Индивидуализация педагогической помощи и поддержки


Содержание.
Введение……………………………………………………………с.3
Глава I. Сущность и условия оказания индивидуальной педагогической помощи и поддержки………………………………..с.6
Глава II. Методика использования индивидуальной педагогической помощи и поддержки в учебно - воспитательном процессе……………….………………………………………………с.18
Заключение……………………………………………………….с.22
Список литературы………………………………………………с.24
Приложение………………………………………………………с.26
Введение.
Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, но ещё много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». В каждом классе есть непоседы, одним нужно подробно объяснить, что и как, другие любят до всего дойти сами, у одних быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно.
Важное значение приобретает внедрение в систему специального образования дифференцированных, индивидуальных организационных форм активной помощи и поддержки детям, испытывающим трудности в усвоении программ обучения, адаптации к социальным требованиям общества в условиях дошкольного и школьного учреждений.
Однако, зачастую реакция педагогов на проблемы школьников имеет стихийный, ситуативный характер. Они в большинстве случаев реагируют только на внешне проявляющиеся действия и поступки учеников и выступают, как правило, в роли «скорой помощи»: наказание драчунов, наставления по поводу внешнего вида, манер, вызов родителей, жалобы классному руководителю, а в крайних случаях это даже разбирательства с применением совета школы, совета общественности и других организаций подобного типа.Такого рода деятельность педагогов грешит односторонностью и, как правило, носит характер вмешательства. Мотивы, на первый взгляд, вполне благородны и обоснованы: забота о жизни и здоровье ребенка, желание научить его общаться, получать знании - сделать все, чтобы из учащегося получился Человек. Но форма помощи при этом не всегда адекватна намерениям, и часто выливается в назидание, приказ, угрозу, что может вызвать лишь ответную грубость, неподчинение или лень, апатию.
Помощь, проявляющаяся как вмешательство, исключает активное участие другого субъекта взаимодействия (ребенка) и потому непродуктивна. Внутренний конфликт, душевная рана, вызвавшие к жизни то или иное детское ЧП, как правило, игнорируются педагогом. В результате у ребенка возникает потребность защититься от учителя, приспособиться к ситуации, спрятав подальше свое «я», чтобы оно осталось индивидуально, таким, которое обеспечивает комфортное состояние бытия.
Своевременная же педагогическая и психологическая поддержка школьников является необходимой предпосылкой их успешного обучения и воспитания.
Доказано, чем раньше начинается коррекционная работа с ребенком, тем эффективнее ее результат. Однако пока коррекционно-развивающие занятия с детьми, ведутся в ограниченных масштабах.
Из сказанного видно, что нужно серьезно пересмотреть систему диагностики, индивидуализации и педагогической помощи детям, испытывающим трудности в социализации, усвоении учебных предметов, общении, то есть детям, имеющим особые образовательные потребности.
Поэтому, сейчас как никогда, актуальна педагогическая поддержка, и начинать оказывать ее нужно уже в начальном образовании, обращать внимание на каждый грустный взгляд подопечного, самим искать тех, кто нуждается в помощи, попытаться раскрыть ребенка, а вместе с ним и проблему, которая беспокоит его.
Глава I. Сущность и условия оказания индивидуальной педагогической помощи и поддержки.
Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение педагога к ребенку основным критерием его профессиональности: «Сейчас я быстро разгадываю, что за педагог передо мною, смотря по тому, говорит ли он со мною о детях и их психологии, или же говорит он о программах, требованиях начальства, методиках и т. д.».
Именно поэтому воскресла идея педагогической поддержки, идея гуманного отношения к ученику на основе учета его индивидуальности, его особенностей, педагогика доброго, человечного, понимающего учителя и воспитателя, но понимающего и принимающего ребенка не только сердцем, но и умом, а значит, знающего его.
Школе необходима педагогика сотрудничества, при которой между педагогом и учеником устанавливается доброжелательное дружеское взаимопонимание, вызывающее у маленького человека положительные эмоции, уверенность в себе, в своих действиях и поступках, когда даже неудачи не кажутся такими непреодолимыми, не рождают чувство страха, отчужденности. Знание и понимание ребенка дают в руки педагога «волшебный ключик», позволяющий открывать сердца и души детей, вскрывать порой незнакомые ни им самим, ни их родителям ларчики способностей и возможностей [3, 5].
