Доклад на педагогическом совете школы на тему: «ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

Доклад на педагогическом совете школы
на тему:
«ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ, РЕАЛИЗУЮЩЕГО ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»

В процессе разработки и введения государственных образовательных стандартов второго поколения, выявления динамики потребностей личности, общества и государства в образовании формируется социальный заказ системе педагогического образования, выражающийся в требованиях к подготовке нового поколения педагогов, способных к инновационной профессиональной деятельности, обладающих необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному процессу образования в течение всей жизни.
Требования к компетентности педагога определяются функциональными задачами, которые он должен реализовывать в своей деятельности, и могут конкретизироваться по ступеням общего образования в соответствии с возрастными особенностями ученика, типом и видом учебного заведения, особенностями педагогической теории, лежащей в основе организации образовательного процесса в конкретном образовательном учреждении. (ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ, раздел 7. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ)
Современная жизнь требует от любого работника не только знаний, умений, хороших исполнительских навыков, но и сформированных у него на высоком уровне новых компетентностей, лежащих в основе качественного овладения любой профессией, в т.ч. и педагогической.
Компетентность – способность индивида решать профессиональные задачи и получать необходимые результаты (критерий того, что должно быть выполнено). 
ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей; владение современными образовательными технологиями, технологиями педагогической диагностики (опросов, индивидуальных и групповых интервью), психолого-педагогической коррекции, снятия стрессов и т.п., методическими приемами, педагогическими средствами и их постоянное совершенствование; использование методических идей, новой литературы и иных источников информации в области компетенции и методик преподавания для построения современных занятий с обучающимися (воспитанниками, детьми), осуществление оценочно-ценностной рефлексии.
Информационная компетентность - эффективный поиск, структурирование информации, ее адаптацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям, формулировку учебной проблемы различными информационно-коммуникативными способами, квалифицированная работа с различными информационными ресурсами, готовыми программно-методическими комплексами, позволяющими проектировать решение педагогических проблем и практических задач; регулярная самостоятельная познавательная деятельность, готовность к ведению дистанционной образовательной деятельности, использование компьютерных и мультимедийных технологий, цифровых образовательных ресурсов в образовательном процессе, ведение школьной документации на электронных носителях. 
Коммуникативная компетентность - эффективное конструирование прямой и обратной связи с другим человеком; установление контакта с обучающимися (воспитанниками, детьми) разного возраста, родителями (лицами, их замещающими), коллегами по работе; умение вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения определенных социально значимых целей; умение убеждать, аргументировать свою позицию; владение ораторским искусством, грамотностью устной и письменной речи, публичным представлением результатов своей работы, отбором адекватных форм и методов презентации. 
Правовая компетентность – использование в профессиональной деятельности законодательных и иных нормативных правовых документов органов власти для решения соответствующих профессиональных задач. 
Профессиональная компетентность учителя – «владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания». 
Компетентность учителя характеризуется основными направлениями, по которым он может повысить свое профессиональное мастерство, это: 
- Педагогическая деятельность – углубление научных знаний, наработка методической базы, формирование профессионально значимых умений и навыков учителя; 
-Личность учителя как человека, который учится всю жизнь, и только в этом случае он обретает право учить; 
- Психолого-педагогическое общение, которое включает в себя культуру педагогического общения, развитие способностей работать в коллективе, освоение корпоративных норм поведения. Педагогические критерии компетентности учителя 
-Первый критерий – это уровень обученности наших учеников, так называемый ЗУН (знания, умения, навыки) 
-Второй критерий – уровень сформированности общеучебных умений и навыков (ОУУН). Это:  Учебно-информационные умения 
Учебно-логические умения 
Учебно-управленческие умения 
-Третий критерий – это инновационная деятельность, которая позволяет осуществлять образовательный процесс на более высоком, современном уровне. Об этих инновациях мы поговорим чуть позднее. 
-Четвертый критерий – состояние исследовательской работы и работы по самообразованию. Учитель – это т от человек, который учится всю жизнь. Поэтому важным критерием успешности работы учителя становится его самообразование, целью которого является овладение теоретических сведений о различных методах и формах преподавания. Исследовательская работа дает возможность проследить эффективность применения тех или иных теоретических знаний. 
-Пятый критерий – образования педагогов и повышение квалификации. Это одно важнейших условий для повышения своей педагогической компетенции, сохранения качества преподавания. 
-Шестой критерий – способность к самоанализу, самодиагностики, так называемой рефлексии.
Психологические критерии компетентности учителя 
«Настоящее образование – это такое образование, которое заставляет определить свое отношение ко всему окружающему» писал Добролюбов. 
1. Интерес, мотивация. 
