Проект Мой любимый город — Нижний Новгород для средней группы
Проект по социально-нравственному воспитанию «Мой любимый город – Нижний Новгород»». Средняя группа
Утром солнышко встает,Нас на улицу зовёт.Выхожу из дома я: – Здравствуй, улица моя!Я пою и в тишинеПодпевают птицы мне.Травы шепчут мне в пути:– Ты скорей, дружок, расти!Отвечаю травам я,Отвечаю ветру я,Отвечаю солнцу я:– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)
Вид проекта: информационно-творческий.Срок реализации: 1год Проблема
Проведенный среди детей и родителей воспитанников средней группы опрос показывает, что у большинства исследуемых детей недостаточно сформированы знания о родном городе, в процессе беседы дети сомневались в ответах, недостаточно владели информацией, родители не имеют возможности посещать культурные учреждения города из-за высокой занятости; некоторые родители затрудняются в знании истории города.Актуальность Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», направленная на все социальные слои и возрастные группы граждан России. К сожалению, приходится констатировать, что в современном обществе материальные ценности стали всё больше доминировать над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Родители смещают акценты в сторону интеллектуализации, когда природные закономерности свидетельствуют о том, что дошкольный возраст наиболее благоприятен для формирования сенсорной, социальной и нравственной сфер.
Большое значение для познавательного, социально-личностного и нравственного развития детей дошкольного возраста имеет знакомство с родным городом, его достопримечательностями, улицей, на которой проживает ребенок, с людьми, которые прославили наш город.Цель проекта:
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю.Задачи проекта:- Создать условия для восприятия сведений о культурном облике родного края;- Развивать бережное отношение к городу, его достопримечательностям, культурным ценностям, природе;- Развивать связную речь детей; обогащать и активизировать словарь детей, учить свободно мыслить, фантазировать;- Воспитывать чувство гордости за своих земляков, эмоционально-ценностное отношение к краю;
- Заинтересовать родителей и привлечь их к реализации проекта.Участники проектаДети 4-5 лет (средняя группа), воспитатели, родители.Прогнозируемый результат.- Обогащенные и систематизированные знания детей о городе. Сформирован устойчивый интерес к изучению данной проблемы.- Участие семей воспитанников в учебно-воспитательном процессе.- Разработанное методическое и дидактическое сопровождение по данному разделу.- Реализация проекта позволит повысить детскую, родительскую и педагогическую компетентность в вопросах истории, культуры города Нижний Новгород, поможет сформировать заботливое отношение к родному городу.Следовательно, данный проект способствует формированию не только познавательного интереса, но и имеет социальное значение.Реализация проектаРеализация проекта осуществляется в 3 этапа.I этап - подготовительный, включает в себя:
Анкетирование родителей знаний и представлений о родном городе, его истории, достопримечательностях;
Диагностирование детей, с целью выявить уровень осведомлённости детей среднего дошкольного возраста о родном городе;
Анализ программы детского сада и включение в содержание перспективного планирования мероприятий по ознакомлению с родным городом.
Проектирование развивающей среды группы: оформление уголка «Край родной», «Уголка семьи», мини-музея группы.
II этап - основной, включает в себя:• Занятия с детьми в соответствии с перспективным планом.• Совместные мероприятия с семьями воспитанников.• Пополнение развивающей среды.• Выставки детских работ, семейных коллекций, коллекций сотрудников.Перспективный план работы по ознакомлению с родным городом детей.
Период Содержание Работа с родителями
Сентябрь 1. Целевая прогулка по близлежащим улицам. Цель: Закрепить названия близлежащих улиц, объектов культурного и социального назначения, располагающихся на них.Выучить адрес детского сада Анкетирование родителей. Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Нижний Новгород.
Привлечь родителей к прогулке по городу.
Октябрь 1. Составление рассказов «Дом, в котором я живу» Цель: Закрепить с детьми знание своих домашних адресов
2. Место работы родителей Цель: Закрепить знания детей об объектах культурного и социального назначения, располагающихся на микроучастке нашего детского сада.Уточнить у детей знание профессий людей, работающих на этих объектах Организовать конкурс для детей и родителей «Дары земли Нижегородской» (Поделки из природного материала).