Индивидуализация педагогической помощи — это взаимопонимание и взаимодействие между педагогами и родителями, учениками. Тогда родители не будут стесняться или, еще хуже, бояться рассказать о недостатках сына или дочери, о том, что их тревожит и волнует. А учитель и воспитатель не станут укорять родителей за ленивого и нерадивого, невнимательного или чересчур живого ученика, а постарается вместе с ними понять причины возникших трудностей и найти возможность помочь ребенку.
Важность знания развития детского организма, правильного подхода к обучению и воспитанию — это проблема не только здоровья наших детей, это огромная социальная проблема роста, развития, социального благополучия и социальной адаптированности человека. Трудолюбие и послушание, которые большинство педагогов выделяют в качестве основных критериев успешности обучения, не имеют ничего общего с истинными факторами, определяющими успехи в учебе, скорее, это действующая в обществе установка на воспитание в детях послушания, даже в ущерб их инициативе и самостоятельности. К сожалению, этот консервативный взгляд и подход к проблеме пока доминируют.
Знание ребенка — сложнейшая наука, а применение этих знаний на практике — высокое искусство, требующее самоотдачи, творчества, собственных решений, когда нет готовых рецептов; это комплекс знаний по физиологии и психологии, педагогике и школьной гигиене; это умение увидеть и понять в каждом то особенное, индивидуальное, что отличает его от всех, и то общее, что характеризует его возрастные особенности; это умение понять и принять ребенка таким, какой он есть.
Понимать и любить не только хорошего, послушного ученика, того, кто не требует особых сил, но и того, к которому нужно найти подход, которому нужно вовремя помочь, которого нельзя оставить без внимания,— это тоже педагогика сотрудничества, и осуществить ее без знания ребенка невозможно.Сегодня уже не нужно никого убеждать, что дети разные, но еще много нужно сделать, чтобы не делить детей на «хороших» и «плохих», «послушных» и «непослушных», «успевающих» и «неуспевающих». В каждом классе есть непоседы и мямли, одним нужно подробно объяснить, что и как, другие любят дойти до всего сами, один тянет руку, даже когда не знает, а другой знает, но молчит, у одних — быстрый темп реагирования, другие медленно включаются в работу, и переключить их на новый вид деятельности очень трудно. Дети по-разному воспринимают информацию, по-разному ее анализируют, у них разная работоспособность, разное внимание, память и т. д. Разные дети требуют в конечном счете разного подхода в обучении и воспитании, т. е. индивидуального, дифференцированного подхода.
Индивидуализация есть деятельность педагога и самого обучающегося по педагогической помощи и развитию того единичного, особого, своеобразного, что заложено в данном индивиде от природы или что он приобрел в индивидуальном опыте; это система средств, способствующих осознанию растущим человеком своего отличия от других, своей слабости и силы – физической, интеллектуальной, нравственной, творческой. Для чего? Для духовного прозрения, для самостоятельного и успешного продвижения в образовании, выборе собственного смысла жизни и жизненного пути. Иначе говоря, речь идет о помощи человеку в его личностном самоопределении и саморазвитии.
Индивидуализация личности, ее развитие и составляет в широком смысле содержание педагогической помощи. Педагогическая помощь это такая организация воспитания, которая полностью основывается на обращении к внутренним силам и способностям человека и его самопроцесом, проявляемом в действии.
Их великое множество: самопознание, самонаблюдение, самолюбие, самовнушение, самопожертвование, самокритика, самопрогноз, самоанализ, самореализация, саморазвитие, самовоспитание, самоактуализация.С первых дней обучения необходимо определить так называемый «контингент риска», тех детей, с кем будет труднее всего, и им уделить особое внимание. С этими учениками важно не запоздать, не упустить время для педагогической, а при необходимости и медицинской коррекции, не надеяться на чудо, так как трудности не пройдут сами собой. Самое главное — чтобы эти различия не пугали учителя (одинаковых детей нет и быть не может), важно, чтобы он мог выделить существенное и несущественное, то, что влияет на успешность обучения и не оказывает никакого влияния.
Почти все учителя жалуются на чрезмерную наполняемость классов и оправдывают невозможность индивидуального, дифференцированного подхода к учащимся именно большим количеством учеников.
Но это вовсе не снимет необходимости учета индивидуальных и возрастных особенностей.
