Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии
Методическая разработка внеклассного мероприятия по географии
«О Родине не говорить нельзя»
(8 класс)
Подготовил учитель географии
Михевнина В.А.
О Родине не говорить нельзя.
Внеклассное мероприятие по географии.
Подготовил: Учитель географии Михевнина В.А.
Цель: Развитие интереса подрастающего поколения к изучению краеведения.
Задачи:
1. Воспитательные:
- формирование бережного отношения к природе родного края;
- воспитание чувства патриотизма к своей малой родине.
2. Развивающие:
- развитие интереса школьников к истории, природе, населению, культуре, традициям своего села;
- развитие навыков исследовательской работы
3. Образовательные:
- расширение кругозора
Оборудование: электронная презентация: «О Родине не говорить нельзя», листы с характеристиками улиц, чернухинский костюм, записи с музыкальным сопровождением, компьютер, мультимедийная установка.
Ход мероприятия:
I ) Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята, дорогие гости. Мы рады приветствовать вас сегодня в нашем замечательном «Чернухинском» музеи природы. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в уголок Земли, где живете вы, где жили ваши деды и прадеды, окунемся в таинственное прошлое нашего села и поговорим о настоящем и будущем родного края. Обсудим мы об уникальность нашей малой родине. И куда бы судьба не забросила вас, по нелегкой дороге в «большую жизнь» вы всегда берегите в своем сердце добрую память о своем родном крае.
Как вы уже догадались, путешествовать мы сегодня будем по селу с необычным и загадочным названием «Чернуха».
II) Зачитывается стихотворение нашего всеми любимого поэта, уроженца села Чернухи Николая Федоровича Донскова «Гимн села Чернуха» (под музыкальное сопровождение)
1 остановка «История Чернухи»
«Черновская –Чернцово – Чернуха»
Как жителям Чернухи, конечно, нам очень важно знать, когда же возникло наше село, и почему его назвали именно так. Ответы на эти вопросы любознательные люди искали очень долго. Вот и авторов книги «Отчий край» Донского, тоже интересовал данный вопрос. Для этого они изучили множество документов в Арзамасском государственном архиве, однако, ничего существенного о Чернухе не нашли из-за поголовной неграмотности, вести какие-либо записи было некому. Поэтому дальнейшие поиски были продолжены в изучении архивных документов, связанные с деятельностью Арзамасского Спасо-Преображенского монастыря. (слайд)
Первое сохранившееся официальное упоминание о «Чернухе» были найдены в «Книге отписные Успения Пречистыя Богородицы». Их записи вошли «Арзамасские поместные акты 1578-1618 годов. Вот содержание одной из них: (слайд)
Любопытный документ?! Приведенная дата 4 июня 1593 года –это не что иное, как первое упоминание о Чернухе в письменных источниках 16 века. (слайд) Однако, наше поселение могло возникнуть несколько раньше, скажем лет на десять, двадцать или чуть более. Об этом косвенно свидетельствует проведенный поименный список жителей деревни Черновской, в которой, судя по документу, насчитывалось немногим более десятка поселенцев. Названные поселенцы, видимо, до передачи их земель монастырю успели освоить небольшой участок территории. Если бы поселенцы появились здесь раньше, то и число жителей было бы больше, да и пустошей (необжитых земель) было бы меньше. И так, примерную дату возникновения села Чернухи можно считать 1573-1583 г.г. (слайд)
Кто были первыми поселенцами деревни «Черновской» точно сказать очень трудно. Логика подсказывает, что ими могли быть любо охотники, добравшиеся до благодатных мест или гонимые крестьяне, спасавшие свою жизнь под покровом лесных зарослей. Или те, например, кто шел в след за войском Ивана Грозного на Казань (и по каким -то причинам был вынужден покинуть эти ряды) Кто это были? Новгородцы, псковитяне, куряне, мордва? А может Русские, обрусевшие украинцы, белорусы? Это остается загадкой, но если обратить взоры на начальный период 16 столетия, когда на чернухинских землях начали развиваться ремесла - сначала связанные с обработкой древесины, потом –с оказанием различных услуг населению, а затем созданием профессиональных групп, которые занимались отхожими промыслами за пределами своего места жительства. Напрашивается вывод о том, что именно пришлые с западных и северо-западных русских земель люди могли дать определенный толчок развитию Чернухи, которая из крохотной деревушки превратилась в крупный, населенный пункт известный в Нижегородской губернии.
Спустя более четырех веков сегодня трудно говорить о месте, с которого началось заселение чернухинской территории. По предположению Климахина Константина Семеновича, нашего краеведа, подсчитавшего, что начало заселению было положено с места, на котором ныне стоит храм Николая Чудотворца. Это место люди выбрали не случайно, оно со всех сторон было окружено водой и лесом, куда не всякий мог добраться. (слайд)
Но деревня Черновская появилась не в такой уж глухомани, а вблизи дороги на Оку в Павловский район и неподалеку от оживленного тракта на Нижний Новгород.
