анализ ситуации.
Образ будущего школы.
Основные сферы стратегических изменений.
Ожидаемые результаты реализации Программы.
Механизм управления Программой.
План действий по достижению результатов
Механизм реализации Программы
Мониторинг реализации Программы.
Бюджет Программы
11. Ожидаемые результаты Создана и работает детско-взрослая команда медиаторов;
Разработана и реализуется Программа обучения медиаторов- учащихся и медиаторов- родителей;
В школе создано гуманное и безопасное пространство для развития и социализации детей и подростков, в том числе, при возникновении трудных жизненных ситуаций; для профилактики правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций;
Повышение качества раннего предупреждения правонарушений несовершеннолетних;
Разрешение конфликтов силами образовательного учреждения.
Изменение традиций реагирования на конфликтные ситуации.
Профилактика школьной  дезадаптации.
Школьное самоуправление и волонтерское движение учащихся.
Оформлен и регулярно обновляется информационный стенд для размещения информации о деятельности Службы школьной медиации;
Информация о деятельности Службы размещена на сайте школы;
Оборудован кабинет для проведения медиаций;
Служба школьной медиации работает в сотрудничестве с социальными партнерами;
Наблюдается снижение уровня правонарушений и правонарушителей, обучающихся и их законных представителей, состоящих на различных видах учета.
12. Организация контроля  за выполнением Программы В состав координационного совета входят:
заместитель директора по инновационной работе
заместитель директора по воспитательной работе,
социальный педагог,
руководители МО классных руководителей
13. Кадровое обеспечение службы медиации Соколова Т.А. - зам. директора по воспитательной работе
Антипова Т.Н. социальный педагог (куратор)
Елатонцева Н.М.-педагог-психолог
Халяпина А.В. - методист
15. Ответственные лица для контактов Илларионова Ирина Станиславовна, заместитель директора по инновационной работе;
Соколова Татьяна Анатольевна, заместитель директора по воспитательной работе;
Куратор Программы Антипова Татьяна Никифоровна
16. Адрес школы
Телефон (факс) 393700 Тамбовская область,
р.п. Первомайский,
ул. Тельмана, д.5,
Электронный адрес: pervomaiskpsosh@yandex.ru(847548) 2-17-62 Факс (847548) 2-438
                         
       
Нормативные документы, регламентирующие деятельность служб школьной медиации
Конституция Российской Федерации;
Гражданский кодекс Российской Федерации;
Семейный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.45»Защита прав обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся);Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
Распоряжение Правительства РФ от 15.10.2012 № 1916-р «О плане первоочередных мероприятий до 2014г. По реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017годы».
Концепция развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2014года №1430-р);
Межведомственный план комплексных мероприятий по реализации Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации.
Нормативные документы регионального уровня
1.Постановление администрации Тамбовской области от 27.11.2012 № 1471 «Стратегия действий в интересах детей Тамбовской области на 2012-2017 годы»;
2.Приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 22.05.2014г. № 1483 «О мерах по профилактике суицидального поведения среди детей и подростков»;
3.Приказ Управления образования и науки Тамбовской области от 15. 09.2015 г. № 2841 «Об утверждении плана комплексных мероприятий по реализации 4.Концепции развития до 2017 года сети служб медиации»;
Приказ ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» от 01.10.2015г. № 108 «О сопровождении деятельности служб медиации в образовательных организациях»
2. АНАЛИЗ СИТУАЦИИ
На изменение политической, экономической и социальной жизни российского общества влияют такие факторы, как вхождение России в мировое сообщество, миграционные процессы, развитие рыночной экономики, развитие технологий. Эти процессы оказывают влияние на жизнь не только в мегаполисах и крупных городах, но и в маленьких городках и локальных поселках.