Что же лежит в основе индивидуального подхода к ребенку? Что должен знать и учитывать педагог в своей повседневной работе?
Прежде всего необходимо знание состояния здоровья в широком смысле этого слова, включающее не только телесное, но и психическое здоровье, а также социальное благополучие и социальную адаптированность ребенка.
Кроме того, важно знать и учитывать степень готовности малыша к обучению, особенности его возрастного развития. В процессе обучения необходимо иметь в виду его темперамент, интеллект, память, внимание, восприятие, которые проявляются в разной степени и в самых разных сочетаниях, создавая интегральное свойство, определяющее успешность всего педагогического процесса.
Правда, следует подчеркнуть, что индивидуальный подход не всегда направлен на облегчение нагрузки. Бывают случаи, когда нужно увеличить нагрузку, повысить ее интенсивность. Но в каждом отдельном случае необходимо твердо знать, что, когда речь идет об индивидуальном подходе, мы имеем в виду не количественные изменения нагрузки, а качественно иной подход.
В настоящее время педагогический смысл понятия помощи заключается в том, что поддерживать можно лишь то и помогать тому, что уже имеется в наличии, т.е. поддерживать развитие «самости», самостоятельности человека.
Направленность на помощь индивидуального развития ребёнка, предоставление ему необходимого пространства свободы принятия самостоятельных решений – условие личностно – ориентированного обучения [15,12].
Определяя место педагогической помощи и поддержки “между” воспитанием и обучением (социализирующими процессами) и процессами становления отношений ребенка к фактам собственной жизнедеятельности (индивидуализация) можно полагать, что:
педагогическая помощь направлена на то, чтобы выйти на проблемы ребенка как точки его отчуждения от тех педагогических воздействий, которые направлены на него из целей обучения и воспитания;
помочь ребенку преобразовать эти точки в образовательную ситуацию, т.е. ситуацию, которая даст ему опыт действия в проблеме;
увидеть собственный смысл во взаимодействии со взрослым;
простроить свою линию поведения, которая признается ребенком как значимая и необходимая для него.
В этой деятельности между педагогом, осуществляющим помощь, и ребенком, видящим в этой поддержке шанс на выход из тупика, предметом их взаимодействия является отношение ребенка к себе в ситуации проблемы. Это принципиально отличается от предмета взаимодействия между педагогом-предметником и учеником или воспитателем и воспитанником. Там предметом взаимодействия выступают знания, нормы, образцы и т.п. В педагогической поддержке предмет никогда не отчужден от ребенка, поскольку он им самим порожден.
Педагогическая помощь начинается там, где у обучающихся появляются проблемы. Для выявления этих проблем и трудностей необходима диагностика личностных качеств, особенностей характера, межличностных отношений, уточнение статуса обследуемого в коллективе и др. В зависимости от выявленной проблемы составляется программа и проводится работа с этими ребятами.
Особенностью является обязательная практика совместного (педагог – обучающийся) целеполагания. Привлекая воспитанника к постановке целей, педагог увеличивает мотивацию и уверенность его в себе. Воспитанник будет упорнее участвовать в целеполагании, если это касается его собственных целей, если он видит, что действительно что-то изменяется, замечает, что может влиять на себя самого и на окружение. При выяснении проблемы, нахождении цели, над которой хочет работать обучающийся, педагог может использовать различные методы и формы работы.
Если это проблемы общения, то выбираются такие формы взаимодействия с обучающимися как тренинги, упражнения общения, групповые дискуссии, круглые столы, заседания экспертной группы и т.д. Если выявленные проблемы касаются вопросов межличностных отношений, то здесь оптимальными будут игровые упражнения на сплочение коллектива, социально-ролевые тренинги, проведение коллективных творческих дел, техника аквариума, телефон доверия, тесты на самодиагностику и самопознание, коррекционные упражнения.
При низкой самооценке, слабой мотивации к обучению, в случаях, когда мы сталкиваемся с тем, что обучающийся не нашел себя, свое место в жизни, очень эффективны будет такие методы как составление карточки желаний, прорисовка линия жизни, составление целевых карточек, тесты на самопознание, консультирование.
Очень важный вопрос в методике индивидуализации педагогической поддержки о том, как создать в учреждении образования необходимые условия ее реализации. Здесь уместным будет напомнить известную мудрость, имеющую прямое отношение к этому вопросу:
Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.