А теперь поговорим о названии нашего села. По этому поводу существует множество версий. Многие из вас их хорошо знают. Назовите их!? (речка Чернушка, монахи-черницы, беглые крестьяне).
Но оказывается эти версии можно опровергнуть. Монахи-черницы здесь появились после передачи д. Черновской в монастырь, а название это уже существовало. Что касается старообрядцев, то здешние места принадлежат мордве, которые долгое время оставались языческими. Но даже если предположить, что они староверы и первые поселились, то все равно даты не совпадают. Реформы Никона была 1653-1658 г.г., а деревня Черновская уже существовала с 1593 г. И есть еще одна любопытная находка. В Нижегородской области существует несколько Чернух. В Большемурашкинском, Борском, Бутурлинском, Семеновском, Краснооктябрьском, Кстовском, Лысковском. Следует отметить, что не в одном из этих поселений нет речек, которые бы называли Чернухами, Чернушками. Эти названия не были напрямую связаны с монастырями, ни с чернецами-монахами. Однако в далеком прошлом они, как и наша Чернуха располагались в труднопроходимых лесах, в чернолесье, в зарослях которого началась теплиться человеческая жизнь (слайд)
2 остановка. «Природа Чернухи»
с. Чернуха расположено в северной части Арзамасского района. (слайд). Арзамасский район, как известно, расположен на холмистой Восточно-Европейской равнине.
Скажите, ребята, а какие особенности рельефа есть в Чернухе? (Наличие карстовых провалов, воронок) Правильно, ребята. (слайд)
Как мы называем эту территорию, где карстовых провалов очень много? (Бакалды) (слайд)
А когда произошел последний провал и где он находится? (около маяка. Диаметр воронки 36 метров, глубина 17 метров) (слайд)А сейчас этот провал находится в каком состоянии? (Превратился в свалку, что очень печально)
Как происходит процесс карстообразования? (подземные воды растворяют известняковые горные породы) (слайд)
Еще одной особенностью нашего села являются озера карстового происхождения. Давайте назовем эти озера!? (Озерки, Мутное, Лесное, Медвежье, Светушка). (слайд)
А какие речки протекают через Чернуху? ( Сережа, Чернушка). (слайд)
Животный мир Чернухинских лесов очень разнообразен и широко представлен в экспозициях музея природы. Скажите, ребята, кто является основателем нашего музея «Природы»? (Трофимов Семен Иванович)
3 остановка «Улица, улица, улица родная….»
Сколько улиц находиться в Чернухе? (25)
У многих наших улиц корме официального названия еще есть старинные названия. Сейчас мы с вами поиграем и выясним, почему их так называли. (слайд)
В селе у нас имеется несколько вер: старообрядцы, православная вера, понеты, австрийцы, поморцы. Раньше очень строго относились люди к разноверным. Например, не приветствовался брак между старообрядкой и пранем из православной веры. Но у молодости свои законы. Любовь есть любовь . И влюбленные вынуждены были идти на обман родителей. Сговорившись, они исчезали на трое суток, после чего возвращались с повинной к родителям. Получив наказание плетьми, они получали и прощение. Но вот селиться им было предложено только на одной улице. Как называлась эта улица?
( Выселки, а сейчас Кавказская) (слайд)
Расположена эта улица на возвышенности, со всех сторон освещается солнцем - ярилом. Многие желали поселиться на этой улице. Поэтому дома строили впритык друг к дружке. Если загорался один дом, то огонь распространялся и на другие дома. Пожары случались очень часто, так как крыши домов были соломенные. Отсюда еще одно происхождение названия улицы. Назовите старое наименование улицы, которая свое название получила за то, что она самая яркая, солнечная. (Яришки, сейчас Свердлова) (слайд)
Улица Карла Маркса до 1935 года образовывали 3 улицы. На первой улице мастера делали челноки для ткацких станков, поэтому она называлась «Челночихой». На второй – много прудов, около них росли деревья, на те деревья прилетали птицы, отсюда и пошло название «Гагариха». И третья- Знобиловка. А вот почему ее так назвали- это вопрос ?
(Бушевали там страшные ветра, дули они отовсюду: с поля, реки. Людей брал озноб) (слайд)4 остановка «Исследовательская»
В вашем классе многие ребята интересуются своим селом. Они для нас приготовили результаты своих исследований.
«Жизнь. Быт. Традиции. Праздники с. Чернуха» (Купцова Любовь)
«Наша дивная обряда» (Цыганкова Полина)
«Они сражались за Родину» (Степанова Даша)
«Чернуха - сегодня» (Лукина Ирина)
В заключение ребята получают творческое задание. Придумать четверостишие про Чернуху. Затем их прочитать.
Заключение
Завершить наше необычное путешествие, хочется такими словами: «Куда бы судьба не забросила вас по нелегкой дороге в «большую жизнь», вы всегда берегите в своем сердце добрую память о своем родном крае».