Среди отрицательных последствий таких изменений, зафиксированных и в социальном окружении школы, можно выделить следующие:
- курение, злоупотребление ПАВ, наркомания;
- социальное расслоение школьников (элитарность образования: некоторые родители имеют возможность обучать детей дополнительно в лингвистических и спортивных школах, школах искусств, другие - нет и т.п.);
- отрицательное влияние телевидения, Интернет, других СМИ (бездуховная реклама, опасные социальные сети, жестокие фильмы, игры и т.п.);
- рост правонарушений и правонарушителей;
- рост количества семей, имеющих доход ниже прожиточного минимума;
- напряженный ритм жизни (у родителей - загруженность на работе, не позволяющая родителям проводить больше времени в семье с детьми; у школьников - загруженность в школе, дефицит времени для осмысления себя, своего «Я», своих места и цели в жизни);
- напряженность в семейной жизни (не оформленные официально браки, воспитание в семье с одним родителем, самоустранение родителей от воспитания детей);
- недостаток способов проведения досуга, общения в локальных поселках;
- высокие цены на услуги дополнительного образования;
- отсутствие жилья для молодых специалистов, что сделало бы привлекательной работу в сельской местности.
Как следствия влияния данных факторов: внутренняя напряженность, неудовлетворенность собой, жизнью, агрессивность, конфликтность.
Снижение уровня жизни населения ведет к социальной напряженности. Чтобы заработать достаточно денег для развития, воспитания и содержания детей, родители вынуждены много времени проводить на работе.
Большая занятость родителей несовершеннолетних на работе приводит к тому, что дети и подростки лишены части родительской заботы и внимания, не получают опыта семейной жизни, ролевого опыта, опыта доброжелательного общения. Они не осваивают
стиль жизни, в котором царят доброжелательность, стремление помочь друг другу, стремление решить возникающие проблемы в общем семейном кругу.
Выходя из-под опеки взрослых, подростки оказываются неподготовленными к ситуациям социального риска, так как в ближайшем социуме отсутствуют желаемые возможности общения, проведения досуга, вариативные социальные связи, круг общения узок и замкнут.
Главную роль в первичной социализации личности детей и подростков играет семья. Более трети учащихся школы воспитываются в неполных семьях, обычно это семьи
без отца. У мальчиков отсутствуют образцы мужского поведения, что ведет к воспитанию
по женскому типу: они более эмоциональны, не способны принимать решения, взять на себя ответственность, у них слабо развита сила воли. Около половины таких семей неблагополучные и малообеспеченные.
У ряда подростков не сформированы социальные навыки, а знания об обществе, вкотором им предстоит жить, поверхностны. Такие учащиеся испытывают трудности в решении личностно значимых проблем, самообразовании, получении и применении информации. Они не умеют отстаивать свое мнение, занимать позицию в дискуссии. Большинство из них не умеют сотрудничать и работать в группе, принимать решения и улаживать разногласия и конфликты, договариваться.
Так как большую часть времени дети и подростки проводят в школе, когда им приходится взаимодействовать с представителями разных возрастов, социального статуса, национальностей, именно в школе и проявляются конфликты. Несовершеннолетние, 00склонные к асоциальному поведению, проявляют их явно (ссоры, драки, причинение обид другим, нарушение дисциплины на уроке и Устава школы, порча школьного имущества).
Несовершеннолетние с развитой эмоционально-волевой сферой усилием воли скрывают
внутренние конфликты и страдают эмоционально от невозможности поделиться с равнымсвоими мыслями, переживаниями, опасениями.
В связи с перекладыванием обязанностей семьи на плечи педагогов, большой загруженностью педагогов, изменением в поведении школьников, педагогам приходится решать все больше проблем и становится все труднее противостоять эскалации конфликтов. Педагоги не обладают всеми необходимыми компетенциями по деэскалации конфликтов, не обучены эффективным стратегиям, позволяющими легко выходить из возникающих конфликтных ситуаций.
В настоящее время в различных регионах страны и крупных городах накопленопыт деятельности служб медиации и примирения на школьном, городском муниципальном, окружном уровнях.