Если ребенка подбадривают, он учится быть благодарным.
Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.
Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в людей.
Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
Если ребенок растет во вражде, он учится агрессивности.
Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.
Если ребенок растет в упреках. Он учится жить с чувством вины.
Осуществляя индивидуальную педагогическую помощь очень важно соблюдать чувство меры, руководствоваться соображениями педагогического такта.
В воспитании, которое мы называем педагогической помощью, очень важны атмосфера межличностных отношений, стиль и тон общения, палитра ценностных ориентаций, психологический климат…Но главное – воспитанник должен жить и развиваться в пространстве любви.
Но всегда ли нужно оказывать помощь, ведь педагоги как врачи - не навреди. Каковы условия оказания педагогической помощь? При каком взаимодействии педагога и учащегося результат общения будет положительным?
Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий.
1. Согласие ребенка на помощь и поддержку. Он либо сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают. Психика человека, который находится в состоянии качественных изменений крайне сложная и нестабильная. Один неверный шаг, неверно выраженное слово способно закрыть индивида в себе. Может именно из таких ситуаций вырастают стрессы и как последствия - депрессии раннего школьного возраста. Перед оказанием педагогической поддержки нужно прислушаться к ребенку, и делать это на протяжении всего периода разрешения проблемы. Иначе существует вероятность того, что педагог будет отвергнут, и, следовательно, контакт будет утерян. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребенка, а также в ситуациях асоциального поведения.
2. Приоритет самого ребенка в решении собственных проблем. «Ребенок - главное» - правило педагогической поддержки. Педагог лишь создает для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика. В зарубежной педагогике такого человека называют фасилитатором.
3. Совместность, сотрудничество, содействие. Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем. Правила, по которым нам жить диктует общество, культура, а, следовательно, и выбор способа решения возникших проблем происходит тоже с учетом канонов жизни. В силу того, что ребенок еще долго не сможет разобраться во всех тонкостях взаимодействия (будь то общество или он сам), педагог обязан подсказать, незаметно «подсунуть», подтолкнуть его к выбору правильного во всех отношениях решения.
4. Соблюдение принципа конфиденциальности. Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимно-личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.
5. Доброжелательность и безоценочность. Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Оценка же учителем того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости. Порой это очень сложно - поставить себя на место шестилетнего ребенка, почувствовать его внутренний мир, то, что не дает ему жить спокойно, потому что обычно у педагога богатый жизненный опыт, а, следовательно, и огромное количество стереотипов, от которых он когда-то забыл избавиться. Даже в самом злом, отвратительном поступке нужно искать причины реальности, ведь ребенок, это, вначале, чистый лист с небольшой генетической записью, который заполняют взрослые: сначала родители, затем педагоги сада и начальной школы, а потом таких «формирователей души» тысячи - начиная от лучшего друга и до кондуктора в общественном транспорте. Таким образом, мы сами косвенно виноваты во всех отрицательных действах своих подопечных, потому что не смогли дать их родителям то, что нужно было бы дать ребенку.
6. Защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни. Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможности «смягчить наказание», имея в виду, что ребенок более чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий помощь - это защитник интересов учащихся.
Иногда используется опосредованная помощь. Она осуществляется при отсутствии явного запроса со стороны детей, базируется на диагностике, профессиональном наблюдении педагогов, осмыслении ими типичных затруднений школьников.
К числу опосредованных превентивных может быть отнесена групповая форма поддержки. Сюда входят:
1. Работа всего педагогического коллектива в периоды адаптации учащихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года, после каникулярное время.
Вхождение ребенка в школу, в учебную деятельность после более или менее длительного перерыва эмоционально и психологически непросто. Учащиеся, особенно с инертной нервной системой, не могут сразу включиться в работу, изменить сложившийся темп жизни. Педагоги, понимающие такое состояние детей, как правило, постепенно наращивают интенсивность деятельности, вырабатывают щадящий режим, используя этот период для установления контактов с детьми, развития у них навыков общения. В это время можно проводить обмен летними впечатлениями, использовать игровые и разнообразные творческие формы работы. В начальной школе можно проводить уроки на природе, больше давать детям двигаться, рисовать, придумывать истории.
2. Деятельность учителей, работающих в «переходных» классах (первый, пятый, десятый).
