Технологическая карта урока по теме Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи.


Тема урока: Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи.
Класс: 8
 Учитель: Гайнутдинова Гульнара Зуфаровна
Тип урока: урок изучения нового материала
Дидактическая задача урока: обеспечение формирования УУД в условиях достижения поставленных целей, формирование предметных и метапредметных умений на основе изучения нового материала и первичного его закрепления на практике.
Цель урока: определять и обособлять на письме определения с обстоятельственным оттенком.
Задачи урока:
1) образовательная: актуализировать знания обучающихся о согласованных обособленных определениях; дать представление об условиях обособления определений с обстоятельственным оттенком; научить правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях с обстоятельственным оттенком; дать представление о роли обособленных определений в речи.
2) развивающая: формировать и развивать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД через содержание учебного материала: развивать письменную и устную речь обучающихся, навыки взаимодействия с другими людьми, умение чётко формулировать свои мысли, умение аналитически мыслить, сопоставлять понятия, делать выводы на основе фактов;3) воспитательная: воспитывать культуру общения, интерес и любовь к русскому языку и чтению книг, личностные УУД.Планируемые результаты урока:
Предметные: создание условий для качественного усвоения обучающимися случаев обособления определений с обстоятельственным оттенком, совершенствование их пунктуационной грамотности.
Личностные: создание условий, способствующих осознаванию обучающимися гордости за богатство и выразительность русского языка; создание условий для анализа обучающимися своих действий, объективной оценки уровня своих знаний, для формирования мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: создание условий для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через изучение и анализ предложений.
Познавательные УУД: содействие развитию мыслительных операций: установление аналогии — соотносить графические схемы с примерами из художественных текстов; помощь в развитии познавательной активности, интеллектуальных способностей; умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация и способность к самооценке своих действий, принятие и понимание учебной цели и задач.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового; способность ставить новые цели и задачи.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Методы и педагогические технологии: частично-поисковый, исследовательский метод.
Средства обучения: презентация, проектор.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная.
Межпредметные связи: литература.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
План урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяI. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок: Оценивание готовности к уроку.
Самоорганизация на учебную деятельность
II. Мотивация к учебной деятельности, к желанию изучать русский язык - Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса, течёт как гордая, величественная река — шумит, гремит — и вдруг, если надобно, смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу, образуя все меры, какие заключаются только в падении и возвышении человеческого голоса!
Разве можно не согласиться со словами Николая Михайловича Карамзина?! А чтобы поистине прославлять наш великий язык, нужно владеть им в совершенстве. И сегодняшний урок — это очередная ступень к тому, чтобы русский язык стал настоящим богатством каждого из нас. Установка на интерпретацию темы урока, установка на образовательную деятельность
III. Актуализация опорных знаний. 1. Согласны ли вы с утверждениями?
А) обособляются только определения, стоящие после определяемого слова? Б) обособленные определения выделяются на письме только запятыми?В) согласованное определение, выраженное причастным оборотом, обособляется не всегда?Г) обособленное согласованное определение может быть оторвано от определяемого слова другими членами предложения?
2. Соотнесите пункты столбцов (например, 1-А):
1. Определение, которое относится к личному местоимению. А) Ягоды, собранные детьми, были вкусные.
2.Согласованное распространенное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого существительного. Б) Ферапонт, в жилете и ситцевой рубахе, стоял у лавки.
3.Однородные согласованные определения, стоящие после определяемого существительного. В) Дружившие с детства, они никогда не расставались
4.Несогласованное определение, стоящее после определяемого существительного собственного Г) Ветер, теплый и ласковый, разбудил цветы на лугу.
Фронтальная. Дают ответы, соглашаясь или опровергая высказывание. Аргументируют.
Выполняют на листах индивидуально.
1 –В
2- А
3- Г
4-Б
IV.Постановка проблемного вопроса Чтобы узнать, как звучит наша тема, давайте обратимся к предложению.
Размытая дождями, почва не годится для сева.
- Почему определение размытая дождями обособлено?
-Где стоит определяемое слово? Чем оно выражено? Оторвано ли определение от определяемого слова другими словами?
- Можем ли мы сделать из этого простого предложения сложное? Попробуем.
Зададим вопрос от одной части предложения к другой.
Какое значение имеет та часть, к которой мы задали вопрос?
Какой второстепенный член предложения может иметь значение причины?
- Можем ли мы сказать теперь, почему определение размытая дождями обособлено?