В реализации данной программы планируется опираться на опыт, представленный на сайте центра Судебно-правовая реформа.
Таким образом, создание и развитие Службы школьной медиации призвано стать действенным и средством создания комфортной школьной среды, профилактики школьных, семейных (с участием детей) и межличностных конфликтов, восстановления разрушенных отношений, примирения детей и подростков с собой, своей совестью и ровесниками. Деятельность Службы школьной медиации - залог снятия напряженности, и как следствие, развития несовершеннолетних, их интеллектуальных и творческих способностей, социального интеллекта.
Таблица 1.
Риски создания Службы школьной медиации и способы их нивелирования:
№ п/п Возможные риски Возможные способы их нивелирования\устранения
1. Конфликт между большой загруженностью педагогов во время образовательного процесса и большим количеством времени, требуемым на реализацию восстановительных программ. 1. Учет работы педагога - медиатора при проведении процедуры стимулирования (дополни тельные баллы).
2. Учет опыта работы педагогов-медиаторов при аттестации.
2. Конфликт между большой загруженностью учеников во время образовательного процесса и большим количеством времени, требуемым на реализацию восстановительных программ. 1.Учет времени, потраченного на работу медиатора, как волонтерская деятельность волонтерская книжка, дополнительные баллы при поступлении в ВУЗ.
2. Стимулирование учеников - медиаторов через направление в тематические зимние и летние лагеря, подачу представлений на стипендию Главы РМР.
3. Опасность сойти с роли медиатора или замена роли медиатора на роль заместителя директора, психолога, инспектора и социального педагога. 1.Обучение: КПК, тренинги, семинары, внутрифирменное обучение.
2.Супервизии, в том числе и внутрифирменныедр.
3. Участие в работе сообществ медиаторов.
4. Отсутствие кабинета для проведения медиаций. 1.Использование (в идеале - оборудование) кабинета психолога для проведения медиаций.
3. ОБРАЗ БУДУЩЕГО ШКОЛЫ
Школа в 2017 году - это школа без конфликтов и агрессии, в которой ученики,
педагоги и родители владеют навыками бесконфликтного общения и способностью
урегулировать возникающие конфликты при помощи технологий восстановительного подхода.
Учащийся 2017 года - человек, готовый и способный вести диалог с другими
людьми и достигать в нём взаимопонимания; уважающий себя и других людей;
- умеющий:
 вести конструктивный диалог;
 достигать взаимопонимания;
 сотрудничать для достижения общих результатов;
 самостоятельно решать свои проблемы;
 отстаивать свою точку зрения;
 осуществлять коммуникацию разными категориями людей
- соблюдающий правила этикета, правила для учащихся, Устав школы;
- уважающий закон и порядок;
- сознающий ответственность перед семьей, общество, государством - обладающий способностью к саморегуляции.
Учитель 2017 года - человек, воспринимающий ученика как личность, готовый кравноправным партнерским отношениям с ним; принимающий ценности восстановительного подхода и принципы восстановительной медиации, владеющий технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.
Родитель 2017 года - человек, воспринимающий своего ребенка, как личность;
уважающий субкультуру детства, принимающий ценности восстановительного подхода и
принципы восстановительной медиации, доверяющий Службе школьной медиации и готовый поддерживать её.
4. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ
№ п/п Сферы изменений Содержание изменений
1. Формирование и укоренение восстановительной культуры в образовательном пространстве 1.принятие педагогами ценностей восстановительного подхода к разрешению конфликтов, криминальных ситуаций и напряженных взаимоотношений;
2. принятие учениками и родителями ценностей восстановительного подхода, доверие к службе школьной медиации;
3. уменьшение доли административного способа решения конфликтов;
4.переход от традиционных (административных) способов решения конфликтов к альтернативным (восстановительным программам, технологиям и техникам);
5. внедрение в школу восстановительных практик и формирование восстановительной культуры;
6.включение восстановительных принципов в разные аспекты
школьной жизни (деятельность классного руководителя, система классных часов, внеклассная работа в школе, внеурочная деятельность, социальное проектирование, как профилактика стрессов при подготовке к экзаменам, родительские собрания, педагогические советы, методические объединения, заседания Совета профилактики безнадзорности и правонарушений т.п.);
7. внедрение элементов восстановительной культуры и восстановительных практик в разные сферы школьной жизни;
8. создание команды школьников- медиаторов Службы
школьной медиации;
9. проведение занятий со школьниками-медиаторами (работа Клуба медиаторов);
10.проведение супервизий медиаторов-школьников (анализ работы медиаторов на соответствие стандартам восстановительной медиации);
11.увеличение количества школьников, желающих и способных проводить восстановительные программы;
12.обеспечение подготовки детей-медиаторов на место учащихся, окончивших школу;
13.проведение педагогами и школьниками, родителями восстановительных программ;
14.создание группы поддержки Службы школьной медиации;
15.информирование школьного сообщества о результатах работы Службы школьной медиации.
2. Жизненное пространство школы 1.оформление информационного стенда для размещения информации о деятельности Службы школьной медиации;
2.оборудование кабинета для проведения медиаций;
3.размещение информации о деятельности Службы школьной медиации на сайте школы.
3. Школьный менеджмент •выступления на конференциях и в СМИ.
анализ доминирующих способов реагирования на конфликты и разработка программ под конфликты;
•создание условий для принятия педагогическим коллективом восстановительного подхода к разрешению конфликтов,
криминогенных ситуаций, напряженных взаимоотношений (ин- формирование, обучение;
•организация обучения участников образовательного процесса восстановительным практикам;
•проведение мониторинга прошедших восстановительных программ, анализа изменений в поведении участников конфликтов и взаимоотношений в школе в школе в результаты работы
ШСМ;
•информирование школьного сообщества о результатах работы Службы школьной медиации;
4. Профессионализм кадров •Анализ деятельности Службы школьной медиации;
•обеспечение обучения педагогов современным способам разрешения конфликтов через применение восстановительных технологий; в том числе, с использованием внутрифирменного
обучения;
•формирование у педагогов ключевых компетенций: принятие
ценностей восстановительной медиации, принципов деятельности
Службы школьной медиации;
стандартов восстановительной медиации;
•овладение педагогами технологиями диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
•повышение квалификации медиаторов через участие в семинарах, конференциях, тренингах, курсах и т.п.;
5.ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п
Сферы изменений Содержание изменений
Формирование и укоренение восстановительной культуры в образовательном пространстве

• педагоги принимают ценности восстановительногоправосудия, принципы восстановительной медиации;
• 7-10 учащихся школы составляют группу медиаторов-
волонтеров из учащихся 7-11 классов;
• 5 педагогов составляют группу медиаторов-педагогов;
•3 родителей составляют группу поддержки Службы школь-
ной медиации;
•30% педагогов составляют группа поддержки Службы
школьной медиации;
• 70% выявленных конфликтов разрешается с применением
восстановительных программ (кроме тех, которые не могут быть взяты для разрешения через медиацию); • в классов проводятся Круги сообщества;
• в учебном процессе на уроках используются технологии
сотрудничества, проектов, парные, групповые форм работы;
• в систему классных часов введены занятия по дополнитель-
ной образовательной программе «За здоровый образ жизни»
• 99% школьников охвачены доп. образованием;
• разработана и реализуется программа обучения медиаторов-учащихся;
• проходят встречи медиаторов по обсуждению итогов реализации восстановительных программ и супервизии (в течение недели после завершения медиации и др. программ);
• количество школьников-медиаторов увеличивается на 10%
(ежегодно);
• осуществляется информирование школьного сообщества о
результатах восстановительных программ регулярно по завершению программ (только с согласия сторон конфликта);
• элементы восстановительной культуры и восстановительныхпрактик внедрены в деятельность методических объединений ;(25%), родительские собрания (20%), педагогические советы
(50%);
•на 50% увеличены случаи обращения учащихся в Службы школьной медиации для получения возможности урегулирования конфликтов цивилизованным путем.