В эти периоды у учащихся меняются социальное окружение (новый состав класса, учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация). Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об условиях обучения, о взаимоотношениях в классе. Все это может привести к довольно длительному периоду школьной дезадаптации, проявляющейся в недисциплинированности, невнимательности, быстрой утомляемости [14,7-9].
Минимальный результат педагогической помощи будет заключен в том, что учащийся начальных классов всегда будет иметь шанс исследовать собственную проблему, осуществлять действия по ее разрешению и получит возможность соотнести собственный выбор с теми последствиями, которые он за собой повлечет. Возможно, что многих негативных последствий удастся избежать, благодаря тому, что учащийся начальных классов имеет возможность при проектировании собственных действий по выходу из проблемы увидеть, спрогнозировать их, и это может повлиять на поиски каких-то других решений.
Опыт показывает, что, как правило, педагогическая помощь все же достигает результатов, при которых возможна встреча ребенка с воспитывающей и обучающей ситуацией уже в роли субъекта, способного строить с этой ситуацией отношения. Естественно, что в последствии возможны рецидивы, и другие проявления, свидетельствующие о некоторой утрате ребенком найденной “точки самостояния”, и тогда вновь необходима поддерживающая деятельность как восстановление необходимого баланса, утерянного в ходе реальной деятельности ребенка при попытке проблему преодолеть.
Суть помощи и поддержки состоит в том, чтобы помочь учащемуся преодолевать то или иное препятствие, трудность, ориентируясь на имеющиеся у него реальные и потенциальные возможности и способности, развивая потребность в успешности самостоятельных действий. Поддержать можно начинающее проявление.
Увидеть это можно, когда ребенок уже сделал шаг в ту или другую сторону: проявил талант, способность или, наоборот, совершил неблаговидный поступок, сделал ошибку. В первом случае важно подкрепить то, что начинает проявляться, во втором - удержать, чтобы не скатился вниз, не упал. «Педагог страхует ученика, не подменяя и не снижая усилий самого ребенка, но поддерживая и стимулируя их». Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.
Вовремя полученная индивидуальная поддержка освобождает ребенка от множества нерешенных проблем, которые постоянно накапливаются и не позволяют ему быть самим собой, а значит - полноценно жить и учиться.
Суть идеологии индивидуализации педагогической поддержки можно выразить тремя словами: «проблема», «защита», «самостоятельность».
«Проблема» - это индивидуальная характеристика, выражающая доминирующее негативное состояние личности в данный момент, которое связано с невозможностью устранить причину, вызывающую такое состояние.
«Защита» предполагает обеспечение физической, психологической, моральной безопасности ребенка, отстаивание его интересов и прав.
«Самостоятельность» - результат совместной деятельности взрослого и ребенка, выражающийся в способности последнего без посторонней помощи и контроля решать собственные проблемы.
Выделение педагогической помощи в особое направление и принцип профессиональной педагогической деятельности предполагает иной взгляд на ряд школьных проблем - таких, как неуспевающие ученики, «трудные дети», «трудные родители» и др. Этот новый взгляд приводит к из-менению позиции педагога, которая из «борьбы с...» переходит в «я помогу тебе».
Этот взгляд предполагает внимание к саморазвитию не только детей с отклонениями и сложностями в поведении и развитии, но и с «психологи-чески благополучными», которые, как правило, остаются в тени и их проблемы обычно воспринимаются как незначительные по сравнению с теми детьми, кто открыто нарушает нормы.
Все знакомы с понятиями «индивидуальный подход», «дифференцированный подход», которые предполагают учет индивидуальных различий учащихся. Индивидуализация педагогической помощи, в отличие от названных подходов, состоит в том, что она ставит целью развитие уникальности личности, в то время как индивидуальный подход предполагает приведение ее в соответствие с определенными требованиями (чтобы все освоили одну и ту же программу, чтобы ребенок несмотря ни на что встроился в коллектив и т.д.). В том случае, когда поддержка становится принципом деятельности всего педагогического коллектива, оказывается возможным совместный поиск в осуществлении этой задачи.
Глава II. Методика использования индивидуальной педагогической помощи и поддержки в учебно – воспитательном процессе.
В практике своей работы на первый план выдвигаю воспитательные и развивающие педагогические воздействия, так как целью работы с неуспевающими детьми признаётся не только восполнение пробелов в их учебной подготовке, но и одновременное развитие их познавательной самостоятельности, социализация.