- Как звучит тема нашего урока? Обучающиеся отвечают на вопросы, приходят к выводу, что ни одно из условий не выполнено, а определение обособлено. Возникает вопрос: почему?
Так как почва размыта дождями, она не годится для сева.
Она не годится для сева почему? Так как размыта дождями.
Причины.
Обстоятельство.
Да, оно имеет обстоятельственное значение.
Обучающиеся называют тему урока: «Обособление определений с обстоятельственным оттенком » и записывают её в тетради.
V. Целеполагание- Каких целей нам нужно сегодня добиться, чтоб наш урок удался?
Учитель корректирует цели, названные обучающимися и демонстрирует их на слайде. Ответы обучающихся:
1) научиться определять обстоятельственные оттенки обособленных определений;
2) научиться обособлять определения с обстоятельственным оттенком;
3) закрепить полученные знания на практике.
VI. Изучение нового материала и первичное закрепление изученного материала - Для того чтобы познакомиться со всеми случаями обособления определений с обстоятельственным оттенком, нам нужно провести небольшое исследование. Работаем по группам. Ваша задача — проанализировать предложения и определить, в каких предложения определения имеют добавочное обстоятельственное значение причины, уступки.
А) Раненный осколком, капитан не покинул строя.
Б) Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой.
В) Выросший в нищете, Иван не любил роскошь.
Г) Недовольный приемом, господин все же остался отвечать на вопросы.
Предлагает обучающимся самостоятельно сформулировать правило обособления определений с обстоятельственным оттенком.Обучающиеся настраиваются на исследовательскую работу, знакомятся с заданием.
Анализируют в группах предложения и определяют оттенки определений.
А, Г – уступки,
Б, В – причины.
Правило: определения, имеющие обстоятельственные оттенки, обособляются.
VII. Физкульт-минуткаВасилий Александрович Сухомлинский, педагог-новатор, когда-то сказал, что «ум ребёнка находится на кончиках пальцев». Давайте, для того чтобы заставить работать наш мозг в полную силу, выполним упражнение с кончиками пальцев. Обучающиеся производят смену деятельности: выполняют физические упражнения с кончиками пальцев:
5 щелчков, сыплем соль.
IX. Проверка целеполагания- Мы проделали важную работу, посвящённую теме «Обособление определений, имеющих обстоятельственное значение». Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
Учитель демонстрирует цели на интерактивной доске.
- Сумели ли мы добиться того, что планировали?
Посмотрите на отрывок из «Песни о Соколе» М.Горького.
Море - огромное, лениво вздыхающее у берега, - уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно слилось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звезд.
Запишите эти предложения без обособленных определений.
Какова роль обособленных определений в речи? Обучающиеся называют цели, которые сами поставили в начале урока, и анализируют проделанную ими работу, сопоставляя её с тем, чему планировали научиться.
Море уснуло и неподвижно в дали. Оно слилось там с синим южным небом и крепко спит.
Ученики делают вывод относительно роли обособленных определений в речи: они помогают создать образ, нарисовать полную картину, обогащают речь.
X. Подведение итогов урока - Давайте подведём итоги урока. Что нового мы сегодня узнали?
- Чему научились?
- Всё ли было понятно?
- Какая работа вызвала у вас затруднения?
Учитель комментирует работу учеников и выставляет оценки.
- На следующем уроке мы продолжим знакомство с другими обособленными членами. Ученики анализируют материал, с которым они познакомились на уроке, делают выводы о том, насколько успешно они усвоили случаи обособления согласованных определений и т.д.
Домашнее задание П.38. Написать сочинение-миниатюру по теме «Приход весны», используя обособленные определения. Записывают домашнее задание.
XI. Рефлексия Учитель предлагает обучающимся провести самоанализ своей работы на уроке.
1.На уроке я работал2.Своей работой на
уроке я3.Урок для меня показался4.За урок я5.Мое настроение
6.Материал урока для меня был7.Домашнее задание мне кажется активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длиннымне устал / усталстало лучше / стало хужесложным / несложныминтересным / неинтересным
В «рефлексивную шкатулку» кладут листки с самоанализом.

Приложение
Самоанализ работы _______________________ на уроке
(выбери и подчеркни нужный вариант в каждом вопросе).
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
4.За урок я не устал / устал5.Мое настроение стало лучше / стало хуже
6.Материал урока для меня был сложным / несложным
7.Домашнее задание мне кажется интересным / неинтересным