2. Жизненное пространство школы оформлен и регулярно обновляется информационный стенд для размещения информации о деятельности Службы школьной медиации;
•оборудован кабинет для проведения медиаций;
•информации о деятельности Службы школьной медиации
размещена на сайте школы.
3. Отношение школы и внешнего окружения •Службы школьной медиации регулярно взаимодействует с КДН и ЗП администрации района по профилактики правонарушений несовершеннолетних
•Служба школьной медиации взаимодействует с региональной ассоциацией медиаторов (участие в конференциях межрегионального и регионального уровня по вопросам реализации медиативного подхода; представление опыта организации Службы школьной медиации и проведения восстановительных программ на районом семинаре.

4. Школьный менеджмент •анализ доминирующих способов реагирования на конфликты проводится регулярно - 2 раза в год (1 раз в полугодие);
• проводятся семинары, тренинги для педагогов по обучению
восстановительным подходам- 1 раз в четверть;
•мониторинг эффективности проведенных программ - 1 раз
полугодие;
•школьное сообщество регулярно информируется о результатах работы Службы школьной медиации;
•анализ деятельности Службы школьной медиации проводится 1 раз в год.
5. Профессионализм кадров • 100% педагогов знакомы со стандартами восстановительной
медиации, нормативными документами;
•20% педагогов проводят восстановительные программы;
•100% педагогов-медиаторов регулярно повышают свою квалификацию через участие в семинарах, конференциях, тренингах, курсах и т.п.;
• у 100% педагогов сформированы ключевые компетенции: принятие ценностей восстановительного подхода, принципов
восстановительной медиации;
• 100% педагогов владеют технологиями диагностики причин
конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения
6. МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ПРОГРАММОЙ
Ниже представлена модель взаимодействия и согласования управленческих действий по реализации программы развития службы школьной медиации:
Служба школьной медиации (координатор и медиаторы):
•разрабатывает программу развития Службы школьной медиации и представляет её
на Управляющем совете школы и педагогическом совете;
•вносит корректировки в программу на всех этапах её реализации;
•разрабатывает нормативно-правовую базу;
•реализуют восстановительные программы;
•размещает информацию о Службе школьной медиации на стендах и сайте школы;
•проводит мониторинг банка обращений в Службу, завершенных программ;
•вносит предложения по представлению опыта работы медиаторов, подготовке и
размещению публикаций.
Управляющий совет школы:
•принимает участие в разработке программы развития Службы школьной медиации;
•рекомендует программу развития Службы школьной медиации к утверждению;
•заслушивает на своих совещаниях итоги работы Службы школьной медиации (1 раз в год)
•способствует поиску финансовых ресурсов для реализации Программы;
•привлекает общественность и социальных партнеров к совместной деятельности по реализации Программы;
•вносит предложения по корректировке Программы.
Администрация школы:
•утверждает программу развития Службы школьной медиации
на 2016-2017гг. с последующей разработкой ее нормативно-правового обеспечения;
•утверждает нормативную базу по реализации Программы;
•способствует поиску финансовых ресурсов для реализации Программы;
•обеспечивает методическое сопровождение реализации Программы;
•организует и координирует непрерывное образование педагогических кадров в соответствии с направлениями Программы;
•передает конфликтные случаи обращения учеников, педагогов и родителей для разрешения посредством восстановительных программ;
•пропагандирует ценный опыт по реализации Программы
Педагог-психолог, общественный инспектор по охране прав детства, общественный уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса:
•анализируют выполнение Программы в рамках своей компетенции;
•вносят предложения по корректировке Программы;
•выполняют Программу в рамках своей компетенции с учетом ценностей восстановительного подхода, принципов восстановительной медиации;
•участвуют в мониторинговых исследованиях по оценке промежуточных и итоговых результатов реализации Программы.