Воспитательные мероприятия строю в соответствии с особенностями и возможностями, уровнем развития ребёнка.
Для каждого ученика определила свою меру трудности, нижний её предел, который каждый должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться преодолеть.
Применяю коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности, усиление связей «учитель – воспитатель – родители - ученик». Организацию педагогической помощи реализую, опираясь на следующие условия:
Принятие. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Если не будет принятия, не будет эффективно действовать ни один педагогический прием, ни одна педагогическая техника. Не «Ты мне нравишься за то-то и то-то», а «Ты мне нравишься, потому что это ты». Проблема типа «Мне не нравится, как он хихикает или как он одевается» — это скорее проблема учителя, и ему не следует перекладывать ее на плечи учеников.
Внимание. Дарить внимание, позитивное внимание ученикам — дело хлопотное, требующее времени, сил, эмоций от учителя. Об этом можно сказать лишь одно: чем больше позитивного внимания учитель уделит в нормальной обстановке, тем меньше внимания негативного потребуют от него на уроке нарушители поведения.
Приветствия учеников. Самый быстрый и легкий путь одарить каждого ученика вниманием — использовать несколько минут перед уроком, чтобы сказать одно-два слова каждому индивидуально. Если, предположим, школьнику до этого казалось, что учитель «просто не любит меня», то такие «партнерские» встречи могут исправить его впечатление. В свою очередь и учитель может поближе узнать учеников, которые ему «не очень нравятся».
Обращение к ученикам по имени. Младший школьник обычно любит свое имя. Фамилия значима в сочетании с именем. Если в классе, например, две Насти, то к одной можно обращаться — Настя, а к другой — Настюша или Анастасия.
Выслушивание учеников. Это самый сильный прием, чтобы улучшить отношения «педагог-ученик». Беседуя с учеником, не следует думать, что надо дать совет или решать его проблемы. Надо, прежде всего его выслушать. (Приложение 2)
Одобрение. Одобрение мы высказываем самим ученикам, показывая, что нам нравятся черты их характера, что они что-то хорошо сделали или пытались сделать. Это поддерживает учеников в уверенности, что у них есть что-то хорошее, что нужно развивать и это позволяет им чувствовать себя успешными. А что такое чувствовать успех? Это радостные переживания, желание работать, активное и положительное отношение к окружающим и к себе.
Важно использовать для каждого ребенка индивидуальные слова, описывающие положительные черты характера. Для этого можно составить список слов и пользоваться им для выражения устного и письменного признания.
Теплые чувства. Хороший педагог умеет создать необыкновенную атмосферу. Он устанавливает радостные отношения со своими учениками. Для младшего школьника выполняет несколько ролей — «мамы», «друга», «наставника». У младшего школьника остается потребность в физическом контакте. Рукопожатия, прикосновения, похлопывание по плечу, объятия очень хорошо выражают теплоту. Доброжелательные реакции обладают способностью умножаться в геометрической прогрессии. Они транслируются на учеников как модель приемлемого поведения также легко, как модели неконструктивного поведения.
Использование установок: принятие, внимание, одобрение, теплые чувства приводит к изменению позиции педагога, которая из позиции — «борьбы с...» переходит в позицию — «я позабочусь о тебе». Данные установки предполагают дифференцированный подход к оказанию педагогической поддержки младшим школьникам.
Важным моментом в учебно – воспитательной работе считаю реализацию педагогических техник и приёмов, которые помогают детям чувствовать себя комфортно.
Техника создания у ребёнка субъективного переживания успеха.
Приёмы:
Снятие страха – «Ничего, у тебя получится…».
Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…».
Авансирование – «У тебя получится…»
Усиление мотива – «Нам это нужно для…»
Педагогическое внушение — «Приступай же!»
Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя замечательно…»
Техника экстренного педагогического воздействия.
Приёмы:
Игнорирование демонстративного поведения.
Имя ученика в текст объяснения урока и т.д.
Техника «Как помочь ученикам почувствовать свою интеллектуальную состоятельность».
Приёмы:
Ошибки - нормальное и нужное явление.
Концентрация внимания уже на достигнутых в прошлом успехах.
Ощутимость процесса обучения.
