Урок в форме интеллектуальной игры Брейн-ринг ко Дню российской науки.
БРЕЙН - РИНГ, посвященный Дню науки (8 февраля)
для 9-11 классов
Цель мероприятия: раскрытие творческих способностей, знаний и внутреннего потенциала старшеклассника. Задачи: 1)способствовать развитию умения работать в коллективе, чувства ответственности;
2) воспитывать любовь к научной, интеллектуальной деятельности;
3) развивать чувство общественной значимости науки, знаний в стране;
4)развивать логическое мышления, внимание и речь.
Форма: интеллектуальная игра
Оборудование: подборка вопросов, протокол ведения игры, два или больше столов со стульями для команд из шести человек, стол для ведущего и жюри (члены жюри ведут протокол, следят за временем и соблюдением правил игры), черный ящик, предметы-ответы на вопросы для черного ящика, песочные часы, оформление кабинета вывеской, шарами.
Ход мероприятия:
Звучат фанфары. Выход ведущих. Ведущий 1: - Добрый день, дорогие друзья! Сегодня в этом зале собрались интеллектуалы нашей школы, ученики 9-11 классов, чтобы принять участие в брейн-ринге! Ведущий 2: За звание лучших умов школы сегодня будут бороться 4 команды, поприветсвуем их аплодисментами! Приглашаем команды игроков за столы
(Бодрая музыка фоном)
Ведущий 1: Игра «Брейн – ринг» способствует развитию внимания, долговременной и оперативной памяти, ассоциативных связок, скорости реакции, логического мышления, проявлению эрудиции, умению работать в коллективе, проявлению лидерских качеств.
Ведущий 2: Это название, русской « по происхождению», игры можно перевести с английского как «площадка для мозгового сражения». Викторина динамична, азартна и зрелищна.
Ведущий 1: Сегодня наша игра посвящена Дню российской науки и мы хотим, чтоб в нашей стране уважали научные успехи наших ученых, и чтоб, вы, ребята осознавали огромные возможности мировой науки.
Ведущий 2: Ведь, как известно, День российской науки в нашей стране отмечается ежегодно 8 февраля.
Ведущий 1: Праздник был учрежден указом президента РФ Б. Н. Ельциным в 1999 году.
Ведущий 2: 8-го февраля 1724 года указом правительствующего сената по распоряжению Петра I в России была основана Академия наук.
Ведущий 1:В 1925 году она была переименована в Академию наук СССР, а в 1991-ом – в Российскую академию наук.Ведущий 2: Это немного об истории этого праздника. Вам сейчас необходимо придумать название команды и выбрать капитана.
(дается время- 1 минута)
Ведущий 1: Уважаемые игроки, представьте свою команду и капитана.
Ведущий 2: Представляем жюри:
учитель биологии
учитель физики
учитель русского языка и литературы
ученица 7 класса
ученица 8 класса
Ведущий 1: Вы уже знаете правила игры. Оговорим их еще раз.
Ведущий 2:Правила игры для команд.
Ведущий 1: 1 . Игра ведется до шести очков.
Ведущий 2: 2. Выигрывает очко та команда, которая первой в течение минуты даст правильный ответ, не сделав при этом фальстарта
Ведущий 1: 3 .Команде не засчитывается очко, если она, подняв первой сигнальную карту, дала неправильный ответ. Право ответить передаётся в этом случае сопернику.
Ведущий 2: 4 .В случае фальстарта команда лишается права ответа, и вопрос задаётся только одной команде.
Ведущий 1: 5 .Выигрывает игру та команда, которая первая набрала 5 очков.
Ведущий 2: 6 . Минута на обсуждение не экономится.
Ведущий 1: 7 . Если обе команды дали неправильный ответ на вопрос, ведущий может:
- отложить этот вопрос для следующего тура игры ;
-не присуждать очков ни одной команде, а зачитать следующий вопрос;
- предложить ответить на вопрос команде, не играющей в этом туре, тем самым дать возможность заработать баллы.
Ведущий 2: 8 . Вариант с переносом вопроса на следующий тур выгоден для его участников, за перенесенный вопрос на следующий тур по решению жюри могут увеличиться баллы.
Ведущий 1: 9 . Победителем становится команда, набравшая наибольшее количество баллов.