Педагоги школы:
•внедряют принципы и ценности восстановительных программ в учебно-
воспитательный процесс;
•реализуют Программу с учетом особенностей школы;
•вносят предложения по корректировке Программы.
Классные руководители:
•вместе с педагогом-психологом проводят мониторинг конфликтов в классе и обеспечивают реализацию программ, направленных на обучение бесконфликтному общению;
•вводят в систему классных часов занятия по дополнительной образовательной программе Тамбовской области «Теплые руки помощи»
(1 классный час в месяц, 34 часа в год в каждом классе);
•вводят в систему классных часов занятия 1 классный час в месяц для проведения занятий с элементами тренинга для формирования и развития навыков конструктивного общения, профилактики и решения конфликтов;
•вовлекают школьников в социальное проектирование и совместную деятельность;
•взаимодействуют с Службой школьной медиации (передают трудные случаи для решения посредством восстановительных программ);
•проводят Круги сообщества;
•формируют группу поддержки Службы со стороны школьников;
•вносят предложения по корректировке Программы.
Общественная комиссия:
•стимулирует достижения отдельных субъектов в реализации Программы;
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Цель - сбор и обработка информации о процессах реализации программы для принятия управленческих решений по корректировке действий по реализации плана.
№п/п Показатели Частота Средства Ответ-
ственный1. Управление процессом реализации программы Соблюдение сроков реализации программы -1 раз в полгода Аналитические отчеты по итогам отчетного периода Координоатор программы
2. Ресурсное обеспечение реализации программы Квалификация исполнителей Информационная справка Координоатор программы
Материально-техническое обеспеченность работы исполнителей
Финансирование мероприятий в рамках программы 3. Процессы выполнения запланированных действий 1.Полнота выполнения программы – 1 раз в год.
2.Перечень факторов способствующих выполнения плана.
3.Перечень факторов мешающих в работе. Аналитические отчеты Ответственные исполнители
2. Мониторинг результативности работы по программе
Цель - сбор и обработка информации о результатах реализации программы.
№п/п Планируемые результаты Критерии достижения результатов
1. Сформирована и укоренена восстановительная культура вобразовательном пространстве•Регулярное проведение восстановительных программ, что отражено в документации Службы (журналы, описание работы службы по случаям).
странстве
•Наличие банка конфликтов для дальнейшего разрешения (журнал).
•Наличие опыта проведения восстановительных программ и его
востребованность педагогами участниками образовательного процесса.
2. Создана система психолого- педагогического и методического сопровождения школьной службы примирения педагогической
психолого-педагогического сопровождения и поддержки учащихся
• Наличие банка конфликтов по классам и программ по их преодолению.
• Реализация программ под конфликты педагогом-психологом в сотрудничестве со всеми службами школы.
• Наличие плана методической работы по теме.
• Наличие банка методических материалов по направлению работы Службы.
• Наличие социальных партнеров, заключенные договоры.
• Педагоги школы имеют свидетельства о прохождение курсов
повышения квалификации в соответствии с направлением «Школьная медиация».
• Участие медиаторов в сообществах медиаторов разного уровня.
•Прохождение супервизий.
•Позиционирование опыта работы школы на муниципальном, и
региональном, Всероссийском уровнях.
3. Осуществлена интеграция школьной службы примирения сдругими сферами школьной жизни
•Наличие программ внеурочной деятельности
•Наличие банка социальных проектов.
Наличие банка сценариев классных часов, школьных мероприятий. Родительских собраний, заседаний методических объединений, педсоветов и т.п.

4. Разработана и реализуется программа воспитания и социализации учащихся •Наличие программы воспитания и социализации;
•Проводятся мероприятия, предусмотренные программой.