Ноябрь 1. НОД «Мой город – Нижний Новгород»» Цель: Уточнить знания детей о названии родного города.Вызвать у детей чувство восхищения красотой родного города.
2. Прослушивание песен о родном городе, чтение стихов Цель: Вызвать интерес к своему родному городу, прививать чувство гордости за него. Привлечь родителей к оформлению мини-музея группы, пополнения его семейными фотографиями.
Рекомендации родителям по домашнему чтению.
Декабрь 1. Рассказы о достопримечательностях Цель: Прививать интерес к историко-культурному наследию, способствовать возникновению чувства гордости за архитектурный памятник города2. Знакомство с гербом города«Нарисуй герб семьи». Цель: Дать понятие о том, что такое герб, объяснить символику герба г. Нижний Новгород. Воспитывать уважительное отношение к символике города Планирование совместно с родителями маршрутов выходного дня к историческим местам города.
Январь 1. Оформление газеты «Шагая по улицам города» Цель: Воспитывать любовь к родному городу, вспомнить его достопримечательности2. Дидактическая игра «Путешествие по городу» Цель: Вызвать у детей интерес к истории возникновения исторических памятников города Привлечь родителей к оформлению газеты «Шагая по улицам города».
Февраль 1. Беседа «Чем помочь родному городу?» Цель: Вызвать у детей желание поддерживать чистоту и порядок во дворах, чтобы они были чистыми и красивыми.2. Они прославили наш город.Беседа о важности труда всех людей Цель: Вызвать у детей интерес к жизни города Нижний Новгород, чувство уважения и гордости за знаменитых земляков. Рекомендации родителям, касающиеся активного зимнего отдыха с детьми (катание на санках, коньках, лыжах, прогулки, подкармливание зимующих птиц).
Март 1. Фотовыставка «Природа родного края». Цель: Прививать любовь к родному городу, к родным местам; гордиться тем, что живёшь в городе Нижний Новгород. Привлечь родителей к оформлению фотовыставки в мини-музее «Природа родного края».
Апрель НОД «Что мы знаем о родном городе» Цель: Выявить знания детей о родном городе. Воспитывать любовь к своему городу, чувство гордости за то, что мы живем в городе Нижний Новгород. Ориентирование родителей в выборе художественных и мультипликационных фильмов, направленных на воспитание нравственных качеств детей.
Май 1. Боевая слава города.Беседа о подвигах солдат в Великой Отечественной войне. Изготовление праздничных открыток Цель: Вызвать у детей желание подражать военнослужащим, быть такими же мужественными, смелыми2. Итоговое диагностирование детей.
Цель: Выявить знания детей и их родителей о городе Нижний Новгород в ходе реализации проекта. Оформление совместно с родителями стенгазеты «Боевая слава города». Повторное анкетирование родителей.
III этап: заключительный. -Награждение победителей конкурсов и родителей благодарственными письмами.-Анализ результатов проектной деятельности. -Обобщение опыта на педсовете.
Литература.
Н. Г. Комратова, Л, Ф, Грибова «Моя малая родина» - Нижний Новгород 2005 г.
«Мир на моей ладошке» под общей редакцией Т, А, Серебряковой, А. В. Удовика - Нижний Новгород 2013 г.
О. Л. Князева, М. Д. Маханёва «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» – Санкт-Петербург «Детство-Пресс» 2006 г.
Н. Г. Комратова «Мир в котором я живу» – Нижний Новгород 1998 г.
Т. А. Серебрякова «Край родной» – Нижний Новгород 2004 г.
Н. В. Микляева, Н. Ф. Лагутина «Музей в детском саду» – Москва 2011 г.
Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Наша Родина» – Москва «Просвещение» 1984 г.
Р. И. Жуковская, Н. Ф. Виноградова, С. А. Козлова «Родной край» – Москва «Просвещение» 1990 Г.
Т. П. Виноградова, И. Г. Дементьева, Т. В. Кучерова, О. И. Наумова «Нижний Новгород 790 вопросов и ответов» - Нижний Новгород «Кварц» 2011 г.