Работу веду в следующих направлениях:
держу постоянную связь с семьёй; рекомендую ввести строгий режим и постоянные трудовые обязанности для детей в семье;
включаю детей в работу различных организаций, кружков, даю им несложные, но интересные поручения;
способствую установлению дружбы с более сильными, организованными учащимися, учитывая внушаемость и подражательность ребёнка;
не пропускаю ни одного случая нарушения дисциплины и невыдержанности;
контролирую приготовление домашних заданий, всякое улучшение поощряю.
Считаю, что в общении с детьми очень важно тёплое, сердечное, доброжелательное отношение. Педагогу необходимо уметь выявлять то положительное, что имеется в личности каждого школьника, даже самого трудного, самого педагогически запущенного и стараться опереться на это положительное в работе по его перевоспитанию, необходимо доверие к нравственным силам трудных детей.
Таким образом задача индивидуализации педагогической помощи, чье место принципиально располагается в зоне, образующей антиномию между социализацией и индивидуализацией, - установление необходимого баланса, как того реального “мостика”, где происходит встреча и соотнесение разнонаправленных интересов и целей и их конкретных носителей: взрослого, педагога-профессионала и ребенка, на которого направлена деятельность взрослого. В этом месте встречаются конкретные “социальные и субъективные реальности”, которые принимают решение относительно возможности совместного события, содействия, сотрудничества. Здесь, собственно, возникает общий проект взаимодействия, который будет одновременно помещен как в социализирующую плоскость, так и в плоскость индивидуализации.
Заключение
Одним из мощных рычагов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости не пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, т. е. осознание смысла и результата своих усилий. Ведь, как писал В.А. Сухомлинский, «напрасный, безрезультатный труд и для взрослого становится постылым, отупляющим, бессмысленным, а ведь мы имеем дело с детьми» [19,165]
Для школы это особенно важно. Ребёнок, если его усилия не увенчаются успехом, начинает терять веру в свои возможности. Постоянные неудачи отбивают желание действовать: зачем, всё равно ничего не получится. Опытные педагоги хорошо знают это. Они никогда не злоупотребляют попрёками, замечаниями. Напротив, стараются поддержать ученика, потерпевшего неудачу, подбодрить его, обязательно похвалить даже за незначительный шаг вперёд.
Индивидуализированная педагогическая помощь учащимся - это построение такой педагогической системы, в которой на основе учёта психосоматических индивидуальных и возрастных особенностей учащихся эффективно решаются задачи:
По созданию благоприятной социально-педагогической ситуации для общеличностного саморазвития или управляемого развития;
По реализации содержания, форм, методов и приёмов в обстановке ненасилия;
По формированию характерообразных взаимоотношений, позитивно влияющих на эмоционально-волевую, потребностно-мотивированную и познавательную сферу личности;
По предупреждению, (если возможно, то по быстрому разрешению) состояния дезадаптации и преодоления трудностей
По выработке индивидуального стиля учебной деятельности, рождающего состояние успеха, радостного переживания
Перед рассмотрением вопросов о конкретной педагогической помощи следует проанализировать современные тенденции развития начального образования, рассмотреть особенности курса, по которому движется измененное начальное образование.
Для более полного понимания влияния учебного процесса на детей необходимо знать основы возрастной психологии; осознавать, что младший школьный возраст - это период значительных позитивных изменений: ведущим становится учебная деятельность, а не игра, на особое место встает познавательная деятельность, происходит развитие всех видов мышления.
Необходимо выявить сущность и условия индивидуализации педагогической помощи и поддержки. Понимать, что поддержать - не значит решить. Помощь в данном случае рассматривается как взаимодействие учащегося и учителя. Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий: согласие ребенка на помощь и поддержку, приоритет самого ребенка в решении собственных проблем - «Ребенок - главное» - правило педагогической поддержки, совместность, сотрудничество, содействие, соблюдение принципа конфиденциальности, доброжелательность и безоценочность, защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.
«Всё начинается с детства. И от нас, учителей, воспитателей и родителей, зависит, чтобы к каждому ребёнку пришёл успех в учении, а его школьные годы стали ступеньками становления человека и гражданина» [9,7].
Список литературы.
Амонашвили Ш.А. Как живёте, дети? - М.: Просвещение, 1991.