5. Собран банк опыта •Наличие программ, спецкурсов, обучающих семинаров, тренингов;
•наличие банка случаев обращения и реагирования на конфликты;
•статистика по завершенным и незавершенным программам;
•кейсы;
•публикации
6. Обновлена ресурсная база образовательного учреждения в соответствии с требованиями программы развития СШМ • имеется и оборудован кабинет для проведения медиаций;
Имеется и постоянно обновляется информационный стенд.
7. Организованы постоянно - действующие семинары •согласованность позиций участников семинаров;
Готовность педагогов к применению восстановительных программ, возможность обсуждения вопросов по основным направлениям работы;
•наличие сценариев, планов, программ.
•востребованность итоговых материалов, обсуждаемых на семинарах.
8. Обеспечена открытость результатов деятельности школьной службы примирения •сформированность открытой позиции у участников образовательного процесса;
Наличие информации о деятельности Службы на сайте школы.
БЮДЖЕТ ПРОГРАММЫ
№п/п Направления расходования средств Количество Объем средств, затраченных из бюджета (рублей)
1 2 3 4
1 Приобретение информационного стенда 2. Приобретение ватмана для проведения восстановительных программ 3. Приобретение маркеров для проведения восстановительных программ ИТОГО: ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ГЛОССАРИЙ ПРОЕКТА
Агрессивное поведение – поведение, нацеленное на подавление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.
Адаптация – процесс приспособление к требованиям окружающей среды.
Аддиктивное поведение – зависимое поведение – поведение, связанное с психологической или физической зависимостью от употребления какого-либо вещества или от специфической активности, с целью изменения психического состояния.
Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Аномия – отсутствие норм, безнормность.
Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц, не образующие состав правонарушения (преступления).Антисоциальное поведение – 1. Поведение, противоречащее с социальными нормами, угрожающее социальному порядку и благополучию окружающих людей. 2. Поведение, уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм.
Аттитюд – социальная установка – ориентация личности на групповые или социальные ценности, готовность действовать в соответствии с ними.
Аффилиация – стремление человека быть в обществе других людей.
Виктимность – социально-психологическое свойство личности, характеризующееся ее предрасположенностью стать жертвой обстоятельств или воздействия другого человека (группы людей).
Восстановительный подход к решению конфликтной ситуации– подход, основный на следующих правилах:
- передача ответственности за разрешение конфликтной ситуации самим участникам ситуации;
- акцент на заглаживании вреда, причиненного конфликтной ситуацией всем ее участникам;
- выработка ответственного отношения участников конфликтной ситуации к своей жизни и своим поступкам;
- восстановление нарушенных конфликтной ситуацией отношений и социальных связей.
Дезадаптация – состояние сниженной способности (нежелания, неумения) принимать и выполнять требования среды как личностно значимые, а также реализовывать свою индивидуальность в конкретных социальных условиях.
Деликвентное поведение – действие конкретной личности, отклоняющееся от установленных в данном обществе и в данное время правовых норм, угрожающие общественному порядку.Деликт–действие, нарущающее правовые нормы.
Деструктивное поведение – поведение, причиняющее ущерб, приводящее к разрушению.
Детерминация поведения – совокупность факторов, вызывающих, провоцирующих, усиливающих и поддерживающих определенное поведение.
Законные представители несовершеннолетних – родители или лица, их заменяющие – усыновители; опекуны; в случаях, предусмотренных федеральными законами, попечители; органы опеки и попечительства.
Защитное поведение – действия несовершеннолетних, посредством которых они избегают боль и фрустрацию в социальных отношениях.
Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
Интервенция – воздействие с целью позитивных изменений, например преодоление нежелательного поведения (коррекция поведения, реабилитация личности)
Кейс-менеджмент – 1. Работа со случаем – «кейс», «случай»; 2. Совокупность выстроенных в определенной последовательности методов и действий.