Ведущий 2: 10 . Во время игры жюри ведёт протокол игры.
Ведущий 1: Проигравшая команда выбывает из игры. Сначала производится жеребьёвка, чтобы определить пары соперников. Затем проводится отборочный тур. Проигравшие выбывают, победители составляют пару для игры в финальном туре, где выясняется победитель.
Ведущий 2: Итак, капитаны, пройдите на сцену для жеребьевки.
(музыкальный фон)
1 ТУР:1. О происхождении былинных богатырей говорят их прозвища: Алёша Попович - сын попа (священнослужителя), Илья Муромец - уроженец города Мурома. А что вам известно о происхождении Добрыни Никитича? (он сын купца) 2. Этот город известен, в том числе и тем, что в нём хотели построить башню, которая бы соединяла землю с небом. О каком городе речь? (Вавилон)
3. Вам известно, что такое среднее арифметическое. Назовите среднее арифметическое между рассказом и романом. (повесть)
4. Вспомните сказку Корнея Чуковского «Телефон»: «А потом позвонил крокодил и со слезами просил… к нашему ужину дюжину новых и сладких калош!» Сколько это – дюжина? (12)
5. Несколько тысячелетий назад по древней Элладе странствовал сказитель. Он слушал и запоминал народные предания, рассказы о сражениях, мифы о богах и полубогах. А потом сложил поэмы, которые в древности стали основой школьного образования, некоторые образованнейшие люди даже знали их наизусть. В Древней Греции даже существовал культ этого поэта, а право называться его родиной оспаривают 11 греческих городов. О ком идёт речь? (Гомер)
6. Одерживая одну победу за другой, войско Александра Македонского продвигалось на восток. Покорены: Персия, Египет и Вавилон. Казалось, нет такой силы, которая смогла бы остановить грозную армию. Но внезапно среди греческих воинов начались тяжелые желудочные заболевания. Полководец вынужден был повернуть назад. Но вот что любопытно: греческие военачальники заболевали во много раз реже, чем рядовые воины, хотя делили с ними все тяготы похода. В чем была причина заболевания? (Солдаты греческой армии пили из оловянных бокалов, а их военачальники – из серебряных. Серебро же способно убивать микробов, находящихся в воде.)
7.Если существует закон, то всегда найдется и его нарушитель. Но вот один из всех законов, введенный еще в XlV веке английским королем Генрихом lV, никто не мог нарушить, несмотря на то, что желающих это сделать было немало. О каком законе идет речь? (Речь идет о строжайшем запрете “превращать обычные металлы в золото”.)
8. Внимание! Черный ящик.В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма.)
9. Внимание! Черный ящик.В Нью-Йоркском зоопарке находится каменный павильон с бронированными стеклами, на котором красуется надпись: “Здесь находится самое опасное животное на Земле”. Угадайте содержимое павильона. (Там установлено зеркало. Неужели вы подумали, что в “самом правовом государстве мира” могли посадить в клетку человека?.)
11. В горах Средней Азии при рождении мальчика отец сажает 40 тополей. Зачем? (Когда сын вырастет, ему будет из чего построить себе дом.)
2 ТУР:
1. Во время Олимпийских игр в Древней Греции мать атлета-победителя закричала от радости. Её чуть не казнили. За что? (женщины не допускались на Олимпийские игры) 2. Этот элемент обязательно присутствует на сапогах мужчин и женщин кочевников. Назовите его и объясните, для чего он нужен. (каблук – чтобы лучше держаться в седле) 3. Люди какой профессии постоянно смотрят на 5 параллельных линий? (музыканты)
4. Виктор Гюго однажды заметил, что человеческий разум владеет тремя ключами, позволяющим людям знать, думать, мечтать. Один из них – буква, второй – цифра, а третий? (нота)
5. Внимание! Черный ящик.Это неразрывно связано с морем. Это являлось компонентом панциря воинов в Древней Греции. В Древнем Китае это служило деньгами. Что это? (Это соль, которой в частности пропитывали панцирь воина в Древней Греции.)
6.Красивыми в Древнем Египте считались жирные волосы, поэтому египтяне обильно смазывали их жиром. В дни похорон принято было посыпать голову пеплом. Однажды во время похорон пошел дождь, и в этот момент, как гласит предание, произошло событие, которое сыграло значительную роль в жизни человечества. Оно остается важным для нас и сейчас. Что же произошло? (Головы египтян покрылись пеной. Так, если верить преданию, из соединения жиров и золы возникло мыло.)