Что интересует моих учеников? Можно спросить, а лучше создать такую атмосферу доверия и творчества, в которой интересы проявятся естественным образом. 
2. Сознательное обучение. 
Нужно научиться воспитывать у ученика требуемое отношение к учебе. 
3. Взаимоотношения в системе «Учитель – ученик». 
Правильное взаимодействие учителя с учеником является ведущей переменной процесса обучения, обуславливает формирование познавательных действий учащихся. 
4. Учет индивидуальных особенностей ученика. 
Воспитание внимания зависит от личных качеств учителя. К числу наиболее важных качеств учителя относят внимательность и наблюдательность, учитель должен по глазам учеников уметь понимать: 
-Как на уроке создана установка быть внимательным; 
-Как использованы внешние особенности наглядного материала 
-Как организована смена видов деятельности 
-Как учитываются возрастные особенности 
-Как организована активность учащихся 
Личностные критерии компетентности учителя 
Специфической чертой деятельности учителя является высокая включенность в неё личности учителя. Это означает, что личностные особенности учителя выступают как инструмент его профессиональной деятельности. 
1. Эмоциональность интенсивность эмоций, их устойчивость, глубина чувств  адекватность эмоционального состояния учителя на деятельность учащихся  доброжелательность реакции учителя на возбуждение · уверенность в своих педагогических мыслях и действиях, удовлетворенность от результатов своего труда.  К сожалению, почти все учителя приобретают «профессиональную» окраску голоса: нервная монотонность с элементами металла. Это учительское свойство раздражает, угнетает учащихся. 
2. Выразительность речи. Это качество характеризует содержательность, яркость, образность и убедительность речи учителя. Для постановки голоса, владения средствами внешней выразительности необходимо использовать рефлексию своего поведения и специальные упражнения для ораторского искусства, а для обогащения лексики, образности действует правило «Три О»: 
-общение с хорошей литературой, искусством, природой 
-общение с интересными людьми, любовь, дружба 
-общение – с самим собой – саморазвитие – время печали, творчества, размышлений. 
3. Творческое начало личности. 
Учитель, как и писатель, должен строить свою внутреннюю и внешнюю биографию. Но делать это с творческим подходом, остроумно, оригинально, поэтому так часто ученикам, даже самым умным и дисциплинированным, на уроках скучно. И это приговор учителю! 
4. Организаторские способности. 
Необходимы как обеспечения работы самого учителя, так для создания хорошего ученического коллектива. 
5. Чувство юмора. 
«Отсутствие у учителя чувства юмора воздвигает стену взаимного непонимания: учитель не понимает детей, дети не понимают учителя. Сознание того, что дети тебя не понимают, раздражает, и это раздражение – то состояние, из которого учитель часто не находит выхода», говорил Василий Сухомлинский. 
6. Настойчивость, дисциплинированность. 
Под настойчивостью мы понимаем способность достигать поставленной цели и доводить принятые решения до конца, дисциплинированность же - это сознательное подчинение своего поведения общественным правилам. Обсудим несколько наиболее часто возникающих в педагогической деятельности проблем и посмотрим, какими компетентностями должен обладать педагог с точки зрения ФГОСов.
1. Проблема: Эти балбесы не способны учиться!
- Что же делать, предложите пути решения этой проблемы .
А вот, что сказано по этому поводу в Стандартах ..
2. Проблема: Ты что, учить меня вздумал? Вообразил, что ты умнее учителя?
3. Проблема: Что ты сидишь? Смотри, все уже решили задачу, а ты всё копаешься!
4. Проблема: Мне все эти информационные технологии до лампочки! Я на курсы пришла только ради корочек.
5. Проблема: Совсем разболтались! Ума не приложу, что с ними делать! Подведём итог. Каким должен быть современный педагог
Педагог должен остерегаться: 
-по привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; 
-передавать своим ученикам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;
- представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем; 
- мелочных правил и инструкций. 
Педагог должен понимать, что: 
-стабильности в мире уже больше не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям; 
-строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно; 
-его главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, и поэтому родители учеников – самые верные его союзники; 
-любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать ученикам; 
-часть функций учителя можно передать учащимся, и они справятся с этими функциями, если поймут, что это полезно и выгодно им самим; 
Педагог должен уметь: 
-успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность; 
-ориентироваться в ситуации на рынке трудя, ходя бы в своём районе, и понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха; 
-видеть и понимать действительные жизненные интересы своих учеников; 
-проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам; чувствовать проблемность изучаемых ситуаций; 
-связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерами для их возраста; · закреплять знания и умения в учебной и во внеучебной практике; 
-планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов 
-ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися; · в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»; 
-привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени; 
-оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой; 
-оценивать учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств; 
-видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни. 
А ещё не надо забывать, что мы тоже обыкновенные люди. И нам тоже требуется отдых и эмоциональная разгрузка. Поэтому, давайте чаще общаться, вместе ходить в театры, на природу, в баню, в кафе и т.д. 














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115








15