Урок-игра на тему «Жизнь первобытных людей»
Открытый урок по истории Казахстана 6 класс.
Тема: «Жизнь первобытных людей».
Цель урока:
Обобщить знания учащихся по разделу «Жизнь древнейших людей»,
Приобщить учащихся к культуре древних народов,
Вызвать интерес к изучению богатой истории своей страны.
Тип урока: обобщающий урок-игра.
Оборудование:
конверт с заданиями, чистые листы формата А4, раздаточный материал для аппликации, ножницы, цветная бумага, клей, цветные карандаши.
Условия игры:
В начале игры происходит формирование команд и жюри.
Команды придумывают названия, выбирают капитана, обращаются с приветствием к жюри и друг к другу.За правильный ответ команда получает жетон. Победителем объявляется та команда, которая наберет наибольшее количество жетонов.
Ход урока:
Организационный момент.
Конкурсная программа.
1 конкурс «Разминка».
Вопрос: Чем древнейший человек отличается от животных? Команды называют отличаи поочередно: кто больше.
2 конкурс художников.
Задание – на листе бумаги команда должна нарисовать портрет древнейшего человека, отметив его особенные черты. По одному представителю от команды выходят к доске и анализируют свои ресунки.
3 конкурс эрудитов
На столе - карточки задания. Команды поочередно вытаскивают карточки и отвечают на вопроссы.
Вопросы и задания:
Древние люди не могли жить поодиночке. они объединялись в группы – коллективы. Как вы думаете, почему первобытные люди не могли жить поодиночке? Как называется самый древний коллектив людей? Каковы его черты?
Около 35 -40 тысяч лет назад человеческое стадо привратилось в постоянные коллективы родственников. Как назывались такие коллективы? Чем они отличались от человеческого стада? Какая судьба ожидала первобытного человека, изгнанного из коллектива?
Около ста тысяч лет назад на Земле началось резкое похолодание. Подумайте, что было необходимо древним людям, чтобы выжить в холодные зимы. Как изменилась жизнь первобытных людей с изменением природных условий?
Составьте рассказ о жизни первобытных людей, начав его примерно так: «Холодным дождливым вечером весь род собрался у костра отдохнуть и погреться. Но люди не просто отдыхали. Все, даже дети были заняты делом...»
Составьте рассказ об охоте первобытных людей, начав его так: «Однажды, когда в пещере у людей нене осталось пищи, они вооружились и отправились на охоту...» Используйте в рассказе слова: копье, мамонт, яма-западная, огонь.
Что давал огонь первобытным людям? Как его сохраняли? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?
Представьте себе, что вы оказались в поселке первых земледельцев и скотоводов. Что бы вы там увидели? Составьте рассказ, начав его примерно так: «Выйдя на лесную поляну, я увидел небольшой поселок. Мужчины с каменными тапорами расчищали участок леса...».
Два племяни живут в разных местах и не общаются друг с другом. Одно племя занимается собирательством и охотой, другое, наряду с этими занятиями, - земледелием и скотоводством. Предположите какое племя жило в лучших условиях. Почему?
Представьте себе, что вы попали на далекий остров, где живет народность, далеко отставшая от нас в своем развитии. Составьте рассказ о жизни на этом острове, используя слова: копье, шкура, загородка, лук, сеять, плавять, серп, весло.
Около 6 тысяч лет назад люди заметили, что некоторые камни не раскалываются от удара. Попадая в огонь они размягчаются и, застывая, приобретают новую форму. Какое открытие на основании этого сделали люди?
Постепенно равенство между общинниками исчезло. Среди них появились богатые и бедные, знатные и незнатные. Вспомните, кого называли знатными людьми. Объясните, как возникло неравенство между людьми.
Какие выводы о жизни и занятиях древних людей можно сделать на основании найденных в пещере археологами кучи золы, каменных наконечников копий, костей крупных животных?
Какие выводы о жизни и занятии древних людей на основании найденных в пещере археологами наконечников стрел, кусков глиняной посуды, костей мелких животных?
Какие выводы о жизни и занятии древних людей можно сделать на основании найденных археологами останком жилищ, каменных зернотерок, серпов?
Какие выводы о жизни и занятиях древних людей можно сделать на основании найденных археологами останков жилищ, большого количества костей коз и свине, медных топоров?
4 конкурс «Занятия древних людей»
Команды разыгрывают по жребью две карточки: на одной написано «земледелие», на другой - «скотоводство». После непродолжительной подготовки одна команда рассказывает о появлении земледелия, а другая – о появлении скотоводства.
5 конкурс «Терминологическое лото»
Каждая команда получает набор карточек. на синих карточках написаны термины и понятия, на красных карточках – объяснение этих терминов и понятий. Команды должны разложить карточки в соответствии терминов и определений
Понятия:
ремесло, знать, старейшины, человеческое стадо, религия, археология.
Определение:
изготовление различных изделий; разбогатевшие вожди и старейшины; самые старшие и опытные из родичей, руководившие делами рода; древнейший коллектив людей; вера в богов и духов; наука, изучающая жизнь древних людей по найденным в земле древним останкам и предметам.
Подведение итогов, оценивание, награждение участников.