Амонашвили Ш.А., Лысенкова С.Н., Волков И.П. Педагогический поиск.-М.: Педагогика, 1990.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика.- М.: Просвещение, 1996.
Давыдов В.В., Драгунова Т.В., Ительсон Л.Б. Возрастная и педагогическая психология: учебник для студентов пед. Ин - тов.- М.: Просвещение, 1979.
Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. -М.: «Вако», 2003.
Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь. - М.: Академия, 2001.
Лопатин А.Р. Концептуальные подходы к проблеме «педагогики встречных усилий» // «Педагогика встречных усилий»: взгляд в будущее. Кострома: КГУ, 2002.
Лысенкова С.Н. Когда легко учиться. - М: Педагогика, 1985.
Лысенкова С.Н. Методом опережающего обучения. - М.: Просвещение, 1988 11)Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. - М.: Просвещение, 1990.
Мухина В.С. Детская психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1992.
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М.: Издательский центр «Академия», 1998.
Мухина В.С. Шестилетний ребёнок в школе.- Издательский центр «Академия», 1990.
Начальное образование № 6 Первый раз в первый класс, 2004.
Начальная школа. №9, 2006.
Начальная школа. №11, 2007.
Немов Психология в 3 томах.- М.: ВЛАДОС, 2003.
Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. - М.: ТЦ Сфера, 1996.
Ожегов С.И. словарь русского языка./ Под ред. Шведовой Н,Ю.-М.: Русский язык, 1987.
Пидкасистый Г.И. Педагогика. – М.: Высшее образование, 2008.
Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. Учебно-практическое пособие.- М.: «Роспедагентство», 1997.
Подласый И.П. Педагогика. – М.: ВЛАДОС, 2007.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Нар. Обр-е, 1998.
Сластёнин В.А. Сластёнин В.А. Общая педагогика. – М.: Сластёнин В.А. Общая педагогика. – М.: Академия, 2002.
Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям //Избр. пед. соч.-М.: Просвещение, 1979.
Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. шк., 1990.
Приложения
Приложение 1.
Проявление школьной дезадаптации у младших школьников.
Форма дезадаптацииПричины Коррекционные мероприятия
Неприспособленность
к предметной стороне деятельности. Недостаточное интеллектуальное и психомоторное развитие ребёнка, отсутствие внимания со стороны родителей и учителей. Специальные беседы с ребёнком, в ходе которых надо установить причины нарушений учебных навыков и дать рекомендации родителям.
Неспособность произвольно управлять своим поведением. Неправильное воспитание в семье (отсутствие внешних норм, ограничений). Работа с семьёй; анализ собственного поведения учителем с целью предотвратить возможное неправильное поведение.
Неспособность принять темп школьной жизни (часто встречается у соматически ослабленных детей, детей с задержками развития, слабым типом нервной системы). Неправильное воспитание в семье или игнорирование взрослыми индивидуальных особенностей детей. Работа с семьё, определение оптимального режима нагрузки ученика.
Школьный невроз, или «фобия школы» - неумение разрешить противоречие между семейными и школьными «мы». Ребёнок не может выйти за границы семейной общности – семья не выпускает его (чаще это у детей, родители которых бессознательно используют их для решения своих проблем). Необходимо подключение школьного психолога – семейная терапия или групповые занятия для детей в сочетании с групповыми занятиями для родителей.
Приложение 2.
Как оказать внимание ученикам:
Поговорите о чем-нибудь с учениками в классе после уроков.
Запоминайте то, что рассказывают вам ученики и используйте это в беседе с учеником в подходящий момент.
Выражайте искренний интерес к хобби своих учеников.
Становитесь рядом, если ученик шалит.
Вставляйте имя ученика в текст объяснения урока.
Посылайте открытки ученикам, которые болеют, с парой строк, написанных своей рукой.
Участвуйте в коллективных замыслах ваших учеников.
Отмечайте дни рождения своих учеников.
Приложение 3.
Модель процесса создания ситуаций успеха вобразовательной системе школы.
Создание ситуаций успеха
в образовательном
процессе

Психолого-педагогическая Психолого-педагогичес-
подготовка родителей кая подготовка классных
воспитанников к созданию воспитателей и учителей-
ситуаций успеха в условиях предметников к созданию
семьи ситуаций успеха в образо-
вательном процессе


Лл
Психолого-педагогическая диагностика
школьников и мониторинг по программе
эксперимента