7.Среди методов нетрадиционного лечения долго незаживающих язв есть и такой: регулярно присыпать ранку сахарным песком. Заживление при этом происходит в 3-4 раза быстрее, чем при лечении антибиотиками. Какую роль здесь играет известное свойство сахара, которое умело используют торговцы? (Сахар вытягивает воду не только из воздуха, но и из микроорганизмов, от чего те быстро погибают.)
8. Внимание! Черный ящик.Плиний Старший описал случай, когда финикийские мореплаватели, застигнутые штормом, разложили костер на песчаном берегу. Котел они поставили на глыбы соды, которую везли на продажу. Что же они обнаружили на кострище утром? (Стекло.)
9. Внимание! Черный ящик.Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают? (Лавр.)
10.19 июля 1912 года великий русский физиолог И.П. Павлов должен был получить почетное звание доктора Кембриджского университета. Когда он шел получать диплом, то с удивлением увидел, что стоявшие на хорах английские студенты спустили ему на веревочке какой-то предмет. Это оказался подарок. Позже Павлов узнал, что тридцать лет назад примерно так же студенты приветствовали Чарльза Дарвина. Что подарили англичане Павлову, а что – Дарвину? (Павлов получил игрушечную собачку, а Дарвин – обезьянку.)
11.Во всех многообразных композициях икебаны, как правило, присутствуют три обязательных компонента. Это могут быть, например, цветок, ветка и трава. Какие три начала они символизируют? (В любой композиции икебаны есть элементы, символизирующие небо, землю и человека.)
ФИНАЛ
1. В XVII веке физик Ван-Гельмонт изобрел специальное слово для обозначения вновь открытого агрегатного состояния вещества. Слово это вошло в словари огромного числа языков практически без изменений. Назовите его. (газ)
2. Приказ об утверждении этой должности для хранения своей коллекции книг подписала императрица Екатерина 2. О какой должности идёт речь? (библиотекарь) 3. В эпоху средневековья богатых купцов называли "мешок..." чего? (перца. Очень ценились и были крайне дороги специи) 4. Кроме Олимпийских Игр, в Древней Греции были и другие, например, Немейские, Пифийские, Истмийские. А чем от них ото всех отличались Герийские Игры? (в них принимали участие только женщины)
5. Пётр 1 хорошо знал аддицию, субстракцию, мультипликацию и дивизию. Более того, в 1714 году он обязал своим царским указом знать это и дворянским детям, иначе им запрещалось жениться! О чём идёт речь, если сегодня это на уроках делает каждый школьник? (4 математических действия: сложение, вычитание, умножение, деление) 6. Вход в библиотеку фараона Рамзеса 2 украшала табличка «Аптека для…..» чего? (для души)
7.Изобразите то, чему японцев учат с самого раннего детства. (улыбка)
8.Великий шелковый путь начинался в китайском городе Сиань. А где был конечный пункт? (В Риме. Не зря ведь бытовала поговорка, что все дороги ведут туда.)
9. Всего в этой стране насчитывается 166 888 озер общей площадью свыше 500 кв. км, которые занимают 8 % ее территории. Как она называется? (Финляндия – “страна тысячи озер”.)
10.Всем известна картина Леонардо да Винчи “Мона Лиза” (Джоконда). Какая деталь внешности отсутствует у женщины, изображенной на этом полотне, в то время как она есть у каждого человека? (У Джоконды отсутствуют брови.)
11.Однажды во время беседы о достижениях техники Бернард Шоу сказал: “Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться…” Чему? (Вести себя как люди.)
12.Ранее в Красной Книге было четыре категории животных: исчезающие виды, редкие виды, сокращающиеся виды и виды, степень опасности исчезновения которых еще не установлена. Потом появилась пятая категория, сведения о которой печатаются на зеленых страницах. Что это за категория? (Виды, опасность исчезновения которых миновала.)
Ведущий1: Подошло время подвести итоги. Слово предоставляется жюри.
(Жюри объявляет команду -победителя, лучших игроков каждой команды)
Награждение.(музыкальный фон. Фанфары)