Классическая программа медиации – это программа примирения жертв и правонарушителей (Victim-OffenderReconciliationPrograms), известная также под названием «Медиация жертв и правонарушителей». Ее ядром является встреча сторон и достижения соглашения по заглаживанию вреда. Эта программа также включает предварительные встречи медиатора со сторонами. Можно сказать, что это медиация полного цикла (исходя из нашей схемы – законченная медиация).
Круги заботы – один из видов медиативных процедур, который проводится в случае угрозы социального сиротства, когда семья ребенка распадается и необходимо создать круг людей, которые могут оказать ребенку поддержку. Актуальна также в случае обостренного чувства одиночества у подростка Малолетний – несовершеннолетний, не достигший возраста 14 лет.
Медиация - это альтернативный метод разрешения споров, в котором третья нейтральная сторона - медиатор, оказывает содействие сторонам, вовлеченным в спор в поиске взаимоудовлетворяющего, жизнеспособного решения, отражающего их интересы. Основным отличие медиации от других видов споров с участие третьей стороны является отсутствие у него полномочий вынесения решений. Стороны в медиации совместными усилиями вырабатывают решение, которое отвечает их интересам
Медиативный подход - это комплекс принципов, обеспечивающих личность гарантиями, что она будет принята во всей своей многогранности, со всеми ее потребностями и интересами
Медиативные процедуры – процедуры, применяемые в отношении конфликтующих сторона, а также для профилактики конфликтов в группе. Наиболее распространенные процедуры: программа примирения, круги заботы, школьные конференции
Медиатор - третье нейтральное, независимое лицо (посредник), помогающее сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор
Молодежь – лица в возрасте до 30 лет.
Мотивированность поведения – внутренняя готовность действовать, регулируемая ведущими потребностями, ценностями и целями личности.
Несовершеннолетние с девиантным поведением – лица в возрасте до 18 лет, совершающие действия, не соответствующие установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам.
Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – 1) лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия;2) лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушения или антиобщественные действия.Образовательное пространство - динамическая сеть взаимосвязанных образовательных событий, собираемая усилиями субъектов различного уровня (коллективных и индивидуальных) и способная выступать интегрированным условием личностного развития человека и взрослого, и ребенка.
Оценка рисков и потребностей – методика определения риска совершения повторного преступления, изучения ресурсов личности несовершеннолетнего, рекомендуемой степени интенсивности сопровождения.
Перверсия – фиксированное стойкое сексуальное поведение, связанное с отклонением в выборе сексуального объекта или способа сексуального удовлетворения.
Подопечный – гражданин, в отношении которого установлены опека или попечительство.
Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотребления со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со статьей 30 Гражданского кодекса РФ.
Превенция – воздействие с целью предупреждения – профилактики нежелательного явления.
Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.
Программа примирения – одна из медиативных процедур, представляющая собой добровольную встречу нарушителя (обидчика) и пострадавшего (жертвы). Организуется школьной службой примирения, осуществятся на основе правил восстановительного подхода.
Школьная медиация - собирательное понятие, применимое ко всему многообразию вариантов общения детей, подростков и молодежи в целом, как между собой, так и с представителями других возрастных групп, в основе которого лежат принципы открытости, понимания, ненасилия, позитивного эмоционального контакту и др.
Школьная служба примирения – служба, осуществляющая работу с конфликтными ситуациями, возникающими внутри школы. В качестве ведущих (медиаторов) в службе работают подростки - ученики школы. Подростки работают под руководством взрослого куратора, который, как и ребята, проходит специальное обучение, чтобы стать медиатором. Встречи между конфликтующими сторонами подростки проводят самостоятельно. Если же в конфликте участвует и взрослый человек, то подросткам помогает куратор службы или внешний специалист.
Школьная конференция – одна из медиативных процедур, которая предназначена для нормализации групповых отношений. Школьные конференции могут использоваться для снижения агрессивности в группе или для повышения статуса подростка-изгоя